Арбитражный суд Кировской области
610017 г.Киров ул.К.Либкнехта д.102
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
ФИО1 Дело № А28-6232/2008-19/34
Резолютивная часть решения оглашена 11 сентября 2008 года
В полном объеме решение изготовлено 17 сентября 2008 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Агалаковой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Агалаковой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента государственных закупок Кировской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
о признании недействительными решения от 06.06.2008 №39/03-08-з и предписания от 06.06.2008
заинтересованные лица: Департамент здравоохранения Кировской области, ГУЗ «Центр по сертификации и контролю качества лекарственных средств Кировской области», ООО «Интермедфарм»
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя: ФИО2 – начальник отдела по доверенности от 26.06.2008, ФИО3 – ведущий специалист по доверенности от 29.07.2008;
ответчика: ФИО4 – главный специалист по доверенности от 15.01.2008;
установил:
Департамент государственных закупок Кировской области (далее – заявитель, уполномоченный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненном в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее – УФАС по Кировской области) от 06.06.2008 №39/03-08-з и предписания от 06.06.2008 как незаконных и необоснованных. Заявитель считает, что обжалуемые акты противоречат пункту 1 части 1 статьи 12, частям 9, 10 статьи 17, части 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также создают препятствия заявителю в осуществлении им функций органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по размещению заказов, в части своевременного и объективного рассмотрения заявок на участие в аукционе и выбора победителя, поскольку обязывают заявителя при размещении государственного заказа на поставку лекарственных препаратов для получения достоверной информации обращаться в федеральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит государственная регистрация лекарственных средств и ведение реестра лекарственных средств. В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что при исполнении функций по размещению государственного заказа путем проведения открытого аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных средств по лоту №12 руководствовался Порядком взаимодействия департамента государственных закупок Кировской области с государственными заказчиками Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 29.12.2007 №118/528, запрашивая соответствующую информацию о регистрации лекарственных средств у государственного заказчика – Департамента здравоохранения Кировской области.
УФАС по Кировской области требования заявителя не признает, полагает, что обжалуемое решение и предписание соответствуют положениям статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также отсутствуют доказательства нарушения прав и законных интересов Департамента государственных закупок Кировской области как уполномоченного органа по размещению государственных заказов.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Департамент здравоохранения Кировской области поддерживает требования заявителя, считает, что вынесенные в адрес заявителя решение и предписание от 06.06.2008 не соответствуют положениям Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», подтверждает, что для своевременного проведения размещения заказа путем проведения открытого аукциона в соответствии с техническим заданием предоставил для уполномоченного органа сведения о государственной регистрации препарата «Анастера», предложенного участниками открытого аукциона по лоту №12, поскольку оснований сомневаться в источнике информации о регистрации лекарственного средства – ГУЗ «Центр по сертификации и контролю качества лекарственных средств Кировской области» не имелось. Департамент здравоохранения Кировской области извещен о времени и месте рассмотрения дела, явка уполномоченного представителя не обеспечена.
Привлеченным к участию в деле в качестве третьего лица Государственным учреждением здравоохранения «Центр по сертификации и контролю качества лекарственных средств Кировской области» представлено письменное мнение по предмету заявленных требований, в котором содержатся сведения о полномочиях учреждения и предоставлении Департаменту здравоохранения Кировской области ответа на запрос - сведений из государственного реестра лекарственных средств по состоянию на 03.05.2008, в которых информация о регистрации препарата «Анастера», предложенного участниками аукциона ООО «Фарм-трейд» и ООО «Компания «Интермедсервис», отсутствует. Учреждение извещено о времени и месте рассмотрения дела, явка уполномоченного представителя не обеспечена.
ООО «Интермедфарм» извещено о времени и месте рассмотрения дела, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества.
В судебном заседании объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 04.09.2008 по 11.09.2008.
Руководствуясь статьей 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей привлеченных к участию в деле третьих лиц.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Кировской области от 29.12.2007 №118/258 Департамент государственных закупок Кировской области является органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных заказчиков Кировской области.
На основании заявки государственного заказчика - Департамента здравоохранения Кировской области - заявителем объявлен открытый аукцион на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных средств для населения Кировской области, имеющего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии с заявкой государственного заказчика уполномоченным органом составлена документация об аукционе, в том числе раздел 4 «Аукционное задание», в соответствии с которым по лоту №12 указано предложение о приобретении противоопухолевых, иммунодепрессивных и сопутствующих средств: международное непатентованное наименование – АНАСТРОЗОЛ, лекарственная форма – таблетки покрытые оболочкой 1 мг №28, единица измерения – упаковка, количество – 360.
Извещение о проведении аукциона опубликовано в газете «Вести» от 22.04.2008 №47 и размещено на официальном Портале государственных закупок Кировской области www.pgz.ako.kirov.ru.
Согласно протоколу заседания единой комиссии уполномоченного органа от 22.05.2008 заявки на участие в аукционе по лоту №12 представлены от 8 юридических лиц. Пункт 14 названного протокола содержит решение единой комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе 7 претендентам по основанию: представлена недостоверная информация о товаре, предлагаемом к поставке (по лекарственной форме) в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №94-ФЗ). Вывод о предоставлении претендентами недостоверной информации о товаре сделан единой комиссией уполномоченного органа на основании заключения государственного заказчика от 22.05.2008, располагающего на момент составления заключения сведениями об отсутствии государственной регистрации лекарственного средства с международным непатентованным наименованием – АНАСТРОЗОЛ, торговое наименование – АНАСТЕРА, лекарственная форма – таблетки покрытые оболочкой 1 мг №28, производитель – ФИО5, ФИО6.
Решением единой комиссии уполномоченного органа, изложенным в пункте 12 протокола от 27.05.2008 №90, победителем аукциона по лоту №12 признано ООО «Интермедфарм» с ценой предложения 1703886,72 рублей.
Претендентами на участие в аукционе ООО «Фарм-Трейд» и ЗАО «Компания «Интермедсервис» 29.05.2008 указанное решение комиссии обжаловано в УФАС РФ по Кировской области. В обоснование своих доводов претендентами на участие в аукционе представлены сведения о государственной регистрации заявленной им к поставке лекарственной формы препарата АНАСТРОЗОЛ, торговое наименование – АНАСТЕРА, лекарственная форма – таблетки покрытые оболочкой 1 мг №28, производитель – ФИО5, ФИО6, представлены сведения из государственного реестра от 19.12.2007. По итогам рассмотрения жалоб комиссией УФАС РФ по Кировской области вынесено решение от 06.06.2008 №39/03-08-з о признании жалоб обоснованными и выдаче предписания о прекращении нарушения пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона №94-ФЗ путем отмены протоколов от 22.05.2008 №84 и от 27.05.2008 №90 и проведении процедуры проведения аукциона по лоту №12 повторно. Предписание УФАС РФ по Кировской области от 06.06.2008 содержит указание о представлении информации о повторном проведении процедуры аукциона по лоту №12 в срок до 25.06.2008.
Департаментом государственных закупок предписание УФАС РФ по Кировской области от 06.06.2008 исполнено, протоколы от 22.05.2008 №84 и от 27.05.2008 №90 отменены, о чем участники размещения заказа извещены сообщением от 11.06.2008, процедура аукциона проведена повторно, победителем аукциона признано ООО «Интермедфарм» с ценой предложения 1331161,5 рублей.
В судебном заседании 14.08.2008 представитель Департамента здравоохранения Кировской области подтвердил, что государственный контракт с ООО «Интермедфарм» заключен, поставка лекарственных средств по нему производится в соответствии с условиями контракта.
Полагая, что обжалуемыми решением и предписанием УФАС РФ по Кировской области созданы препятствия заявителю в осуществлении его функций по размещению государственных заказов в качестве уполномоченного органа, поскольку в мотивировочной части решения содержится указание на получение оперативной информации о государственной регистрации лекарственных средств непосредственно у Росздравнадзора.
Изложенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом бремя доказывания соответствующих обстоятельств возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона №94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона.
Основания, по которым участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе, указаны в части 1 статьи 12 Федерального закона №94-ФЗ, в том числе несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе.
Указанный перечень является закрытым, отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям не допускается в силу части 2 статьи 12 Федерального закона №94-ФЗ.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона №94-ФЗ участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе по форме, установленной конкурсной документацией. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 25 Федерального закона №94-ФЗ заявка участника размещения заказа должна содержать предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения государственного или муниципального контракта, в том числе предложение о цене контракта.
Таким образом, заявка участника размещения заказа должна содержать наименование товара, предлагаемого к поставке, в том виде, в котором это название установлено конкурсной документацией, а именно: разделом 4 «Аукционное задание» лот №12: международное непатентованное наименование – АНАСТРОЗОЛ, лекарственная форма – таблетки покрытые оболочкой 1 мг №28, единица измерения – упаковка, количество – 360.
Представление таких сведений о товаре (лекарственных средствах) как торговое наименование и производитель, а также регистрационных удостоверений на лекарственные средства аукционным заданием не установлено, кроме того, согласно разъяснениям, изложенным в письме Минэкономразвития РФ №16811-АП/Д04, Минздравсоцразвития РФ №8035-ВС, ФАС РФ №ИА/20555 от 31.10.2007 «О применении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения», размещение заказа на поставку лекарственных средств должно осуществляться по международным непатентованным наименованиям, исключение составляют инсулины и циклоспорин, размещение заказов на поставку которых может осуществляться по торговым наименованиям.
В заявке ЗАО «Компания «Интермедсервис», отклоненной уполномоченным органом, кроме международного непатентованного наименования и лекарственной формы №28 были также указаны торговое наименование «АНАСТЕРА» и наименование производителя - ФИО5, ФИО6.
В заявке ООО «Фарм-Трейд», также отклоненной уполномоченным органом, вместо международного непатентованного наименования АНАСТРОЗОЛ указано торговое наименование «АНАСТЕРА», лекарственная форма №28 и наименование производителя - ФИО5, ФИО6.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 22.06.1998 №6-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, конкурсной документацией об аукционе не предусмотрено требование к участникам размещения заказа о представлении вместе с заявкой регистрационных удостоверений на лекарственные средства и сертификатов соответствия или копий сертификатов соответствия.
Вместе с тем, при определении соответствия заявок участников размещения заказа требованиям технического задания (раздел 4 конкурсной документации), уполномоченный орган и специалисты – представители государственного заказчика, руководствуясь пунктами 2.3. и 2.4. Порядка взаимодействия Департамента государственных закупок Кировской области с государственными заказчиками Кировской области в сфере размещения государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Кировской области, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 29.12.2007 №118/528, организовали проведение проверки достоверности сведений о государственной регистрации лекарственной формы препарата АНАСТРОЗОЛ, предложенных участниками размещения заказа, путем направления запроса в ГУЗ «Центр по сертификации и контролю качества лекарственных средств Кировской области».
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона №94-ФЗ полномочия уполномоченного органа ограничены оценкой достоверности сведений, содержащейся в заявке на предмет соответствия таких сведений требованиям, установленным в аукционном задании.
Частями 10, 12 статьи 9 Федерального закона №94-ФЗ предусмотрено, что в государственный контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным контрактом, а также обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте.
Контроль за соблюдением условий государственного контракта, в том числе и условием о поставке лекарственных средств в лекарственной форме, зарегистрированной в установленном порядке, осуществляется заказчиком на стадии исполнения государственного контракта и не может быть предметом оценки уполномоченного органа на стадии допуска участника к размещению государственного заказа путем проведения аукциона, поскольку конкурсной документацией не предусмотрено обязательное представление вместе с заявкой копий регистрационных удостоверений на лекарственные средства.
Учитывая изложенное, суд считает, что при рассмотрении заявок участников размещения заказа 22.05.2008 заявка ЗАО «Компания «Интермедсервис» уполномоченным органом не допущена к участию с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона №94-ФЗ. Отклонение заявки ООО «Фарм-Трейд» произведено с неверной квалификацией: заявка по форме не соответствовала требованиям аукционного задания, в качестве основания для отказа в допуске к участию в аукционе следовало указать пункт 4 части 1 статьи 12 Федерального закона №94-ФЗ.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 №94 установлено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, в порядке, установленном статьей 17 Федерального закона №94-ФЗ, в том числе частями 4 и 5 названной статьи рассматривать жалобы участников размещения заказов по правилам главы 8 Федерального закона №94-ФЗ.
Резолютивная часть решения УФАС РФ по Кировской области от 06.06.2008 и предписание от 06.06.2008 не содержат каких-либо ограничений функций заявителя в области осуществления им деятельности по размещению государственного заказа, кроме требования прекращения нарушения заявителем пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона №94-ФЗ, которое установлено УФАС РФ по Кировской области при рассмотрении жалоб участников размещения заказа.
Довод заявителя о создании обжалуемым решением от 06.06.2008 препятствий в осуществлении функций по размещению государственного заказа при наличии в мотивировочной части вывода УФАС РФ по Кировской области о необходимости получения информации для проверки достоверности сведений, представленных участниками размещения заказа на поставку лекарственных средств, от регистрирующего органа – Росздравнадзора, является несостоятельным в силу следующего.
Контрольный орган при рассмотрении жалоб участников размещения заказа выявил несоответствие сведений из государственного реестра лекарственных средств, имеющихся у государственного заказчика и участников размещения заказа, в силу чего направил запрос в регистрирующий орган – Росздравнадзор, на что указано в мотивировочной части обжалуемого решения. При этом резолютивная часть решения и предписание не содержат указаний уполномоченному органу осуществлять проверку достоверности представленных участниками размещения заказа сведений путем направления запросов в федеральный орган, осуществляющий государственную регистрацию лекарственных средств.
Суд считает обоснованным довод УФАС РФ по Кировской области об отсутствии препятствий в осуществлении функций заявителя как уполномоченного органа вынесением обжалуемых актов, а также отсутствием нарушения прав и законных интересов как государственного заказчика, так и победителя аукциона, которым заключен и исполняется государственный контракт. Следовательно, принятие УФАС РФ по Кировской области решения от 06.06.2008 и вынесение предписания от 06.06.2008 не повлияло на возможность проведения повторной процедуры аукциона по лоту №12, а также участия ООО «Интермедфарм» в размещении заказа.
Учитывая, что судом не установлено нарушений прав лиц, участвовавших в размещении государственного заказа на поставку лекарственных средств для населения Кировской области, имеющего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», равно как и создания препятствий в осуществлении Департаментом государственных закупок Кировской области функций по размещению государственных заказов в Кировской области, в удовлетворении требований заявителю следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Департамента государственных закупок Кировской области о признании недействительными решения Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 06.06.2008 №39/03-08-з и предписания от 06.06.2008, как несоответствующих требованиям пункта 1 части 1 статьи 12, частей 9, 10 статьи 17, части 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и создающего препятствия при осуществлении экономической деятельности в рамках предоставленных полномочий, отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации или в кассационную инстанцию (Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа) в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Н.В. Агалакова