610017 г. Киров, ул. К. Либкнехта, 102
http://kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А28-8023/2020
г. Киров
10 декабря 2020 года
Резолютивная часть решения оглашена 03 декабря 2020 года
Решение изготовлено в полном объеме 10 декабря 2020 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Агалаковой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мизевым Д.В.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
сельскохозяйственного производственного кооператива племзавод «Соколовка» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 612443, Россия, <...>)
к Западно-Уральскому межрегиональному управлению Росприроднадзора (адрес: 614081, Россия, <...>, Россия, <...>)
о признании незаконным и отмене постановления от 11.03.2020 №13-38/36-20
без участия в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц
установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив племзавод «Соколовка» (далее – заявитель, кооператив, СПК племзавод «Соколовка») обратился в Зуевский районный суд с заявлением к Западно-Уральскому межрегиональному управлению Росприроднадзора (далее – Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 11.03.2020 № 13-38/36-20, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Определением Зуевского районного суда от 25.06.2020 заявление СПК племзавод «Соколовка» об обжаловании постановленияУправления от 11.03.2020 № 13-38/36-20 на основании части 3 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения передано по подведомственности в Арбитражный суд Кировской области.
В обоснование заявленного требования предприятие указывает, что в материалах административного дела отсутствуют доказательства наличия в действиях СПК племзавод «Соколовка» события вмененного административного правонарушения. Административным органом не доказано совместное накопление разнородных отходов: «Мусор и смет производственных помещений малоопасный», «Фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные» и «Обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более)». Подробно доводы предприятия изложены в заявлении и дополнениях к нему. Заявитель извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Управлением представлен письменный отзыв, в котором указаны возражения относительно заявленных требований, указано на законность и обоснованность оспариваемого постановления. Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Руководствуясь положениями части 2 статьи 210, статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив представленные доказательства, суд установил следующее.
На основании приказа врио заместителя руководителя Управления от 26.12.219 № 559-к в отношении СПК племзавод «Соколовка» в период с 15.01.2020 по 11.02.2020 проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения предприятием требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды и выполнения плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год, утвержденного приказом Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 31.10.2018 № 373-П.
Предприятие осуществляет деятельность по адресу: Кировская область, Зуевский район, п. Соколовка («Промплощадка №1»).
15.01.2020 государственными инспекторами Управления произведен осмотр мест накопления отходов объекта «Промплощадка № 1» СПК племзавод «Соколовка».
При осмотре обнаружены следующие места накопления отходов: у котельной МТФ 1 – емкость с золой древесной, у котельной родительного отделения – емкость с золой древесной, у котельной МТФ – емкость с золой древесной, у котельной колбасного цеха – емкость с золой древесной, у центральной котельной – емкость с золой, отходы минеральных масел моторных накапливаются в емкости в помещении РММ и пункта TP и ТО, обтирочный материал – в ящике с крышкой в помещении гаража автомобильной техники, фильтры очистки масел накапливаются в емкости в помещении пункта TP и ТО совместно со сметом и бытовым мусором, стружка металлическая накапливается в открытом контейнере на площадке у центральной котельной.
16.01.2020 специалистом филиала «ЦЛАТИ по Кировской области» Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» (ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО») произведен отбор проб отходов, в том числе, проба смешанного отхода из емкости для накопления автомобильных масленых фильтров, расположенной в пункте технического осмотра (акт отбора пробы отходов № 16).
Согласно протоколу результатов испытаний пробы отходов от 20.01.2020 № 16о-О филиала «ЦЛАТИ по Кировской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» в смешанной пробе отходов обнаружено: картон, бумага – 56%, полимерные материалы – 8,4%, текстиль – 13,0%, металл черный (железо) – 5,5%, стекло – 7,4%, резина – 4,2%, земля, песок – 5,9%.
В ходе осмотра 15.01.2020 и 16.01.2020 государственными инспекторами Управления зафиксировано совместное накопление разнородных отходов: мусор и смет производственных помещений малоопасный (7 33 210 01 72 4), фильтры очистки масла автотранспортных средств; отработанные (9 21 302 01 52 3), обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) (9 19 204 01 60 3), в результате чего Управление пришло к выводу, что предприятием нарушены требования пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 2 статьи 11, пункта 1 статьи 13.4, пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», что выразилось в совместном накоплении разных видов отходов.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 11.02.2020 № 21-ПК-К.
Извещением от 11.02.2020 № 12-38 предприятие уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
26.02.2020 государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды, главный специалист – эксперт отдела государственного экологического надзора по Кировской области Управления составил протокол № 13-38/26-20 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
11.03.2020 государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды, главный специалист – эксперт отдела государственного экологического надзора по Кировской области Управления в присутствии представителя общества ФИО1, действующей на основании доверенности от 19.02.2020, вынес постановление № 13-38/36-20 о привлечении СПК племзавод «Соколовка» к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с требованием признать его незаконным и отменить.
Изложенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Часть 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий.
Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении конкретных экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1). Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (пункт 3).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определяет Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ отходами производства и потребления (далее - отходы) признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом №89-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, среди прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами, соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2).
Пунктом 4 статьи 14 Закона № 89-ФЗ установлено, что при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и виновность указанного лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Эти данные согласно части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Оспариваемым постановлением заявителю в вину вменено совместное накопление разнородных отходов: мусор и смет производственных помещений малоопасный (7 33 210 01 72 4), фильтры очистки масла автотранспортных средств; отработанные (9 21 302 01 52 3), обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) (9 19 204 01 60 3).
Вышеприведенными нормами Закона №7-ФЗ и Закона №89-ФЗ, прямой запрет на совместное накопление разнородных отходов не установлен.
В обжалуемом постановлении Управлением не указана конкретная норма права, которая устанавливает запрет на совместное накопление разнородных отходов и нарушение которой влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представленными в материалы дела доказательствами (акт проверки от 11.02.2020 № 21-ПК-К, протокол об административном правонарушении от 26.02.2020 № 13-38/26-20) совместное накопление разнородных отходов в качестве нарушения конкретного требования в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления не указано.
Как следует из материалов дела, 16.01.2020 специалистом филиала «ЦЛАТИ по Кировской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО») произведен отбор пробы смешанного отхода из емкости для накопления автомобильных масленых фильтров, расположенной в пункте технического осмотра, морфологический состав которой определен как: картон, бумага – 56%, полимерные материалы – 8,4%, текстиль – 13,0%, металл черный (железо) – 5,5%, стекло – 7,4%, резина – 4,2%, земля, песок – 5,9% (протокол результатов испытаний пробы отходов от 20.01.2020 № 162-О).
Приказом Росприроднадзора от 13.10.2015 № 810 утвержден Перечень среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, согласно которому компонентный состав отхода «Мусор и смет производственных помещений малоопасный (7 33 210 01 72 4)» включает в себя: бумага – 15-20%, диоксид кремния 30-70%, нефтепродукты < 15, также может содержать: древесина, текстиль, резина, полимерный материалы, стекло, металл черный, оксид магния, оксид кальция; компонентный состав отхода «Фильтры очистки масла автотранспортных средств; отработанные (9 21 302 01 52 3)» включает в себя: металл черный – 40-50%, полимер – 10-15%, нефтепродукты >15%, также может содержать бумагу, песок; компонентный состав отхода «Обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) (9 19 204 01 60 3)» включает в себя: текстиль – 60-75%, нефтепродукты >15%, также может содержать воду, диоксид кремния.
При лабораторном исследовании морфологического состава «Смешанный пробы отхода», отобранной 16.01.2020 (акт отбора пробы от 16.01.2020 № 16), не было установлено содержание такого компонента как нефтепродукты >15%, как одного из обязательных компонентов отхода «Фильтры очистки масла автотранспортных средств; отработанные (9 21 302 01 52 3)» и отхода «Обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) (9 19 204 01 60 3)».
Иные доказательства, подтверждающие совместное накопление разнородных отходов: мусор и смет производственных помещений малоопасный (7 33 210 01 72 4), фильтры очистки масла автотранспортных средств; отработанные (9 21 302 01 52 3), обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) (9 19 204 01 60 3) материалы административного дела не содержат, суду при рассмотрении дела также не представлены.
Таким образом, Управлением не доказано совместное накопление СПК племзавод «Соколовка» разнородных отходов: мусор и смет производственных помещений малоопасный (7 33 210 01 72 4), фильтры очистки масла автотранспортных средств; отработанные (9 21 302 01 52 3), обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) (9 19 204 01 60 3).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о недоказанности в деянии заявителя объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события (недоказанность) правонарушения относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного, постановление Управления от 11.03.2020 № 13-38/36-20 о привлечении СПК племзавода «Соколовка» к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует признать незаконным и отменить.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
постановление Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11.03.2020 №13-38/36-20 о назначении сельскохозяйственному производственному кооперативу племзаводу «Соколовка» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 612443, Россия, <...>) административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (с даты изготовления решения в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делу об административном правонарушении, решения, принятые ими по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений), пересматриваются Верховным Судом Российской Федерации, если были исчерпаны все предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством способы их обжалования в арбитражных судах. Указанные решения пересматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья Н.В. Агалакова