АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
www.kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Киров
06 октября 2008 года Дело № А28-9719/2008-363/14
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Чернигиной Т.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Чернигиной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Администрации муниципального образования сельского поселения Кырчанское Нолинского района Кировской области
к Управлению охраны окружающей среды и природопользования Кировской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №22/21 от 20.08.2008
при участии в судебном заседании:
от заявителя – не явились ;
от ответчика - ФИО1 – инспектор по доверенности от 06.10.2008 № 18,
установил:
Администрация Муниципального образования сельского поселения Кырчанское Нолинского района Кировской области (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 20.08.2008 Управления охраны окружающей среды и природопользования Кировской области (далее – ответчик, КОГУП) о назначении административного наказания по делу №22/21 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Заявитель считает оспариваемое постановление незаконным и необоснованным, поскольку ответчиком не установлен субъект правонарушения, несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора на 116 км Казанского тракта создана не администрацией поселения и ею не эксплуатируется, более того, свалка находится на землях сельскохозяйственного назначения колхоза «Ленинец» Нолинского района Кировской области.
Ответчик считает вынесенное постановление законным и обоснованным, в удовлетворении требований просит отказать, представлен мотивированный отзыв, представитель КОГУП в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Заявитель, извещенный о времени и месте рассмотрении дела надлежащим образом, явку своего полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил, о рассмотрении дела без своего участия не заявил.
Суд, на основании статьей 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заявителя.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд установил следующие фактические обстоятельства.
25.07.2008 Прокуратурой Нолинского района Кировской области совместно с КОГУП «Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования» проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего порядок сбора и вывоза бытовых отходов.
В ходе проверки установлено, что на территории с. Кырчаны Нолинского района Кировской области на 116 км Казанского тракта образована несанкционированная свалка бытовых отходов, имеется бой ртутных ламп. Администрацией не принимаются меры к ликвидации свалки.
18.08.2008 по данному факту и.о. прокурора Нолинского района вынесено постановление о возбуждении в отношении Администрации Муниципального образования сельского поселения Кырчанское Нолинского района Кировской области производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, с которым глава муниципального образования ФИО2 ознакомлен. Глава администрации ФИО2 дал письменное объяснение, в котором указал, что для ликвидации свалки на 116 км Казанского тракта и приведении ее в соответствие с требованиями экологических, санитарно-эпидемиологических условий обращения с отходами потребления необходимо предусмотреть в бюджете поселения средства на 2009 год.
20.08.2008 главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды и природопользования Кировской области ФИО1, рассмотрев материалы административного дела, вынесла в отношении Администрации постановление №22/21 по делу об административном правонарушении, которым Администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 10000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, администрация обратилась в суд с требованием признать его незаконным и отменить.
В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие админи-стративную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон) под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статьей 13 Закона установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими , санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской федерации.
Согласно статье 8 Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В Уставе Муниципального образования сельского поселения Кырчанское Нолинского района Кировской области (пункт 20 статьи 32) также закреплено, что к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к компетенции администрации.
Из материалов дела не следует, что несанкционированная свалка образовалась в результате сброса мусора и бытовых отходов, полученных в результате деятельности администрации как юридического лица.
Оценивая в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что административным органом не доказано совершение Администрацией Муниципального образования сельского поселения Кырчанское вменяемого ей административного правонарушения. Ненадлежащее исполнение полномочий в части организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории Нолинского района не охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене, требование заявителя следует удовлетворить.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение споров по данной категории дел госпошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требование Администрации муниципального образования сельского поселения Кырчанское удовлетворить. Постановление от 20.08.2008 № 22/21 Управления охраны окружающей среды и природопользования Кировской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым Администрации назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 10000 рублей, признать незаконным и отменить.
Решение по делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок с момента его принятия в соответствии с пунктом 4 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации или в кассационную инстанцию (Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа) в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Судья Т.В. Чернигина