ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-10433/14 от 12.05.2015 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

19 мая 2015 года     Дело № А29-10433/2014

Резолютивная часть решения объявлена мая 2015 года , полный текст решения изготовлен мая 2015 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Князевой А.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козыревой Е.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества  «Коми тепловая компания» (ИНН:1101205461, ОГРН:1041100412682)

к Администрации муниципального района «Усть-Вымский» (ИНН:1116005137, ОГРН:1021101055205)

о  признании незаконным распоряжения

при участии:

от заявителя: не явился ____________________________________________

от ответчика: не явился____________________________________

установил:

Открытое акционерное общество «Коми тепловая компания» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным распоряжения Администрации муниципального района «Усть-Вымский» от 02.09.2014 года № 601-р.

Ответчик не согласен с заявленными требованиями, представив суду письменный отзыв.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

02.09.2014 года Администрацией муниципального района «Усть - Вымский» (далее - Администрация МР «Усть - Вымский») было принято распоряжение № 601-р, в соответствии с пунктом 1 которого предписано главам городских и сельских поселений, руководителям учреждений и организаций бюджетной сферы принять меры по завершению подготовительных работ, предусмотренных мероприятиями по подготовке коммунально – энергетического хозяйства и объектов к работе в осеннее – зимний период в соответствии с постановлением администрации МР «Усть – Вымский» № 211 от 31.03.2014.

Пунктом 2 распоряжения предписано в соответствии со сроками начала отопительного сезона, установленного для южных районов Республики Коми  руководителям предприятий и организаций коммунально – энергетических хозяйств всех форм собственности  начать с 08.09.2014 отопительный сезон 2014-2015 годов, предусмотрев первоочередное обеспечение теплом объектов образования, лечебных учреждений, соцкультбыта и жилищного фонда.

ОАО «КТК» считает, что распоряжение Администрации МР «Усть - Вымский» от 02 сентября 2014 года является незаконным и нарушает его права и законные интересы, как хозяйствующего субъекта, в связи с чем обратилось в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (сокращенно - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах применения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является наличие двух оснований (одновременно): несоответствие ненормативного акта закону и другим правовым актам и нарушение ненормативным актом гражданских прав субъекта предпринимательской или иной экономической деятельности.

В данном случае арбитражный суд при рассмотрении требований Акционерного общества о признании распоряжения № 601-р незаконным (недействительным) приходит к выводу о том, что вышеупомянутых признаков (в их совокупности) не имеется.

Статьей 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, издание которых согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ является одним из полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

В соответствии с Уставом  муниципального образования МР «Усть – Вымский» вопросы организации теплоснабжения населения отнесены к вопросам местного значения  муниципального района.

В соответствии с пунктом 2.6.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, установлено, что начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.

Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ определено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, Администрация МР «Усть - Вымский» является органом, уполномоченным в соответствии с действующим законодательством устанавливать сроки начала отопительного сезона.

В силу пункта 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее - Правила № 354), если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.

Аналогичные нормы содержатся в пункте 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24 марта 2003 года 2003 № 115 (далее - Правила № 115).

Пунктом 1 Правил № 354 установлено, что настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Сфера регулирования Правил № 115 определена пунктом 1.1 данных Правил, в соответствии с которым Правила эксплуатации устанавливают требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок.

Из буквального толкования положений пункта 5 и пункта 11.7, соответственно, Правил № 354 и Правил № 115 следует, что названными положениями установлен нижний предел среднесуточной температуры наружного воздуха, при наступлении которой отопительный период должен быть начат в обязательном порядке, в противном случае для исполнителя услуг наступят негативные последствия в виде соответствующих мер ответственности.

Таким образом, названные положения регулируют обязанность исполнителя коммунальных услуг перед потребителями, к которым в данном случае Администрация МР «Усть - Вымский» не относится.

Названными выше Правилами не ограничивается право органов местного самоуправления установить более ранние сроки начала отопительного периода, в связи с чем положения пунктов 5 Правил № 354 и 11.7 Правил № 115 нельзя рассматривать как нормативные правила, ограничивающие право органов местного самоуправления по установлению иного, более раннего срока начала отопительного периода. В связи с этим арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт издан ответчиком, являющимся органом местного самоуправления, в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством.

В данном случае суд учитывает, что в оспариваемом акте органом местного самоуправления определено для ресурсоснабжающих организаций начало отопительного сезона с 08 сентября 2014 года, что направлено на соблюдение интересов населения.

Несмотря на то, что Администрация МР «Усть - Вымский» не оспаривает тот факт, что ко 02 сентября 2014 года температура наружного воздуха была + 8 градусов С, арбитражный суд учитывает, что на территории данного муниципального района расположены объекты социального назначения, для стабильного функционирования которых требуется установленная законодательством нормативная температура воздуха в помещениях.

Данные обстоятельства обществом не были документально опровергнуты.

В частности, температура воздуха в зданиях дошкольных и общеобразовательных учреждений, прочих административных зданий должна быть не ниже допустимых уровней, установленных Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологи-ческие требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (см. Приложение № 3 к СанПин 2.4.1 3049-13) и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (см. пункт 6.2. СанПиН 2.4.2.2821-10).

Подпунктом «в» пункта 3 Правил № 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.

В приложении № 1 к Правилам № 354 предусмотрено, что обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях должно быть не ниже +18 °C, в угловых комнатах - не ниже +20 °C.
О том, что при издании распоряжения ответчик действовал в интересах населения свидетельствуют и жалобы граждан на низкую температуру в помещениях; сведения о предполагаемой температуре воздуха на оспариваемый период.

Принимая во внимание указанные выше нормы, арбитражный суд приходит к выводу о том, что издание Администрацией МР «Усть - Вымский» обжалуемого ненормативного акта направлено на защиту прав населения муниципального образования, пользующегося социальными объектами и жилыми помещениями. При этом суд отмечает, что Правила № 115 не являются единственным нормативным правовым актом, устанавливающим права и обязанности органов местного самоуправления. Названными Правилами не ограничивается право этих органов установить более ранние сроки начала отопительного периода.

Кроме того суд учитывает, что ОАО «КТК» не представило документов, подтверждающих факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности непосредственно в результате принятия ответчиком обжалуемого распоряжения, а также не предоставило надлежащих доказательств реального исполнения им данного распоряжения именно с 08.сентября 2014 года.

Учитывая, что подача тепловой энергии и теплоносителя осуществляется на возмездной основе, доводы общества о том, что распоряжение принято без учета его интересов, арбитражный суд не может признать убедительными. Возникновение у ОАО «КТК» каких-либо убытков в связи с началом отопительного срока ранее установленного, в ходе судебного разбирательства срока заявителем не доказано.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации судом не установлена совокупность двух необходимых условий, а именно: несоответствие ненормативного акта ответчика требованиям закона и одновременное нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя, с которым законодатель связывает признание судом ненормативного правового акта недействительным.

При таких обстоятельствах требование заявителя о признании незаконным (недействительным) распоряжения № 601-р не подлежит удовлетворению.

В соответствии с положениями статей 110, 112 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение данного спора возлагаются на заявителя и с ответчика  не могут быть взысканы.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья                                                                   А.А. Князева