610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта, 102
http://www.kirov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
Дело № А28-8417/2014
г. Киров
13 февраля 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 13 февраля 2015 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Едоминой С. А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Окишевой Е.Л.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 610019, <...>)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области (место нахождения: <...>)
о признании недействительными пунктов 1, 2, 4 (в части), 5 представления от 30.06.2014 № 40-01-19/1380,
третье лицо: департамент финансов Кировской области(ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес места нахождения: 610019, <...>),
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – ФИО1, по доверенности от 24.07.2014;
ответчика – ФИО2, по доверенности от 15.05.2014 № 14, ФИО3, по доверенности от 06.11.2014; ФИО4, по доверенности от 12.01.2015;
третьего лица – ФИО5, по доверенности от 30.12.2014,
установил:
департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области (далее по тексту – заявитель, департамент) обратился в арбитражный суд с требованием, с учетом уточнения, о признании недействительными пунктов 1, 2, 5 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области (далее по тексту – ответчик, ТУ Росфиннадзора в Кировской области) от 30.06.2014 № 40-01-19/1380, о признании недействительным в части пункта 4 указанного представления: исключить из общей суммы средств, признанных использованными без достижения показателей результативности (126 978 880,50 рублей), сумму в размере 115 978 880,50 рублей.
В обоснование требования заявитель указывает на отсутствие с его стороны нарушений законодательства в части нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств, не возврата бюджетных средств, подлежащих возврату, и включения в госконтракты и договоры условия об авансировании услуг. Полагают, что департаментом был полностью соблюден режим использования бюджетных средств, поскольку предоставление субсидий организациям народных художественных промыслов было осуществлено в полном соответствии с целями, определенными законами Кировской области об областном бюджете (на соответствующий год), сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств и бюджетной сметой. Считают, что результат использования заявителем бюджетных средств полностью совпадает с целью, установленной при их выделении. Пояснили, что для поступления в Кировскую область федеральных денежных средств, выделенных по итогам конкурса на право предоставления средств федерального бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства, в том числе сферы народных художественных промыслов, в целях раздельного учета федеральных и областных средств в Управлении Федерального казначейства по Кировской области был открыт отдельный лицевой счет получателя средств. После принятия решения о предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства сферы народных художественных промыслов именно с лицевого счета, на котором находились федеральные денежные средства, происходило перечисление денежных средств конечным получателям субсидий. В связи с чем, денежные средства, перечисленные субъектам малого и среднего предпринимательства сферы народных художественных промыслов, являлись средствами федерального бюджета, соответственно, получателям субсидий была оказана федеральная поддержка по линии Минэкономразвития России, а не поддержка субъекта Российской Федерации – Кировская область, что не противоречит действующему законодательству. Также пояснили, что собственные денежные средства областного бюджета на данный вид поддержки народных художественных промыслов Кировская область не выделяла, следовательно, в случае отказа в предоставлении федеральных ресурсов поддержка не была бы оказана. Помимо этого, указали, что расходование привлеченных федеральных средств осуществлялось в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Считает, что со стороны заявителя отсутствует нарушение положений статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку, по мнению департамента, данная норма не может быть применена к отношениям между заявителем и субъектами малого и среднего предпринимательства сферы народных художественных промыслов в силу того, что указанные лица в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации не являются получателями бюджетных средств, а являются получателями государственной поддержки в соответствии с порядками предоставления такой поддержки. Полагает, что вменение департаменту нецелевого расходования средств незаконно. Также, по мнению департамента, субсидии, предоставляемые фондам поддержки предпринимательства, не являются межбюджетными трансфертами и предоставляются на основании пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и утвержденными в соответствии с данной нормой порядками предоставления субсидий и заключенными соглашениями. Соответственно, на остатки средств, возникших на конец года у фондов, правовые положения пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 23 Федерального закона от 02.12.2013 № 349-ФЗ не распространяются, в силу чего при отсутствии в порядках и соглашениях о предоставлении субсидий условий о возврате получателем субсидии не израсходованных денежных средств на конец финансового года у департамента отсутствуют основания для истребования данных средств. В отношении использования части средств федеральных субсидий без достижения установленных показателей результативности на конец финансового года со ссылкой на пункт 5.2 Соглашения от 12.09.2013 № 088-МБ-13 указали, что поскольку возможность расходовать средства федеральной субсидии заявитель получил лишь в декабре 2013 года, то по некоторым мероприятиям расходование субсидии осуществляется в 2014 году, соответственно, полное достижение значений показателей результативности возможно лишь в 2014 году. По вопросу авансирования государственных контрактов и договоров оказания услуг департамент считает, что нормами статьи 17 Закона Кировской области от 01.12.2011 № 91-ЗО и статьи 16 Закона Кировской области от 05.12.2012 № 226-ЗО установлено ограничение размера авансирования только к государственным контрактам, предметом которых является выполнение работ по текущему и капитальному ремонту, реконструкции и строительству. В отношении иных закупок товаров, работ, услуг, по мнению заявителя, ограничений по размеру авансирования госконтрактов не предусмотрено. Подробно позиция департамента изложена в заявлении и дополнениях к нему.
Ответчик в письменном отзыве на заявление не согласен с требованиями департамента, в обоснование чего приводит свои возражения. Указывают, что департаментом в рамках мероприятия «Государственная поддержка и развитие сферы народных художественных промыслов и ремесел Кировской области» областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области на 2010-2014 годы», утвержденной Постановлением Правительства Кировской области от 25.08.2009 № 22/259, произведено субсидирование организаций народных художественных промыслов, включенных в перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета Минпромторгом России. В то время как, согласно разделу 5 указанной областной целевой программы в рамках реализации мероприятий, перечисленных в программе, не предоставляется государственная поддержка организациям народных художественных промыслов, получающим поддержку за счет средств федерального бюджета от Минпромторга России. Средства субсидии изначально не были предусмотрены на государственную поддержку организаций народных художественных промыслов, включенных в вышеуказанный перечень, а были предоставлены для софинансирования расходных обязательств субъекта РФ, возникающих при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, перечисленных в областной целевой программе. Указывают на запрет двойной поддержки организаций народных художественных промыслов, включенных в перечень организаций, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета Министерством промышленности и торговли РФ, установленный пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 06.01.1999 № 7-ФЗ. Соответственно, средства субсидии на государственную поддержку организаций сферы народных художественных промыслов, включенных в перечень, направлены департаментом на цели, не соответствующие целям, определенным в постановлении Правительства РФ от 27.02.2009 № 178, в Соглашениях от 15.08.2012, 12.09.2013, 10.10.2013, что свидетельствует о нарушении принципа адресности бюджетных средств и их нецелевом использовании. По факту наличия по состоянию на 01.01.2014 в фондах поддержки малого и среднего предпринимательства неиспользованных остатков средств субсидии, полученной на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, ответчик со ссылкой на положения статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, часть 7 статьи 23 Федерального закона от 02.12.2013 № 349-ФЗ указал, что остатки неиспользованных средств субсидии, имеющие целевое назначение, должны быть зачислены на счет департамента, как главного администратора доходов бюджета, а затем возвращены в федеральный бюджет. В отношении достижения значений установленных показателей результативности предоставления субсидии пояснили, что Соглашением от 12.09.2013 № 088-МБ-13 предусмотрен конкретный срок для достижения показателей результативности, в рассматриваемой ситуации до даты возврата остатков не использованных средств субсидии. Довод департамента о получении возможности расходования денежных средств только в декабре 2013 года считает неподтвержденным, поскольку субсидия была перечислена заявителю 23.09.2013. Считают доказанным факт неэффективного использования заявителем бюджетных средств. Позиция ответчика в части нарушения, изложенного в пункте 5 оспариваемого представления, сводится к тому, что положения статьи 17 Закона Кировской области от 01.12.2011 № 91-ЗО и статьи 16 Закона Кировской области от 05.12.2012 № 226-ЗО предусматривают авансовые платежи исключительно лишь при размещении государственного заказа на выполнение работ по текущему и капитальному ремонту, реконструкции и строительству на срок, не выходящий за пределы 2012-2013 годов. Иных авансовых платежей при заключении государственных контрактов (договоров) в данных нормативных положениях не предусмотрено. Просит отказать департаменту в удовлетворении заявленного требования. Подробно позиция ответчика изложена в письменном отзыве на заявление и дополнениях к нему.
Департамент финансов Кировской области, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, поддерживает позицию заявителя. Полагает, что в действиях департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области отсутствует нарушение бюджетного законодательства в виде нецелевого использования бюджетных средств. Также указывает на то, что ответчиком не приведено доказательств наличия на лицевом счете заявителя остатков межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. В отношении вопроса авансирования пояснили, что в соответствии с законодательством ограничение авансовых платежей при размещении заказов в размере не более 20% от цены контракта (договора) относится к таким заказам как выполнение работ по текущему и капитальному ремонту, реконструкции и строительству. К остальным видам работ, услуг при размещении заказов данный запрет не относится. По мнению третьего лица, конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата. Со ссылками на пункт 2.2.5 Соглашений № 088-МБ-13 и № 119-МБ-13, пункт 4 Приказа Минэкономразвития России от 18.04.2011 № 176, справки-расчеты на использование субсидии из федерального бюджета указывает, что департамент фактически мог использовать субсидию, выделенную из федерального бюджета, не ранее 08.11.2013, 14.11.2013, 15.11.2013, 23.12.2013. Полагает, что ответчиком не доказан тот факт, что поставленные перед заявителем задачи могли быть выполнены в данные сроки, то есть с момента фактического использования средств субсидии до 01.01.2014, и что данный объем субсидии, предоставленной из федерального бюджета, мог быть использован департаментом с достижением лучшего результата. Подробно позиция третьего лица изложена в письменном отзыве на заявление и дополнениях к нему.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддерживают свои позиции, изложенные в заявлении, отзывах на заявление и дополнениях к ним, соответственно.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы заявления (дополнений к заявлению) и отзывов на него (дополнений к отзывам), исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.
На основании удостоверения на право проведения выездной проверки от 22.04.2014 № 45, выданного вр.и.о. руководителя ТУ Росфиннадзора в Кировской области, приказа руководителя ТУ Росфиннадзора в Кировской области от 16.05.2014 № 45-1/р «Об изменении состава проверочной группы и продлении срока проведения выездной проверки» в период с 23.04.2014 по 06.06.2014 проведена выездная проверка в отношении департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области по вопросу целевого использования субсидий, предоставляемых в 2012-2013 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства за период с 01.01.2012 по 31.12.2013.
В ходе проверки установлены факты нарушений требований действующего законодательства, в частности:
- в нарушение положений статьи 38 Бюджетного Кодекса РФ, пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 06.01.1999 №7-ФЗ «О народных художественных промыслах», раздела 5 «Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления Программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков» областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010 - 2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 25.08.2009 № 22/259, средства субсидии, выделенные из федерального бюджета бюджету Кировской области на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, израсходованы в рамках мероприятия Программы «Государственная поддержка и развитие сферы народных художественных промыслов и ремесел Кировской области» на субсидирование организаций народных художественных промыслов, включенных в Перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О народных художественных промыслах» на общую сумму 4 398 252,49 руб., в том числе: в 2012 году на сумму 1 705 774,49 руб., в 2013 году на сумму 2 692 478 руб., что в соответствии со статьями 289 (действовавшей до 04.08.2013), 306.4 (действующей с 04.08.2013) Бюджетного кодекса Российской Федерации свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств (пункт 1 представления от 30.06.2014);
- в нарушение положений пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ, части 7 статьи 23 Федерального закона от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», пункта 25(1) Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.02.2009 № 178, пункта 5.2 Соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, от 12.09.2013 № 088-МБ-13, департаментом развития предпринимательства и торговли Кировской области как государственным заказчиком - координатором областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010 - 2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 25.08.2009 № 22/259, не обеспечен возврат остатков средств, выделенных из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, неиспользованных по состоянию на 1 января 2014 года, в сумме 51772297,82 руб. (по состоянию на 01.01.2014 в фондах поддержки малого и среднего предпринимательства числятся неиспользованные остатки средств субсидии, полученной на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства) (пункт 2 представления от 30.06.2014);
- в нарушение задачи 4 «Укрепление социального статуса, повышение престижа и этичности поведения субъектов предпринимательской деятельности», мероприятия «Сотрудничество со средствами массовой информации по вопросам поддержки и развития предпринимательства, формирования положительного имиджа малого бизнеса», задачи 6 «Развитие системы подготовки кадров, ориентированной на потребности сектора малого предпринимательства», мероприятия «Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства», задачи 8 «Стимулирование деятельности органов местного самоуправления по поддержке и развитию малого предпринимательства», мероприятия «Оказание содействия органам местного самоуправления в развитии малого предпринимательства», задачи 9 «Разработка и внедрение механизмов, стимулирующих развитие малого инновационного предпринимательства», мероприятия «Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства» Приложения к областной целевой программе «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010 - 2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 25.08.2009 № 22/259, пункта 2.2.4 Соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства от 12.09.2013 №088-МБ-13 средства субсидии, выделенные из федерального бюджета в сумме 126 978 880,50 руб. на софинансирование мероприятий областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010 -2014 годы» использованы в 2013 году без достижения установленных показателей результативности предоставления субсидии, в части «показателя количество субъектов малого и среднего предпринимательства, которым оказана поддержка», что в соответствии со статей 34 Бюджетного кодекса РФ является неэффективным использованием бюджетных средств (пункт 4 представления от 30.06.2014);
- в нарушение статьи 17 Закона Кировской области от 01.12.2011 № 91-ЗО «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и статьи 16 Закона Кировской области от 05.12.2012 № 226-ЗО «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», условиями заключенных государственных контрактов и договоров на оказание услуг, заключенных Департаментом, как государственным заказчиком в рамках реализации областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010 - 2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 25.08.2009 № 22/259, и подписанных главой Департамента ФИО6, предусмотрены и произведены авансовые платежи от 10 до 100 %, за счет средств, выделенных из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, оплаченные на общую сумму 8878 3 87,64 руб., в том числе в 2012 году на сумму 4 604 967,64 руб., в 2013 году на сумму 4 273 420 руб. (пункт 5 представления от 30.06.2014).
Результаты проверки отражены в акте от 18.06.2014.
На основании результатов проверки ТУ Росфиннадзора в Кировской области вынесено обязательное к рассмотрению представление от 30.06.2014 № 40-01-19/1380, которым департаменту предписано рассмотреть и принять соответствующие меры по устранению указанных в представлении нарушений (5 пунктов нарушений), а также по устранению причин и условий таких нарушений, о результатах исполнения представления проинформировать ответчика в срок 30 дней со дня получения представления.
Не согласившись с представлением от 30.06.2014 № 40-01-19/1380 в части пунктов с 1, 2, 5, 4 (в части), департамент обратился 25.07.2014 в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Постановлением по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № 66 Октябрьского судебного района г. Кирова от 29.08.2014 (дело № 5-887/2014) прекращено административное производство в отношении департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области по статье 15.14 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. При этом суд пришел к выводу, что предоставление субсидий организациям народных художественных промыслов ЗАО «Вятский сувенир», ЗАО «Сувенир», ООО «Комтех», ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» было осуществлено в соответствии с законами Кировской области об областном бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств – департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области и бюджетной сметой. Признаков совершения департаментом расходования бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенных нормативно-правовыми актами органов федеральной власти Российской Федерации и Правительства Кировской области, являвшимися основанием для получения бюджетных средств, не установлено.
Решением Октябрьского районного суда города Кирова от 11.11.2014 постановление мирового судьи судебного участка № 66 Октябрьского судебного района г. Кирова от 29.08.2014 оставлено без изменения.
Решением Кировского областного суда от 03.09.2014 по делу № 7-547/14 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, в отношении заместителя главы департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области ФИО7 по факту нецелевого использования средств федеральной субсидии в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Постановлением следственного отдела по Октябрьскому району г. Кирова следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Кировской области от 28.07.2014 отказано в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО6 и ФИО7 за отсутствием в их действиях состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Вышеуказанные обстоятельства позволяют арбитражному суду прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что для удовлетворения требований о признании незаконными ненормативных актов и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу положений части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на ответчике лежит обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта; а в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на заявителе лежит бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым решением.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет (часть 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства РФ от 27.02.2009 № 178 утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (действовавшие до 15.01.2015) (далее по тексту Правила № 178), определяющие порядок распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (далее соответственно - субсидии, государственная поддержка малого и среднего предпринимательства) (пункт 1 Правил № 178).
В соответствии с пунктом 2 Правил № 178 субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в данном субъекте Российской Федерации, направленных на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение занятости населения, увеличение производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) и предусматривающих: создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов); развитие системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства; создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере; реализацию иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства; ведение реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Субсидии (за исключением субсидий на реализацию мероприятия, указанного в подпункте «е» пункта 2 настоящих Правил) предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, прошедших конкурсный отбор в порядке и на условиях, которые установлены Министерством экономического развития Российской Федерации (пункт 3 Правил № 178).
Согласно пункту 54 Правил № 178 субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации на финансирование иных, не предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил мероприятий, осуществляемых субъектом Российской Федерации в соответствии с утвержденными государственной программой (подпрограммой) субъекта Российской Федерации и (или) муниципальной программой (подпрограммой), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
Субсидии предоставляются при условии фактического направления в текущем финансовом году субъектом Российской Федерации средств на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственной программой (подпрограммой) субъекта Российской Федерации и (или) муниципальной программой (подпрограммой), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и при соблюдении установленных Министерством экономического развития Российской Федерации конкурсных условий (пункт 55 Правил № 178).
Постановлением Правительства Кировской области от 25.08.2009 № 22/259 утверждена областная целевая программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010 - 2014 годы» (действовавшая до 10.03.2014). Перечень программных мероприятий, осуществляемых в рамках данной Программы, указан в Приложении к программе.
В силу положений пункта 16 Правил № 178 предоставление субсидии бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании соглашения.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 № 178 между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Кировской области заключены соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства: от 15.08.2012 № 019-МБ-12, от 12.09.2013 № 088-МБ-13, от 10.10.2013 № 119-МБ-13.
В ходе проверки целевого использования субсидий, предоставляемых в 2012-2013 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства за период с 01.01.2012 по 31.12.2013 ТУ Росфиннадзора в Кировской области установлен факт нецелевого использования средств субсидии, выделенных из федерального бюджета бюджету Кировской области на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. В связи с чем, пунктом 1 представления от 30.06.2014 департаменту предписано рассмотреть и принять соответствующие меры по устранению нарушения положений статьи 38 Бюджетного Кодекса РФ, пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 06.01.1999 №7-ФЗ «О народных художественных промыслах», раздела 5 «Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления Программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков» областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010 - 2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 25.08.2009 № 22/259.
В рамках областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010-2014 годы» утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 25.08.2009 № 22/259 - мероприятие «Государственная поддержка и развитие сферы народных художественных промыслов и ремесел Кировской области» в соответствии с задачей 10 предусматривает предоставление субсидий организациям народных художественных помыслов Кировской области, участвующих в региональных, межрегиональных и (или) международных ярмарках, выставках, конкурсах, фестивалях и иных подобных мероприятиях, проходящих за пределами Кировской области, на условиях и в порядке, установленных нормативными правовыми актами области (Постановление Правительства Кировской области от 15.10.2012 № 175/625) (пункт 8 задачи 10). Пунктом 10 предусмотрено предоставление организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере народных и художественных промыслов и ремесел, иных видов субсидий на условиях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами области (Постановление Правительства Кировской области от 10.09.2013 № 226/589, постановление Правительства Кировской области от 09.06.2012 № 155/321).
Законом Кировской области от 01.12.2011 № 91-ЗО «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (далее также областной закон о бюджете на 2012 год) в приложении № 11 «Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов на 2013 год» закреплено предоставление субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
Законом Кировской области от 05.12.2012 № 226-ЗО «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (далее также областной закон о бюджете на 2013 год) в приложении № 10 «Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов на 2013 год» закреплено предоставление субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
Также в целях предоставления департаментом субсидий сводной бюджетной росписью областного бюджета, бюджетной росписью главного распорядителя областных бюджетных средств, бюджетной сметой утвержден код бюджетной классификации (далее по тексту - КБК) расходов: 820 0412 3450100 006 242. Данный КБК содержит код целевой статьи (3450100), утвержденный федеральным законом о бюджете на 2012 и 2013 годы.
Перечисление денежных средств конечным получателям - субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе осуществляющим деятельность в сфере народных художественных промыслов, осуществлялось Управлением Федерального Казначейства по Кировской области на основании заявок на кассовый-расход, составленных департаментом. В данных заявках в разделе «назначение платежа» указан КБК: 820 0412 3450100 006 242.
Соответственно, расходование бюджетных средств было произведено в полном соответствии с целями, определенными федеральными законами бюджете на 2012 и 2013 годы, областными законами о бюджете на 2012 и 2013 годы, сводной бюджетной росписью областного бюджета, бюджетной росписью областного бюджета и бюджетной сметой департамента. Таким образом, департаментом в полной мере был соблюден режим использования бюджетных средств.
Целевое назначение федеральной субсидии, предоставленной Кировской области в соответствии с соглашением, - оказание государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
Государственная поддержка ЗАО «Сувенир», ООО «Комтех», ЗАО «Вятский сувенир», ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» была оказана по одному из мероприятий областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010 - 2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 25.08.2009 № 22/259, - «поддержка и развитие сферы народных художественных промыслов и ремесел» в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 209-ФЗ) государственную поддержку могут получить все субъекты малого и среднего предпринимательства, в том числе, организации, имеющие статус народных художественных промыслов.
В приказах Минэкономразвития РФ от 23.04.2012 № 223 и от 24.04.2013 № 220 определены основания предоставления субсидий федерального бюджета на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области ремесел, народных художественных промыслов, сельского и экологического туризма.
При реализации Минэкономразвития РФ своих полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставленных Законом № 209-ФЗ, были заключены соглашения с Правительством Кировской области. Предметом данных соглашений является предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету Кировской области на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в соответствии с целевой программой Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010 - 2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 25.08.2009 № 22/259. В перечне мероприятий соглашений, на реализацию которых предоставлены субсидии из федерального бюджета, содержится мероприятие «государственная поддержка и развитие сферы народных художественных промыслов и ремесел Кировской области».
Вышеназванные положения регламентируют, что государственную поддержку могут получить все субъекты малого и среднего предпринимательства, в том числе, имеющие статус организаций народных художественных промыслов. При этом сфера народных художественных промыслов выделена как отдельная категория субъектов малого и среднего предпринимательства, которой может быть оказана государственная поддержка.
Таким образом, ЗАО «Сувенир», ООО «Комтех», ЗАО «Вятский сувенир», ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка», имеющие статус организаций народных художественных промыслов, могут получать государственную поддержку не только по линии Минпромторга РФ, а также по иным линиям государственной поддержки, в том числе по линии Минэкономразвития РФ.
Доказательств, совершения департаментом расходования бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенных нормативно-правовыми актами органов федеральной власти Российской Федерации и Правительства Кировской области, являвшимися основанием для получения бюджетных средств, не представлено.
Учитывая изложенное, оценив доводы участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу о незаконности пункта 1 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области от 30.06.2014 № 40-01-19/1380. В связи с чем, требование заявителя в данной части подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 2 оспариваемого представления департаменту предписано рассмотреть и принять соответствующие меры по устранению нарушения положений пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ, части 7 статьи 23 Федерального закона от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», пункта 25(1) Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.02.2009 № 178, пункта 5.2 Соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, от 12.09.2013 № 088-МБ-13, выразившегося в том, что департаментом развития предпринимательства и торговли Кировской области как государственным заказчиком - координатором областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010 - 2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 25.08.2009 № 22/259, не обеспечен возврат остатков средств, выделенных из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, неиспользованных по состоянию на 1 января 2014 года, в сумме 51772297,82 руб.
Проверкой ТУ Росфиннадзора в Кировской области установлено, что по состоянию на 01.01.2014 в фондах поддержки малого и среднего предпринимательства числятся неиспользованные остатки средств субсидии, полученной на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пунктов 3, 4 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
Указания пункта 4 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации носят императивный характер и не допускают отсутствия в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, положений о порядке возврата неиспользованной части субсидий.
В силу части 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 22.10.2014) не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.
В соответствии с решением главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в текущем финансовом году, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.
В случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 23 Федерального закона от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» не использованные по состоянию на 1 января 2014 года остатки межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в федеральный бюджет в течение первых 15 рабочих дней 2014 года.
Согласно письму Минфина России № 02-02-006/58053, Казначейства России № 42-7.4-05/5.3-875 от 27.12.2013 «О возврате в федеральный бюджет не использованных по состоянию на 1 января 2014 года остатков межбюджетных трансфертов» Федеральным законом от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» исключений из нормы части 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрено, возврату в федеральный бюджет подлежат все остатки целевых средств, неиспользованные по состоянию на 1 января 2014 года.
На основании решения главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в текущем финансовом году, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.
Положениями статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации исключается возможность использования в очередном финансовом году межбюджетных трансфертов, полученных в форме субвенций в объеме их неиспользованного остатка.
При этом принятие главными администраторами доходов федерального бюджета, осуществляющими администрирование доходов федерального бюджета от возврата межбюджетных трансфертов, решения о наличии (об отсутствии) потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в 2013 году, а также возврат ими указанных межбюджетных трансфертов в бюджеты субъектов Российской Федерации, в отношении которых принято решение о наличии потребности в направлении их в 2014 году на те же цели, осуществляются не позднее 1 апреля 2014 года.
В соответствии с пунктом 25(1) Правил № 178 не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидий подлежит возврату в федеральный бюджет органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в бюджет субъекта Российской Федерации - органами местного самоуправления), за которыми в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по возврату остатков целевых средств, в соответствии с требованиями, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, все неиспользованные по состоянию на 01.01.2014 целевые средства подлежат возврату в федеральный бюджет. Каких–либо исключений из данного правила Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Перечисление денежных средств в фонды поддержки малого и среднего предпринимательства не влечет за собой утрату статуса субсидии перечисленных федеральных денежных средств и целевого характера названных средств. Кроме того, перечисление денежных средств названным фондам не свидетельствует о том, что субсидия дошла до конечных получателей государственной поддержки (субъектов малого и среднего предпринимательства) и, соответственно, о реализации в текущем финансовом году мероприятий областной целевой программы, на осуществление которых была выделена субсидия, и об ее полном освоении.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии со стороны департамента нарушения бюджетного законодательства, выразившегося в не обеспечении возврата остатков средств, выделенных из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, неиспользованных по состоянию на 1 января 2014 года.
ТУ Росфиннадзора в Кировской области также установлено, что департаментом в нарушение задачи 4 «Укрепление социального статуса, повышение престижа и этичности поведения субъектов предпринимательской деятельности», мероприятия «Сотрудничество со средствами массовой информации по вопросам поддержки и развития предпринимательства, формирования положительного имиджа малого бизнеса», задачи 6 «Развитие системы подготовки кадров, ориентированной на потребности сектора малого предпринимательства», мероприятия «Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства», задачи 8 «Стимулирование деятельности органов местного самоуправления по поддержке и развитию малого предпринимательства», мероприятия «Оказание содействия органам местного самоуправления в развитии малого предпринимательства», задачи 9 «Разработка и внедрение механизмов, стимулирующих развитие малого инновационного предпринимательства», мероприятия «Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства» Приложения к областной целевой программе «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010 - 2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 25.08.2009 № 22/259, пункта 2.2.4 Соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства от 12.09.2013 №088-МБ-13 средства субсидии, выделенные из федерального бюджета в сумме 126 978 880,50 руб. на софинансирование мероприятий областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010 -2014 годы» использованы в 2013 году без достижения установленных показателей результативности предоставления субсидии, в части «показателя количество субъектов малого и среднего предпринимательства, которым оказана поддержка», что в соответствии со статей 34 Бюджетного кодекса РФ является неэффективным использованием бюджетных средств (пункт 4 представления от 30.06.2014).
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 № 178 между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Кировской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства от 12.09.2013 № 088-МБ-13 (далее также Соглашение от 12.09.2013 № 088-МБ-13).
В соответствии с пунктами 1.3, 2.2.3 названного Соглашения департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области определен органом, получающим субсидию и уполномоченным органом для осуществления взаимодействия с Минэкономразвития России по вопросам реализации данного Соглашения.
Пунктом 2.2.4 Соглашения от 12.09.2013 № 088-МБ-13 установлены значения показателей результативности предоставления субсидии по мероприятиям, реализуемым в соответствии с Соглашением.
Срок действия Соглашения от 12.09.2013 № 088-МБ-13 установлен до 31.12.2013 (пункт 5.1 Соглашения), за исключением случаев, предусмотренных в пункте 5.2 Соглашения.
Пунктом 5.2 Соглашения от 12.09.2013 № 088-МБ-13 установлено, что ряд пунктов Соглашения действует до даты предоставления документов, подтверждающие полное расходование средств субсидии, либо до даты возврата или взыскания средств субсидии в федеральный бюджет.
Как следует из материалов дела, 28.01.2014 департаментом осуществлен возврат остатков не использованных средств субсидии, числящихся по состоянию на 01.01.2014 на лицевом счете департамента, в федеральный бюджет по заявке на возврат от 28.01.2014 № 2.
Соответственно, исходя из совокупного толкования положений пунктов 2.2.4, 5.2. Соглашения от 12.09.2013 № 088-МБ-13 достижение значений показателей результативности должно быть обеспечено в рассматриваемой ситуации до даты возврата, не использованных средств субсидии, то есть до 28.01.2014.
ТУ Росфиннадзора в Кировской области в ходе проверки установлено, что средства субсидии, выделенные из федерального бюджета в сумме 126 978 880,50 руб. на софинансирование мероприятий областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010 - 2014 годы» использованы в 2013 году без достижения установленных показателей результативности предоставления субсидии, в части «показателя количество субъектов малого и среднего предпринимательства, которым оказана поддержка», что в соответствии со статей 34 Бюджетного кодекса РФ свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств.
Согласно пункту 5 оспариваемого представления департаменту предписано рассмотреть и принять соответствующие меры по устранению нарушения статьи 17 Закона Кировской области от 01.12.2011 № 91-ЗО «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и статьи 16 Закона Кировской области от 05.12.2012 № 226-ЗО «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», выразившегося в том, что условиями заключенных государственных контрактов и договоров на оказание услуг, заключенных Департаментом как государственным заказчиком в рамках реализации областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010 - 2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 25.08.2009 № 22/259, и подписанных главой Департамента ФИО6, предусмотрены и произведены авансовые платежи от 10 до 100 %, за счет средств, выделенных из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, оплаченные на общую сумму 8878 3 87,64 руб., в том числе в 2012 году на сумму 4 604 967,64 руб., в 2013 году на сумму 4 273 420 руб.
Частью 1 статьи 17 Закона Кировской области от 01.12.2011 № 91-ЗО «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» установлено, что получатели средств областного бюджета - государственные заказчики при размещении государственного заказа на выполнение работ по текущему и капитальному ремонту, реконструкции и строительству на срок, не выходящий за пределы 2012 года, вправе предусматривать авансовые платежи в размере не более 20 процентов от цены государственного контракта (договора). В случае размещения государственного заказа на выполнение работ по капитальному и текущему ремонту, реконструкции и строительству на срок, выходящий за пределы 2012 года, получатели средств областного бюджета вправе предусматривать авансовые платежи в размере не более 20 процентов от цены, предусмотренной государственным контрактом (договором) для оплаты в соответствующем финансовом году (без учета софинансирования из федерального бюджета).
Исходя из содержания данной нормы, учитывая сферу регулируемых отношений, данная норма носит разрешительный характер в отношении авансирования (в том числе, размера такого авансирования) только в отношении определенного вида государственных контрактов: на выполнение работ по текущему и капитальному ремонту, реконструкции и строительству. В отношении иных видов государственных контрактов (договоров) данная норма возможность авансирования не предусматривает. При этом следует отметить, что авансирование разрешено только по данным видам работ, услуг, и только при их выполнении в срок, не выходящий за пределы финансового года, либо в случае если срок выполнения выходит за пределы 2012 года авансирование допускается только в пределах цены контракта, предусмотренной для оплаты в соответствующем финансовом году. Таким образом, не допускается авансирование работ по текущему и капитальному ремонту, реконструкции и строительству, выполняемых в следующем финансовом году за счет средств текущего финансового кода.
Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 16 Закона Кировской области от 05.12.2012 № 226-ЗО «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» на 2013 год. При этом частью 3 статьи 16 названного закона предписано департаменту финансов Кировской области не осуществлять санкционирование оплаты денежных обязательств (расходов) по государственным контрактам (договорам), заключенным с нарушением положений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, получателям средств областного бюджета, областным государственным бюджетным и автономным учреждениям.
По результатам проверки ответчиком установлено, что при заключении в 2012 и 2013 годах государственных контрактов и договоров на оказание услуг (не относящихся к видам работ по текущему и капитальному ремонту, реконструкции и строительству) в рамках реализации областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010 - 2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 25.08.2009 № 22/259, предусмотрены и произведены авансовые платежи от 10 до 100 %, за счет средств, выделенных из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. При этом департаментом допускалось 100 % авансирование государственных контрактов, срок исполнения которых выходит за пределы финансового года. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении положения статьи 17 Закона Кировской области от 01.12.2011 № 91-ЗО «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и статьи 16 Закона Кировской области от 05.12.2012 № 226-ЗО «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства нашли подтверждения факты нарушений законодательства, изложенные в пунктах 2, 4 (в оспариваемой части), 5 оспариваемого представления.
Доводы заявителя, приводимые в качестве обоснования возражений департамента по поводу нарушений, указанных в пунктах 2, 4 (в оспариваемой части), 5 оспариваемого представления, оценены и отклоняются судом, как основанные на ином, неверном толковании норм действующего законодательства.
Таким образом, представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области от 30.06.2014 № 40-01-19/1380 в части пунктов 2, 4 (в оспариваемой части), 5 является законным и обоснованным.
Суд не усматривает предусмотренных законом оснований для признания оспариваемого представления в данной части недействительным.
Руководствуясь статьями 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
требование департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 610019, <...>) удовлетворить частично.
Признать недействительным пункт 1 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области от 30.06.2014 № 40-01-19/1380.
В остальной части требований отказать.
Обеспечительные меры, принятые по делу в виде приостановления действия представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области от 30.06.2014 № 40-01-19/1380 в части требований, касающихся пунктов 1, 2, 4, 5 представления, после вступления решения в законную силу отменить.
Решение по делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья С.А. Едомина