ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-6489/08 от 01.09.2008 АС Кировской области



Арбитражный суд Кировской области

г. Киров, ул. К. Либкнехта, 102

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров   Дело № А28-6489/2008-232/14

Резолютивная часть решения объявлена 01 сентября 2008 года

Решение изготовлено в полном объеме 15 сентября 2008 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Чернигиной Т.В.  ,

при ведении протокола судебного заседания судьей Чернигиной Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента культуры и искусства Кировской области

к Территориальномууправлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области

о признании недействительным предписания от 16.06.2008г. № 40-01-18/980

при участии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 – по доверенности от 04.07.2008г.

от ответчика: ФИО2 – по доверенности от 26.03.2008г.;

установил:

Департамент культуры и искусства Кировской области обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, с учетом дополнений, о признании недействительными предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области от 16.06.2008г. № 40-01-18/980 об устранении выявленных нарушений в срок до 18.07.2008г. как несоответствующего статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации и нарушающего права и законные интересы заявителя как главного распорядителя бюджетных средств. При этом заявитель полагает, что средства, перечисленные согласно Перечню к Соглашению от 09.10.2007г. № 58 на закупку оборудования, в том числе: музыкальных инструментов и свето-звукотехнического оборудования для муниципального учреждения культуры «Кстининский поселенческий дом культуры» в размере 414300 руб. использованы на цели, соответствующие условиям получения, без нарушения норм действующего законодательства. Возложение обязанности возместить в доход федерального бюджета 64500 руб. делает невозможным в 2008 году обеспечение главным распорядителем бюджетных средств результативности, адресности и целевого характера использования средств областного бюджета в соответствии с утверждаемыми ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

Ответчик заявленные требования не признает; указывает, что правовым основанием получения Администрацией Кстининского сельского поселения средств федерального бюджета в размере 264000 руб. является Соглашение от 28.09.2008г. № 70 между заявителем, администрацией муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район и Администрацией Кстининского сельского поселения, согласно пункту 1.2 которого оборудование включает в себя: музыкальные инструменты и свето-техническое оборудование. Приобретение иного оборудования за счет средств федерального бюджета Соглашением не предусмотрено. В удовлетворении заявленных требований просит отказать.

Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие фактические обстоятельства:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002г. № 858 утверждена Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» (далее – Программа).

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2007г. № 948-р и Перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2007 год, финансируемых за счет средств государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы на 2007 год, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.02.2007г. № 146-р, Программой было предусмотрено выделение средств в размере 264000 руб. на приобретение оборудования МУК «Кстининский поселенческий дом культуры».

В целях реализации мероприятий в рамках Программы между Федеральным агентством по культуре и кинемотографии и Правительством Кировской области заключено соглашение от 09.10.2007г. № 58, предметом которого является осуществление совместных действий по организации финансирования приобретения оборудования учреждению культуры, находящемуся в муниципальной собственности, включенному в Федеральную инвестиционную программу на 2007 год, за счет лимитов государственных капитальных вложений, предусмотренных по коду главы 058 «Федеральное агентство по культуре и кинематографии», разделу и подразделу 1103 «Другие межбюджетные трансферы», целевой статье расходов 1001100 «Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», видам расходов 213 «Строительство учреждений для нужд отрасли», коду экономической классификации расходов 251 «перечисления другим бюджетам бюджетной системы РФ», а также за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и прочих источников финансирования.

Согласно пункту 2.1.1 указанного Соглашения Роскультура доводит до Правительства лимиты бюджетных обязательств и лимиты бюджетных ассигнований из федерального бюджета, выделенные Роскультуре, как главному распорядителю средств федерального бюджета на 2007 год, по указанному в прилагаемом к Соглашению Перечне учреждению культуры.

Пунктом 2.1.2 Соглашения от 09.10.2007г. № 58 установлено, что в пределах объемов государственных капитальных вложений, выделяемых на текущий год авансовыми платежами в размере 30 % от общего объема финансирования, Роскультура перечисляет средства федерального бюджета в доход бюджета Кировской области для последующей передачи их в местный бюджет на приобретение оборудования учреждению культуры, указанному в прилагаемом к Соглашению Перечне, находящемуся в муниципальной собственности.

Перечнем к указанному Соглашению, утвержденным руководителем Федерального агентства по культуре и кинематографии и согласованным с губернатором Кировской области, определены объемы финансирования из средств федерального бюджета Муниципальному учреждению культуры «Кстининский поселенческий дом культуры», с. Кстинино Кирово-Чепецкого района Кировской области на приобретение оборудования, в том числе: музыкальных инструментов, свето-звукотехнического оборудования, в общей сумме 264000 руб.

В целях осуществления совместных действий по организации финансирования приобретения оборудования для МУК «Кстининский поселенческий дом культуры» в рамках реализации Федеральной адресной инвестиционной программы 2007 года (федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года») за счет средств федерального бюджета и бюджета Кстининского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области Департаментом культуры и искусства Кировской области, администрацией муниципального образования – Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области и администрацией Кстининского сельского поселения Кировской области заключено Соглашение № 70 от 28.09.2007г. о совместном финансировании приобретения оборудования для муниципального учреждения культуры «Кстининский поселенческий Дом культуры» в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы 2007 года.

Согласно пунктам 1.1, 1.2 данного Соглашения финансируется приобретение следующего оборудования для муниципального учреждения: музыкальные инструменты, свето-звукотехническое оборудование.

В соответствии с подпунктом 2.2.2 Соглашения № 70 администрацией Кирово-Чепецкого района на основании уведомлений о бюджетных ассигнованиях от 03.12.2007г. № 337 и от 25.12.2007г. № 379 для финансового обеспечения мероприятий по приобретению оборудования в декабре 2007 года на лицевой счет Дома культуры, открытый в Кирово-Чепецком отделении УФК по Кировской области, зачислены средства федерального бюджета в общей сумме 264000 руб., соответственно, 79200 руб. и 184800 руб.

05.12.2007г. между муниципальным заказчиком – Администрацией Кстининского сельского поселения и поставщиком – индивидуальным предпринимателем ФИО3 заключен муниципальный контракт № 12, предметом которого является поставка одежды сцены для МУК «Кстининский поселенческий Дом культуры», общей стоимостью 64500 руб. (шестьдесят четыре тысячи пятьсот руб. 00 коп.).

Согласно пункту 3.1 Контракта оплата производится за фактически принятый по количеству и качеству товар при наличии накладных и счетов-фактур, являющихся основанием для оплаты.

Во исполнение условий Контракта по платежному поручению от 25.12.2007г. № 607 на основании счета-фактуры от 12.12.2007г. № 128 Домом культуры на расчетный счет ИП ФИО3 произведена оплата поставленной согласно накладной от 12.12.2007г. № 128 одежды сцены на общую сумму 64500 руб.

Согласно акту приема-передачи от 05.12.2007г. № 12, утвержденному главой Администрации Кстининского сельского поселения ФИО4, одежда сцены принята к учету по данным бюджетного учета Дома культуры в полном объеме на общую сумму 64500 руб., в том числе: задник – 7186 руб., кулисы – 7760 руб., арлекин – 10700 руб., занавес – 19300 руб., арлекин – 19554 руб.

По поручению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 08.02.2008г. № 43-01-04-25/506 в период с 06.05.2008г. по 12.05.2008г. контролером-ревизором референтом государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса ФИО5 проведена проверка в Департаменте культуры и искусства Кировской области по вопросу поступления и использования средств федерального бюджета, выделенных Кировской области по Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года», за период с 01.01.2007г. по 31.12.2007г.

По результатам проверки сделан вывод о том, что приобретенная МУК «Кстининский поселенческий Дом культуры» за счет средств федерального бюджета одежда сцены на сумму 64500 руб. не относится к музыкальным инструментам и свето-звукотехническому оборудованию, чем нарушены пункты 2.1.1, 2.1.2 Соглашения № 58 и пункт 1.1 Соглашения № 70, то есть средства федерального бюджета использованы на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенные уведомлениями о бюджетных ассигнованиях, что в силу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым расходованием бюджетных средств;

в нарушение пункта 2.1.2 Соглашения № 70 Департаментом культуры и искусства Кировской области не обеспечен контроль за целевым и эффективным расходованием средств, поступивших в рамках реализации Федеральной адресной инвестиционной программы 2007 года, федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», за счет средств федерального бюджета на приобретение оборудования для МУК «Кстининский поселенческий дом культуры».

Результаты проверки отражены в Акте от 12.05.2008г., подписанном главой Департамента ФИО6 без возражений.

16.06.2008г. на основании Акта от 12.05.2008г. Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области выдало предписание по устранению выявленных нарушений № 40-01-18/980, которым Департаменту предписано в срок до 18.07.2008г. возместить в доход федерального бюджета 64500 руб.

Полагая, что указанное предписание не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, Департамент культуры и искусства Кировской области обратился в суд с требованием признать его недействительным.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ненормативный правовой акт - это акт, носящий индивидуально-разовый характер, содержащий властно-распорядительные предписания, затрагивающие права и законные интересы конкретных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 5 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005г. № 89н, Территориальное управление осуществляет полномочия по контролю и надзору за использованием, в частности, средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Территориальное управление имеет право проводить ревизии и проверки, в ходе которых проверяет правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также направляет в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (подпункты 5.14 и 5.14.3 названного Положения).

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Из материалов дела следует, что за счет средств федерального бюджета, выделенных в 2007 году в рамках реализации Федеральной адресной инвестиционной программы 2007 года (федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года») МУК «Кстининский поселенческий дом культуры» на приобретение музыкальных инструментов и свето-звукотехнического оборудования, приобретен инвентарь для оформления сцены на сумму 64500 руб., чем нарушены пункты 2.1.1, 2.1.2 Соглашения от 09.10.2007г. № 58, заключенного между Роскультурой и Правительством Кировской области; пункты 1.1, 1.2 Соглашения от 29.09.2007г. № 70, заключенного между Департаментом культуры и искусства Кировской области, Администрацией Кирово-Чепецкого района и Администрацией Кстининского сельского поселения.

Указанными пунктами Соглашений определяется порядок выделения денежных средств из федерального бюджета на приобретение МУК «Кстининский поселенческий дом культуры» оборудования: музыкальных инструментов и свето-звукотехнического оборудования. Приобретение одежды сцены за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Федеральной адресной инвестиционной программы 2007 года Соглашениями №№ 58 и 70 не предусмотрено.

Довод заявителя о том, что в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993г. № 301 в ред. от 27.03.2007г., одежда сцены отнесена к оборудованию, не влияет на оценку спорной ситуации, поскольку как в перечне объектов культуры Кировской области, являющемся приложением к Соглашению № 58, так и в Соглашении № 70, к оборудованию, приобретение которого финансируется за счет средств федерального бюджета, отнесены только музыкальные инструменты и свето-звукотехническое оборудование.

Суд также находит несостоятельным довод заявителя о том, что он не является субъектом правонарушения и предписание должно быть вынесено в адрес получателя бюджетных средств, в силу следующего.

Из Положения о Доме культуры, утвержденного главой Администрации Кстининского сельского поселения 10.01.2006г, следует, что Дом культуры находится в ведомственном подчинении Департамента культуры и искусства Кировской области.

Согласно пункту 2.1.2 Соглашения от 28.09.2007г. № 70 Департамент осуществляет контроль за целевым и эффективным расходованием средств, поступивших в рамках реализации Федеральной адресной инвестиционной программы 2007 года, федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», за счет средств федерального бюджета на приобретение оборудования для МУК «Кстининский поселенческий дом культуры».

Пунктом 122 Приказа Минфина России от 04.09.2007г. № 75н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности» установлено право направлять предписание в вышестоящую организацию в случае, когда меры по устранению указанных в акте ревизии (проверки) нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации могут быть приняты вышестоящей по отношению к проверенной организацией.

Таким образом, выявив нецелевое использование средств федерального бюджета МУК «Кстининский поселенческий дом культуры» в общей сумме 64500 руб., Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области правомерно выдано предписание об устранении выявленных нарушений Департаменту культуры и искусства Кировской области как вышестоящей организации по отношению к Дому культуры и распорядителю бюджетных средств.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, в рамках полномочий, предоставленных Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области, нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не установлено; следовательно, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требования Департамента культуры и искусства Кировской области о признании недействительным предписания по устранению выявленных нарушений от 16.06.2008г. № 40-01-18/980, выданного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области, как несоответствующего статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, отказать.

Обеспечительные меры, принятые определением суда от 18.07.2008г., сохраняют свое действие до вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации или в кассационную инстанцию (Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа) в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Т.В. Чернигина