ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-8947/20 от 22.09.2020 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-8947/2020

г. ФИО1

05 октября 2020 года

Резолютивная часть решения изготовлена 22 сентября 2020 года

Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2020 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи  Шмырина С.Ю.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

акционерного общества «Газпром газораспределение ФИО1» ­ (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 610035, Россия, <...>; почтовый адрес: 610020, Россия, <...>)

к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области­  (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 610020, Россия, <...>)

о признании незаконным и отмене постановления от 02.07.2020 №043/04/9.21-845/2019­ о наложении штрафа  по делу об административном правонарушении,

установил:

акционерное общество «Газпром газораспределение ФИО1» филиал в г.Кирове (далее – заявитель, общество, газораспределительная организация, АО «Газпром газораспределение ФИО1») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее – Управление, антимонопольный орган, УФАС) от 02.07.2020 №043/04/9.21-845/2019­, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В обоснование заявленного требования общество указывает в заявлении и в дополнении к заявлению, что заявитель имеет право испрашивать исполнительно-техническую документацию в связи с необходимостью проверить соответствие построенного газопровода техническим требованиям. Полагает, что в действиях заявителя состава и события административного правонарушения не имеется.

Управлением представлен письменный отзыв, в которых указаны возражения относительно заявленных требований Ответчик считает оспариваемое постановление законным и обоснованными. Указывает, что Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314) не предусмотрено право газораспределительной организации обязывать заявителя направлять в адрес газораспределительной организации исполнительно-техническую документацию на сеть газопотребления, замечаний по исполнительно-технической документации. Просит в удовлетворении требования заявителя отказать.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства без вызова сторон. 22.09.2020 по результатам рассмотрения дела принято решение в виде резолютивной части. 24.09.2020 в суд поступило ходатайство заявителя о составлении мотивированного решения в порядке статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив представленные доказательства, суд установил следующее.

Акционерное общество «Газпром газораспределение ФИО1» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>.

15.11.2019 в Управление поступило заявление ИП ФИО2 о нарушении АО «Газпром газораспределение ФИО1» установленного порядка подключения к газораспределительным сетям, выразившегося в необоснованных замечаниях по исполнительно-технической документации объекта.

В ходе рассмотрения данного заявления Управлением установлено, что между АО «Газпром газораспределение ФИО1» и ИП ФИО2 подписан договор от 31.01.2018 № 18-3-С/вр о подключении объекта капитального строительства - здания по адресу: <...>, к сети газораспределения.

 Согласно пункту 6 договора о подключении ИП ФИО2 обязана осуществить мероприятия по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ей имущества; разработать проектную документацию; предоставить АО «Газпром газораспределение ФИО1» 1 экземпляр раздела утвержденной в установленном порядке проектной документации в отношении сети газопотребления.

В соответствии с пунктом 7 договора о подключении ИП ФИО2 имеет право получать информацию о ходе выполнения исполнителем мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства не позднее 10 дней со дня получения исполнителем запроса заявителя в письменной форме.

В технических условиях, являющихся приложением к договору от 31.01.2018 № 18-3-С/вр о подключении объекта капитального строительства, указано на необходимость направить в адрес АО «Газпром газораспределение ФИО1» исполнительно-техническую документацию сети газопотребления ИП ФИО2

Строительство сетей газопотребления указанного объекта осуществлялось ООО ПКП «ГазТеплоСтрой» и завершено 12.08.2019, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта сети газораспределения (газопотребления).

12.03.2019 ИП ФИО2 направила в адрес общества письмо о том, что представителями газораспределительной организации был выполнен мониторинг выполнения технических условий на объекте, вопросов, относящихся к техническим условиям, исполнителем не выявлено, просила подписать и выдать акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению). Кроме того, ИП ФИО2 направила в адрес общества исполнительно-техническую документацию в отношении объекта капитального строительства.

Письмами от 31.05.2019, от 17.09.2019, от 11.11.2019 АО «Газпром газораспределение ФИО1» направило замечания по исполнительно-технической документации в количестве 17 пунктов.

Письмами б/д, б/н (получены обществом 1408.2019, 04.10.2019, 13.11.2019) ИП ФИО2 сообщила заявителю об исправлении предъявленных замечаний по исполнительно-технической документации и просила выдать акт готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).

29.11.2019 ИП ФИО2 вновь обратилась в АО «Газпром газораспределение ФИО1» с письмом и направила дополнительные документы, свидетельствующие об устранении замечаний по исполнительно-технической документации, просила выдать акт готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению). Ответа на данное письмо от общества не последовало.

Акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования  объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) составлен 27.012.2019.

Исследовав указанные обстоятельства, Управление пришло к выводу, что АО «Газпром газораспределение ФИО1» допущено нарушение требований пунктов 72, 104 Правил № 1314, выразившееся в требовании у ИП ФИО2 исполнительно-технической документации, направлении замечаний по исполнительно-технической документации, а также подпункта «г» пункта 98 Правил № 1314, выразившееся в не направлении информации о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению).

13.12.2019 УФАС вынесено определение о возбуждении в отношении общества производства по делу об административном правонарушении.

Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, 10.01.2020 ведущим специалистом-экспертом отдела товарных рынков и естественных монополий Управления составлен в отношении общества протокол № 043/04/9.21-845/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол составлен при участии представителя общества ФИО3, действующей на основании доверенности от 30.12.2019 № 317. Копия протокола вручена представителю заявителя в тот же день, в протоколе имеется ссылка на дату и время рассмотрения административного дела.

02.07.2020 руководитель Управления, рассмотрев дело об административном правонарушении, вынес постановление № 043/04/9.21-845/2019, которым АО «Газпром газораспределение ФИО1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, АО «Газпром газораспределение ФИО1» обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.

Изложенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.

Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к газораспределительным сетям.

Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к газораспределительным сетям требований соответствующих нормативных актов.

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определяется Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 1314 заявителем является юридическое или физическое лицо, намеренное осуществить или осуществляющее строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения, а также в случае присоединения объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения - юридическое лицо, осуществляющее строительство объекта сети газораспределения или реконструкцию объекта существующей сети газораспределения, принадлежащего ему на праве собственности. Под исполнителем понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов при выполнении условий пункта 34 Правил № 1314, - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов.

Пунктом 3 Правил № 1314 предусмотрено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:

а) направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения или заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения;

б) выдача технических условий в случае направления заявителем запроса о предоставлении технических условий;

в) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении;

г) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;

д) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению);

е) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

Пунктом 59 Правил 1314 установлено, что подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

Согласно пункту 62 Правил № 1314 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.

Пункт 83 Правил № 1314 предусматривает, что договор о подключении содержит, в том числе, следующие существенные условия:

- перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий;

- срок осуществления мероприятий по подключению;

- размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения;

- стоимость разработки исполнителем проектной документации и проведения ее экспертизы;

- положение об ответственности сторон за несоблюдение сроков исполнения обязательств, установленных договором о подключении и настоящими Правилами;

- технические условия, включающие, в том числе информацию, указанную в пункте 75 настоящих Правил;

- порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга.

В соответствии с пунктом 75 Правил № 1314 технические условия прилагаются к договору о подключении и содержат следующую информацию:

- характеристики газопровода (диаметр, материал труб, максимальное рабочее давление, протяженность), к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение);

- суммарный максимальный часовой расход газа и отдельно по каждому подключаемому объекту капитального строительства (если их несколько);

- пределы изменения давления газа в присоединяемом газопроводе;

- обязательства заявителя по обеспечению подключаемого объекта капитального строительства газоиспользующим оборудованием и приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

- другие условия подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения (для заявителей первой категории, а также в случае отсутствия необходимости строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя).

Постановлением Правительства РФ от 15.06.2017 № 713 утверждена Типовая форма договора о подключении.

В соответствии с пунктом 7 Типовой формы договора о подключении, потребитель обязан:

- осуществить мероприятия по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка;

- разработать на основании технических условий проектную документацию (в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации) о создании сети газопотребления от точки (точек) подключения (технологического присоединения) до газоиспользующего оборудования (информацию о точках подключения направляет исполнитель);

- представить исполнителю 1 экземпляр раздела утвержденной в установленном порядке проектной документации, который включает в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации заявителем предусмотрена законодательством Российской Федерации).

Пунктом 97 Правил № 1314 установлено, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя:

- разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении;

- разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

- выполнение заявителем и исполнителем технических условий; мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий; осуществление исполнителем фактического присоединения.

Пункт 98 Правил № 1314 предусматривает, что исполнитель обязан:

а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения;

б) проверить выполнение заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 № 713 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения»;

в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте «б» настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя;

г) по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению).

Согласно пункту 99 Правил № 1314 исполнитель имеет право участвовать в приемке скрытых работ при строительстве заявителем газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения в рамках осуществления мониторинга выполнения заявителем технических условий о присоединении в случаях, предусмотренных договором о подключении.

При мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении в соответствии с подпунктом «б» пункта 98 настоящих Правил заявитель обязан представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации) (подпункт «б» пункта 100 Правил № 1314).

В силу пункта 72 Правил № 1314 исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами.

В соответствии с пунктом 104 Правил № 1314 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены настоящими Правилами.

Изложенное позволяет сделать вывод, что при подключении к сети газораспределения объекта капитального строительства, не являющегося объектом индивидуального жилищного строительства, исполнитель вправе требовать от заявителя предоставить 1 экземпляр раздела утвержденной в установленном порядке проектной документации, который включает в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений. Предоставление заявителем исполнителю исполнительно-технической документации на сеть газопотребления Правилами № 1314 не предусмотрено. Следовательно, исполнитель не вправе обязывать заявителя предоставить исполнительно-техническую документацию на сеть газопотребления, навязывать заявителю услуги по проверке такой документации и выявлению ее недостатков, а также требовать от заявителя устранения недостатков исполнительно-технической документации на сеть газопотребления.

Из материалов дела следует, что строительство сетей газопотребления (газопровод для подключения здания по адресу: <...>) осуществлялось ООО ПКП «ГазТеплоСтрой». Данное строительство завершено 12.08.2019, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта сети газораспределения (газопотребления).

12.03.2019 ИП ФИО2 направила в адрес общества письмо о том, что представителями газораспределительной организации был выполнен мониторинг выполнения технических условий на объекте, вопросов, относящихся к техническим условиям, исполнителем не выявлено, просила подписать и выдать акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению). Кроме того, ИП ФИО2 направила в адрес общества исполнительно-техническую документацию в отношении объекта капитального строительства.

Письмом от 31.05.2019, от 17.09.2019, от 11.11.2019 АО «Газпром газораспределение ФИО1» направило замечания по исполнительно-технической документации в количестве 17 пунктов.

Письмами б/д, б/н (получены обществом 1408.2019, 04.10.2019, 13.11.2019) ИП ФИО2 сообщила заявителю об исправлении предъявленных замечаний по исполнительно-технической документации и просила выдать акт готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).

29.11.2019 ИП ФИО2 вновь обратилась в АО «Газпром газораспределение ФИО1» с письмом и направила дополнительные документы, свидетельствующие об устранении замечаний по исполнительно-технической документации, просила выдать акт готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).

Ответа на данное письмо от общества не последовало.

Вместе с тем, как ранее уже сказано, нормами Правил № 1314 не предусмотрено право газораспределительной организации запрашивать у ИП ФИО2 исполнительно-техническую документацию на сеть газопотребления в ходе проведения мониторинга выполнения технических условий, а также не предусмотрена обязанность указанного лица по предоставлению такой исполнительно-технической документации и исправлению замечаний к документации.

Правилами № 1314 запрещено требовать от ИП ФИО2  сведения и документы, навязывать ему услуги и обязательства, не предусмотренные именно этими Правилами, а не какими-либо иными нормативными правовыми актами, а также направлять замечания по исполнительно-технической документации, на что имеется прямое указание в пунктах 72, 104 Правил № 1314.

Изложенное позволяет сделать вывод, что навязывание обществом ИП ФИО2 обязательства предоставить  исполнительно-техническую документацию на сеть газопотребления, а также устранить недостатки представленной  исполнительно-технической документации на сеть газопотребления, выраженное в письмах общества от 31.05.2019, 17.09.2019, 11.11.2019, противоречит пунктам 72, 104 Правил № 1314.

Кроме того, проверка обществом исполнительно-технической документации на сеть газопотребления и выявление недостатков этой документации фактически свидетельствует о навязывании АО «Газпром газораспределение ФИО1» ИП ФИО2 услуги по проверке исполнительно-технической документации на сеть газопотребления, не предусмотренной Правилами № 1314.

Учитывая изложенное, суд находит доказанным нарушение обществом пунктов 72, 104 Правил № 1314 при осуществлении деятельности.

Кроме того, как ранее уже сказано, в соответствии с подпунктом «г» пункта 98 Правил № 1314 исполнитель обязан по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению).

29.11.2019 ИП ФИО2 вновь обратилась в АО «Газпром газораспределение ФИО1» с письмом и направила дополнительные документы, свидетельствующие об устранении замечаний по исполнительно-технической документации, просила выдать акт готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).

Ответа на данное письмо от общества не последовало.

При указанных обстоятельствах суд находит доказанным нарушение обществом подпункта «г» пункта 98 Правил № 1314 при осуществлении деятельности.

Доводы заявителя, о том, что типовой формой акта о готовности сетей и оборудования к подключению, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 № 713, предусмотрено указание сведений о проверке технической документации на соответствие техническим условиям, что УФАС, определяя состав расходов на мониторинг, устанавливает необходимость и обязательность проверки со стороны исполнителя исполнительной (технической) документации, судом рассмотрены и не принимаются исходя из следующего.

Осуществление АО «Газпром газораспределение ФИО1» действий по мониторингу выполнения заявителем технических условий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 № 713. Данная типовая форма содержит заключение о том, что проектная и техническая документация соответствует техническим условиям на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

При этом в пункте 8 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 16.08.2018 № 1151/18 «Об утверждении Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину» (далее - Методические указания), для расчета размера платы за технологическое присоединение и (или) размера стандартизированных тарифных ставок учитываются расходы на выполнение газораспределительными организациями, в том числе мероприятий по мониторингу выполнения заявителем (потребителем) технических условий. В состав расходов газораспределительной организации на мониторинг выполнения заявителем технических условий и осуществление фактического присоединения объектов капитального строительства заявителя к газораспределительной сети и проведением пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя входят расходы, в том числе на проверку соответствия сети газопотребления и установленного газоиспользующего оборудования техническим условиям и разработанной в соответствии с ними исполнительной (технической) документации, проектной документации (если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации) на сеть газопотребления объекта капитального строительства.

Вместе с тем включение в типовую форму акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) указанного заключения, а также содержание в Методических указаниях ссылки на проверку соответствия сети газопотребления и установленного газоиспользующего оборудования техническим условиям и разработанной в соответствии с ними исполнительной (технической) документации, в рассматриваемом судом случае не свидетельствуют о правомерных и обоснованных действиях общества относительно требования у заявителя (потребителя) направления в его адрес исполнительной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

Доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения суду не представлено.

Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, при рассмотрении дела судом не установлено.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что в данном случае в деянии заявителя Управлением доказаны все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При производстве по делу об административном правонарушении Управлением не нарушены требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, исключающих возможность привлечения заявителя к административной ответственности, не имеется.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях» (далее – Постановление от 02.06.2004 № 10), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 18.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Таким образом, административный орган обязан установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по транспортировке газа по трубопроводам и оказанию услуг по технологическому присоединению, общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований.

В силу вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии возможности признать совершенное заявителем правонарушение малозначительным, поскольку в данном конкретном случае освобождение лица от ответственности противоречило бы требованиям статей 1.2 и 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом всех обстоятельств дела.

Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

На основании изложенного требование заявителя о признании незаконным и отмене постановления Управления от 02.07.2020 № 043/04/9.21-845/2019 не подлежит удовлетворению.

Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривался, поскольку заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 210, 211, 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований акционерного общества «Газпром газораспределение ФИО1» ­ (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 610035, Россия, <...>; почтовый адрес: 610020, Россия, <...>) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области­  (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 610020, Россия, <...>) от 02.07.2020 №043/04/9.21-845/2019 о наложении штрафа  по делу об административном правонарушении­,­ в соответствии с которым акционерное общество «Газпром газораспределение ФИО1» ­признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей, отказать.

Решение (резолютивная часть) по делу вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подано заявление о составлении мотивированного решения.

В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении пятнадцатидневного срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.

Решение арбитражного суда первой инстанции, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть пересмотрено Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья                                                                                             С.Ю. Шмырин