ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-8088/08 от 14.11.2008 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

www.kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Киров

28 ноября 2008 года

Дело № А28-8088/2008-319/15

Резолютивная часть решения объявлена 14 ноября 2008 года

В полном объеме решение изготовлено 28 ноября 2008 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Едоминой С. А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Окишевой Е. Л.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации

к Департаменту социального развития Кировской области

о взыскании 19 189 руб. 29 коп.

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: ФИО1, по доверенности от 10.01.2008 № 04/186;

ответчика: ФИО2, по доверенности от 09.01.2008;

установил:

Государственное учреждение – Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту – заявитель, отделение Фонда) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Департамента социального развития Кировской области денежных средств в сумме 19 189 руб. 29 коп., выделенных на выплату пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в связи с их нецелевым расходованием.

В судебном заседании представитель заявителя настаивает на удовлетворении заявленного требования.

Департамент социального развития Кировской области (далее по тексту – ответчик, Департамент) в письменном отзыве на заявление и представитель ответчика в судебном заседании требования заявителя не признает, указывает на надлежащий контроль со стороны Департамента за правомерностью назначения и выплаты пособий и на своевременное принятие мер по взысканию переплаченных сумм пособий. Также ссылается на установление решениями судов вины ФИО3, ФИО4, ФИО5 в нарушении законодательства в сфере назначения и выплаты пособий. В судебное заседание представителем ответчика представлены копии решений судов о взыскании с получателей ФИО3, ФИО4, ФИО5 сумм излишне выплаченных пособий по уходу за ребенком и сведения о предпринимаемых действиях по принудительному исполнению указанных решений судов (исполнительные листы, постановления о возбуждении исполнительного производства, постановления об окончании исполнительного производства).

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 10 ноября 2008 года объявлялся перерыв до 13 часов 00 минут 14 ноября 2008 года.

Заслушав представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Между Государственным учреждением – Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Департаментом социального развития Кировской области, как органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, заключены договоры № 05/192 от 17.01.2007 года и № 05/129 от 21.01.2008 года и дополнительное соглашение к договору № 05/129-1 от 15.02.2008 года о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”.

В период с 17.01.2008 года по 12.02.2008 года на основании решения заместителя управляющего отделением Фонда ФИО6 от 14.01.2008 года № 90/45 проведена проверка Департамента и его территориальных отделов по вопросу целевого расходования средств, направленных отделением Фонда на выплату пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, за период с 01.10.2007 года по 31.12.2007 года.

По результатам проведенной проверки выявлено расходование средств, полученных Департаментом на выплату пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в сумме 125 080 руб. 76 коп. с нарушением действующего законодательства, установлено, что выявленные предыдущей проверкой недостатки и нарушения устранены частично, что зафиксировано в справке о проведенной проверке от 12.02.2008 года № 5.

03.03.2008 года управляющим отделения Фонда ФИО7 принято решение № 1 о непринятии расходов, произведенных органом социальной защиты населения, в счет средств, полученных от отделения Фонда на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, согласно которому отделением Фонда не приняты расходы, произведенные Департаментом, с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов либо не подтвержденные документами в установленном порядке, в сумме 108906 руб. 95 коп. Согласно решению указанная сумма подлежит возврату.

Проверкой Департамента по вопросу целевого расходования средств, направленных отделением Фонда на выплату пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, за период с 01.01.2008 года по 31.03.2008 года, проведенной в период с 02.06.2008 по 06.06.2008 года на основании решения управляющего отделения Фонда ФИО7 от 12.05.2008 года № 707, установлено, что выявленные нарушения и недостатки, отраженные в решении отделения Фонда от 03.03.2008 года № 1, устранены Департаментом частично (справка о проведенной проверке № 2 от 06.06.2008 года).

Департаментом не возвращены суммы излишне выплаченного ежемесячного пособия по уходу за ребенком, лицам, не имеющим права на получение указанного пособия, в отношении получателей:

- ФИО3, получившей ежемесячное пособие по уходу за ребенком за период, когда являлась получателем пособия по безработице в Центре занятости населения. Переплата пособия составила 4189 руб. 29 коп.;

- ФИО4, получившей ежемесячное пособие по уходу за ребенком за период после вступления в законную силу решения Котельничского районного суда о лишении ФИО4 родительских прав. Переплата пособия составила 6 000 руб. 00 коп.;

- ФИО5, получившей ежемесячное пособие по уходу за ребенком за период, в течение которого ребенок в соответствии с распоряжением Главы администрации Уржумского района от 24.04.2007 года № 360 находился на полном государственном обеспечении в ОГЛПУ “Уржумский дом ребенка № 2”. Переплата пособия составила 9 000 руб. 00 коп.

Отделением Фонда в адрес Департамента направлена претензия № 01-13/04/15162 от 07.07.2008 года, согласно которой Департаменту предложено в течение 10 дней в добровольном порядке возместить 19 189 руб. 29 коп., выделенных на выплату пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в связи с их нецелевым расходованием.

Письмом № 01-05/933 от 15.07.2008 года Департамент отказал в удовлетворении претензии отделения Фонда № 01-13/04/15162 от 07.07.2008 года, в связи с отсутствием, по его мнению, законных оснований для возмещения Департаментом переплаченных сумм пособий.

В связи с отказом в возврате указанной суммы в добровольном порядке отделение Фонда обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Вышеуказанные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с абзацем 7 статьи 13 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (далее по тексту – Федеральный закон № 81-ФЗ) правом на ежемесячное пособие по уходу за ребенком обладают, в том числе, матери либо отцы, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию.

В силу абзаца 10 статьи 3 Федерального закона № 81-ФЗ порядок и условия назначения и выплаты указанного государственного пособия устанавливается Правительством Российской Федерации в части, не определенной Федеральным законом № 81-ФЗ.

В соответствии с пунктами “а” и “б” части 4 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 года № 865 (далее по тексту - Положение), гражданам Российской Федерации, лишенным родительских прав, либо дети которых находятся на полном государственном обеспечении, ежемесячное пособие по уходу за ребенком не назначается.

Согласно абзацу 10 статьи 13 Федерального закона № 81-ФЗ, пункту 36 Положения лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований. Лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается в случае неполучения пособия по безработице.

Статьей 18 Федерального закона № 81-ФЗ предусмотрена обязанность получателей государственных пособий по своевременному извещению органов, назначающих государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты. Аналогичная норма содержится в пункте 57 Положения.

В силу абзаца 1 статьи 19 Федерального закона № 81-ФЗ органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, имеют право на выборочную проверку правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией. Периодичность проведения таких проверок законодательством не определена.

Абзацем 2 статьи 19 Федерального закона № 81-ФЗ установлено, что излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров). Удержания производятся в размере не свыше двадцати процентов либо суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате государственного пособия гражданам, имеющим детей; либо заработной платы получателя в соответствии с требованиями законодательства о труде Российской Федерации. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Аналогичный порядок возмещения сумм государственного пособия, излишне выплаченного получателям вследствие представления ими документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право получения пособий или на начисление их размеров, предусмотрен пунктом 58 Положения.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, ФИО3, выплачено ежемесячное пособие по уходу за ребенком за период, когда она являлась получателем пособия по безработице в Центре занятости населения. Переплата пособия составила 4189 руб. 29 коп. Заочным решением мирового судьи судебного участка № 30 Омутнинского района Кировской области от 22.10.2007 года установлено, что указанная сумма переплаты пособия возникла в результате предоставления ФИО3 недостоверных сведений, сумма переплаты взыскана с ФИО3, выдан исполнительный лист на принудительное взыскание данной суммы. В ходе исполнительного производства установлено, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание и все принятые судебным приставом – исполнителем допустимые законом меры оказались безрезультатными, в связи с чем 07.04.2008 года вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю.

ФИО4 выплачено ежемесячное пособие по уходу за ребенком за период после вступления в законную силу решения Котельничского районного суда о лишении ФИО4 родительских прав и помещения ребенка на полное государственное обеспечение. Переплата пособия составила 6 000 руб. 00 коп. Заочным решением мирового судьи судебного участка № 20 Кировской области от 18.12.2007 года установлено, что указанная сумма переплаты пособия возникла в результате скрытия ФИО4 факта помещения ребенка на полное государственное обеспечение, сумма переплаты взыскана с ФИО4, выдан исполнительный лист на принудительное взыскание данной суммы. Постановлением от 07.04.2008 года исполнительное производство окончено, исполнительный документ возвращен взыскателю.

ФИО5 выплачено ежемесячное пособие по уходу за ребенком за период, в течение которого ребенок в соответствии с распоряжением Главы администрации Уржумского района от 24.04.2007 года № 360 находился на полном государственном обеспечении в ОГЛПУ “Уржумский дом ребенка № 2”. Переплата пособия составила 9 000 руб. 00 коп. Решением мирового судьи судебного участка № 46 Уржумского района Кировской области от 16.01.2008 года установлено, что указанная сумма переплаты пособия возникла в результате не сообщения ФИО5 факта помещения ребенка на полное государственное обеспечение, сумма переплаты взыскана с ФИО5, выдан исполнительный лист на принудительное взыскание данной суммы. В ходе исполнительного производства установлено, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, в связи с чем 14.05.2008 года вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю.

Учитывая, что выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком, получателям ФИО3, ФИО4, ФИО5, не имеющим права на получение указанного пособия, произошла в результате предоставления получателями пособия недостоверных сведений (ФИО3), сокрытия и несообщения данных, влияющих на прекращение выплаты пособия (ФИО4, ФИО5), суммы излишне выплаченного пособия взысканы с виновных лиц в судебном порядке, в настоящее время Департаментом социального развития Кировской области предпринимаются меры по принудительному взысканию указанных сумм излишне выплаченных пособий, доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”, и наличия обстоятельств, предусмотренных абзацем 2 статьи 19 Федерального закона № 81-ФЗ, при которых суммы излишне выплаченных пособий подлежат взысканию с Департамента, в материалы дела не представлено,  суд не находит предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований заявителя.

Доводы заявителя о нецелевом использовании Департаментом денежных средств, выделенных на выплату пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, не принимается судом как противоречащий представленным в материалы дела доказательствам.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении требований Государственного учреждения – Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании с Департамента социального развития Кировской области денежных средств в сумме 19 189 руб. 29 коп., выделенных на выплату пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в связи с их нецелевым расходованием, отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации или в кассационную инстанцию (Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа) в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд Кировской области.

Судья С. А. Едомина