АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта, 102
http://kirov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
Дело № А28-8296/2011
123/36
г. Киров
25 ноября 2011
Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2011 года
В полном объеме решение изготовлено 25 ноября 2011 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Волковой С.С.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Худяевой Ю.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление
сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза «Суна»
(ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: <...>)
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Кировской области (место нахождения: <...>)
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «СПП-Верхосунское» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 612517, <...>),
ФИО1 (место жительства: <...>),
ФИО2 (место жительства: <...>),
ФИО3 (место жительства: <...>),
ФИО4 (место жительства: <...>),
ФИО5 (место жительства: <...>)
о признании незаконным решения от 05.09.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица и обязании внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза «Суна» в связи с реорганизацией в форме присоединения,
при участии в судебном заседании представителей
заявителя – ФИО6 по доверенности от 21.03.2011,
ответчика – ФИО7 по доверенности от 20.12.2010, ФИО8 по доверенности от 28.03.2011,
общества с ограниченной ответственностью «СПП-Верхосунское» - ФИО6 по доверенности от 25.04.2011,
установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз «Суна» (далее – заявитель, СПК колхоз «Суна») обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Кировской области (далее – ответчик, Инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 05.09.2011 об отказе в государственной регистрации при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о прекращении деятельности юридического лица при реорганизации в форме присоединения в отношении заявителя и обязании внести запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза «Суна» при реорганизации в форме присоединения.
Представитель СПК колхоз «Суна» и общества с ограниченной ответственностью «СПП-Верхосунское» в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленных требований в соответствии с доводами, изложенными в заявлении, считает, что предусмотренные статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) основания для принятия решения об отказе в государственной регистрации у ответчика отсутствовали.
Инспекция заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве и в дополнении к нему. Представитель ответчика в судебном заседании поддерживает доводы отзыва, указывает на законность и обоснованность оспариваемого решения, полагает, что решение права заявителя не нарушает, поскольку не создает препятствий для реорганизации сельскохозяйственного производственного кооператива в установленном законом порядке, то есть после преобразования его в хозяйственное общество.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 извещены о времени и месте рассмотрения дела, направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается без участия вышеназванных третьих лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства дела.
Сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз «Суна» зарегистрирован в качестве юридического лица при создании путем реорганизации в форме выделения 21.03.2011.
18.04.2011 СПК колхоз «Суна» и общество с ограниченной ответственностью «СПП-Верхосунское» заключили договор о присоединении.
25.04.2011 на внеочередном общем собрании членов СПК колхоз «Суна» приняты решения реорганизовать сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз «Суна» путем присоединения к обществу с ограниченной ответственностью «СПП - Верхосунское», с возложением на последнего обязанности направить в регистрирующий орган сообщение о начале процедуры реорганизации и опубликовать уведомление о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации». Кроме того, определены характер и порядок участия членов СПК колхоз «Суна» в деятельности ООО «СПП - Верхосунское» в результате реорганизации в учредительных документах ООО «СПП - Верхосунское», утвержден порядок конвертации паевых взносов членов СПК колхоз «Суна» в договоре присоединения, утвержден договор присоединения между СПК колхоз «Суна» и ООО «СПП - Верхосунское» от 18.04.2011.
Решением общего собрания членов СПК колхоз «Суна» от 15.07.2011 утвержден передаточный акт активов и обязательств, передаваемых при реорганизации СПК колхоз «Суна» в форме присоединения к ООО «СПП - Верхосунское».
29.08.2011 в Инспекцию поступило подписанное действующим от имени СПК колхоз «Суна» ФИО3 заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме № Р16003. Согласно листу «А» указанного заявления юридическим лицом, к которому присоединяется СПК колхоз «Суна», является общество с ограниченной ответственностью «СПП - Верхосунское».
Одновременно с заявлением в регистрирующий орган поступили выписка из решения единственного участника ООО «СПП - Верхосунское» ФИО9 об утверждении передаточного акта активов и обязательств, передаваемых при реорганизации СПК колхоз «Суна» в форме присоединения к ООО «СПП- Верхосунское» от 15.07.2011, выписка из протокола внеочередного общего собрания членов СПК колхоз «Суна» об утверждении передаточного акта активов и обязательств, передаваемых при реорганизации СПК колхоз «Суна» в форме присоединения к ООО «СПП - Верхосунское» от 15.07.2011, передаточный акт от 01.07.2011, договор о присоединении от 18.04.2011, выписка из решения единственного участника ООО «СПП - Верхосунское» о реорганизации СПК колхоз «Суна» путем присоединения к ООО «СПП - Верхосунское» от 25.04.2011, выписка из протокола внеочередного общего собрания членов СПК колхоз «Суна» о реорганизации СПК колхоз «Суна» путем присоединения к ООО «СПП - Верхосунское» от 25.04.2011, бланк-заявка на публикацию сообщения о предстоящей реорганизации.
Рассмотрев указанные документы, 5.09.2011 Инспекция в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона №129-ФЗ приняла решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов при внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица при реорганизации в форме присоединения, указав, что заявление по форме №Р16003, представленное с нарушением действующего законодательства, расценивается регистрирующим органом непредставленным. Как следует из решения, установив несоответствие представленного заявления и приложенных к нему документов пункту 3 статьи 17 Федерального закона №129-ФЗ, статье 112 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статье 41 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее – Закон № 193-ФЗ), статьям 51, 53 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ответчик пришел к выводу о том, что возможность присоединения сельскохозяйственного производственного кооператива к обществу с ограниченной ответственностью действующим законодательством не предусмотрена.
Не согласившись с данным решением, СПК колхоз «Суна» обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и об обязании ответчика внести запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза «Суна» при реорганизации в форме присоединения.
Изложенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, урегулированы Федеральным законом № 129-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона № 129-ФЗ реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.
В силу части 3 статьи 17 Федерального закона № 129-ФЗ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, договор о присоединении и передаточный акт.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением и пакетом документов в порядке части 3 статьи 17 Федерального закона № 129-ФЗ, предусматривающей совершение такого регистрационного действия, которое влечет за собой завершение реорганизации юридического лица в форме присоединения, в данном случае - завершение реорганизации сельскохозяйственного производственного кооператива в форме присоединения его к обществу с ограниченной ответственностью.
Основания отказа в государственной регистрации содержатся в пункте 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ, подпунктом «а» которого предусмотрено непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
По результатам рассмотрения заявления и документов ответчик, ссылаясь на указанную норму, принял обоснованное решение об отказе в государственной регистрации.
Согласно части 1 статьи 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Частью 2 статьи 58 ГК РФ предусмотрено, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
В силу части 1 статьи 107 ГК РФ производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 112 ГК РФ производственный кооператив может быть добровольно реорганизован или ликвидирован по решению общего собрания его членов. Производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество.
Согласно частям 1, 7, 8 статьи 41 Закона № 193-ФЗ реорганизация кооператива (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) осуществляется по решению общего собрания членов кооператива в соответствии с гражданским законодательством. Члены реорганизуемого кооператива становятся членами вновь образуемых кооперативов. Производственный кооператив может преобразовываться в хозяйственное товарищество или хозяйственное общество.
Анализируя указанные нормы права, ответчик пришел к правильному выводу о том, что реорганизация кооператива, в том числе в форме присоединения влечет за собой создание другого кооператива, но не юридических лиц в иной организационно-правовой форме.
Действующим законодательством предусмотрена возможность реорганизации кооператива в иное хозяйственное общество только в форме преобразования, но не присоединения.
Доводы СПК колхоз «Суна» о том, что применение названных норм не входит в полномочия регистрирующего органа в силу уведомительного характера государственной регистрации, которая не предусматривает проведения правовой экспертизы представленных заявителем документов, а также указание на возможность ответчика в последующем обратиться в органы прокуратуры, которые вправе оспорить в установленном порядке не соответствующие закону решения и действия, отклоняются судом.
В силу части 4.1 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Действительно, состав представленных заявителем документов соответствует требованиям Федерального закона № 129-ФЗ, вместе с тем, из представленного по форме № Р16003 заявления следует, что в результате проведения государственной регистрации будет завершена реорганизация, которая в силу закона запрещена.
При таких обстоятельствах сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 3 статьи 17 Закона о государственной регистрации, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а реорганизация проведена с нарушением закона.
Достоверность сведений о порядке реорганизации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации, за совершением которой обратился заявитель, невозможно.
В данном случае внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза «Суна» при наличии нарушений порядка реорганизации не соответствует приведенным нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 129-ФЗ и приведет к недопустимо формальному подходу в применении норм права к рассматриваемым правоотношениям.
Соответственно, ответчик правомерно расценил заявление по форме № Р16003 как непредставленное, что обоснованно послужило основанием для вынесения оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации со ссылкой на подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ.
Оценивая доводы заявителя о нарушении его прав и законных интересов решением от 05.09.2011 об отказе в государственной регистрации при внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица при реорганизации в форме присоединения, суд находит обоснованной позицию ответчика о том, что оспариваемое решение не нарушает представленных заявителю гражданским законодательством прав, поскольку не препятствует реорганизации сельскохозяйственного кооператива в форме присоединения к хозяйственному обществу в установленном законом порядке, то есть только после преобразования в общество.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В силу вышеизложенного требования СПК колхоз «Суна» о признании незаконным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Кировской области от 05.09.2011 об отказе в государственной регистрации при внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица при реорганизации в форме присоединения в отношении заявителя и обязании внести запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза «Суна» при реорганизации в форме присоединения удовлетворению не подлежат.
Определением от 03.10.2011 сельскохозяйственному производственному кооперативу колхоз «Суна» предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до окончания рассмотрения дела. Поскольку в удовлетворении заявленных требований отказано, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлине в федеральный бюджет в размере 2000 рублей возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза «Суна» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: <...>) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Кировской области (место нахождения: <...>) о признании незаконным решения от 05.09.2011 об отказе в государственной регистрации при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности юридического лица при реорганизации в форме присоединения в отношении заявителя и обязании внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза «Суна» при реорганизации в форме присоединения отказать.
Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза «Суна» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: <...>) в доход федерального бюджета государственную пошлину по делу в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.
Исполнительный лист выдать по вступлении решения в законную силу.
Решение по делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Судья С.С.Волкова