ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-6303/11 от 03.11.2011 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-6303/2011

199/15

г. Киров

15 ноября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 ноября 2011 года

В полном объеме решение изготовлено 15 ноября 2011 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Едоминой С. А.

  при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Мышкиной Л.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фирма «АЛАНТА-торг» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 610017, <...>)

к муниципальному образованию «Город Киров» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 610002, <...>), Управлению (Комитету) по делам муниципальной собственности города ФИО5 (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 610002, <...>),

о признании незаконным бездействия при получении заявления от 27.12.2010 и не- совершении действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ, и обязании совершить указанные действия,

третье лицо – Территориальное управление администрации города ФИО5 по Ленинскому району (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: <...>),

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя - Рубана Г. Г., по доверенности от 01.08.2011 № 9;

ответчиков: МО «Город Киров» - ФИО1, по доверенности от 11.10.2011 № 198-10-25, ФИО2, по доверенности от 20.07.2011 № 151-10-25;

Управления (Комитета) по делам муниципальной собственности города ФИО5 – ФИО1, по доверенности от 18.10.2011 № 11588, ФИО2, по доверенности от 19.07.2011 № 8116;

третьего лица – Территориального управления администрации г. ФИО5 по Ленинскому району – ФИО3, по доверенности от 28.06.2011 № 24,

установил:

в заявлении содержатся требования, уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным отказа администрации г. ФИО5 в реализации преимущественного права выкупа арендуемого ООО «Фирма «АЛАНТА-торг» нежилого помещения площадью 193,4 кв.м по адресу: <...>, выраженного в письме от 23.06.2011 № 5002-08-02, и обязании ответчиков в установленные Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ сроки выполнить все необходимые действия по приватизации, оценке и подготовке договора купли-продажи арендуемого помещения (инвентарный номер 43:40:000342:0033:33:401:002:000144540:0100:21001).

В обоснование заявленного требования заявитель указывает, что ООО «Фирма «АЛАНТА-торг» имеет юридический адрес и производство (столовая) по ул. Воровского, 79 в г. Кирове. Помещение арендуется обществом с 1995 года. В соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» общество имеет преимущественное право выкупа указанного арендуемого помещения.

Администрация муниципального образования «Город Киров» и Управление (комитет) по делам муниципальной собственности администрации города ФИО5 требование заявителя не признают, указывают, что письмом от 24.05.2011 гражданин ФИО4 обратился к главе МО «Город Киров» с просьбой привести в соответствие с законом действия сотрудников УДМС. Письмом от 23.06.2011 №5002-08-02 гражданину ФИО4 дан ответ о том, что по мнению администрации г. ФИО5, действия сотрудников УДМС являются законными. В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ с заявлением о приватизации имущества в орган местного самоуправления вправе обратиться соответствующий субъект малого и среднего предпринимательства, предоставив соответствующие документы. Учредитель ООО «Фирма «АЛАНТА-торг» - физическое лицо – ФИО4, к субъектам малого и среднего предпринимательства не относится, арендатором муниципального имущества не является, следовательно, правом обращения с заявлением о приватизации имущества не наделен. Кроме того, указывает, что испрашиваемое нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>, закреплено и учитывается на балансе Территориального управления администрации г. ФИО5 по Ленинскому району. Отчуждение нежилого помещения приведет к нарушениям прав муниципального образования, а факт сдачи в аренду данного помещения для столовой имеет своей целью обеспечение работников администрации услугами по общественному питанию.

Территориальное управление администрации г. ФИО5 по Ленинскому району поддерживает позицию ответчиков, полагает, что отчуждение объектов муниципального имущества возможно только при наличии согласия собственника, а также только того имущества, которое в соответствии с требованиями законодательства не должно находиться в муниципальной собственности. Указывает, что здание, расположенное по адресу: <...>, согласно акту приемки от 14.04.1967 принято в эксплуатацию как административное здание Ленинского РК КПСС и Райисполкома. В соответствии с актом технической приемки здания от 09.03.1967 в административном здании по ул. Воровского, 79 на первом этаже изначально было размещено помещение столовой. Объект недвижимого имущества, расположенный по указанному выше адресу, находится в муниципальной собственности и является единым самостоятельным объектом недвижимости. В настоящее время здание по ул. Воровского, 79 числится на балансе территориального управления и в нем расположены структурные подразделения территориального управления и некоторые отраслевые органы администрации города ФИО5. Кроме того, пояснил, что в соответствии с п.п. 8.1.1 коллективного договора администрации города ФИО5 на 2011-2013 годы работодатель (администрация города ФИО5) создает условия для обеспечения работников регулярным и качественным общественным питанием, в связи с чем использование помещения столовой необходимо для обеспечения текущей деятельности структурных подразделений администрации города. Также Территориальное управление администрации г. ФИО5 по Ленинскому району полагает, что нахождение помещения столовой в муниципальной собственности выступает гарантией того, что спорное помещение будет использоваться в соответствии с целевым назначением и не будет зависеть от волеизъявления потенциального собственника. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране, в число которых входят здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории органов местного самоуправления. Заместителем главы администрации города ФИО5, начальником территориального управления администрации г. ФИО5 по Ленинскому району утверждена инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме в здании территориального управления администрации г. ФИО5 по Ленинскому району и действиях сотрудников в условиях чрезвычайных ситуаций, которая определяет основные требования по организации пропускного режима, охраны здания. Пунктом 2.2 Инструкции установлено, что вход в здание посетителей разрешается только через центральный вход. В выходные, нерабочие и праздничные дни вход в здание разрешен только сотрудникам администрации город ФИО5 по служебной записке, подписанной начальником территориального управления. Таким образом, по – мнению представителя, использование помещения столовой в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества невозможно.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы, суд установил следующие фактические обстоятельства.

26.05.2011 учредитель ООО «фирма «АЛАНТА-торг» ФИО4 обратился с письмом к главе города ФИО5 с просьбой помочь привести в соответствие с федеральным законом действия работников УДМС по реализации его преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. Данное обращение Рубана Г.Г. было зарегистрировано в Кировской городской Думе за вх. № 02-18-1404. Затем данное обращение было направлено по компетенции главе администрации города ФИО5 для рассмотрения по существу и дачи ответа заявителю (письмо Кировской городской Думы от 27.10.2011 №1219-02-17). 23.06.2011 Администрацией города ФИО5 был дан ответ гражданину ФИО4 исх. №5002-08-02.

Не согласившись с письмом администрации города ФИО5 №5002-08-02 от 23.06.2011, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изложенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Согласно пункту 5 статьи 3 названного Федерального закона особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.

Такие особенности установлены Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ, вступившим в силу 05.08.2008.

Согласно статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:

1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;

3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;

4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям (далее - заявитель), по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (далее - заявление), не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

При получении заявления уполномоченные органы обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

В целях реализации Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» разработан Регламент взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, находящегося в собственности муниципального образования "Город Киров" (утвержден постановлением администрации города ФИО5 от 08.09.2010 № 4176-П), который устанавливает порядок реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества муниципального образования «Город Киров» в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ. Требования к заявлению о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества и представляемому пакету документов установлены в п. 3.1 Регламента.

Как следует из представленных в материалы дела документов, ООО «Фирма «Аланта-торг» 26.05.2011 с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в уполномоченный орган не обращалось. Отказ обществу в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества уполномоченным органом 23.06.2011 не выносился.

Письмо администрации г. ФИО5 от 23.06.2011 №5002-08-02 содержит ответ на обращение гражданина Рубана Г.Г. по вопросу оказания помощи в приведении в соответствие с федеральным законом действий работников УДМС по реализации его преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

Доказательств нарушения прав и законных интересов общества заявителем не представлено.

На основании изложенного суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требований заявителя о признании недействительным отказа администрации г. ФИО5 (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 610002, <...>) в реализации преимущественного права выкупа арендуемого ООО «Фирма «АЛАНТА-торг» нежилого помещения площадью 193,4 кв.м по адресу: <...>, выраженного в письме от 23.06.2011 № 5002-08-02, и обязании ответчиков в установленные Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ сроки выполнить все необходимые действия по приватизации, оценке и подготовке договора купли-продажи арендуемого помещения (инвентарный номер 43:40:000342:0033:33:401:002:000144540:0100:21001).

Судебные расходы по делу в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Фирма «АЛАНТА-торг» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 610017, <...>) о признании недействительным отказа администрации г. ФИО5 (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 610002, <...>) в реализации преимущественного права выкупа арендуемого ООО «Фирма «АЛАНТА-торг» нежилого помещения площадью 193,4 кв.м по адресу: <...>, выраженного в письме от 23.06.2011 № 5002-08-02, и обязании ответчиков в установленные Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ сроки выполнить все необходимые действия по приватизации, оценке и подготовке договора купли-продажи арендуемого помещения (инвентарный номер 43:40:000342:0033:33:401:002:000144540:0100:21001), отказать.

Решение по делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию (Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа) в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Судья С.А. Едомина