АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
167983, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 49а
http://komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Решение
г. Сыктывкар
«09» февраля 2010 года Дело № А29-10440/2009
«02» февраля 2010 года (дата оглашения резолютивной части решения)
«09» февраля 2010 года (дата изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Шипиловой Э.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яцкив Т.Л., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз»
к Управлению государственного пожарного надзора главного управления МЧС России по Республике Коми
о признании недействительным (незаконным) предписания № 58 от 26.08.2009 года,
при участии:
от заявителя: ФИО1 по доверенности №9 от 23.09.2009 года; ФИО2 по доверенности № 02 от11.01.2010 года.
от ответчика: ФИО3 по доверенности №1243 от 12 мая 2009 года; ФИО4 по доверенности № 3195-2-5-2 от 10.12.2009 года
установил:
Эжвинское муниципальное унитарное предприятие (далее - предприятие) обратилось с заявлением о признании недействительным предписания № 58 от 26 августа 2009 года, выданного старшим инженером отдела государственного надзора в области ГОЧС.
Ответчик с требованиями не согласен, представлен письменный отзыв на заявление.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя и представителей ответчика, суд установил следующее.
13 февраля 2009 года заместителем начальника отдела государственного надзора в области ГОЧС предприятию выдано предписание № 3 по устранению требований, норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а именно:
- в полном объеме создать локальную систему оповещения на потенциально опасном объекте Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.1993 года № 178;
- обеспечить весь персонал производственных подразделений, находящихся на территории участка водопроводно-канализационных сетей средствами индивидуальной защиты от хлора. Основание: Приказ МЧС России от 21.12.2005 года №993 «Об утверждении положения об организации обеспечении я населения средствами индивидуальной защиты» п.7.
Срок выполнения предписания установлен до 15.08.2009 года.
На основании распоряжения № 20 от 24.08.2009 года изданным главным государственным инспектором Республики Коми по пожарному надзору сотрудниками управления государственного пожарного надзора главного управления МЧС России по Республике Коми ( далее –Управление) 26 августа 2009 года проведена проверка, оформленная актом №86 от 26.08.2009 года, исполнения предприятием , ранее выданного предписания № 3 от 13.02.2009 года.
В ходе проверки установлено, что предприятием предписание № 3 от 03.02.2009 года не выполнено.
26.08.2009 года в отношении предприятия составлен протокол № 34 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который направлен для рассмотрения мировому судье.
По результатам проверки 26 августа 2009 года предприятию выдано предписание № 58, которым Заявителю предписано совершить мероприятия:
1) в полном объеме создать локальную систему оповещения на потенциально опасном объекте (основание ст. 14 ФЗ-68 от 21.12.1994 года, Постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.1993 года № 178 п. 2,п.3, приказ МЧС Российской Федерации от 25.07.2006 года п.п.11,14,16,26.
2) обеспечить работников охраны и весь персонал подразделений находящихся на территории участка водопроводно-канализационных сетей средствами защиты от хлора (Основание: Приказ МЧС Российской Федерации от 21.12.2005 года № 993 п. 7).
Названное предписание получено генеральным директором предприятия 26 августа 2009 года.
Не согласившись с указанным предписанием предприятие обжаловало его в судебном порядке.
Оспаривая выданное предписание, Заявителем указано, что постановлением мирового судьи Слободского судебного участка Эжвинского района г. Сыктывкара Республики Коми от 14.10.2009 года по делу №5-1807/09, производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. В своих доводах предприятие указало на то, что локальная система оповещения на предприятии имеется, и все работники предприятия обеспечены средствами индивидуальной защиты, кроме работников частного охранного предприятия «Альянс».
Заявленные требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с п. 7 Положения «Об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 декабря 2005 г. N 993 обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО); на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
Пунктом 4 указанного Положения определено, что обеспечение населения СИЗ осуществляется: организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
В силу статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан, в том числе обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Из указанных норм следует, что предприятие не обязано обеспечивать средствами индивидуальной защиты работников иного предприятия, в данном случае ЧОП «Альянс».
В указанной части требования предприятия подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одним из оснований освобождения от доказывания является вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
В рассматриваемом случае именно вопрос выполнения предприятием предписания устанавливался мировым судьей в рамках административного производства и компетенции судьи.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) действие закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 1 Федерального закона N 68-ФЗ).
Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлены в статье 14 Федерального закона N 68-ФЗ.
Согласно статье 4 Федерального закона N 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения. Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 27 Федерального закона N 68-ФЗ).
Создание локальной системы оповещения - составная часть комплекса мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Обязанность создания и поддержки в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях возложена на организации Федеральным законом N 68-ФЗ (статья 14); каких-либо исключений закон не содержит.
Согласно п. 1 Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга, министерствам, ведомствам и организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), обеспечивать начиная с 1993 года: проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах;
Пунктом 2 указанного Постановления предусмотрено установление зоны действия локальных систем оповещения: в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг объектов.
Финансирование работ по созданию локальных систем оповещения осуществлять: б) на действующих потенциально опасных объектах: осуществляющих хозяйственную деятельность - за счет собственных средств этих объектов (п. 3).
В силу пунктов 1 и 2 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Министерство осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Согласно пункту 1 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06.08.2004 N 372, территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Управление является специально уполномоченным органом в области решения задач гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий, следовательно, оспариваемое предписание принято уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказом от 28.02.2003 N 105 утвердило Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, которые предназначаются для применения, в частности, организациями, эксплуатирующими и проектирующими потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения.
В соответствии с пунктом 1 данных требований потенциально опасными объектами являются объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества.
Согласно п.1.1 методических рекомендаций по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения, утвержденных МЧС России 24.12.2004 года «Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения» (далее-Методические рекомендации) разработаны в целях реализации Федерального закона "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ с учетом требований Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, Постановлений Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени" от 1 марта 1993 г. N 177, "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" от 1 марта 1993 г. N 178 и совместного Приказа МЧС России, Минсвязи России и ВГТРК "Об утверждении Положения о системах оповещения гражданской обороны" от 7 декабря 1998 г. N 701/212/803.
Пунктом 2.1 предусмотрено, что локальные системы оповещения предназначены для обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до:
руководителей и персонала объектов; объектовых сил и служб гражданской обороны; руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия соответствующей локальной системы оповещения; оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города, городского района; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
При авариях (катастрофах), прогнозируемые последствия которых не выходят за границы потенциально опасного объекта, оповещаются:
руководители и персонал объекта; объектовые силы и службы гражданской обороны; оперативные дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) субъекта Российской Федерации, города, городского района.
При авариях, прогнозируемые последствия которых выходят за границы потенциально опасного объекта, дополнительно оповещаются:
персонал (руководители, дежурные службы) объектов (организаций), расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; население, проживающее в зоне действия локальной системы оповещения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что в производственной деятельности предприятия используется хлор и на территории предприятия хранится опасное химическое вещество (хлор).
Предприятие является потенциально опасным объектом и должно соблюдать положения нормативных актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 N 105; выполнять предписания органов, уполномоченных в области решения задач гражданской обороны и по предупреждению и ликвидаций последствий стихийных бедствий.
Из материалов дела следует, что на предприятии имеется план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера ЭМУП «Жилкомхоз», утвержденный генеральным директором предприятия и согласованный 11.04.2008 года с начальником управления по ГО и ЧС г. Сыктывкара, имеется схема связи и оповещения при авариях на ФО (выброс хлора), утвержденная генеральным директором предприятия 26.09.2009 года.
Из представленных документов следует, что включение сирен для оповещения населения возможно только в рабочее время, не централизовано, с разных мест, в выходные и праздничные дни включение сирен затруднено; система оповещения не сопрягаться с локальной системой оповещения Республики Коми.
В случае возникновения аварийной ситуации работник предприятия сообщает об этом по телефону в: больницу, поликлинику, профилакторий, Администрацию района скорую помощь, милицию, пожарную часть, оповещаются оперативные дежурные Эжвинского района, Управления ГО и ЧС г. Сыктывкара, комитета ГО и ЧС Республики Коми и другие, согласно схеме.
Прямая телефонная линия (связь) с оперативными дежурными органов управления, сил и средств гражданской обороны города или Эжвинского района на предприятии отсутствует, также отсутствует прямая проводная и радиосвязь дежурного диспетчера с оперативным персоналом систем аварийной сигнализации и контроля, а также с дежурными сменами аварийно-спасательных служб потенциально опасного объекта (имеется только телефонная связь общего пользования).
Из указанного плана и представленных документов следует, что оповещение населения, находящегося в непосредственной близости к предприятию, о чрезвычайной ситуации возможно только через региональную систему оповещения «Парма», на объектовом уровне - локальная система оповещения, созданная в соответствии с действующим законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на предприятии отсутствует.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на момент повторной проверки предприятием предыдущее предписание не выполнено.
При таких обстоятельствах, предписание №58 от 26 августа 2009 года предприятию выдано правомерно.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить в части.
Признать Предписание № 58 от 26.08.2009 года «По устранению нарушений требований по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» выданное Эжвинскому муниципальному унитарному предприятию «Жилкомхоз» старшим инженером отдела государственного надзора в области ГОЧС, недействительным (незаконным) в части выполнения мероприятий изложенных в п.2
В остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Управления государственного пожарного надзора главного управления МЧС России по Республике Коми в пользу Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз» судебные расходы в сумме 1000 руб.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия (изготовления) через арбитражный суд Республики Коми, в апелляционном порядке.
Судья Арбитражного суда
Республики Коми Э.В. Шипилова