610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
г. Киров
6 ноября 2007г. Дело № А28-8071/07-352/21
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Кулдышева О.Л.
при ведении протокола судебного заседания судьей Кулдышевым О.Л.
рассмотрел в судебном заседании дело по иску:
ООО «Пак-Экспресс»
к инспекции ФНС РФ № 4 по Кировской области
о признании недействительным отказа налогового органа в постановке на налоговый учет игровых автоматов, выраженного в письме руководителя налогового органа от 2.07.2007г.
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 26.10.2007г., ФИО2, доверенность от 26.10.2007г.
от ответчика: ФИО3, доверенность от 2.08.2007г.
у с т а н о в и л:
ООО «Пак-Экспресс» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в непостановке на налоговый учет 50 игровых автоматов по заявлению Общества.
Уточнив заявленные требования 29.10.2007г., заявитель просит суд признать незаконным решение налогового органа, выраженное в письме руководителя налогового органа от 2.07.2007г. об отказе в постановке на налоговый учет 50-ти игровых автоматов.
Ответчик заявленные требования не признал в полном размере, представил отзыв на иск.
Изучив представленные доказательства, судом установлено следующее:
ООО «Пак-Экспресс» (г. Казань) имеет лицензию № 004521 на право осуществления вида деятельности – организация и содержание тотализаторов и игорных заведений, лицензия выдана на период с 1.06.2004г. по 1.06.2009года.
На основании заявления ООО «Пак-Экспресс» от 17.05.2007г., инспекцией ФНС РФ № 4 по Кировской области поставлено на налоговый учет обособленное подразделение ООО «Пак-Экспресс» по адресу г. Вятские Поляны Кировской области, ул. Тойменка, д.8, выдано уведомление о постановке на учет в налоговом органе от 28.05.2007г.
На основании заявления ООО «Пак-Экспресс» от 17.05.2007г., поступившего в налоговый орган 24.05.2007г., налоговым органом было выдано свидетельство о регистрации 1 объекта налогообложения игорным бизнесом (одного игрового автомата) от 31.05.2007г.
Письмом от 25.06.2007г. за подписью руководителя налогового органа, указанное свидетельство от 31.05.2007г. признано недействительным и в регистрации одного игрового автомата Обществу отказано.
Письмом за подписью заместителя начальника налоговой инспекции от 2.07.2007г., налоговым органом отказано в регистрации 50-ти игровых автоматов.
В обоснование заявленных требований заявитель пояснил, что отказ налогового органа в регистрации 50-ти игровых автоматов является незаконным, противоречит требованиям ст.366 НК РФ, поскольку сама по себе регистрация объектов налогообложения игорным бизнесом (игровых автоматов) носит уведомительный характер, никаких законных оснований для отказа в регистрации игровых автоматов налоговым законодательством не предусмотрено. Заявителем выполнены все необходимые условия для осуществления деятельности игорного заведения по адресу <...>, в том числе соблюдены все требования ст.16 Федерального Закона РФ № 244-ФЗ.
По мнению заявителя, налоговый орган без каких-либо оснований отказал в регистрации игровых автоматов, несмотря на то, что Общество было поставлено на налоговый учет по данному адресу. Ссылка налогового органа на статью 16 Федерального Закона РФ № 244-ФЗ от 29.12.2006г., является необоснованной, поскольку указанный Закон не подлежит применению при решении вопроса о постановке на налоговый учет объектов налогообложения – игровых автоматов.
В обоснование своих возражений налоговый орган указал, что ООО «Пак-Экспресс» не имело до 1 января 2007года игорного заведения по адресу <...>, открыло указанное игорное заведение после заключения договора субаренды от 30 мая 2007года с ООО «Холидэй». С 1 января 2007года до момента открытия игорного заведения ООО «Пак-Экспресс» в мае 2007года, игорное заведение по указанному адресу не существовало. Ранее, в 2006году по данному адресу игорный бизнес осуществлялся ООО «Тор», которое все объекты налогообложения сняло с учета 31.12.2006г.
Отказ в регистрации 50-ти игровых автоматов в письме от 2.07.2007г., по мнению налогового органа, является законным, поскольку открытие нового игорного заведения и регистрация в них игровых автоматов для осуществления игорного бизнеса после 1 января 2007года, возможны только в игорных зонах. Ответчик ссылается в обоснование своих доводов на статью 16 Федерального Закона РФ № 244-ФЗ от 29.12.2006г.
Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований и отказывает в их удовлетворении.
Как установлено из материалов дела, ООО «Пак-Экспресс» не имело игорного заведения по адресу <...> за период до 1 января 2007года и до момента заключения договора субаренды указанного помещения 30.05.2007г.
По сведениям налогового органа, игорное заведение по данному адресу было закрыто 31.12.2006года ООО «Тор», все игровые автоматы сняты с налогового учета.
За период с 1 января 2007года до момента открытия игорного заведения заявителем в мае 2007года, игорное заведение по указанному адресу не существовало.
Заявитель - ООО «Пак-Экспресс» не является правопреемником при осуществлении игорного бизнеса по указанному выше адресу какого-либо юридического или физического лица.
Таким образом, из материалов дела установлено, что игорное заведение по адресу <...>, является новым, вновь открытым игорным заведением.
В соответствии со ст.16 Федерального Закона РФ № 244-ФЗ от 29.12.2006г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр…» имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Контроль за соблюдением организаторами азартных игр установленных частями 1 и 2 настоящей статьи требований осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Для соответствующих лицензиатов срок действия выданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и действующих на день вступления в силу настоящего Федерального закона лицензий на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений продлевается до 30 июня 2009 года вне зависимости от срока, указанного в имеющихся у таких лицензиатов лицензиях.
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона выдача новых лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари прекращается, за исключением выдаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
Предусмотренные настоящим Федеральным законом игорные зоны должны быть созданы до 1 июля 2007 года. Деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям настоящего Федерального закона.
Федеральный Закон РФ № 244-ФЗ от 29.12.2006г., вступил в законную силу с 1 января 2007года, и распространяется на правоотношения, возникшие с 1.01.2007года.
Из текста указанной выше нормы Закона следует, что, во-первых, право на продолжение деятельности после 1 января 2007года имеют игорные заведения, имеющие соответствующие лицензии, во-вторых, новые игорные заведения должны быть образованы после 1 января 2007года на территории игорных зон в соответствии с разрешительным порядком, установленным Федеральным Законом РФ.
Таким образом, игорные заведения, открытые и действовавшие до момента вступления Федерального Закона РФ № 244-ФЗ в силу, т.е. до 1 января 2007года, вправе продолжить свою деятельность после 1 января 2007года до 30.06.2009года и вне территории игорных зон при условии соблюдения требований, установленных данным Законом.
Однако, открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу Федерального Закона РФ № 244-ФЗ, возможно только на территории игорных зон в соответствии с разрешительным порядком.
Суд приходит к выводу о том, что заявителем - ООО «Пак-Экспресс» допущено нарушение требований Федерального Закона РФ № 244-ФЗ от 29.12.2006г., поскольку игорное заведение по адресу <...>, открыто и начало функционировать с мая 2007года на территории, не отнесенной к игорной зоне.
В соответствии с п.1 ст.198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Суд приходит к выводу о том, что в данном случае отсутствует само по себе нарушение прав и законных интересов заявителя ООО «Пак-Экспресс», поскольку само Общество осуществляет предпринимательскую деятельность во вновь открытом игорном заведении с нарушением требований Федерального Закона РФ.
Доводы заявителя о нарушении налоговым органом требований ст.366 НК РФ, судом рассмотрены и признаются необоснованными.
В соответствии с п.2 ст.366 НК РФ каждый объект налогообложения ( в т.ч. игровые автоматы) подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Пунктом 6 ст.366 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Согласно ст.365 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Из указанных норм налогового законодательства следует, что регистрация объектов налогообложения (игровых автоматов в том числе) является обязанностью налогового органа на основании заявления налогоплательщика.
Вместе с тем, указанная обязанность налогового органа по регистрации объектов налогообложения касается налогоплательщиков, осуществляющих законную деятельность в сфере игорного бизнеса.
Порядок осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, в том числе в игорных заведениях, налоговым законодательством не регулируется, однако непосредственно связан с функциями налогового органа по контролю за законностью такой деятельности в силу ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ налогового органа, выраженный в письме от 2.07.2007г., не нарушает и не может нарушать законные права и интересы ООО «Пак-Экспресс», поскольку деятельность заявителя по организации нового игорного заведения на территории, не отнесенной к игорным зонам после 1.01.2007г., в целом противоречит требованиям Федерального Закона РФ № 244-ФЗ от 29.12.2006г.
Доводы заявителя о том, что обязанность налогового органа зарегистрировать игровые автоматы также связана с постановкой на налоговый учет обособленного подразделения Общества по адресу <...>, судом рассмотрены и признаются необоснованными.
Сама по себе постановка на налоговый учет обособленного подразделения на основании уведомления налогового органа от 28.05.2007г. свидетельствует лишь о намерении заявителя осуществлять по данному адресу любой вид предпринимательской деятельности, не запрещенный законодательством.
Регистрация объектов налогообложения – игровых автоматов по своей сути свидетельствует о намерении организации осуществлять игорный бизнес в игорном заведении.
Однако, как было указано выше, осуществление игорного бизнеса в игорном заведении должно соответствовать нормам федерального законодательства, устанавливающего порядок и условия ведения игорного бизнеса. В данном случае указанный порядок заявителем нарушен.
Руководствуясь ст.167-170, 176-177, 197-201АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Отказать ООО «Пак-Экспресс» в удовлетворении заявленных требований.
Решение суда может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 259, 276 АПК РФ.
Судья Кулдышев О.Л.
(Мотивированное решение изготовлено 12 ноября 2007г.)