ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-6526/08 от 01.12.2008 АС Кировской области


Арбитражный суд Кировской области

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта, 102

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров Дело № А28-6526/2008-302/15

Резолютивная часть решения объявлена 1 декабря 2008 года

Решение изготовлено в полном объеме 11 января 2009 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Едоминой С. А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Едоминой С. А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО “ВМП “Авитек”

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области

о признании незаконным решения № 04-02-08 от 09.04.2008

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – Дуньковича А. Ю., по доверенности от 01.01.2008 № 80/56;

ответчика – Никоновой М. Л., по доверенности от 15.08.2008 № 24; Боровченко Н. И., по доверенности от 15.08.2008 № 23;

установил:

открытое акционерное общество «Вятское машиностроительное предприятие «Авитек» (далее - Общество, ОАО «ВМП «Авитек») обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением с учетом уточнений о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 09.04.2008 № 04-02-08.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области заявленные требования не признает. В представленном отзыве ответчик указывает на обоснованность и правомерность принятого им решения.

В судебном заседании и в дополнении к отзыву представители УФАС указали, что в газете «Вятский край» от 26.04.2008г. № 78 размещена информация Региональной службы по тарифам Кировской области о том, что энергоснабжающая организация ОАО «ВМП «Авитек» прекращает свою деятельность по продаже потребителям электрической энергии. Переход потребителей (покупателей) электроэнергии к гарантирующему поставщику ОАО «Кировэнергосбыт» установлен с 12.00 час. 22 июня 2008г. Фактические действия ОАО «ВМП «Авитек» по прекращению взимания платы за передаваемую субабонентам электрическую энергию будут свидетельствовать о соблюдении запрета на совмещение видов деятельности в электроэнергетике и Управлением будет расценено, как выполнение ОАО «ВМП «Авитек» решения от 09.04.2008 № 04-02-08. В связи с чем, представители ответчика полагают, что оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 24.11.2008 объявлялся перерыв до 01.12.2008.

При рассмотрении материалов дела арбитражным судом установлено следующее.

ФГУП «Вятское машиностроительное предприятие «Авитек» (правопредшественник – ОАО «ВМП «Авитек») заключило с энергоснабжающей организацией – ОАО энергетики и электрификации «Кировэнерго» (правопредшественник - ОАО «Кировэнергосбыт») договоры электроснабжения № 030800 от 10.09.2001 и №820392 от 12.04.2004г., в соответствии с которыми энергоснабжающая организация приняла на себя обязательства подавать абоненту энергию и мощность через присоединенную сеть в соответствии с установленными настоящими договорами условиями и в количестве, предусмотренном приложением № 1. В приложении № 3 (таблица № 3) сторонами договора электроснабжения был согласован перечень субабонентов и места установки контрольных приборов учета субабонентов.

В соответствии с п. 2.3.4. договора электроснабжения № 030800 от 10.09.2001 на абонента возложена обязанность представлять в энергоснабжающую организацию ежемесячно 1-го числа показания расчетных и контрольных электросчетчиков, указанных в приложении № 3, по установленной энергоснабжающей организацией форме.

В соответствии с п. 2.3.4. договора электроснабжения № 820392 от 12.04.2004 на абонента возложена обязанность представлять в энергоснабжающую организацию ежемесячно 16-го числа показания расчетных и контрольных электросчетчиков, указанных в приложении № 3, с последующим письменным подтверждением не позднее 19 числа текущего месяца по установленной энергоснабжающей организацией форме.

В материалы дела представлены договоры, заключенные ОАО «ВМП «Авитек» с субабонентами на обеспечение электрической энергией и оказание услуг по её транзиту по сетям ОАО «ВМП «Авитек». Согласно представленных договоров № 81/7 от 14.05.2005г., № 81/8-А от 10.11.2005г., №81/ВСТ от 02.05.2006г., №81/СМ-Э от 15.03.2006г., №81/ГСК от 10.10.2006г., №81/Седай от 05.05.2006г., №81/«ВИТ» от 12.12.2006г. расчет за потребленную электроэнергию и мощность производится по тарифам, утвержденным Региональной энергетической комиссией Кировской области с учетом нагрузочных потерь, потерь холостого хода и с учетом затрат энергоснабжающей организации по транспортировке электроэнергии и обслуживанию электрических сетей в размере 18% (20 %). По договорам № 81/Симонов от 12.01.2007г., №81/СЭС от 01.11.2007г., №81/Э-Обатуров от 10.01.2007г., 3 81/АРС от 01.01.2007г., расчет за потребленную электроэнергию производится по тарифам, утвержденным предъявляемым Гарантирующим поставщиком ОАО «Кировэнергосбыт» с учетом затрат энергоснабжающей организации по транспортировке электроэнергии и обслуживанию электрических сетей в размере 20 %.

Заявителем и ответчиком в материалы дела представлены счета-фактуры за январь, февраль, март 2008 года, выставленные ОАО «Кировэнергосбыт» абоненту по договору № 030800 от 10.09.2001 и №820392 от 12.04.2004г., а также счета-фактуры, которые ОАО «ВМП «Авитек» выставлял абонентам по договорам на обеспечение электрической энергией и оказание услуг по её транзиту по сетям ОАО «ВМП «Авитек».

В марте 2008 года антимонопольным органом проведена проверка по соблюдению ОАО «ВМП «Авитек» законодательства в сфере электроэнергетики, в результате которой было установлено совмещение ОАО «ВМП «Авитек» деятельности по купле-продаже электрической энергии с деятельностью по ее передаче.

Усмотрев в действиях Общества нарушение запрета, установленного в статье 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее - Закон), Управление на основании пункта 10 Правил осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 628, вынесло решение от 09.04.2008 № 04-02-08 о признании факта совмещения ОАО «ВМП «Авитек» деятельности по купле-продаже электроэнергии с деятельностью по передаче электроэнергии и обязании ОАО «ВМП «Авитек» устранить нарушение путем реорганизации юридического лица (в форме разделения или выделения).

Не согласившись с решением антимонопольного органа, заявитель обратился в Арбитражный суд Кировской области с требованием о признании его незаконным.

Указанные обстоятельства позволяют суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ненормативный акт может быть признан недействительным при одновременном наличии двух условий: данный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8).

В статье 4 Закона указано, что в целях обеспечения государственного контроля за реализацией мероприятий по реформированию электроэнергетики со дня вступления в силу Федерального закона «Об электроэнергетике» и до 1 июля 2008 года вводится переходный период реформирования электроэнергетики.

В соответствии со статьей 6 Закона полномочия по обеспечению последовательного и постепенного реформирования оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности до 1 января 2011 года возложены на Правительство Российской Федерации.

В названной статье указано, что запрещается с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.

В целях обеспечения реализации названных требований с 1 апреля 2006 года не допускается одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.

Требования настоящей статьи не распространяются на:

- хозяйствующие субъекты, функционирующие в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в условиях отсутствия или ограничения конкуренции, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию объектов электроэнергетики, технологически не связанных с Единой энергетической системой России или технологически связанных с ней исключительно через электроэнергетические системы иностранных государств;

- хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике исключительно для удовлетворения собственных производственных нужд;

- территориальные сетевые организации в случае, если им в установленном законодательством Российской Федерации порядке присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии;

- эксплуатирующие организации, которые осуществляют деятельность на основании лицензий на право ведения работ в области использования атомной энергии и частью имущества которых являются объекты электросетевого хозяйства, обеспечивающие безопасный режим работы атомных электростанций;

- хозяйствующие субъекты, осуществляющие указанные в настоящей статье виды деятельности с использованием принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании электростанций и иных объектов электроэнергетики, непосредственно связанных между собой и (или) с принадлежащими этим субъектам энергопринимающими устройствами, преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд при условии соблюдения такими хозяйствующими субъектами установленных Правительством Российской Федерации особенностей функционирования хозяйствующих субъектов и при условии направления ими уведомления об использовании указанных объектов электроэнергетики в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 628 «Об утверждении правил осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии и о внесении изменения в положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. №331» контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленного запрета возложен на Федеральную антимонопольную службу. Этим же постановлением утверждены Правила осуществления данного контроля (далее - Правила осуществления контроля).

Согласно статье 6 Закона юридические лица - хозяйствующие субъекты, не обеспечившие выполнения установленных настоящей статьей требований в указанные сроки, подлежат принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в установленный им срок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 10 Правил осуществления контроля указано, что антимонопольный орган выносит решение о принудительной реорганизации юридического лица (в форме разделения или выделения), в том числе в случае, если хозяйствующий субъект не соблюдает запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии.

Иные меры по предупреждению несоблюдения запрета, установленного статьей 6 Закона, действующим законодательством не предусмотрены.

Как следует из представленных в материалы дела документов, а именно: договоров электроснабжения №030800 от 10.09.2001 и №820392 от 12.04.2004г., заключенных Обществом с ОАО энергетики и электрификации «Кировэнерго» (в настоящее время - ОАО «Кировэнергосбыт»), договоров на обеспечение электрической энергией и оказание услуг по её транзиту по сетям ОАО «ВМП «Авитек», счет-фактур за январь, февраль, март 2008 года, выставленных ОАО «Кировэнергосбыт» абоненту (ОАО «ВМП «Авитек») по договорам № 030800 от 10.09.2001 и №820392 от 12.04.2004г., а также счетов-фактур, выставленных ОАО «ВМП «Авитек» абонентам по договорам на обеспечение электрической энергией и оказание услуг по её транзиту по сетям ОАО «ВМП «Авитек», Общество одновременно осуществляло (совмещало) два вида деятельности - куплю-продажу электрической энергии и ее передачу. Доказательств обратного заявителем не представлено.

Факт нарушения запрета установлен антимонопольным органом и отражен в решении №04-02-08 от 09.04.2008г.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ОАО «ВМП «Авитек» относится к хозяйствующим субъектам, на которые распространяется запрет установленный статьей 6 Закона, с учетом всех исключающих это условие обстоятельств, соответственно, требование о реорганизации коммерческой организации, содержащееся в решении антимонопольного органа №04-02-08 от 09.04.2008г. является законным.

Кроме того, в материалы дела представлены письма от 17.04.2008г., направленные ОАО «ВМП «Авитек» руководителю региональной Службы по тарифам Кировской области и генеральному директору ОАО «Кировэнергосбыт» о прекращении деятельности по продаже электроэнергии, а также письма от 19.05.2008г. и 20.05.2008г., направленные ОАО «ВМП «Авитек» абонентам, которые свидетельствуют о проведении работы по переводу субабонентов, присоединенных к сетям Общества, на прямые договоры электроснабжения с гарантирующим поставщиком ОАО «Кировэнергосбыт». Плата за электроэнергию Обществом с субабонентов не взимается с 22.06.2008г. Представитель антимонопольного органа в судебном заседании пояснил, что прекращение взимания платы за передаваемую субабонентам электрическую энергию свидетельствует о соблюдении Обществом запрета на совмещение видов деятельности в электроэнергетике и будет расценено Управлением как выполнение ОАО «ВМП «Авитек» решения от 09.04.2008 N 04-02-08.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый ненормативный акт не нарушает прав и охраняемых законом интересов Общества.

С учетом изложенного, требование заявителя о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 09.04.2008 № 04-02-08 удовлетворению не подлежит.

В соответствии ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ госпошлина по делу относится на заявителя, однако, взысканию не подлежит, поскольку была уплачена заявителем при подаче заявления в суд.

Руководствуясь статьями 167–170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требования открытого акционерного общества «Вятское машиностроительное предприятие «Авитек» о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 09.04.2008 № 04-02-08, отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации или в кассационную инстанцию (Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа) в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Судья С. А. Едомина