ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
18 июля 2017 года Дело № А29-10090/2016
Резолютивная часть решения объявлена июля 2017 года , полный текст решения изготовлен июля 2017 года .
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Князевой А.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коняевой Н.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по искуМинистерства экономики, природный ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми
к Обществу с ограниченной ответственностью «Чистая Сысола» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
о взыскании ущерба
при участии:
от истца: не явился____________________________________________
от ответчика:ФИО1 (руководитель)____________________
от третьего лица: ФИО2 (по доверенности от 09.01.2017)__________________________________________________
установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «Чистая Сысола» 6657 руб. ущерба и об обязании очистить участки лесного фонда на площади 0,5 га, расположенные в выделе 34 квартала 131 Визингского участкового лесничества от загрязнения и захламления лесов коммунально – бытовыми и промышленными отходами.
Судом произведена процессуальная замена ответчика, с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на Министерство экономики, природный ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация МР «Сысольский».
Ответчиком и третьим лицом представлены письменные возражения на исковые требования.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
20.04.2016 года при проведении планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков в кварталах № 131, 157 Визингского участкового лесничества лесничим (старшим государственным инспектором по охране леса) - руководителем Визингского участкового лесничества ФИО3 выявлен факт загрязнения и захламления лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором в выделе 30 квартала 131 на площади 0,5 га.
Ущерб, причинённый лесам, составил 6657,10 руб.
Ущерб рассчитан согласно пункту 7 приложения 4 Постановления Правительства РФ № 273 от 08.05.2007 г. «Об исчислении вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства». По данному факту лесничим-руководителем Визингского участкового лесничества ФИО3 составлен акт о лесонарушении № З-Вот 18.05.2016 г.
Ответчику вменяется нарушение подпункта «е» пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 года № 414, согласно которому не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
Постановлением начальника Управления лесного хозяйства, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми № 218 от 23.08.2016 ООО «Чистая Сысола» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложено административное наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Претензионное письмо с требованием в течение 30 календарных дней очистить лесные участки в выделах 30, 34 квартала 131 на площади 3,1 га и в выделах 1, 3 квартала 157 Визингского участкового лесничества от загрязнения и захламления лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором на площади 7,9 га и оплатить сумму причиненного ущерба по акту о лесонарушении № 3-В от 18.05.2016 г. за загрязнение и захламление лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором, рассчитанную согласно Постановлению № 273 от 08.05.2007 г. (Приложение 4, пункт 7), в размере 105182 рубля 18 копеек, было направлено ООО «Чистая Сысола» заказным письмом с уведомлением 20.05.2016 года.
Поскольку в добровольном порядке ответчик сумму ущерба не погасил, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
На основании части 1 статьи 4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации вред, причиненный лесам, возмещается добровольно или в судебном порядке лицами, его причинившими.
Имущественная ответственность за лесонарушения регулируется общими правилами об основаниях ответственности, установленными ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно п. 1 которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Возмещение вреда, причиненного лесонарушениями, является повышенной имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством, которая устанавливается с учетом не только материального, но и экологического вреда, причиненного природной среде (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2011 N ВАС-18402/10).
Согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), способами возмещения вреда являются возмещение вреда в натуре (предоставление вещи того же рода и качества, исправление поврежденной вещи и т.п.) или возмещение причиненных убытков (статья 15 ГК РФ).
Статьей 15 ГК РФ определено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу названных положений возмещение вреда, причиненного лесам, допускается при доказанности факта причинения вреда и его размера (наличие вреда), противоправности действий (бездействия), наличии причинной связи между противоправными действиями (бездействием) ответчика и наступившими последствиями.
Факт загрязнения участка лесного фонда коммунально – бытовыми и промышленными отходами, подтверждается решением Сысольского районного суда от 03.11.2016 по делу №2-89/2016, которым Обществу отказано в признании незаконным и отмене постановления начальника Управления лесного хозяйства, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми № 218 от 23.08.2016 (часть 2 статьи 8.31 КоАП РФ), актом обследования и фототаблицей.
Размер ущерба в сумме 6657,10 руб., причиненного лесам в обоснованно рассчитан истцом исходя из такс и методики, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации (08.05.2007 N 273).
Учитывая доказанность материалами дела факта нарушения обществом правил использования лесов, вина последнего и причинно-следственная связь между противоправными действиями и наступившими вредными последствиями, суд приходит к выводу о наличии совокупности обстоятельств необходимых для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков.
Доводы ответчика об отсутствии его вины в допущенном правонарушении опровергаются материалами дела.
Так, постановлением Администрации муниципального района «Сысольский» №11/456 от 21 ноября 2008 года спорный участок лесного фонда был предоставлен ООО «Чистая Сысола» в аренду под свалку ТБО.
Несмотря на расторжение договора аренды участка лесного фонда ООО «Чистая Сысола» в отсутствие разрешительных документов на размещение отходов на участке лесного фонда в квартале 131 (выдел 34) на площади 0,5 га Обществом на дату выявления нарушения лесного законодательства продолжалось размещение отходов в гослесфонде.
Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" п. 2 ст. 78, предусмотрено, что на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель определяются Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22 декабря 1995 года N 525/67 (далее - Положение о рекультивации земель).
В соответствии с пунктом 3 Положения о рекультивации земель рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
В силу пункта 5 Положения о рекультивации земель рекультивации подлежат земли, нарушенные при: разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.
В соответствии с пунктом 6 Положения о рекультивации земель условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
Учитывая, что спорный участок лесного фонда занят полигоном бытовых отходов, а не санкционированной свалкой, что подтверждается актом выбора земельного участка под строительство от 02.08.1995, обязанность по восстановлению лесного участка после расторжения договора аренды участка лесного фонда, должна осуществляться в соответствии с проектом восстановительных работ.
Вместе с тем заявленные исковые требования об обязании ответчика произвести очистку лесных участков в отсутствие требований об обязании его осуществить разработку проекта рекультивационных работ и провести рекультивацию участка удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, ____, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Чистая Сысола" в пользу Министерства экономики, природный ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми 6657 руб. ущерба.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с Общество с ограниченной ответственностью "Чистая Сысола" в доход федерального бюджета 2000 руб. судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины.
Выдать исполнительные листы.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.