ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
17 марта 2021 года Дело № А29-103/2021
(дата изготовления решения в полном объёме)
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Босова А. Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Ерошенко И. Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску
общества с ограниченной ответственностью «УК Город»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к муниципальному образованию городского округа «Воркута»
в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом
Администрации муниципального образования городского округа «Воркута»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о взыскании задолженности,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью «УК Город» (Общество) обратилось
в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с муниципального образования городского округа «Воркута» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (Комитет) 22 012 рублей 78 копеек задолженности
по договору управления от 01.01.2018 № Гор-2018/Г/53 (Договор) за работы
и услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, за период с 01.07.2019 по 31.12.2019 (в отношении нежилого помещения площадью 146,5 кв.м.).
Определением от 15.01.2021 исковое заявление принято к производству
и назначено к рассмотрению в предварительном заседании (с возможностью безотлагательного перехода к судебному разбирательству) на 17.03.2021.
Ответчик в отзыве от 12.03.2021 № 03-1014 подтвердил, что спорные встроенные нежилые помещения цокольного этажа входят в состав казны муниципального образования. Комитет также указал, что он не является надлежащим ответчиком по иску, поскольку отвечает лишь за содержание пустующих жилых помещений муниципального фонда. Соответствующая обязанность в отношении нежилых помещений возложена на Управление городского хозяйства и благоустройства Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (Управление).
Представители участников спора не явились в судебное заседание, ответчик просили рассмотреть дело без его участия, поэтому, основываясь
на части 4 статьи 137 и части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд перешёл к разбирательству дела по существу.
Установлено, что собственники помещений, находящихся в муниципальной казне, и Общество (управляющая организация) заключили Договор на типовых условиях.
Порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом согласован сторонами в разделе 4 Договора. Основные характеристики домов и границы эксплуатационной ответственности управляющей организации при исполнении договора приведены в приложении № 3 к Договору. Состав общего имущества МКД и его техническое состояние указаны в приложении № 4 (пункты 1.2 и 1.3 Договора). Плата за содержание и ремонт жилого помещения для каждого собственника помещения и иного потребителя определяется ежемесячно исходя из размера платы и размера общей площади принадлежащего (занимаемого) собственником и иным потребителем помещения и вносится до последнего числа месяца, следующего за расчётным (пункты 6.1.3 и 6.3.5 Договора).
С июля по декабрь 2019 года Общество обслуживало названный дом
и несло затраты на содержание и ремонт общедомового имущества.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг, в том числе после направления ему претензии, послужило Обществу основанием для обращения за судебной защитой.
При рассмотрении иска и оценке заявленных доводов суд исходил из законоположений, закреплённых в статьях 210, 249, пункте 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36, статьях 153, 158, 161, частях 6.2 и 7 статьи 155, частях 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктах 4 и 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах
и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354), пункте 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124)
и пришёл к выводу, что Общество является лицом, обязанным обеспечить дом необходимыми коммунальными ресурсами, при этом бремя содержания имущества несёт его собственник, а каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов, иных платежей по общему имуществу и в издержках по его содержанию и сохранению.
Расчёт платы произведён истцом исходя из площади принадлежащего ответчику недвижимого имущества и соотносится с установленным тарифом (24,45 рубля за один квадратный метр). Калькуляция долга не оспорена стороной ответчика, проверена судом и признана верной.
С утверждением Комитета о том, что он не является надлежащим ответчиком по делу, суд не может согласиться в силу следующего.
Решением Совета муниципального образования городского округа «Воркута» от 26.04.2013 № 255 утверждено Положение о порядке управления
и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа «Воркута» (Положение № 255), которым определяется порядок управления собственностью муниципального образования, а также регулируются отношения, возникающие в связи с реализацией органами местного самоуправления правомочий собственника (пункт 1).
Согласно подпункту 5 пункта 2.2 Положения № 255 собственностью муниципального образования являются любые объекты гражданских прав,
не изъятые из оборота или не ограниченные в обороте, в том числе муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные объекты инженерной инфраструктуры, а также другие муниципальные объекты, осуществляющие обслуживание населения.
В силу подпункта 4 пункта 8.1 Положения № 255 бремя содержания
не используемых жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования, лежит на отраслевом органе администрации муниципального образования, осуществляющем контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда.
В соответствии с пунктами 2.1 и 2.4 Положения о Комитете (решение Совета муниципального образования от 14.03.2013 № 228), к числу основных задач Комитета отнесены обеспечение в пределах компетенции проведения единой муниципальной политики в сфере управления и распоряжения движимым
и недвижимым имуществом муниципального образования, а также обеспечение эффективного управления и распоряжения, рационального использования имущества муниципального образования.
В пунктах 3.1.1 и 3.1.6 Положения об Управлении (решение Совета муниципального образования от 24.11.2014 № 636) также были закреплены обязанности по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования. Однако это положение отменено решением Совета муниципального образования городского округа «Воркута» от 06.03.2018 № 469. Новое положение не содержит обязанностей по содержанию муниципального жилищного фонда и несения соответствующих расходов до заселения жилых помещений.
Как следует из пунктов 2.1 и 2.2 упомянутого положения об Управлении,
к задачам Управления не отнесены вопросы обеспечения управления и содержания муниципального имущества города Воркута.
Решением Совета муниципального образования городского округа «Воркута» от 01.06.2013 № 270 утверждено Положение о порядке управления
и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа «Воркута» (Положение № 270), которое регулирует отношения, возникающие в связи с управлением
и распоряжением жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования, и определяет порядок управления и распоряжения данным фондом, включая содержание, контроль использования и сохранности муниципального жилищного фонда.
Под содержанием муниципального жилищного фонда понимается совокупность действий органов местного самоуправления, направленных
на поддержание сохранности муниципального жилищного фонда, его надлежащего санитарного и технического состояния, создание благоприятных и безопасных условий проживания граждан в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. Под контролем за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда понимается совокупность действий всех органов местного самоуправления, направленных на достижение этих целей (пункты 2 и 3 статьи 1 Положения № 270).
В состав муниципального жилищного фонда входят жилые помещения, перешедшие в собственность муниципального образования по установленным законодательством основаниям и в порядке, им определённом (пункт 1 статьи 2 Положения № 270).
В соответствии со статьёй 6 Положения № 270 (в редакции решения Совета муниципального образования от 23.12.2014 № 647, действовавшей до 07.06.2018), Управление осуществляло функцию администрации муниципального образования по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования (подпункт 1 пункта 4).
В пункте 2 статьи 25 Положения № 270 было определено, что до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда расходы на их содержание и коммунальные услуги несёт Управление. Названный пункт исключён решением Совета муниципального образования от 15.02.2019 № 599.
Решением Совета муниципального образования от 06.06.2018 № 516, вступившим в силу 07.06.2018, положение в части содержания жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования, отменено. Функции по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в части муниципального жилищного фонда и до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда и расходов на их содержание и коммунальные услуги переданы Комитету (подпункты 13 и 14 пункта 3 статьи 6).
Вместе с тем постановлением Администрации муниципального образования от 09.08.2013 № 2725 утверждён Перечень муниципальных программ муниципального образования городского округа «Воркута», реализация которых планируется с 2014 года, в которой входит программа «Муниципальное управление».
Кроме того, постановлением Администрации от 30.04.2014 № 717 утверждена муниципальная программа «Муниципальное управление», утратившая силу 09.07.2014.
Впоследствии постановлением от 18.02.2015 № 253 утверждена новая муниципальная программа, включающая в себя подпрограмму «Управление муниципальным имуществом», целью которой обозначено создание условий
для повышения эффективности управления муниципальным имуществом.
В её рамках решаются следующие задачи: по совершенствованию системы учёта муниципального имущества, оптимизации имущественного комплекса муниципального образования; обеспечение эффективного использования
и распоряжения муниципальным имуществом; обеспечение реализации муниципальной подпрограммы.
В частности, в рамках задач по обеспечению эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом, проводятся мероприятия, направленные на вовлечение в оборот и осуществление контроля за эффективным использованием муниципального имущества, в том числе жилого и нежилого фонда.
Вовлечение в оборот муниципального имущества, как это следовало
из постановления Администрации от 30.04.2014 № 717, заключается как в передаче муниципального имущества (в аренду, безвозмездное пользование, залог, закрепление в оперативное управление, хозяйственное ведение), так и в исполнении обязательств, возникающих в процессе использования и распоряжения имуществом.
Ответственным за исполнение данной программы является Комитет.
Решением Совета муниципального образования от 21.12.2018 № 563
«О бюджете муниципального образования городского округа «Воркута» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» утверждена ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования, которая приведена в приложении № 2 к этому решению.
Согласно указанному приложению Управление не имеет какого-либо финансирования по данной программе. В спорной ситуации по подпрограмме «Управление муниципальным имуществом» финансирование получает только Комитет.
Таким образом, с учётом указанных изменений в актах муниципального образования, порядка, объёма и направления финансирования деятельности Комитета и Управления, их задач и функций, именно на Комитет возложена обязанность осуществлять содержание неиспользуемых жилых и нежилых помещений. Следовательно, он и должен исполнять обязательства по оплате работ и услуг управляющих организаций.
В отсутствие доказательств того, что качество и (или) объём оказанных услуг и поставленных ресурсов не соответствует установленным нормативам
и требованиям, отказ от их оплаты является неправомерным.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167 — 171 и 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования удовлетворить полностью.
2. Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «УК Город» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
22 012 рублей 78 копеек задолженности. Исполнительный лист выдать
по ходатайству взыскателя по вступлении решения в законную силу.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объёме.
Кассационная жалоба на решение может быть подана в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения
в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья А. Е. Босов