ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-10202/2021 от 24.11.2021 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

24 ноября 2021 года     Дело № А29-10202/2021

Резолютивная часть решения вынесена 24.11.2021, текст решения в полном объеме изготовлен 24.11.2021.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Басманова П.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Злобиной К.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>) к Департаменту финансов администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>) о признании недействительным предписания,

в отсутствие представителей сторон,

установил:

Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным предписания Департамента финансов администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – Департамент финансов, ответчик) от 08.06.2021.

Определением суда от 26.08.2021 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание проведено 11.11.2021, судебное разбирательство назначено на 24.11.2021.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о дате и времени судебного заседания, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело с учетом положений, предусмотренных статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без участия представителей сторон.

Суд, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, установил следующее.

На основании пункта 2 плана контрольной деятельности администрации МО ГО «Сыктывкар» на 2020 год, утвержденного распоряжением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 25.12.2019 № 863-р, приказа Департамента финансов «О проведении контрольного мероприятия» от 17.09.2020 № 63 (в редакции приказов от 13.11.2020 № 79, от 20.11.2020 № 81) проведено плановое выездное контрольное мероприятие в отношении Управления в целях осуществления ревизии финансово-хозяйственной деятельности за период с 01.01.2018 по 31.12.2019.

По результатам ревизии Департаментом выявлено нарушение, выразившееся в том, что водителю Управления (ФИО1) был установлен повышенный размер должностного оклада, соответствующего размеру должностного оклада водителя, имеющего квалификацию «водитель первого класса», в отсутствие соответствующего документального подтверждения (удостоверения, свидетельства), что повлекло причинение ущерба бюджету МО ГО «Сыктывкар» в общем размере 69 412,65 руб.

По результатам составлен акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности от 11.01.2021. Начальник Департамента финансов внес в адрес заявителя представление от 02.04.2021, неисполнение которого в установленный срок послужило основанием для вынесения предписания от 08.06.2021.

Данным предписанием на Управление возложена обязанность принять меры по возмещению ущерба в сумме 69 412,65 руб., неправомерно выплаченных ФИО1

Управление, полагая, что предписание Департамента финансов не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с требованием о признании его недействительным.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.

В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2).

Согласно приказу начальника Департамента финансов от 17.09.2020 № 63 контрольное мероприятие («ревизия финансово-хозяйственной деятельности») проведено в соответствии с разделом IX Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Постановлением Правительства РФ от 06.02.2020 № 95 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», Постановлением Правительства РФ от 06.02.2020 № 100 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», Постановлением Правительства РФ от 27.02.2020 № 208 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Планирование проверок, ревизий и обследований», Постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1235 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1237 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц», Планом контрольной деятельности администрации МО ГО «Сыктывкар» на 2020 год, утвержденного распоряжением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 25.12.2019 № 863-р.

Согласно пункту 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля) (пункт 3 статьи 265 БК РФ).

В пункте 1 статьи 267.1 БК РФ указано, что одним из методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля является ревизия, под которой понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Статьей 269.2 БК РФ установлены полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

В соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно пункту 3.27 Положения о Департаменте финансов администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», утвержденного решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 14.07.2009 № 23/07-425, Департамент финансов осуществляет полномочия внутреннего муниципального финансового контроля, предусмотренные статьей 269.2 БК РФ.

На основании пункта 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Согласно пункту 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок бюджетного нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки Департаментом финансов выявлены нарушения Управлением предусмотренного пунктом 1.2.2 Положения об оплате труда лиц, замещающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы администрации МО ГО «Сыктывкар», утвержденного постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 12.02.2014 № 2/351 (далее - Положение № 2/351); пункта 1.2.2 Положения об оплате труда лиц, замещающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы Управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации МО ГО «Сыктывкар», утвержденного приказом от 19.02.2014 № 17 (далее - Положение № 17), что повлекло за собой причинение ущерба бюджету МО ГО «Сыктывкар» в общем размере 69 412,65 руб.

В соответствии с подпунктом 16 пункта 2 статьи 43.1 Устава МО ГО «Сыктывкар», принятого Советом МО ГО «Сыктывкар» 18.01.2006, глава городского округа - руководитель администрации в соответствии с законодательством определяет систему, размеры и условия оплаты труда, порядок и условия применения стимулирующих и компенсирующих выплат работникам администрации городского округа, ее отраслевых (функциональных) органов, не являющимся муниципальными служащими.

Размеры и условия оплаты труда лиц, замещающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы администрации МО ГО «Сыктывкар» и ее отраслевых (функциональных) и территориальных органов определены Положением № 2/351.

В силу пункта 1.1 Положения № 2/351 к лицам, замещающим должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы (далее - работники), относятся:

- специалисты, осуществляющие техническое обеспечение деятельности администрации МО ГО «Сыктывкар» и ее отраслевых (функциональных) и территориальных органов (далее - специалисты);

- водители администрации МО ГО «Сыктывкар» и ее отраслевых (функциональных) и территориальных органов (далее - водители);

- рабочие и служащие общеотраслевых должностей и профессий администрации МО ГО «Сыктывкар» и ее отраслевых (функциональных) и территориальных органов, имеющих статус юридического лица (далее - рабочие и служащие).

Согласно пункту 1.2.2 Положения № 2/351 размеры должностных окладов (тарифных ставок) водителям устанавливаются в зависимости от класса водителя (I, II, III) согласно приложению № 2 к настоящему Положению (абзац 1).

К первому классу относятся водители, имеющие право на управление транспортными средствами категории B, C, D, E. При отсутствии одной из указанных категорий водители относятся ко второму классу. Наличие первого и второго класса подтверждается соответствующим удостоверением (свидетельством). Третий класс присваивается водителям автоматически (абзац 2).

Аналогичные требования содержит пункт 1.2.2 Положения об оплате труда лиц, замещающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы Управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации МО ГО «Сыктывкар», утвержденное приказом от 19.02.2014 № 17.

Согласно пункту 4.4 Положения № 2/351 финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на соответствующий финансовый год на функционирование органа местного самоуправления.

Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 № 58/3-102 утвержден Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады.

В соответствии с пунктом 1 раздела «Автомототранспорт и городской электротранспорт» данного Квалификационного справочника квалификация третьего, второго и первого класса может быть присвоена водителям автомобилей, трамваев и троллейбусов, которые прошли подготовку или переподготовку в учебном заведении по единым программам, утвержденным в установленном порядке, и получили водительское удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств («В», «С», «Д», «Е», трамваем или троллейбусом).

Единые программы подготовки водителей автомобилей третьего, второго и первого классов, а также положение о порядке подготовки и повышения квалификации водителей автомобилей разрабатываются и утверждаются Государственным комитетом СССР по народному образованию (пункт 2 Квалификационного справочника).

Примечанием к Квалификационным характеристикам водителя автомобиля названного Квалификационного справочника установлено, что квалификация 1 класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2 класса на данном предприятии; квалификация 2 класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3 класса на данном предприятии.

В пункте 4 раздела «Автомототранспорт и городской электротранспорт» Квалификационного справочника указано, что присвоение квалификации класса производится создаваемой в организации квалификационной комиссией, в состав которой кроме лиц, определяемых в соответствии с общими положениями ЕТКС, включается также инженер по безопасности движения.

Таким образом, присвоение водителям автомобилей класса квалификации производится создаваемой работодателем квалификационной комиссией и только тем водителям, которые прошли подготовку или переподготовку в учебном заведении по единым программам, утвержденным в установленном порядке, получили водительское удостоверение с отметками, дающими право управления определенными категориями транспортных средств (для 1-го класса – «B», «C», «Д», «E»), и имеют определенный стаж работы (для 1-го класса - при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2 класса на данном предприятии).

В силу пункта 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки в виде заголовка указывается полное наименование организации, а также сокращенное наименование организации (при его наличии) (абзац 1).

Под этим заголовком в графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи, в графе 2 указывается дата приема на работу (абзац 2).

В графе 3 делается запись о принятии или назначении в структурное подразделение организации с указанием его конкретного наименования (если условие о работе в конкретном структурном подразделении включено в трудовой договор в качестве существенного), наименования должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации, а в графу 4 заносятся дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому работник принят на работу. Записи о наименовании должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации производятся, как правило, в соответствии со штатным расписанием организации. В случае, если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, предусмотренным соответствующими квалификационными справочниками (абзац 3).

Изменения и дополнения, внесенные в установленном порядке в квалификационные справочники, штатное расписание организации, доводятся до сведения работников, после чего в их трудовые книжки на основании приказа (распоряжения) или иного решения работодателя вносятся соответствующие изменения и дополнения (абзац 4).

Если работнику в период работы присваивается новый разряд (класс, категория и т.п.), то об этом в установленном порядке производится соответствующая запись (абзац 5).

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно записям в трудовой книжке ФИО1 работодателем (Сыктывкарский линейно-технологический узел связи) 01.04.1987 года данному работнику была присвоена квалификация - водитель второго класса (приказ № 42-П от 01.04.1987, запись 7), 01.11.1989 присвоена квалификация - водитель первого класса (приказ № 122-П от 01.11.1989, запись 8).

С учетом изложенного, что на момент трудоустройства ФИО1 в Управление (17.08.2016) на основании открытых категорий в его личном водительском удостоверении, а также трудового стажа и сведений о трудовой деятельности, наличие у ФИО1 квалификационного разряда, соответствующего квалификационным характеристикам водителя первого класса было подтверждено.

Требование пункта 1.2.2 Положения № 2/351 в части наличия у водителя первого класса права на управление транспортными средствами категории «B», «C», «D», «E» соблюдено. Как было указано выше, представленное в материалы дела водительское удостоверение ФИО1 достоверно подтверждает, что с 01.10.2009 указанное лицо обладает правом на управление транспортным средствами «B», «C», «D», «E».

Подтверждение наличия у вновь принимаемого работника квалификационного разряда/квалификации присвоенного ранее в установленном законом порядке, действующим законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах начисление и выплата Управлением заработной платы работнику на основании подтверждающих документов представленных заявителем является обоснованным.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Ссылки Департамента финансов на отмену оспариваемого предписания приказом от 19.11.2021 не влияют на выводы суда о наличии оснований для удовлетворения требований.

В соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя. Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт (отмененный или утративший силу в связи с истечением срока его действия) не нарушал законные права и интересы заявителя, арбитражный суд прекращает производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.07.2006 № 182-О разъяснил, что прекращение производства по делу о признании недействующим нормативно-правового акта на основании одного лишь факта утраты им юридической силы фактически приводило бы к отказу заявителю в судебной защите его прав и свобод, с нарушением которых он связывает свое обращение в суд, и не отвечало бы имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной потребности в разрешении спора о законности оспариваемого акта по существу. Утрата таким актом силы имеет иные, отличные от признания его недействующим в судебном порядке, юридические последствия, вытекающие, в частности, из положений частей 4 и 5 статьи 195 АПК РФ, и не является основанием для восстановления нарушенных прав заинтересованного лица (статья 13 ГК РФ). Поэтому суд, учитывая, что в делах, возникающих из публичных правоотношений, приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан, при оценке значения факта утраты силы оспариваемым нормативно-правовым актом для дальнейшего движения дела не может быть связан данным фактом.

Учитывая, что в период действия оспариваемого предписания на заявителя незаконно была возложена обязанность по принятию мер к возмещению ущерба, что нарушило права Управления, суд полагает, что оспариваемое предписание подлежит признанию недействительным.

Уплаченная государственная пошлина в сумме 3 000 руб. подлежит возврату, поскольку заявитель и ответчик освобождены от ее уплаты в силу своего правового статуса.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным предписание Департамента финансов администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 08.06.2021, направленное в адрес Управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» 09.06.2021 за № 06-05/775.

Возвратить Управлению по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» уплаченную государственную пошлину в сумме 3000 руб. Выдать справку после предъявления оригинала платежного поручения.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления текста решения в полном объеме.

Судья                                                                   П.Н. Басманов