ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-8596/14 от 17.07.2015 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта, 102

http://kirov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-8596/2014

г. ФИО6

29 июля 2015 года

Резолютивная часть решения оглашена 17 июля 2015 года

Решение изготовлено в полном объеме 29 июля 2015 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Агалаковой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тумашик Е.Г.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 620100,  <...>)

к администрации Ильинского сельского поселения Слободского района Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 613106, <...>),

о признания незаконным бездействия, выразившегося в не подписании актов приема – передачи недвижимого имущества и не обращении в регистрирующий орган,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Росреестра по Кировской области (адрес: 610002, <...>), Администрация Слободского района (адрес: 613150, <...>),

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

установил:

            Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – заявитель, Территориальное управление) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Ильинского сельского поселения Слободского района Кировской области (далее – Администрация), выразившегося в не подписании актов приема – передачи недвижимого имущества и не обращении в регистрирующий орган. Требования Территориального управления обоснованы исполнением приказа Министра обороны Российской Федерации от 05.03.2013 №80 (далее – Приказ №80) путем направления в адрес Администрации передаточных актов на объекты недвижимости письмом от 09.04.2013 №141/4-6048, отказом Администрации принять в собственность объекты недвижимости, формализованным в письме от 23.04.2013 №154, а также положениями пунктов 1, 2 части 8 и части 12 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 №423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №423-ФЗ). Заявитель извещен о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя.

Администрацией представлен письменный отзыв, в котором изложены возражения относительно заявленных требований, возражения основаны на отсутствии на территории муниципального образования объектов недвижимости, требование о передаче которых заявлено Территориальным управлением. Администрация извещена о времени и месте рассмотрения дела, явка уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечена.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области (далее – Управление Росреестра) извещено о времени и месте рассмотрения дела, явка полномочного представителя в судебное заседание не обеспечена, в мотивированном мнении по делу указаны обстоятельства проведения государственной регистрации объектов в 2013 году.

Администрацией Слободского муниципального района Кировской области (далее – Администрация Слободского района) представлено мотивированное мнение по делу, в котором изложены возражения относительно требований Территориального управления по основанию фактического отсутствия объектов – жилых домов, подписания акта передачи которых в муниципальную собственность требует заявитель, поддерживает позицию Администрации.

Участвующие в деле лица извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Руководствуясь положениями части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителей лиц, участвующих в деле.

Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.

Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 05.03.2013 №80 (далее – Приказ №80) принято решение о передаче в собственность муниципального образования Ильинское сельское поселение Слободского района Кировской области объектов недвижимого имущества военного городка №3, поименованных в приложении к приказу:

- земельный участок с кадастровым номером 43:30:350202:0013 по адресу: ФИО6ская область, Слободской район, с. Ильинское, в/г 3;

- жилой дом, кадастровый номер 43:30:350202:0013:9376/17/Е по адресу: ФИО6ская область, Слободской район, с, Ильинское, в/г 3, дом № 9;

- жилой дом, кадастровый номер 43:30:350202:0013:9376/17/Б по адресу: ФИО6ская область, слободской район, с, Ильинское, в/г 3, дом № 7;

- жилой дом, кадастровый номер 43:30:350202:0013:9376/17/В по адресу: ФИО6ская область, Слободской район, с. Ильинское, в/г 3, дом № 11;

- жилой дом (за исключением служебных и приватизированных квартир), кадастровый номер 43:30:350202:0013:9376/17/Д по адресу: ФИО6ская область, Слободской район, с. Ильинское, в/г 3, дом № 8;

- жилой дом (за исключением служебных и приватизированных квартир), кадастровый номер 43:30:350202:0013:9376/17/Г по адресу: ФИО6ская область, Слободской район, с. Ильинское, в/г 3, дом № 10 (пункт 1 Приказа №80) (далее – Объекты военного городка №3).

Пунктом 2 Приказа №80 начальнику Территориального управления предписано обеспечить передачу объектов недвижимости муниципальному образованию Ильинское сельское поселение Слободского района Кировской области, направление актов приема-передачи, сообщение сведений о передаче объектов недвижимого имущества в регистрирующий орган.

Право собственности Российской Федерации на Объекты военного городка №3 зарегистрировано 20.05.2010.

09.04.2013 Территориальным управлением в адрес Администрации направлены копия Приказа №80 и 4 экземпляра актов приема-передачи Объектов военного городка №3.

Письмом от 23.04.2013 №154 Администрация сообщила об отказе в подписании актов приема-передачи Объектов военного городка №3, поскольку указанные объекты отсутствуют и подлежат списанию, о чем Администрация ранее уведомила Территориальное управление письмом от 11.03.2012.

10.09.2013 Территориальное управление обратилось в Управление Росреестра с требованием о проведении государственной регистрации перехода права на Объекты военного городка №3 на основании Приказа №80 к муниципальному образованию Ильинское сельское поселение Слободского района Кировской области.

27.09.2013 Управление Росреестра сообщило об отсутствии возможности государственной регистрации перехода права на Объекты военного городка №3 на основании Приказа №80 без заявления о регистрации права от муниципального образования Ильинское сельское поселение Слободского района Кировской области в регистрирующий орган со ссылкой на положения части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон №122-ФЗ).

13.11.2013 комиссия в составе главы Администрации ФИО1, заместителя главы Администрации ФИО2, представителя Территориального управления ФИО3 составила акт осмотра Объектов военного городка №3, которым зафиксировано отсутствие жилых домов на земельном участке, перечисленных в приложении к Приказу №80, акт от 13.11.2013 направлен Администрацией в адрес Территориального управления сопроводительным письмом от 12.03.2014, в котором Администрация выразила готовность принять в муниципальную собственность земельный участок с кадастровым номером 43:30:350202:0013 по адресу: ФИО6ская область, Слободской район, с. Ильинское.

Полагая, что Администрацией допущено незаконное бездействие в части непринятия Объектов военного городка №3 в муниципальную собственность и необращении в Управление Росреестра за государственной регистрацией перехода права собственности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Администрацией и Администрацией Слободского района заявлено ходатайство о проведении экспертизы по делу на предмет фактического наличия Объектов военного городка №3.

Определением арбитражного суда от 22.05.2015 назначена судебная строительная экспертиза, в качестве экспертного учреждения выбрано общество с ограниченной ответственностью Экспертно-консультационная фирма «ЭКСКОН».

15.06.2015 в арбитражный суд представлено заключение эксперта, согласно которому жилые дома №№7, 8, 9, 10, 11 по адресу ФИО6ская область, Слободской район, с. Ильинское, военный городок №3 отсутствуют.

Изложенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Предметом правового регулирования Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №423-ФЗ) являются правоотношения, связанные с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества, указанного в части 1 статьи 2 Федерального закона №423-ФЗ, в том числе земельных участков, из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность (статья 1).

Согласно части 6 статьи 2 Федерального закона №423-ФЗ в случае, если отпала необходимость в указанном в пункте 4 части 2 статьи 3 Федерального закона №423-ФЗ военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов в соответствии с Федеральным законом №423-ФЗ.

Порядок принятия решения о безвозмездной передаче военного имущества регламентирован статьей 3 Федерального закона №423-ФЗ.

В силу части 8 статьи 3 Федерального закона №423-ФЗ предусмотренное частью 1 статьи 3 Федерального закона №423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности является основанием для:

1) прекращения в отношении переданного военного недвижимого имущества права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, которые находятся в границах военных городков или указанных в пункте 2 части 1 статьи 2 Федерального закона №423-ФЗ земельных участков (за исключением объектов, перечисленных в пункте 4 части 2 статьи 3), а также прекращения права постоянного (бессрочного) пользования организаций на земельные участки без согласия этих организаций и федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых они находятся, и независимо от оснований, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации;

2) возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которым передано такое имущество;

3) возникновения на перечисленные в пункте 4 части 2 статьи 3 Федерального закона №423-ФЗ объекты и образованные под такими объектами земельные участки права федеральной собственности.

Частью 11 статьи 3 Федерального закона №423-ФЗ предусмотрено, что в случае, если право на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), такое право, за исключением прав на перечисленные в пункте 4 части 2 названной статьи объекты и образованные под ними земельные участки, прекращается и возникает право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на это имущество с момента государственной регистрации перехода права в ЕГРП.

Согласно положениям части 1 статьи 16 Федерального закона №122-ФЗ государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом №423-ФЗ.

Из представленных в материалы дела документов следует, что право Российской Федерации на Объекты военного городка №3 зарегистрировано в 20.05.2010 на основании сведений технических паспортов жилых зданий №№7, 8, 9, 10, 11, составленных при проведении технической инвентаризации объектов капитального строительства по состоянию на 15.11.2005.

В указанных документах технического учета по состоянию на 15.11.2005 содержатся отметки о том, что степень сохранности зданий составляет порядка 78%, здания не используются.

Из представленных в материалы дела выписок из ЕГРП по состоянию на 17.04.2015 следует, что у объектов недвижимости жилые дома №№7, 8, 9, 10, 11 (раздел 1 ЕГРП «Характеристики объекта недвижимости») отсутствует площадь объектов недвижимости, вместо нее внесены сведения «степень сохранности объекта 78%», указанные характеристики внесены регистрирующим органом при внесении сведений в ЕГРП 23.04.2009 при регистрации права оперативного управления Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «ФИО6ская квартирно-эксплуатационная часть района».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 122-ФЗ (далее – Федеральный закон №122-ФЗ) кадастровый и технический учет объекта недвижимости представляет собой описание и индивидуализацию объекта недвижимого имущества, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества; учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номера.

Правоотношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон № 221-ФЗ).

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально - определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Федерального закона № 221-ФЗ).

В силу пункта 6 части 1 статьи 7 Федерального закона №221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом №221-ФЗ требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Представленными в материалы дела документами подтверждается отсутствие сведений об уникальной характеристике объектов недвижимости – площади жилых домов №№7, 8, 9, 10, 11 в составе сведений Iраздела ЕГРП, составляющих данные государственного кадастрового учета.

Доказательств обратного заявителем не представлено.

Распоряжением Правительства Кировской области от 25.05.2011 №58-пр создана рабочая группа по подготовке и согласованию перечня объектов военного имущества, подлежащих передаче в собственность Кировской области или муниципальную собственность.

Протоколом совещания рабочей группы от 17.08.2012 подтверждается, что вопрос о фактическом отсутствии жилых домов №№7, 8, 9, 10, 11 обсуждался комиссией, представитель Территориального управления в составе рабочей группы ФИО4 сообщил о подготовке департаментом имущественных отношений Министерства обороны документов на списание жилых домов №№7, 8, 9, 10, 11.

Таким образом, о фактическом отсутствии объектов капитального строительства с кадастровыми номерами 43:30:350202:0013:9376/17/Е, 43:30:350202:0013:9376/17/Б, 43:30:350202:0013:9376/17/В, 43:30:350202:0013:9376/17/Д, 43:30:350202:0013:9376/17/Г Территориальному управлению стало известно не позднее 17.08.2012, то есть до момента издания Приказа №80 о передаче Объектов военного городка №3 в муниципальную собственность. Доказательств обратного заявителем не представлено.

Доказательств мер обеспечения сохранности Объектов военного городка №3 на момент издания Приказа №80 Территориальным управлением также не представлено.

Согласно заключению эксперта ФИО5 жилые дома №№7, 8, 9, 10, 11 фактически отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на момент издания Приказа №80 жилые дома №№7, 8, 9, 10, 11 как объекты недвижимого имущества, уникальные характеристики которых определяются в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона №221-ФЗ, отсутствовали.

Таким образом, правовые последствия издания Приказа №80 в виде наступления публичной обязанности Администрации принять в муниципальную собственность Объекты военного городка №3 по основаниям статьи 3 Федерального закона №423-ФЗ не наступили.

Доводы заявителя об обратном отклоняются судом как необоснованные.

Доказательств несовершения Администрацией действий по надлежащему информированию правообладателя Объектов военного городка №3 о фактическом отсутствии объектов недвижимости заявителем не представлено.

Доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя, равно как и препятствий в осуществлении публичных полномочий обжалуемым бездействием Администрации при рассмотрении дела судом не установлено.

Согласно положениями части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требование Территориального управления о признании незаконным бездействия Администрации по принятию Объектов военного городка №3 в муниципальную собственность не подлежит удовлетворению.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, отнесены денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В силу положений части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Учитывая указанные положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные Администрацией на проведение строительной экспертизы, в сумме 50000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек подлежат взысканию с заявителя.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по делу не рассматривался судом, поскольку заявитель освобожден от ее уплаты по основанию, указанному в пункте 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

            в удовлетворении требований Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 620100, <...>) о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Ильинское сельское поселение» Кировской области, что выразилось в неподписании направленных 09.04.2013 актов-приема-передачи по приказу№80 от 05.03.2013, и обязании администрации муниципального образования «Ильинское сельское поселение» Кировской области в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.12.2011 №423-ФЗ, принять в муниципальную собственность, объекты недвижимого имущества, перечисленные в приложении к приказу Заместителя Министра обороны Российской Федерации №80 от 05.03.2013, подписать акты приема-передачи следующих объектов недвижимого имущества:

- земельный участок с кадастровым номером 43:30:350202:0013 по адресу: ФИО6ская область, Слободской район, с. Ильинское, в/г 3;

- жилой дом, кадастровый номер 43:30:350202:0013:9376/17/Е по адресу: ФИО6ская область, Слободской район, с, Ильинское, в/г 3, дом № 9;

- жилой дом, кадастровый номер 43:30:350202:0013:9376/17/Б по адресу: ФИО6ская область, Слободской район, с, Ильинское, в/г 3, дом № 7;

- жилой дом, кадастровый номер 43:30:350202:0013:9376/17/В по адресу: ФИО6ская область, Слободской район, с. Ильинское, в/г 3, дом № 11;

- жилой дом (за исключением служебных и приватизированных квартир), кадастровый номер 43:30:350202:0013:9376/17/Д по адресу: ФИО6ская область, Слободской район, с. Ильинское, в/г 3, дом № 8;

- жилой дом (за исключением служебных и приватизированных квартир), кадастровый номер 43:30:350202:0013:9376/17/Г по адресу: ФИО6ская область, Слободской район, с. Ильинское, в/г 3, дом № 10, отказать.

            Перечислить с депозита Арбитражного суда Кировской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Экспертно-консультационная фирма «Экскон» (ИНН <***>, расчетный счет <***>, открытый в Кировском филиале ПАО АКБ «Связь-банк», ФИО6, БИК 043304763, счет 30101810200000000763) 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек, перечисленные администрацией Ильинского сельского поселения Слободского района Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 613106, <...>) платежным поручением от 10.07.2015 № 760.

            Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 620100, <...>) в пользу администрации Ильинского сельского поселения Слободского района Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 613106, <...>) судебные расходы в сумме 50000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

            Исполнительный лист выдать по вступлении решения суда в законную силу.

            Решение по делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

            Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

            Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

            Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья                                                                                                                 Н.В. Агалакова