ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
18 июля 2022 года Дело № А29-10080/2021
Резолютивная часть решения объявлена июля 2022 года , полный текст решения изготовлен июля 2022 года .
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Басманова П.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Злобиной К.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие «Инженер» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (ИНН:<***>, ОГРН:<***>) о признании незаконным решения,
третьи лица: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»,
при участии:
от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 15.03.2022), ФИО2 (по доверенности от 10.01.2022),
от ответчика: ФИО3 (по доверенности от 10.01.2022),
от третьего лица:ФИО4 (по доверенности от 11.01.2022), ФИО5 (по доверенности от 15.07.2022),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие «Инженер» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – антимонопольный орган, УФАС по Республике Коми) от 23.07.2021 № РНП-11-124.
Определением суда от 24.08.2021 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание проведено 16.09.2021, судебное разбирательство назначено на 20.10.2021, отложено на 17.11.2021. Определением суда от 17.11.2021 производство по делу приостановлено.
Определением суда от 06.03.2022 производство по делу № А29-10080/2021 возобновлено, назначено судебное заседание на 30.03.2022, которое отложено на 22.04.2022, 20.05.2022, 20.06.2022, 15.07.2022.
В связи с выходом судьи Гайдак И.Н. в отставку, определением арбитражного суда от 12.04.2022 в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) произведена замена судьи по делу путем формирования состава суда с использованием автоматизированной информационной системы «Судопроизводство», дело передано на рассмотрение судье Басманову П.Н.
К участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (далее – Министерство), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (далее – Управление Росреестра по Республике Коми), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»).
Общество полагает, что организацией выполнена большая часть работ, неисполнение контракта стало невозможным по не зависящим от подрядчика причинам. Антимонопольный орган не проанализировал переписку между сторонами контракта надлежащим образом. Топографические работы сданы 07.08.2018. Заказчиком изменялись в 2018-2020 годах исходные данные по конфигурации, реконструкции осевой линий автодороги. Министерством не представлены необходимые документы, предусмотренные пунктом 12.1 контракта, разделом 1 технического задания, в полном объеме не представлены материалы инвентаризации. До отнесения земельного участка с кадастровым номером 11:09:0000000:16 к землям определенной категории в зависимости от цели использования продолжение работ по контракту невозможно. Снятие данного земельного участка с кадастрового учета невозможно. Подробно доводы изложены в заявлении и дополнениях.
Антимонопольный орган и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми с заявленными требованиями не согласились, полагают, что оспариваемое решение является законным, оснований для его отмены не имеется. Подробно доводы изложены отзывах.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в письменных отзывах представили позицию относительно возникшей проблемы с земельным участком, имеющим кадастровый номер 11:09:0000000:16.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о дате и времени судебного заседания, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело с учетом положений, предусмотренных статьей 156 АПК РФ, без участия представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Суд, изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, установил следующее.
Между ООО «НПП «Инженер» и Министерством заключен государственный контракт от 24.04.2017 № 0107200007217000219-0156254-01, по которому Обществу следовало выполнить комплекс работ по первичной технической инвентаризации автомобильной дороги Усогорск-Благоево-Чупрово, расположенной на территории Удорского района Республики Коми и постановке на государственный кадастровый учет (т. 1 л.д. 46-71).
18.06.2021 заказчиком принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке в связи с нарушением подрядчиком условий контракта (т. 3 л.д. 5-6), которое получено Обществом 18.06.2021 (т. 4 л.д.7-8). О получении данного решения свидетельствует письмо заявителя от 21.06.2021 № 767 (т. 4 л.д. 9).
Министерство обратилось в УФАС по Республике Коми с заявлением от 16.07.2021 о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков (т. 3 л.д. 1-3).
Решением УФАС по Республике Коми от 23.07.2021 № РНП-11-124 ООО «НПП «Инженер» включено в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Не согласившись с данным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) государственный (муниципальный) контракт - это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) законодателем предусмотрено ведение реестра.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона № 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила № 1078), ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляет антимонопольный орган.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона № 44-ФЗ).
В случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в антимонопольный орган информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в письменной форме с обоснованием причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 6 статьи 104 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 8 Правил № 1078 к обращению прилагается решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «е» пункта 9 и подпунктом «г» пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий: рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (подпункт «а» пункта 13 Правил № 1078).
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта (подпункт «в» пункта 15 Правил № 1078).
В соответствии с частью 14 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 данного закона.
Частью 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу части 12 статьи 95 Закона № 44-ФЗ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона № 44-ФЗ).
Согласно части 26 статьи 95 Закона № 44-ФЗ информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.
Из материалов дела следует, что письмом от 13.10.2017 Общество заверило о завершении работ по 1 этапу до 30.11.2017 (т. 5 л.д. 41). Письмом от 24.04.2018 № 1401 Министерство просило в срок до 25.05.2018 представить документы для осуществления полевого контроля (т. 5 л.д. 39).
Технический отчет по топографо-геодезическим работам автомобильной дороги передан Министерству 02.07.2018, что подтверждается накладной от 28.06.2018 (т. 3 л.д. 19). Письмом от 22.08.2018 Общество направило ответчику схемы расположения земельных участков (т. 1 л.д. 97-98)
Письмом от 01.10.2018 (т. 1 л.д. 90) Общество просило продлить срок выполнения контракта до 30.03.2019, а также увеличить стоимость контракта, поскольку кадастровые работы по контракту могут быть выполнены только после утверждения проекта межевания лесных земель. Контракт не предусматривает подготовку и утверждение проекта межевания земель.
Министерство письмом от 12.11.2018 указало, что проект полосы отвода автомобильной дороги, нанесенный на топографо-геодезическую съемку автомобильной дороги по форме цифровой модели местности не совпадает по местоположению со сведениями ЕГРН. В силу пункте 2.1.6 контракта для согласования проекта полосы отвода необходимо было выполнить перевод топографо-геодезической съемки в систему координат, установленную в отношении данного кадастрового округа Росреестром по Республике Коми. В представленной письмом от 25.10.2018 топографо-геодезической съемке отсутствовал проект полосы отвода автомобильной дороги. Министерством самостоятельно подготовлен проект полосы отвода автомобильной дороги. Также Общество уведомлено о необходимости раздела автомобильной дороги на 3 автомобильные дороги. Решение о разделе автомобильной дороги будет представлено дополнительно. Данная информация должна быть использована при производстве работ в обязательном порядке (т. 7 л .д. 121-122).
Письмом от 12.11.2018 Министерство сообщило, что при приемке работ будут учтены все объективные причины нарушения установленных сроков исполнения контракта. Увеличение цены контракта не предусмотрено (т. 7 л.д. 123).
Общество письмами от 26.03.2019, направленными в адрес муниципальных образований, просило предоставить информацию о правообладателях земельных участков, чьи интересы могут быть затронуты в ходе выполнения работ, направило схему проектной полосы отвода автомобильной дороги для согласования с заинтересованными лицами. Соответствующая информация представлена муниципальными образованиями письмами от 28.03.2019, 27.03.2019 (т. 3 л.д. 48-51).
Письмами от 03.04.2019, 15.04.2019 Общество направило Министерству на согласование схемы расположения земельных участков. Письмом от 30.04.2019 Министерство указало на то, что под автомобильной дорогой имеются ранее учтенные земельные участки, которые следовало учесть при подготовке схем (т. 3 л.д. 52-54).
Решением Минстроя Республики Коми от 10.06.2019 № 2427-04/97-АД осуществлен раздел автомобильной дороги Усогорск – Благоево – Чупрово, образованы следующие автодороги: Усогорск – Благоево – Чупрово; по с. Чупрово; подъезд к д. Кривое (т. 2 л.д. 80-81). Письмом от 13.06.2019 Министерство уведомило Общество о принятом 10.06.2019 решении о разделен автомобильной дороги (т. 1 л.д. 115).
Письмом от 19.07.2019 Общество просило Министерство согласовать окончательный вариант полосы отвода и оси автомобильной дороги (т. 1 л.д. 116)
Письмом от 29.07.2019 Министерство согласовало проекты границы полос отвода и осевых линий образуемых автомобильных дорог. Необходимость уточнения ранее согласованной полосы отвода связана с сезонным подтоплением ряда участков вследствие чего и была изменена конфигурация осевой линии дороги (т. 1 л.д. 117).
Письмом от 06.09.2019 Общество направило технические планы по пункту 4.3.6 Технического задания (т 1 л.д. 118)
Письмом от 01.11.2019 Министерство просило представить информацию о существенном нарушении сроков исполнения контракта (т. 1 л.д. 119) Письмом от 11.11.2019 Общество сообщило, что причиной нарушения сроков является отсутствие официального ключа пересчет координат из МСК-11 в МСК-09, отсутствие информации о местонахождении границ смежных земельных участков, внесенных в государственный кадастр недвижимости без границ и их правообладателях, отсутствие в ЕГРН сведений о границах муниципальных образований, перебои в портале Росреестра, отсутствие возможности консультации с кадастровой палатой, ошибки в правоустанавливающих документах (т. 1 л.д. 120).
Письмом от 18.11.2019 Общество запросило в ГУ «Ертомское лесничество» сведения о нахождении автомобильной дороги на лесных участках (т. 1 л.д. 121). Письмом от 20.11.2019 ГУ РК «Ертомское лесничество» сообщило, что участок автомобильной дороги «Усогорск-Благоево-Чупрово» расположен на территории лесничества (т. 1 л.д. 96).
Письмом от 05.01.2020 Общество просило Министерство оказать содействие в получении сведений из ЕГРН в отношении лесных участков (т. 1 л.д. 123).
Письмом от 28.01.2020 Общество просило согласовать окончательный вариант полосы отвода и оси автомобильной дороги с учетом реконструкции автомобильной дороги (т. 1 л.д. 124).
Реконструкция автомобильной дороги проведена на основании разрешения на строительство от 14.11.2018 № 11-17-32-2018, выданного Минстроем Республики Коми (т.8 л.д. 52-54).
Письмом от 28.01.2020 Министерство согласовало в уточнённой редакции проекты границ полосы отвода и осевой линии автомобильной дороги. Также Министерство просило сообщить о причинах нарушения сроков выполнения работ (т. 1 л.д. 128)
Письмом от 19.02.2020 Министерство согласовало в уточнённой редакции проекты границ полосы отвода и осевой линии автомобильной дороги, представленные Обществом 18.02.2020. Также Министерство просило сообщить о причинах нарушения сроков выполнения работ (т. 1 л.д. 126).
Общество письмом от 25.02.2020 сообщило о том, что планирует завершить работы по контракту до 31.12.2020 (т. 4 л.д. 129).
Письмом от 03.04.2020 Общество запросило у Администрации МР «Удорский» материалы инвентаризации по населенным пунктам: с. Чупрово, с. Важгорт, пгт. Благоево, п. Чим, пгт. Усогорск, д. Большое Острово, д. Выльгорт, через которые проходит автомобильная дорога для согласования с заинтересованными лицами (т. 1 л.д. 122).
Общество письмом от 14.04.2020 представило на согласование схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории (т. 8 л.д. 62). Минстроем Республики Коми приняты решения от 16.04.2020 № 24-27-05/54 УС, №24-27-05/55-УС, 24-27-05/56-УС, 24-27-05/57-УС, 24-27-05/58-УС, 24-27-05/59-УС, в соответствии с которыми утверждены схемы расположения земельных участков автодорог Усогорск – Благоево – Чупрово; по с. Чупрово; подъезд к д. Кривое (т. 2 л.д. 83-94).
Письмами от 24.04.2020, от 28.04.2020 Общество направило Министерству межевые планы (т. 1 л.д. 129, 130).
Письмом от 30.04.2020 Министерство сообщило, что скорректировало проекты границ полосы отвода и осевой линии автомобильной дороги на основании полученной топографо-геодезической съемки автомобильной дороги. Просит внести изменение в схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденную решением от 16.04.2020 (т. 1 л.д. 131).
Письмом от 07.05.2020 Общество сообщило, что при проведении кадастровых работ в населенных пунктах с. Чупрово, с. Важгорт выявились земельные участки с видом разрешенного использования «отдых» (11:09:3201001:550, 11:09:3701001:980, 11:09:3701001:977, 11:09:3701001:979), которые внеслись в ЕГРН без учета полосы отвода автомобильной дороги и пересекают ее. Просило устранить несоответствия (т. 1 л.д. 132).
Письмом от 20.05.2020 № 554 Общество просило подписать акты согласования границ земельных участков, которые согласованы Министерством 21.05.2020 (т. 3 л.д. 121-124).
Письмом от 28.05.2020 Администрация МР «Удорский» сообщила, что при проведении кадастровых работ по муниципальному контракту от 24.06.2019 муниципальным подрядчиком земельные участки с видом разрешенного использования отдых с кадастровыми номерами 11:09:4201001:550, 11:09:3701001:980, 11:09:3701001:977, 11:09:3701001:979 внесены в ЕГРН без учета полосы отвода автомобильной дороги и пересекают ее (т. 1 л.д. 143).
Письмом от 28.05.2020 Общество сообщило, что в пгт. Благоево выявились земельные участки с видом разрешенного использования «отдых» (кадастровый номер 11:09:1201001:2611), которые внесен в ЕГРН без учета полосы отвода автомобильной дороги и пересекает ее. Просило Администрацию городского поселения «Благоево» представить координаты земельного участка (т. 1 л.д. 134). Письмом от 28.05.2020 Администрация МО ГО «Благоево» представила запрашиваемую информацию (т. 1 л.д. 135).
Письмом от 03.06.2020 № 610 Общество направило технические планы по автомобильным дорогам (т. 4 л.д. 115). Министерством приняты технические планы автомобильных дорог в соответствии с накладной № 247 от 20.08.2020 (т. 3 л.д. 23).
15.09.2020 Общество направило Министерству межевые планы земельных участков, а также схемы расположения земельных участков. Общество предложило расторгнуть контракт в связи с выявлением обстоятельств, препятствующих их завершению (т. 2 л.д. 13-14).
Письмом от 01.09.2020 № 1073 Общество уведомило Министерство о том, что в процессе производства работ выявились обстоятельства, препятствовавшие и увеличившие сроки проведения работ, в связи с несоответствием исходных данных, представленных Минстроем Республики Коми. Схемы расположения земельных участков, технические планы, проекты полосы отвода и осевой линии автомобильной дороги неоднократно переделывались. Общество приостановило производство работ до устранения реестровых ошибок в ЕГРН (т. 2 л.д. 15-17).
Письмом от 01.10.2020 № 26-29-17/6830 Министерство сообщило, что принимает меры к устранению причин, препятствовавшей постановке на государственный кадастровый учет земельных участков. Предложение о расторжении контракта будет рассмотрено позднее (т. 2 л.д. 19-20).
В соответствии с письмом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 16.10.2020 № 11-20/03752, направленнфм в адрес Министерства, 13.10.2020 органом государственной регистрации приняты решения об исправлении технических ошибок в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 11:09:5501002:862, 11:09:3501001:195, 11:09:1201001:589, 11:09:3701001:522, 11:09:4201001:362. Указанные земельные участки сняты с государственного кадастрового учета по причине дублирования сведений ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 11:09:0000000:16 (т. л.д. 27-29).
Письмами от 19.10.2020 № 1335, от 26.10.2020 № 1369 Общество предложило расторгнуть контракт, поскольку документы, предусмотренные пунктом 12.1 контракта, представлены только письмом от 23.10.2020 (письмо Управления Росреестра от 16.10.2020), срок контракта истек, необходимо проведение работ по подготовке схем и межевых планов сначала (т. 2 л.д. 21-25).
Письмами от 23.10.2020 № 26-29-17/3125, от 03.11.2020 № 26-29-17/6830 Министерство сообщило, что 13.10.2020 принято решение о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 11:09:5501002:862, 11:09:3501001:195, 11:09:1201001:589, 11:09:3701001:522, 11:09:4201001:362. Министерство просило возобновить работы (т. 8 л.д. 107-110, 112).
Письмом от 29.01.2021 Министерство просило Общество представить в адрес Министерства отчет о выполненных работах в срок до 12.02.2021 (т. 2 л.д 30).
Письмом от 10.02.2021 Общество сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 11:09:0000000:16 не отнесен к землям определенной категории в связи чем продолжение работ по контракту невозможно. Общество предложило расторгнуть контракт с оплатой фактически выполненных работ (т. 2 л.д. 31-32).
В соответствии с письмом ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Республике Коми от 19.02.2021 земельный участок с кадастровым номером 11:09:0000000:16 расположен в нескольких категориях земель, а также в границах нескольких населенных пунктов и муниципальных образований. В связи с этим для внесения в ЕГРН сведений о границе земельного участка под полосу отвода автомобильной дороги необходимо осуществить раздел земельного участка (т. 2 л.д. 34-37).
Письмом от 23.06.2021 № 781 Общество направило на утверждение схемы расположения земельного участка (т. 2 л.д. 40). Письмом от 21.06.2021 № 767 Общество сообщило о том, что готово завершить работы по контракту до 01.11.2021, просило отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (т. 2 л.д. 38-39).
Письмом от 29.06.2021 № 799 Общество направило на утверждение схемы расположения земельного участка (т. 2 л.д. 47-50). Письмом от 29.06.2021 № 785 Общество просило утвердить ранее направленные письмами от 23.06.2021 и от 29.06.2021 схемы расположения земельных участков и отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (т. 2 л.д.42-44).
Письмом от 01.07.2021 Министерство сообщило, что к представленным схемам не приложены схемы в электронном виде в установленном формате (XML, HTML), что нарушает пункт 12 Приказа Минэкономразвития от 27.11.2014 № 762. Кроме того, границы полосы отвода автомобильной дороги, отображенные на схемах расположения земельных участков, не соответствуют границам, ранее согласованным Министерством. В связи с этим Министерство отказало в согласовании схемы (т. 2 л.д. 51-52).
Письмами от 05.07.2021 (поступило 06.07.2021), от 07.07.2021, от 08.07.2021 Общество направило схемы в формате XML, просило отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (т. 2 л.д. 53-62).
Как следует из материалов дела, основанием для принятия заказчиком решения от 18.06.2021 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта послужило нарушение его условий. Данное решение содержит ссылку на пункт 2 статьи 715 ГК РФ (т. 3 л.д. 5-6). Заказчик исходил из того, что Общество не выполнило работы в установленный срок.
Факт нарушения условий контракта со стороны Общества, а именно сроков выполнения работ следует из материалов дела. При этом виновных действий со стороны заказчика судом не установлено. Проверив процедуру расторжения контракта, судом установлено, что действия заказчика при расторжении контракта не противоречат требованиям Закона № 44-ФЗ.
Между тем, факт отказа заказчика от исполнения контракта сам по себе не является безусловным основанием для включения сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
В силу части 7 статьи 104 Закона № 44-ФЗ, пунктов 13, 15 Правил № 1078 антимонопольный орган обязан осуществить проверку поступивших к нему информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность лица, в отношении которого подано обращение.
При осуществлении такой проверки в случае одностороннего отказа от исполнения контракта уполномоченный орган оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренной Закона № 44-ФЗ, во избежание нарушения прав поставщиков (подрядчиков, исполнителей), установленных указанным законом.
В силу положений статьи 104 Закона № 44-ФЗ реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта.
В то же время в материалах дела отсутствуют доказательства осуществления Обществом действий исключительно в целях причинения вреда другому лицу либо их совершения в обход закона, с противоправной целью, а также иного заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав.
В целом проводимые Обществом работы были направлены на надлежащее исполнение обязательств по контракту, хотя и с нарушением установленного срока.
Технический отчет по топографо-геодезическим работам автомобильной дороги передан Министерству 02.07.2018. Письмом от 22.08.2018 Общество направило Министерству схемы расположения земельных участков. Письмом от 29.07.2019 Министерство согласовало проекты границы полос отвода и осевых линий образуемых автомобильных дорог. Письмом от 28.01.2020 Министерство согласовало в утонённой редакции проекты границ полосы отвода и осевой линии автомобильной дороги (т. 1 л.д. 128). Минстроем Республики Коми приняты решения от 16.04.2020 № 24-27-05/54 УС, №24-27-05/55-УС, 24-27-05/56-УС, 24-27-05/57-УС, 24-27-05/58-УС, 24-27-05/59-УС, в соответствии с которыми утверждены схемы расположения земельных участков автодорог Усогорск – Благоево – Чупрово; по с. Чупрово; подъезд к д. Кривое (т. 2 л.д. 83-94). Письмами от 24.04.2020, от 28.04.2020 Общество направило Министерству межевые планы (т. 1 л.д. 129, 130). Письмом от 03.06.2020 № 610 Общество направило технические планы по автомобильным дорогам (т. 4 л.д. 115). Министерством приняты технические планы автомобильных дорог в соответствии с накладной № 247 от 20.08.2020 (т. 3 л.д. 23).
Вследствие проведения реконструкции автомобильной дороги и раздела автомобильной дороги Обществу потребовалось вносить существенные изменения в ранее подготовленную проектную документацию.
Реконструкция автомобильной дороги проведена на основании разрешения на строительство от 14.11.2018 № 11-17-32-2018, выданного Минстроем Республики Коми (т.8 л.д. 52-54).
Решением Минстроя Республики Коми от 10.06.2019 № 2427-04/97-АД осуществлен раздел автомобильной дороги Усогорск – Благоево – Чупрово, образованы следующие автодороги: Усогорск – Благоево – Чупрово; по с. Чупрово; подъезд к д. Кривое (т. 2 л.д. 80-81).
При этом Министерством принято решение о реконструкции дороги и разделе автомобильной дороги до истечения установленных в контракте сроков завершения работ (30.11.2018), что подтверждается письмом от 12.11.2018 (т. 7 л.д. 121-122), разрешением на строительство от 14.11.2018.
Действуя добросовестно, Общество не отказалось завершить работы по контракту с учетом изменившихся существенных обстоятельствах в исходных данных. Фактический раздел автомобильной дороги осуществлен 10.06.2019.
Письмом от 07.05.2020 Общество сообщило, что при проведении кадастровых работ в населенных пунктах с. Чупрово, с. Важгорт выявились земельные участки с видом разрешенного использования «отдых» (11:09:3201001:550, 11:09:3701001:980, 11:09:3701001:977, 11:09:3701001:979), которые внеслись в ЕГРН без учета полосы отвода автомобильной дороги и пересекают ее. Просило устранить несоответствия (т. 1 л.д. 132).
Уведомлением от 28.05.2020 Управление Росреестра по Республике Коми сообщило, что установлен двойной учет площадей, занимаемых автодорогой, в отношении земельного участка с кадастровым номером 11:09:0000000:16 в ЕГРН не установлена категория земель (т. 1 л.д. 151-152).
Устранение данных технических ошибок потребовало дополнительное время для проведения соответствующих работ.
Так, в соответствии с письмом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 16.10.2020 № 11-20/03752, направленного в адрес Министерства, 13.10.2020 органом государственной регистрации приняты решения об исправлении технических ошибок в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 11:09:5501002:862, 11:09:3501001:195, 11:09:1201001:589, 11:09:3701001:522, 11:09:4201001:362. Указанные земельные участки сняты с государственного кадастрового учета по причине дублирования сведений ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 11:09:0000000:16 (т. л.д. 27-29).
Письмом от 10.02.2021 Общество сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 11:09:0000000:16 не отнесен к землям определенной категории в связи чем продолжение работ по контракту невозможно. Общество предложило расторгнуть контракт с оплатой фактически выполненных работ (т. 2 л.д. 31-32).
В соответствии с письмом ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Республике Коми от 19.02.2021 земельный участок с кадастровым номером 11:09:0000000:16 расположен в нескольких категориях земель, а также в границах нескольких населенных пунктов и муниципальных образований. В связи с этим для внесения в ЕГРН сведений о границе земельного участка под полосу отвода автомобильной дороги необходимо осуществить раздел земельного участка (т. 2 л.д. 34-37).
Какой-либо мотивированной позиции по письму от 10.02.2021 Министерство не представило, решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 11:09:0000000:16 не принято.
Письмом от 23.06.2021 № 781 Общество направило на утверждение схемы расположения земельного участка (т. 2 л.д. 40). Письмом от 21.06.2021 № 767 Общество сообщило о том, что готово завершить работы по контракту, просило отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (т. 2 л.д. 38-39). Письмом от 29.06.2021 № 799 Общество направило на утверждение схемы расположения земельного участка (т. 2 л.д. 47-50). Письмом от 29.06.2021 № 785 Общество просило утвердить ранее направленные письмами от 23.06.2021 и от 29.06.2021 схемы расположения земельных участков и отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (т. 2 л.д.42-44).
Таким образом, Общество имело намерения завершить работы по контракту, в связи с чем признаки явного недобросовестного поведения в данном случае отсутствовали. Существенное нарушение сроков выполнения работ обусловлено, в том числе обнаружением ошибок в ЕГРН, разделом заказчиком автомобильной дороги, проведением ее реконструкции. Возможность завершения работ по контракту поставлена в зависимость от принятия Министерством решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 11:09:0000000:16.
В судебном заседании 15.07.2022 представитель Министерства пояснил, что без проведения раздела указанного земельного участка, завершение работ по контракту невозможно, поскольку земельный участок не может относиться к землям разных категорий.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости.
В силу статьи 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в: 1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; 2) договорах, предметом которых являются земельные участки; 3) государственном кадастре недвижимости; 4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В представленных выписках из ЕГРН об основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 11:09:0000000:16 сведения об отнесении и единого землепользования к нескольким категориям земель не отражены.
Согласно статье 61 Закона №218-Ф3 техническая ошибка - это описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях).
Данная ошибка исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение возникновения, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.
По мнению суда, рассматриваемая ошибка, носящая технический характер и не влекущая за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, подлежит устранению органами Росреестра в качестве технической ошибки путем внесения в ЕГРН сведений о нескольких категориях одного земельного участка.
Соответствующая правовая позиция также подтверждается определением Верховного Суда РФ от 13.07.2020 № 310-ЭС20-8835 по делу № А14-18512/2018.
Безусловная необходимость раздела земельного участка для завершения работ по контракту антимонопольным органом не исследовалась. В этой связи выводы антимонопольного органа о недобросовестном поведении Общества при исполнении контракта с учетом возникшей правовой неопределенности относительно дополнительного проведения работ по земельному участку с кадастровым номером 11:09:0000000:16 надлежащим образом не подтверждены.
Односторонний отказ мотивирован заказчиком нарушением установленного контрактом срока. Антимонопольный орган в оспариваемом решении переписку сторон контракта не исследовал.
В рамках предмета спора суд проверяет законность принятого антимонопольным органом решения, основываясь на исследованных им обстоятельствах. Суд не подменяет орган публичной власти, не должен исследовать дополнительные обстоятельства и доказательства и дополнительно оценивать добросовестность (недобросовестность) подрядчика исходя из тех доказательств, которые не были предметом исследования антимонопольного органа.
Без исследования вышеприведенных обстоятельств решение антимонопольного органа о включении сведений в реестр не может быть признано обоснованным.
Антимонопольный орган не давал оценку полноте представленной документации, обоснованности замечаний заказчика, срокам и объему устранения замечаний подрядчиком. Антимонопольный орган не исследовал переписку сторон, в силу чего не делал вывод о влиянии данных обстоятельств на ход выполнения работ. Оспариваемое решение принято именно на основании решения заказчика об одностороннем отказе без учета следовавших за данным решением взаимоотношений сторон контракта. Антимонопольный орган не давал оценку обстоятельствам устранения подрядчиком нарушений, послуживших основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта, а ограничился изложением содержания писем сторон. Решение не содержит мотивированных выводов относительно добросовестности поведения подрядчика.
Приведенные заявителем обстоятельства не получили оценки в решении антимонопольного органа. Принимая решение о включении сведений об Обществе в реестр, антимонопольный орган ограничился лишь фактом невыполнения заявителем работ, предусмотренных государственным контрактом, не оценивая фактические обстоятельства рассматриваемой ситуации, условия контракта, что противоречит вышеизложенным нормативным положениям, а также принципам справедливости и соразмерности применения мер публичной ответственности к хозяйствующим субъектам.
Суд исходит также из того, что при рассмотрении вопроса о включении ООО «Инженер» в реестр антимонопольный орган не оценивал поведение исполнителя на предмет допущенного им нарушения исполнения государственного контракта, не выяснял причины такого поведения и оценил вину Общества.
Таким образом, при рассмотрении заявления Министерства антимонопольным органом всесторонне не изучались обстоятельства исполнения подрядчиком своих обязательств по государственному контракту, его добросовестность (недобросовестность).
При таких обстоятельствах принятое антимонопольным органом решение не может быть признано мотивированным, обоснованным и законным. Оно является преждевременным, принятым без надлежащего и полного исследования всех обстоятельств.
Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. Указанные правовые позиции отражены в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 № 15-П, Определения от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О).
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающее конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом изложенного, в рассматриваемом случае имеется предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания решения УФАС по Республике Коми незаконным.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд выбирает способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Поскольку решение УФАС по Республике Коми подлежит признанию незаконным, учитывая, что непосредственное ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе включение (исключение) в реестр соответствующей информации осуществляется антимонопольным органом, суд считает необходимым обязать Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления заказчика о допущенных Обществом нарушений.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 23.07.2021 № РНП-11-124.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие «Инженер» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие «Инженер» излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3000 руб.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.