ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-7930/17 от 03.10.2017 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http.kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-7930/2017

г. Киров

11 октября 2017 года

Резолютивная часть решения оглашена 03 октября 2017 года

Решение в полном объеме изготовлено 11 октября 2017 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Шмырина С.Ю.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Пикозовым А.В.,

рассмотрев в судебном заседании заявление

общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Вятка Уют» (ИНН <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 610004, <...>)

к государственной жилищной инспекции Кировской области (юридический адрес: 610020, <...>)

о признании недействительным предписания от 28.04.2017 № 20/95/17

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1, по доверенности от 13.04.2017,

от ответчика – ФИО2, по доверенности от 10.01.2017,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Вятка Уют» (далее – заявитель, общество, управляющая организация, ООО «УК «Вятка Уют») обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее – ответчик, ГЖИ, Инспекция) о признании недействительным предписания от 28.04.2017 № 20/95/2017.

В обоснование требования заявитель указывает, что с 01.05.2015 управление многоквартирным домом осуществляет вновь избранная управляющая организация; общество не имеет возможность произвести перерасчет за коммунальную услугу по отоплению; оспариваемое предписание не отвечает критерию исполнимости.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, настаивает на их удовлетворении.

Ответчик в письменном отзыве требование общества не признает, просит в его удовлетворении отказать. Представитель ответчика в судебном заседании поддержал письменно изложенную позицию.

Выслушав представителей сторон, изучив представленные документы, суд установил следующее.

На основании приказа начальника Инспекции от 08.07.2015 № 2304/15 в отношении ООО «УК «Вятка Уют» проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, изложенных в коллективном обращении граждан, проживающих в многоквартирном доме № 6 по ул. Хлыновской г. Кирова.

В ходе проверки установлено, что до 01.05.2015 управление многоквартирным домом № 6 по ул. Хлыновской г. Кирова (далее – МКД) осуществляло ООО «УК «Вятка Уют» на основании договора управления многоквартирным домом № 108/14 от 12.04.2014.

По результатам проведения проверки ответчиком составлен акт от 20.08.2015 № 20/130, которым Инспекция зафиксировала нарушение обществом требований пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307) и подпункта 3 пункта 2 Приложения № 2 Правил № 307, выразившееся в излишне начисленной суммы корректировки платы за отопление за период с января по май 2015 года по квартирам № 53, 75, 92, 25, 98, 90.

20.08.2015 ООО «УК «Вятка Уют» выдано предписание № 20/72, которым на заявителя возложена обязанность провести комплекс мероприятий, указанных в акте проверки, и обеспечению соблюдения обязательных требований при расчете и начислении корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД, возвратив излишне начисленную плату за коммунальную услугу по отоплению, произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению в платежном документе за май 2015 года в соответствии с пунктом 21 Правила № 307 и подпунктом 3 пункта 2 Приложения № 2 Правил № 307 в срок до 25.10.2015.

Пунктом 2 предписания от 20.08.2015 обществу предписано представить в Инспекцию отчет о выполнении комплекса мероприятий, указанных в пункте 1, в том числе по квартирам № 53, 75, 92, 25, 98, 90 МКД в срок до 25.10.2015.

На основании приказа начальника Инспекции от 05.11.2015 № 3613/15 в отношении ООО «УК «Вятка Уют» проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки исполнения требований предписания от 20.08.2015 № 20/72.

По результатам проведения проверки ответчиком составлен акт от 08.12.2015 № 20/230, которым Инспекцией установлено следующее: обществом в адрес собственников квартир № 53, 75, 92, 25, 98, 90 МКД направлены уведомления для получения ими денежных средств через кассу заявителя за переплату отопления за январь-май 2015 года. Кроме того, представлена копия расходного кассового ордера № 997 от 08.12.2015 о получении собственником квартиры № 90 МКД денежных средств в сумме 1028 рублей 40 копеек; основание – предписание ГЖИ № 20/72 от 20.08.2015. Предписание ГЖИ № 20/72 от 20.08.2015 по квартирам № 53, 75, 92, 25, 98 МКД, не выполнено.

08.12.2015 ООО «УК «Вятка Уют» выдано предписание № 20/154, которым на заявителя возложена обязанность провести комплекс мероприятий, указанных в акте проверки, и обеспечению соблюдения обязательных требований при расчете и начислении корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД, возвратив излишне начисленную плату за коммунальную услугу по отоплению, произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению в платежном документе за май 2015 года в соответствии с пунктом 21 Правила № 307 и подпунктом 3 пункта 2 Приложения № 2 Правил № 307 в срок до 09.03.2016.

Пунктом 2 предписания от 08.12.2015 обществу предписано представить в Инспекцию отчет о выполнении комплекса мероприятий, указанных в пункте 1, в том числе по квартирам № 53, 75, 92, 25, 98 МКД в срок до 09.03.2016.

На основании приказа и.о. начальника Инспекции от 11.07.2016 № 1989/16 в отношении ООО «УК «Вятка Уют» проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки исполнения требований предписания от 22.04.2016 № 20/51/16.

По результатам проведения проверки ответчиком составлен акт от 27.07.2016 № 20/154/16, которым Инспекцией установлено, что информация об обеспечении соблюдения обязательных требований при расчете и начислении корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД, а именно по возврату излишне начисленной платы за коммунальную услугу по отоплению в платежных документах за май 2015 года не представлена. Не представлены платежные документы, подтверждающие проведение перерасчета (снятия) платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам МКД, в том числе квартир № 25, 92, 27, 73, 99, 60, 86, 42, 26, 22, 21. Предписание ГЖИ от 22.04.2016 № 20/51/16 не выполнено.

27.07.2016 обществу выдано предписание № 20/93/16 об устранении выявленных нарушений в срок до 27.09.2016.

На основании приказа и.о. начальника Инспекции от 17.04.2017 № 906/17 в отношении ООО «УК «Вятка Уют» проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки исполнения требований предписания от 27.07.2016 № 20/93/16.

По результатам проведения проверки ответчиком составлен акт от 28.04.2017 № 20/157/17, которым Инспекцией установлено, что ООО «УК «Вятка Уют» произвело перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению за 2015 год по МКД. С 01.05.2015 МКД не находится под управлением общества. Собственникам квартир № 21, 22, 25, 26, 27, 42, 60, 73, 86, 92, 99 МКД направлены заказные письма о предоставлении расчетных счетов для перечисления денежных средств за коммунальную услугу по отоплению за 2015 год. Собственники квартир № 21, 22, 25, 42, 60, 86, 99 не представили расчетные счета для перечисления денежных средств за коммунальную услугу по отоплению за 2015 год. Возврат денежных средств за коммунальную услугу по отоплению произведен только по квартирам № 26, 27, 73, 92 МКД. Предписание ГЖИ от 27.07.2016 № 20/93/16 выполнено не в полном объеме.

28.04.2017 ООО «УК «Вятка Уют» выдано предписание № 20/95/17, которым на заявителя возложена обязанность провести комплекс мероприятий, указанных в актах проверок от 20.08.2015 № 20/130, от 08.12.2015 № 20/230, от 22.04.2016 № 20/91/16, от 27.07.2016 № 20/154/16, от 28.04.2017 № 20/157/17, и обеспечению соблюдения обязательных требований при расчете и начислении корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД, возвратив излишне начисленную плату за коммунальную услугу по отоплению, произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению в платежном документе за май 2015 года в соответствии с пунктом 21 Правила № 307 и подпунктом 3 пункта 2 Приложения № 2 Правил № 307 в срок до 31.07.2017.

Пунктом 2 предписания от 28.04.2017 обществу предписано представить в Инспекцию отчет о выполнении комплекса мероприятий, указанных в пункте 1, по всем жилым помещениям, в том числе по квартирам № 21, 22, 25, 42, 60, 86, 99 МКД в срок до 31.07.2017.

Не согласившись с данным предписанием, общество 03.07.2017 обратилось в Арбитражный суд Кировской области.

Вышеуказанные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей, создание иных препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются положениями Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

По смыслу статьи 17 Федерального закона №294-ФЗ предписание выдается в случае установления при обнаружении надзорным органом нарушений законодательства при осуществлении деятельности в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.

В соответствии с положениями пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федерального закона № 294-ФЗ при применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений обязательных требований, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.

Из названных норм следует, что предписание инспекции об устранении выявленных нарушений представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица административного органа, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. Предписание должно быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые им обязанности. Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо, а также возложение неисполнимых обязанностей, по сути, влекут нарушение его законных прав и интересов.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Правила №354 регулируют правоотношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В силу пункта 2 Правил № 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги и ресурсы.

Согласно пункту 14 Правил № 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с полномочиями, предоставленными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857 «Об особенностях применения в 2012 – 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Кировской области принято распоряжение от 14.09.2012 №48-р «О нормативах потребления коммунальных услуг по отоплению», в соответствии с которым на территории Кировской области при расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению применяется порядок расчета размера платы в соответствии с Правилами № 307.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 21 Правил № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к Правилам №307. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № 2 к Правилам № 307.

При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (пункт 22 Правил №307).

Согласно подпункту 3 пункта 2 Приложения № 2 Правил № 307 размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:

, (8)

где:

- размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);

- общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);

- общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).

Из представленных в материалы дела документов следует, что корректировка платежей за коммунальную услугу по отоплению в МКД в 2015 году не проводилась. Были сверены расчеты по отоплению, представленные ОАО «КТК», и выставленная собственникам разница предъявлена в квитанции. В акте проверки от 20.08.2015 Инспекция указывает, что согласно представленному расчету размер дополнительной платы за коммунальную услугу «отопление» в платежном документе за май 2015 года по итогам работы прибора учета тепловой энергии за период январь-май 2015 года составил 54,99 руб./кв.м. За май 2015 по квартирам № 53, 75, 92, 25, 98, 90 в МКД произведено доначисление по строке «отопление». По мнению ответчика, размер корректировки составляет 24,92 руб./кв.м. Управляющая организация излишне начислила сумму корректировки платы за отопление за январь-май 2015 года в платежных документах за май 2015 года по названным квартирам. ГЖИ пришла к выводу, что расчет корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению в платежном документе за май 2015 года произведен обществом в нарушение требований пункта 21 Правила № 307 и подпункта 3 пункта 2 Приложения № 2 к Правилам № 307.

ООО «УК «Вятка Уют» против указанного вывода Инспекции не возражает. Но при этом заявитель полагает, что оспариваемое предписание является неисполнимым. Общество указывает, что после передачи документации ООО «УК «Вятка Уют» не имеет реальной возможности произвести перерасчет по причине отсутствия необходимых для этого сведений о собственниках помещений в МКД, объеме предоставленных услуг, начислениях.

Вместе с тем материалы дела свидетельствуют, что некоторым собственникам помещений в МКД общество возвратило денежные средства.

ООО «УК «Вятка Уют» представило в материалы копии сообщений, адресованных собственникам помещений в МКД, о возврате денежных средств за переплату по отоплению за январь-май 2015 года, реестр возврата переплаты по отоплению, список помещений в МКД, по которым требуется вернуть названые денежные средства.

Доказательства, подтверждающие, что заявитель предпринимал попытки вернуть излишне начисленные суммы по всем квартирам в МКД, отсутствуют.

Таким образом, из материалов дела следует, что предписание от 28.04.2017 № 20/95/17 может быть исполнено.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что оспариваемое предписание является правомерным, обоснованным, исполнимым. Права и законные интересы общества данное предписание не нарушает.

Доводы о неисполнимости предписания от 28.04.2017 № 20/95/17 арбитражным судом не принимаются, как безосновательные.

При таких обстоятельствах арбитражный приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления общества с ограниченной ответственностью «УК «Вятка Уют» о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кировской области от 28.04.2017 № 20/95/2017.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении заявленного требования государственная пошлина относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Вятка Уют» (ИНН <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 610004, <...>) о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Кировской области (юридический адрес: 610020, <...>) от 28.04.2017 № 20/95/17.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья С.Ю. Шмырин