ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-7409/11 от 15.11.2011 АС Кировской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта, 102

http://kirov.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело №А28-7409/2011

195/27

г.Киров

15 ноября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 ноября 2011 года

В полном объеме решение изготовлено 18 ноября 2011 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Кононова П.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кайгородовой О.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Кировский областной наркологический диспансер» (ИНН 4347023266, ОГРН 1024301313101, адрес места нахождения: 610046, Кировская область, г. Киров, ул. Энгельса, д. 82)

к Отделу надзорной деятельности г. Кирова Главного управления МЧС России по Кировской области (610000, Кировская область, г. Киров, Октябрьский проспект, д. 122)

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 25.08.2011 №359/360/361/569/570/571 по части 1, 3 и 4 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя - Бондарчука Р.А., по доверенности от 06.10.2011; Томининой Е.В., по доверенности от 06.10.2011; Паршина Д.В., по доверенности от 31.08.2011,

от ответчика - Мамонова А.В., заместителя начальника отдела административной практики управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Кировской области, по доверенности от 12.01.2011 № 1, Абатурова В.А., главного специалиста отдела надзорной деятельности Октябрьского района г.Кирова, по доверенности от 12.04.2011 №223-217,

установил:

Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Кировский областной наркологический диспансер» (далее – Заявитель, КОГБУЗ «Кировский областной наркологический диспансер») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделу надзорной деятельности г. Кирова Главного управления МЧС России по Кировской области (далее – Ответчик, ОНД г.Кирова) о признании незаконным и отмене постановления от 25.08.2011 №359/360/361/569/570/571 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 150000 (ста пятидесяти тысяч) рублей по части 1, 3 и 4 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности.

В обоснование заявленного требования Заявитель ссылается на допущенные ОНД г.Кирова при проведении проверки грубые нарушения положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля",. Кроме того, Заявитель ссылается на нарушение сроков составления протоколов об административных правонарушениях и отсутствие в его действиях события и состава административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1,3 и 4 статьи 20.4. КоАП РФ.

В судебном заседании представители Заявителя поддержали доводы, изложенные в заявлении, и просили суд удовлетворить требование.

Ответчик с требованием Заявителя не согласен. Ответчик считает, что оспариваемое постановление вынесено в отношении Заявителя законно и обоснованно.

В судебном заседании представители Ответчика просят отказать в удовлетворении требования.

Заслушав объяснения и доводы представителей сторон, исследовав все материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Согласно статье 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 ,строительных нормах и правилах "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97), утвержденных постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7.

В силу статьи 20 Закона о пожарной безопасности, пункта 1 ППБ 01-03 данные Правила обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами, должностными и юридическими лицами на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Правил пожарной безопасности наряду с данными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Как следует из материалов дела, с 19.07.2011 по 04.08.2011 ОНД г.Кирова была проведена плановая проверка соблюдения Заявителем требований пожарной безопасности при эксплуатации принадлежащих ему зданий, расположенных по адресам г.Киров ул.Энгельса,82 и ул.Советская,41. В ходе проведения проверки были выявлены нарушения пунктов 3, 33, 36, 38, 52, 53, 60, 91, 184 ППБ 01-03, пунктов 4.3, 6.16, 6.18, 6.27, 6.28, 6.12, 5.11, 5.19, 6.30, 7.4, 7.1, 7.25 СНиП 21-01-97, выразившиеся в несоответствии установленным требованиям размеров эвакуационных выходов в зданиях учреждения здравоохранения, отсутствии аварийного освещения на путях эвакуации, несоответствии дверей требуемому пределу огнестойкости, отсутствии в коридоре противопожарных перегородок, в перепаде высот на путях эвакуации, несоответствии расстояния между зданиями 5 степени огнестойкости, отсутствии молниезащиты здания.

В соответствии с частями 1,3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, требований пожарной безопасности, предъявляемых к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, в нарушении требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам влечет административную ответственность

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, в том числе и юридическое лицо, подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 1.5 КоАП РФ установление и доказывание вины лица, в том числе юридического, в совершении административного правонарушения является обязанностью административного органа, рассматривающего дело об этом правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

Как установлено в ходе судебного разбирательства по данному делу, ОНД г.Кирова при привлечении КОГБУЗ «Кировский областной наркологический диспансер» к административной ответственности в нарушение названных выше положений статей 1.5, 2.1 КоАП РФ, а также пункта 3 статьи 26.1 КоАП РФ не исследовал вопрос о виновности указанного юридического лица и не установил его вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1,3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ. В частности, в оспариваемом постановлении не указано, в чем выразилась вина учреждения и какие именно зависящие от него меры не были им приняты для того, чтобы устранить допущенные нарушения.

Между тем из представленных в материалы дела документов, в частности из писем направленных Заявителем в адрес Департамента здравоохранения Кировской области от 08.03.2009, 08.04.2011, 21.04.2011 следует, что Заявитель принимал все зависящие от него меры по обеспечению финансирования мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе и тех, которые перечислены в оспариваемом постановлении. Доказательств обратного Ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах суд не усматривает вины КОГБУЗ «Кировский областной наркологический диспансер» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4. КоАП РФ.

В этой связи суд не может считать установленным и доказанным факт наличия в действиях Заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела , что ОНД г.Кирова были допущены грубые нарушения порядка проведения проверки, предусмотренного Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон №294-ФЗ).

Названный федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В соответствии с частью 12 статьи 9 Федерального закона №294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Как следует из представленных в дело документов, на основании распоряжения начальника ОНД по Октябрьскому району г.Кирова А.А.Давыдова от 07.07.2011 в период с 19.07.2011 по 04.08.2011 ОНД г.Кирова была проведена плановая проверка соблюдения Заявителем требований пожарной безопасности при эксплуатации принадлежащих ему зданий. При этом Ответчиком не представлено доказательств того, что названное распоряжение было направлено в адрес КОГБУЗ «Кировский областной наркологический диспансер» в течение трех рабочих дней до начала проведения проверки. В то же время из копии журнала входящей корреспонденции КОГБУЗ «Кировский областной наркологический диспансер» следует, что распоряжение о проведении проверки поступило в адрес Заявителя 29.07.2011, то есть в период проверки. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Ответчиком были нарушены требования пункта 12 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В соответствии с подпунктом 1 части 2 названной статьи нарушение требований, предусмотренных частью12 статьи 9 (в части срока уведомления о проведении проверки), относится к грубым нарушениям.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В соответствии с частью 3 данной статьи КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Учитывая что при проведении проверки ОНД г.Кирова были допущены грубые нарушения порядка ее проведения, акт проверки от 04.08.2011, и протоколы об административных правонарушениях от 19.08.2011 не могут рассматриваться как полученные в соответствии с требованиями закона доказательства, указывающие на наличие события административного правонарушения. Иных доказательств Ответчиком в суд не представлено.

Учитывая изложенное, требование Заявителя -Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Кировский областной наркологический диспансер» подлежит удовлетворению, а оспариваемое им постановление главного государственного инспектора г.Кирова по пожарному надзору Шихова А.И. от 25.08.2011 №359/360/361/569/570/571 признанию незаконным и отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

требование заявителя – Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Кировский областной наркологический диспансер» удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора г.Кирова по пожарному надзору Шихова А.И. от 25.08.2011 №359/360/361/569/570/571 о назначении Кировскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Кировский областной наркологический диспансер» (ИНН 4347023266, ОГРН 1024301313101, адрес места нахождения: 610046, Кировская область, г. Киров, ул. Энгельса, д. 82) административного наказания в виде административного штрафа в размере 150000 (ста пятидесяти тысяч) рублей по частям 1,3 и 4 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и отменить.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (с даты изготовления решения в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд Кировской области.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Кировской области.

Судья П.И. Кононов