ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-6858/10 от 14.10.2010 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело №А28-6858/2010

226/2

г. Киров

18 октября 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2010 года

В полном объеме решение изготовлено 18 октября 2010 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Шубиной Н.М.

при ведении протокола судебного заседания данным судьей,

рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: г. Киров, ул. К. Либкнехта, 102

дело по исковому заявлению

открытого акционерного общества «Коммунэнерго»

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

о взыскании 104 360 рублей 00 копеек

с участием представителей:

истца – Горбуновой Т.П., по доверенности от 01.01.2010 № 17/15-34

ответчика – Погудина А.В., по доверенности от 21.01.2010 № 43-01/706896

третьего лица – Рычковой И.Н., по доверенности от 01.09.2010 № 107-46-11-07

установил:

открытое акционерное общество «Коммунэнерго» (далее - ОАО «Коммунэнерго», истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 104 360 рублей.

Дело рассмотрено в силу статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с объявлением перерыва с 7.10.2010 по 14.10.2010

Правовым основанием исковых требований истец указывает статьи 15, 16, 1069, 1071, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивирует наличие убытков, с учетом уточнений от проведения корректировки льготным категориям граждан по итогам 2007-2008 года в сумме 104 322 рубля 56 копеек, а также доначислением за полученную льготными категориями граждан тепловую энергию в период с декабря 2006 года по май 2007 года в сумме 37 рублей 44 копейки.

Ответчик исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, считает, что средства, выделяемые из федерального бюджета на компенсацию бюджетам субъектов Российской Федерации оплаты коммунальных услуг льготным категориям в 2007-2008 году, перечислены истцу в полном объеме. Корректировка платы за отопление произведена истцом на основании расчета с применением «Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения», утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, что не является правомерным. Правовых оснований проведения гражданам доначислений за период с декабря 2006 года по май 2007 года истцом не указано, кроме того по задолженности декабря 2006 года истцом пропущен срок исковой давности. Сумма налога на добавленную стоимость включена истцом в размере взыскиваемой суммы неправомерно.

Определением арбитражного суда от 03 августа 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент социального развития Кировской области (далее Департамент, третье лицо), который исковые требования считает необоснованными, поскольку при определении размера платы за отопление льготным категориям граждан истцом не применены нормативы потребления коммунальных услуг, а необоснованно использована «Методика определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения», утвержденная приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105 (далее -Методика № 105). Более подробно доводы третьего лица изложены в отзыве на исковое заявление и дополнениях к нему.

Заслушав довод сторон, третьего лица, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

Между ОАО «Коммунэнерго» (энергоснабжающая компания) и собственниками жилых помещений в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории городов Слободского, Зуевки и Яранска заключены договоры теплоснабжения в горячей воде при непосредственной форме управления.

В период 2007-2008 годов истец осуществлял поставку тепловой энергии, в том числе льготным категориям граждан в городе Слободском, Зуевке и Яранске. Указанные обстоятельства не отрицается сторонами и третьим лицом.

Согласно договоров о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, заключенных истцом в январе 2006 года с Управлениями социальной защиты населения Слободского, Зуевского и Яранского районов Кировской области истцу возмещались расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг льготным категориям граждан регионального и федерального регистров.

В 2007-2008 году расходы в отношении льготников федерального регистра в размере льгот с сумм, начисленных за коммунальную услугу (отопление) гражданам, проживающим в указанных районах, возмещены истцу, что не оспаривается сторонами и третьим лицом.

В марте 2009 года истец провел корректировку платы указанным категориям граждан за 2007-2008 года, представляющую собой разницу между начисленной гражданам платой за тепловую энергию по нормативу потребления при отсутствии приборов учета и фактическим количество потребленной ими тепловой энергии, рассчитанной при отсутствии приборов учета, в соответствии с «Методикой определения количества тепловой энергии в водяных системах коммунального теплоснабжения», утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105 (далее - Методика № 105).

В связи с предоставлением льгот сумма корректировки оплачена гражданами истцу не в полном объеме. Управление Социальной защиты населения в Слободском и Зуевском районах оплатило льготы, образовавшиеся от корректировки размера платы гражданам, проведенной в 2008 году, что также не оспаривается сторонами и третьим лицом.

Льготы с суммы корректировки, проведенной гражданам, имеющим федеральные льготы в Яранском районе в 2007-2008 годах, в Слободском и Зуевском районах в 2007 году в сумме 104 322 рубля 56 копеек не возмещены истцу, что послужило основанием для обращения в суд с заявленными исковыми требованиями.

Кроме того, в период с декабря 2006 года по май 2007 года гражданам, проживающим по ул. Первомайской, 24 г. Зуевки, произведены доначисления в связи с заключением с собственниками жилых помещений 25 июля 2007 года договора теплоснабжения № 30168, действие которого распространено на отношения сторон, возникшие с января 2007 года, согласно которому площадь, занимаемая собственником помещения определяется долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. На сумму льгот с указанных доначислений в размере 37 рублей 44 копейки также претендует истец, заявляя требования к ответчику.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, под которыми понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения должно доказать: противоправность действий (бездействия) ответчика; факт и размер понесенного ущерба; причинную связь между действиями ответчика и возникшими убытками.

В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно условиям договоров, заключенных истцом с собственниками жилых помещений истец обязуется подавать ответчику коммунальный ресурс (тепловую энергию в горячей воде) для бытового потребления, а потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию.

Подлежащая оплате величина потребления тепловой энергии определяется по показаниям приборов учета. При отсутствии приборов учета - расчетным методом с применением расчетных тепловых нагрузок, согласованных сторонами в договоре.

Обязанность энергоснабжающей организации подавать абоненту энергию и обязанность абонента ее оплачивать предусмотрена пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании п.1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Указанные положения закона применяются к спорным правоотношениям в соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии – нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила) при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

а) для отопления – в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам;

б) для горячего водоснабжения, водоотведения – в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором – 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Согласно подпункту 2 пункта 1 приложения № 2 к Правилам № 307 размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома один раз в год корректируется исполнителем по определенной формуле.

Формулы корректировки предусматривают включение в нее показателей, определяемых ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается и не отрицается истцом, что ОАО «Коммунэнерго» при расчете корректировки определил объем фактического потребления тепловой энергии на основании Методики № 105.

В то же время Методика № 105 является практическим пособием для теплоснабжающих организаций системы жилищно-коммунального хозяйства и потребителей – юридических лиц, потребляющие установки которых присоединены к водяным тепловым сетям систем коммунального теплоснабжения, при осуществлении коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя.

Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Методика № 105 не является нормативным правовым актом и не зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации, следовательно, она не может быть использована при определении объема фактического потребления тепловой энергии, необходимого для расчета корректировки. Иного, принятого в установленном порядке правового акта, регламентирующего расчетный метод определения количества поставленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, в настоящее время не имеется.

Соответственно расчет убытков истца от проведения корректировки льготным категориям граждан не может быть обоснованным.

Довод истца о том, что проведение корректировки льготным категориям граждан с применением Методики № 105 признано правомерным определением кассационной инстанции Кировского областного суда и решениями мировых судей, приложенных в материалы дела не могут быть приняты судом во внимание поскольку согласно Постановления Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 17.07.2007 № 11974/06 арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм.

Доводы истца о том, при примененная им для расчета объемов потребленной тепловой энергии Методика № 105 не противоречит формуле расчета, приведенной в пункте 14 приложения к «Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные Правила применяются для определения порядка установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе количества необходимой тепловой энергии.

Согласно статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 % на оплату жилого помещения и оплату коммунальных услуг, при этом плата определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения. Таким же образом предоставляются льготы инвалидам войны и семьям погибших военнослужащих, участников Великой отечественной войны, признанных инвалидами в соответствии со статьями 14, 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ. Указанные категории льготников (инвалидов) проживают в доме по ул. Первомайской, 24 г. Зуевка, что подтверждается перечнем льготных категорий граждан в Зуевском районе, представленных истцом.

С учетом изложенного, расчет убытков истца в сумме 37 рублей 44 копейки, в связи с произведенными доначислениями, на основании заключенного между истцом с собственниками помещений в доме ул. Первомайская, 24 договора теплоснабжения от 25.07.2007 № 30168, согласно которого размер занимаемой собственником площади помещения определяется с учетом его доли в общем имуществе в многоквартирном доме, не может быть принят во внимание.

Кроме того, по требованиям о взыскании убытков в размере 1 рубль 52 копейки с суммы доначислений за декабрь 2006 года истцом пропущен срок исковой давности, о чем заявлено ответчиком, что в силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием к вынесению судебного решения об отказе в иске в указанной части.

Учитывая изложенное, наличие убытков в заявленном размере ОАО «Коммунэнерго» не доказано, исковые требования являются необоснованными, в силу чего не подлежащими удовлетворению.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы о государственной пошлине относятся на истца, которым государственная пошлина в полном объеме была уплачена при обращении в суд.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Открытому акционерному обществу «Коммунэнерго» в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации или в кассационную инстанцию (Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа) в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Судья Н.М. Шубина