ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-10749/19 от 07.11.2019 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар

08 ноября 2019 года Дело № А29-10749/2019

Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2019 года, полный текст решения изготовлен 08 ноября 2019 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Паниотова С.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой Е.Б.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

к Управлению Федерального казначейства по Республике Коми (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

о признании незаконным и отмене представления в части

при участии:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 17.06.2019, ФИО2 по доверенности от 17.09.2019

от ответчика: ФИО3 по доверенности от 23.08.2017,

установил:

Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – Управление ЖКХ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным пункта 2 представления Управления Федерального казначейства по Республике Коми (далее - УФК по Республике Коми) 2019-ПВ.045.1007-0700.010 от 31.05.2019 и отмене требования пункта 2 представления от 31.05.2019 по возмещению в доход федерального бюджета неправомерно использованных средств межбюджетных трансфертов в сумме 924 846 руб. 45 коп.

Ответчик в отзыве просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Определением суда от 19.09.2019 судебное заседание по делу отложено на 31.10.2019.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленное требование.

Представитель ответчика подержала доводы, изложенные в отзыве.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, назначенном на 31.10.2019, объявлялся перерыв до 07.11.2019.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

УФК по Республике Коми провело выездную проверку Управления ЖКХ по вопросам предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной среды за 2018 год.

В ходе проверки УФК по Республике Коми пришло к выводу, что Управление ЖКХ нарушило статью 139 БК РФ, пункт 3 приложения 4 к постановлению Правительства Республики Коми № 462, приложения № 3 к Методическим рекомендациям по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018 - 2022 годы, утвержденным приказом Минстроя России от 06.04.2017 № 691/пр, письма Минстроя России от 16.12.2017 № 47268-АЧ/06 «Об отдельных вопросах, возникающих в ходе реализации мероприятий приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», что привело к неправомерному использованию средств межбюджетных трансфертов, выразившееся в произведенных расходах за счет средств субсидии на поддержку муниципальной программы формирования современной городской среды за выполнение работ (инженерные изыскания, разработка проектно-сметной документации), не предусмотренных Муниципальной программой.

По результатам проверки составлен акт 2019-ПВ.045.1007-0700.010 от 29.03.2019 и вынесено представление 2019-ПВ.045.1007-0700.010 от 31.05.2019, в пункте 2 которого заявителю предложено принять меры к возмещению в доход федерального бюджета неправомерно использованных средств межбюджетных трансфертов в сумме 924 846 руб. 45 коп.

Посчитав, что указанное представление в части пункта 2 является незаконным, Управление ЖКХ обратилось в арбитражный суд.

Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 приложения 4 к постановлению Правительства Республики Коми от 31.08.2017 № 462 «О государственной программе Республики Коми «Современная городская среда на территории Республики Коми» комплексный проект благоустройства общественной территории предусматривает использование различных элементов благоустройства, а также функциональное разнообразие объекта благоустройства в целях обеспечения привлекательности территории для разных групп населения, сформированный в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018 - 2022 годы, утвержденными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденными приказом Минстроя России от 06.04.2017 № 691/пр (далее – Методические рекомендации).

Как следует из материалов дела, в ходе проверки УФК по Республике Коми установило, что муниципальная программа МО ГО «Сыктывкар» в перечне основных мероприятий не имеет показателя «Основные направления реализации», в перечне общественных и дворовых территорий, подлежащих благоустройству, отсутствуют такие виды работ, планируемые к выполнению, как инженерные изыскания, разработка проектно-сметной документации.

В связи с чем, УФК по Республике Коми пришло к выводу, что Управление ЖКХ нарушило статью 139 БК РФ, пункт 3 приложения 4 к постановлению Правительства Республики Коми № 462, приложения № 3 к Методическим рекомендациям, письма Минстроя России от 16.12.2017 № 47268-АЧ/06 «Об отдельных вопросах, возникающих в ходе реализации мероприятий приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», что привело к неправомерному использованию средств межбюджетных трансфертов, выразившееся в произведенных расходах за счет средств субсидии на поддержку муниципальной программы формирования современной городской среды за выполнение работ (инженерные изыскания, разработка проектно-сметной документации), не предусмотренных Муниципальной программой. Неправомерные расходы произведены на общую сумму 1 321 209,21 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 924 846,45 руб.

Суд не может согласиться с указанными выводами в силу следующего.

Так, вывод УФК по Республике Коми о неправомерности использования средств межбюджетных трансфертов, выразившегося в производственных расходах за счет средств субсидии на поддержку муниципальной программы формирования современной городской среды за выполнение работ (инженерные изыскания, разработка проектно-сметной документации) основан на факте отсутствия в Муниципальной программе перечисления вышеуказанных видов работ, в том числе путем указания в перечне мероприятий Муниципальной программы показателя «Основные направления реализации». При этом УФК по Республике Коми сослалось на Приложение № 3 Методических рекомендаций (акт проверки от 29.03.2019, страница 16; т.1, л.д.34).

Согласно п.1.1. названные Методические рекомендации разработаны в целях оказания методологического содействия субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления в реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

Обязательство по формированию муниципальных программ в строгом соответствии с Методическими рекомендациями на уровне Российской федерации, Республики Коми не установлено.

При этом нормативно-правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидии из вышестоящих бюджетов в 2018 году на поддержку муниципальной программы формирования современной городской среды, не содержат требований об указании в перечне основных мероприятий Муниципальной программы показателя «Основные направления реализации», в том числе перечисления видов работ по благоустройству общественных территорий.

В пункте 3 приложения 4 к постановлению Правительства Республики Коми № 462 рассматриваются понятия:

1) дворовой территории;

2) комплексного проекта благоустройства общественной территории;

3) минимального перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов... (с их перечислением);

4) перечня дополнительного видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов... (с их перечислением).

Комплексный проект благоустройства общественной территории предусматривает использование различных элементов благоустройства, а также функциональное разнообразие объекта благоустройства в целях обеспечения привлекательности территории для разных групп населения, сформированный в соответствии с Методическими рекомендациями.

В п.3.6 Методических рекомендаций содержатся рекомендации по разработке проектов благоустройства, согласно которым разработку и реализацию проектов комплексного благоустройства территории рекомендуется осуществлять по следующим этапам:

«1) Предпроектный анализ и формирование видения проекта - определение границ участка проектирования, анализ существующего положения, выявление индивидуальных особенностей и проблем территории, сбор исходных данных, а также идей и пожеланий местных жителей…

2) Подготовка дизайн-проекта - принципиальных архитектурно-дизайнерских и функционально-планировочных решений, определяющих облик, характер и виды использования территории…

3) Разработка проектно-сметной документации по благоустройству - архитектурных, планировочных, ландшафтных, дизайнерских, инженерно-технических решений, в том числе деталей и узлов, необходимых и достаточных для производства строительно-монтажных работ.

4) Выбор подрядчика и производство строительно-монтажных работ...

5) Принятие результатов строительно-монтажных работ в эксплуатацию...».

Основные направления реализации (в том числе цели, задачи) Муниципальной программы «Развитие современной городской среды» (далее – Муниципальная программа), утвержденной постановлением Администрации МОГО «Сыктывкар» от 27.12.2017 № 12/4531 сформулированы в разделе 1 Муниципальной программы «Приоритеты, цели и задачи реализуемой муниципальной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития» и приложении 1.1 к Муниципальной программе.

Так, под благоустройством территории поселения (городского округа) понимается комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Благоустройство территорий направлено на создание благоприятной жизненной среды с обеспечением комфортных условий для всех видов деятельности населения.

Программа направлена на повышение качества и комфорта городской среды на территории МО ГО «Сыктывкар» с участием граждан.

Основным приоритетом в сфере реализации муниципальной программы является повышение качества городской среды.

В соответствии с подпунктом 36 пункта 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Согласно пункту 2.2. Правил благоустройства МО ГО «Сыктывкар», утвержденных Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 28.10.2017 № 24/2017-330 деятельность по благоустройству - это разработка проектной документации по благоустройству территорий, выполнение мероприятий по благоустройству территорий и содержание объектов благоустройства.

Таким образом, реализация Муниципальной программы на территории МО ГО «Сыктывкар» с учетом положений, утвержденных Правилами благоустройства МО ГО «Сыктывкар» предполагает реализацию комплекса мероприятий по благоустройству: разработку проектной документации по благоустройству территорий, выполнение мероприятий по благоустройству территорий и содержание объектов благоустройства.

В акте также приводится ссылка на письмо Минстроя России от 16.12.2017 № 47268-АЧ/06 «Об отдельных вопросах, возникающих в ходе реализации мероприятий приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», в соответствии с которым одним из основных условий предоставления субсидий является обязательство субъектов Российской Федерации по утверждению и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ, включающих в себя перечень общественных и дворовых территорий, подлежащих благоустройству, с перечнем видов работ, планируемых к выполнению, а также иные мероприятия по благоустройству.

При этом письмо Минстроя России содержит ссылку на Постановление Правительства РФ от 10.02.2017 № 169 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды».

Постановление Правительства РФ от 10.02.2017 № 169 регулирует порядок, цели и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в 2017 году.

Порядок, цели и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в 2018 году определены в Приложении № 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Правила).

Требования к государственным и муниципальным программам устанавлены в пунктах 9 и 11 Правил соответственно.

Обязательство субъектов Российской Федерации по утверждению и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ, включающих в себя перечень общественных и дворовых территорий, подлежащих благоустройству, с указанием перечня видов работ, планируемых к выполнению, а также иные мероприятия по благоустройству в Правилах на 2018 год отсутствует.

Таким образом, в связи с отсутствием требований в нормативно-правовых актах, регулирующих в 2018 году порядок предоставления и распределения субсидий из вышестоящих' бюджетов на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды по указанию перечня работ по проектам благоустройства общественных территорий и требования формирования муниципальных программ в строгом соответствии с Методическими рекомендациями вывод о неправомерном расходовании средств на сумму 1 321 209,21 руб. является необоснованным.

С учетом изложенного требование заявителя подлежит удовлетворению. Представление Управления Федерального казначейства по Республике Коми 2019-ПВ.045.1007-0700.010 от 31.05.2019 в части пункта 2 подлежит признанию недействительным.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленное требование удовлетворить.

Признать недействительным пункт 2 представления Управления Федерального казначейства по Республике Коми от 31.05.2019.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме.

Судья С.С. Паниотов