ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А28-9826/15 от 09.11.2015 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело №А28-9826/2015

город Киров

10 ноября 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено 10 ноября 2015 года.

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Зведер Е.Р.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой М.А.

рассмотрел в судебном заседании исковое заявление

Министерства лесного хозяйства Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, 610020, <...>)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Рослесинфорг» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 109316, <...>)

о взыскании 716 536 рублей 60 копеек

при участии в судебном заседании представителей:

от истца – ФИО1, по доверенности от 21.07.2015,

от ответчика - ФИО2, по доверенности от 15.09.2015,

установил:

Министерство лесного хозяйства Кировской области (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Кировской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Рослесинфорг» (далее – ответчик) с исковым заявлением о взыскании 716 536 рублей 60 копеек штрафа за невыполнение условий государственного контракта.

Исковые требования основаны на положениях статей 307, 309, 310, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением обязанностей по государственному контракту от 27.11.2014 № 103. Истец указывает на предоставление ответчиком недостоверных данных о привлечении субподрядчиков в отсутствие соответствующих договоров с субъектами малого предпринимательства, а также на нарушение срока проведения коллективной тренировки и таксации лесов.

Ответчик представил отзыв на исковое заявление, просит в удовлетворении иска отказать. Ответчик считает, что коллективная тренировка проведена в установленный государственным контрактом срок до 01.07.2015, прошедшие коллективную тренировку специалисты привлечены к таксации лесов; 18.12.2014 истец был проинформирован о деятельности по привлечению субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства для выполнения работ.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в исковом заявлении и отзыве на исковое заявление.

Суд, заслушав истца и ответчика, исследовав в полном объеме представленные в материалы дела доказательства, установил следующие обстоятельства.

27.11.2014 между Департаментом лесного хозяйства Кировской области (Заказчик) и Федеральным государственным унитарным предприятием «Рослесинфорг» (Подрядчик) был заключен государственный контракт № 103 на проведение лесоустроительных работ на территории земель лесного фонда Белохолуницкого, Верхошижемского, Нолинского и Омутнинского лесничества Кировской области (далее – государственный контракт).

Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц на 01.07.2015 подтверждает переименование Департамента лесного хозяйства Кировской области в Министерство лесного хозяйства Кировской области.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 № 1021-р и приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 17.06.2014 № 200 «О реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Рослесинфорг» данное предприятие реорганизовано в форме преобразования в федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц на 17.08.2015.

Предметом государственного контракта является проведение Подрядчиком лесоустроительных работ на территории земель лесного фонда ; работы выполняются Подрядчиком в соответствии с техническим заданием (приложение № 1) и календарным планом работ (приложение № 2) (пункты 1.1, 1.2 государственного контракта).

Пунктом 2.3.6 государственного контракта предусмотрено проведение коллективной тренировки и таксации лесов с проектированием мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в период с 01.01.2015 – не позднее 01.07.2015.

В ходе выполнения работ Подрядчик обязан по требованию Заказчика предоставлять своевременно достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств по настоящему контракту; привлечь к исполнению настоящего контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций с объемом привлечения в размере 10% от цены контракта, указанной в пункте 4.1 настоящего контракта (пункты 5.4.5, 5.4.9 государственного контракта).

Подрядчик обязан в течение тридцати дней с даты заключения настоящего контракта проинформировать Заказчика в письменном виде о привлечении субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций для выполнения работ, предусмотренных настоящим контрактом.

По мере выполнения работ Подрядчик, в срок не позднее чем через пять календарных дней со дня окончания срока выполнения очередного вида работ в соответствии с календарным планом работ (приложение № 2) предоставляет Заказчику материалы и отчеты о выполненных работах по каждому виду работ по лесничествам в соответствии с требованиями технического задания (пункт 3.1 государственного контракта).

В соответствии с пунктом 3.2 государственного контракта после выполнения всего объема работ, предусмотренного настоящим контрактом, календарным планом и установленного техническим заданием, в 2014-2015 годах, но не позднее 01.02.2015, Подрядчик предоставляет Заказчику Акт сдачи-приемки выполненных работ в 2014-2015 годах по выполнению лесоустроительных работ на территории земель лесного фонда Белохолуницкого, Верхошижемского, Нолинского и Омутнинского лесничества Кировской области, подписанные Подрядчиком по установленной форме (приложение № 3).

Цена настоящего контракта составляет 71 653 660 рублей 00 копеек (пункт 4.1 государственного контракта).

Пунктом 7.5 государственного контракта предусмотрена ответственность Подрядчика в виде штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, включая обязательство, предусмотренное подпунктом 5.4.9 пункта 5.4 настоящего контракта, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 716 536 рублей 60 копеек.

Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (пункт 7.6 государственного контракта).

Пунктом 9.3 государственного контракта установлен претензионный порядок урегулирования споров.

22.07.2015 между сторонами подписано дополнительное соглашение № 1 к государственному контракту в связи со снижением бюджетных ассигнований на 2015 год.

18.12.2014 письмом № 01/04-2417 Подрядчик уведомил Заказчика о заключении договорных отношений с организацией из числа субъектов малого предпринимательства, а также последующем направлении Заказчику документов, на основании которых будет осуществляться оплата выполненных работ субподрядчикам, после подписания этих документов.

Подрядчик при выполнении государственного контракта заключил в порядке пункта 5.4.9 договоры с субподрядчиками:

- договор от 12.03.2015 № 17р-15/23 с ООО «Леспроект» на выполнение лесоустроительных работ на территории земель лесного фонда Белохолуницкого лесничества Кировской области;

- договор от 12.03.2015 № 17р-15/24 с ООО «Лесной проект» на выполнение лесоустроительных работ на территории земель лесного фонда Омутнинского лесничества Кировской области;

- договор от 12.03.2015 № 17р-15/25 с ООО «Лесной проект» на выполнение лесоустроительных работ на территории земель лесного фонда Омутнинского, Белохолуницкого, Верхошижемского, Нолинского лесничества Кировской области.

К выполнению государственного контракта привлекались сотрудники Поволжского филиала государственной инвентаризации лесов (филиал ФГБУ «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект»), прохождение которыми коллективных лесотаксационных тренировок, проведенных в апреле-мае 2015 года, истец подтверждает приказом и.о. директора данного филиала от 27.05.2015 № 09/47.

Приказом директора Вятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 27.04.2015 с 6 по 7 мая 2015 работники Вятского филиала направлены на коллективную тренировку, проходящую на тренировочном полигоне на лесных участках: Кировская область, Советский район, Суводское лесничество, Суводский лесхоз-техникум.

По результатам проведенной в мае 2015 года коллективной тренировки к полевым работам по таксации лесов на 2015 год были допущены сотрудники Вятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» на основании соответствующего приказа и.о. директора филиала от 21.05.2015 № 6.

Директор ООО «Лесной проект» издал приказ от 15.05.2015 № 11-од «О проведении коллективной тренировки по таксации лесов» в Слободском участковом лесничестве, после проведенной тренировки инженеры-таксаторы допущены к выполнению работ на лесных участках приказом от 18.05.2015 № 12-од.

Директор ООО «Лесной проект» издал приказ от 05.06.2015 № 18-од «О проведении коллективной тренировки по таксации лесов» в Слободском участковом лесничестве, Парковом участковом лесничестве, после проведенной тренировки инженеры-таксаторы допущены к выполнению работ на лесных участках приказом от 08.06.2015 № 19-од.

Истец обратился к ответчику с претензией от 13.07.2015 № 3004-58-04-16 об уплате штрафа в размере 716 536 рублей 60 копеек в связи с нарушением срока коллективной тренировки до 01.07.2015, нарушением начала работ по таксации на 01.07.2015 и отсутствием информации о привлечении субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства по состоянию на 10.07.2015.

В ответе на претензию от 10.08.2015 № 01/04-1003 ответчик указал на необоснованность предъявленной претензии, штраф не уплатил, что послужило для истца основанием обратиться в арбитражный суд с настоящим иском.

Установленные обстоятельства позволяют суду сделать следующие выводы.

Одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей в силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации является договор.

Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В статьях 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно пункту 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В силу части 8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, между сторонами заключен государственный контракт на выполнение лесоустроительных работ.

Истец усматривает нарушение ответчиком сроков проведения коллективной тренировки, предусмотренных пунктом 2.3.6 государственного контракта, исходя из содержания письма Заказчика от 03.07.2015 № 01/04-654.

Представленные ответчиком приказы руководителей структурных подразделений ответчика свидетельствуют не только об издании приказов о проведении коллективных тренировок, но и последующем допуске специалистов для проведения работ по таксации.

Отчет Подрядчика на 25.07.2015 содержит сведения о результатах работ по таксации.

Представленные ответчиком доказательства истец не опроверг, о фальсификации представленных доказательств не заявил, с ходатайством об истребовании доказательств не обратился к суду.

Кроме того, суд принимает во внимание то, что Заказчик в период исполнения государственного контракта принимает отчеты Подрядчика о проведении работ по таксации лесов, следовательно, признает выполнявших данные работы специалистов допущенными к ней после проведения коллективных тренировок.

Истец полагает неисполненным надлежащим образом обязательство Подрядчика, предусмотренное пунктом 5.4.9 государственного контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Если правила, содержащиеся в части 1 статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон (часть 2 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из буквального содержания спорного пункта, Подрядчик обязан привлечь субподрядчиков. Данное обязательство исполнено, что подтверждается договорами от 12.03.2015 с ООО «Леспроект», ООО «Лесной проект».

Предусмотренное абзацем вторым спорного пункта обязательство Подрядчика в течение тридцати дней с даты заключения контракта проинформировать Заказчика о привлечении субподрядчиков буквально не указывает на заключение в тридцатидневный срок договоров с субподрядчиками.

Толкование смысла данного условия государственного контракта с учетом принципа свободы гражданско-правового договора не позволяет возлагать на одну из сторон такого договора обязательство по его заключению в определенный срок, поскольку заключение договора будет зависеть и от другой его стороны – субподрядчика.

Буквально государственный контракт требует от Подрядчика направления информации в письменной форме по привлечению субподрядчиков, к которому может быть отнесен предшествующий заключению договора процесс переговоров, согласование существенных условий договора, подготовка проекта договора.

Информация о привлечении субподрядчиков была направлена Заказчику.

В отсутствие согласования сторонами требований к информации о привлечении субподрядчиков, передаваемой в соответствии с пунктом 5.4.9, помимо письменной формы, доводы Заказчика о недостоверности информации несостоятельны.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их в совокупности в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что истец не доказал совершение ответчиком нарушений условий государственного контракта, влекущих применение ответственности в виде штрафа, предусмотренного пунктом 7.5 государственного контракта. Проведение коллективных тренировок, предъявление в отчетах результатов работ по таксации лесов, направление письменной информации о привлечении субподрядчиков подтверждено ответчиком представленными доказательствами.

Возможное нарушение Подрядчиком сроков проведения коллективной тренировки или работ по таксации лесов предметом настоящего спора не является, поскольку за просрочку выполнения работ государственным контрактом предусмотрена ответственность в виде пени.

Истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем обязанность по ее уплате на него не возлагается.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении иска.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья Е.Р. Зведер