ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-10750/2011 от 25.01.2012 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ 

  ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Сыктывкар

27 января 2012 года Дело № А29-10750/2011

Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2012 года, полный текст решения изготовлен 27 января 2012 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Махмутова Н.Ш.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Брыляковой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Коми Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (город Воркута) (ИНН: 1101486364; ОГРН: 1051100401230)

к Обществу с ограниченной ответственностью «Севертранс» (ИНН: 1103028786, ОГРН: 1031100675110)

о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя: Елезова А.А.

от ответчика:  не явился

установил:

Управления государственного автодорожного надзора по Республике Коми Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (город Воркута) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Севертранс» (далее Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

18.01.2012г. в судебное заседание было отложено, о чём вынесено протокольное определение до 25.01.2012г.

Общество в отзыве не оспорил требования заявителя и просил применить минимальный размер штрафа.

Общество о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, явку в судебное заседание не обеспечил, суд пришёл к выводу о возможности рассмотрения дела без участия ответчика.

Рассмотрев имеющиеся в деле и представленные сторонами документы и материалы, судом установлено следующее.

Обществу выдана лицензия на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) на основании которой он осуществляет лицензируемый вид деятельности по перевозке пассажиров (л.д. 16).

С 14 по 29 ноября 2011г. на основании распоряжения заместителя начальника Управления государственного автодорожного надзора по Республике Коми Штобе А.Г. о проведении внеплановой, документарной проверки юридического лица от 31.10.2011г. № 565/инс, в связи с поступлением сообщения УГИБДД МВД по Республике Коми от 29.10.2011г. № 1453-ф о причинении вреда жизни и здоровью граждан в результате совершения дорожно-транспортного происшествия автобусом, принадлежащим Обществу, в результате которого 10 человек пострадало, из них 3 человека были госпитализированы, главным госинспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора (г. Воркута) Гончаровым П. В., была проведена внеплановая, документарная проверка юридического лица ООО «Севертранс» (Акт проверки от 29 ноября 2011г. № 98/В-л.д.11-13), по вопросам соблюдения юридическим лицом лицензионного законодательства при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом (юридическое лицо ООО «Севертранс» деятельность по перевозке пассажиров более 8 человек осуществляет на основании лицензии АСС-11-003943 от 24.05.2004г.), в ходе которой был установлен факт грубого нарушения Обществом, в соответствии с п. 4 и п. 5 (а) Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006г. № 637.

Согласно акта проверки № 98/В от 29.11.2011г. (л.д. 11-13) установлены факты нарушения Обществом лицензионных требований и условий осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, а именно:

Директор Белявский В.М. (не проходил повышения квалификации), контролёр технического состояния автотранспортных средств Шевага Я.Н. (не имеет документов подтверждающих уровень квалификации), таким образом данные специалисты не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к должностным лицам и специалистам лицензиата, при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации (п.4 «д» Положения о лицензировании пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого Постановлением Российской Федерации от 30.10.2006г. № 637, Приказ Минтранса Российской Федерации от 22.06.1998г. № 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом»).

Инженеры по организации перевозок Пяткова М.А. и Андронова Л.П., контролёр технического состояния автотранспортных средств Шевага Я.Н., назначены на должность специалистов организации по обеспечению безопасности дорожного движения, не прошедшие аттестацию на право занятия этих должностей (Приказ Минтранса Российской Федерации и Минтруда Российской Федерации от 11.03.94г. № 13/11 «Об утверждении положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организации и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов», п. 4 «г» Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006г. №637).

Не обеспечен порядок ведения путевых листов, в соответствии с требованиями, определенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», а именно во всех путевых листах:

-отсутствует имя и отчество медицинского работника проводившего медицинский осмотр водителя;

- за 28.10.11г., в путевых листах №625 от 29.1011г., №631 от 30.10.11г., №1 от 01.11.11г., №38 от 02.11.11г., за 03.11.11г., отсутствуют инициалы уполномоченных лиц, оформляющих и подписывающих путевые листы (у диспетчеров Андроновой Л.П. и Руденко Е.А.);

-от 09.11.11г., №59А от 03.11.11г., №21 от 02.11.11г. отсутствую показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража и его заезде в гараж;

-№21 от 02.11.11г. не указано время заезда транспортного средства и не указано время проведения после рейсового медицинского осмотра водителя.

Не обеспечено выполнение всех рейсов по маршруту №105, предусмотренных расписанием, в соответствии с требованием п. 5.9 приказа Минтранса Российской Федерации от 08.01.97г. № 2 «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», а именно:

-14.11.2011г. отсутствовал автобус на остановке «пл. Юбилейная» в 19ч.30мин. (смотреть приложение №1 к акту проверки л.д. 20);

-16.11.2011г. отсутствовал автобус на остановке «пл. Юбилейная» в 19ч.30мин. (смотреть приложение №3 к акту проверки л.д. 21).

02.11.2011г. не обеспечено проведение после рейсового медицинского осмотра водителя Джумаджикова B.C. после возвращения с линии, (ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Расписание (выход 1 с 5час.40мин.) выданное водителю Стратулату М.Л. в день совершения ДТП с ОТП 28.10.2011г., было разработано с нарушениями установленными п. 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса Российской Федерации от 20.08.2004г. № 15, а именно перерыв между двумя частями был установлен более чем через 4 часа после начала работы (начало работы с 5час.40мин. а перерыв начался с 10час.35мин). Расписание по которому в основном данный водитель работал (выход с 6 час.02 мин.) так же разработано с нарушениями, а именно перерыв между двумя частями рабочего дня более 2 часов (с 9час.15мин. до 13час.40мин.).

Не обеспечен контроль за соблюдением графика (расписания) автобуса МАЗ 263 г/ном. X 454 РХ, под управлением водителем Стратулата М.Л., а именно в день совершения ДТП с ОТП 28.10.11г., по сообщению из ГИБДД данное ДТП произошло в 16 час.20 мин. и двигался данный автобус по направлению к пос. Воргашор, а по представленному расписанию должен был направляться в сторону города (п. 5.2.5. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997г. № 2).

Не обеспечена продолжительность междусменного отдыха водителей например: у водителя Логинова Е.И. между 03.11.2011г. и 04.11.2011г. (п/листы №№40, 60), у водителя Замула С.Н. между 09.11.2011г. и 10.11.2011г. (п/листы 154, 177), отдых данного водителя составил менее 12 часов, чем не выполнены требования п. 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса Российской Федерации от 20.08.2004г. № 15.

По результатам проверки был составлен протокол № 21 в отношении Общества, об административном правонарушении от 30.11.2011г., в котором указаны выявленные нарушения.

На основании статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол и материалы административного производства направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.

Заявленные административным органом требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с пунктом 62 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Федеральный закон № 128-ФЗ) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.

В статье 2 Федерального закона № 128-ФЗ указано, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий).

Порядок лицензирования, а также лицензионные условия и требования при осуществлении перевозок пассажиров, установлены в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006г. № 637 (далее - Положение о лицензировании).

Подпунктами «б», «в» пункта 4 Положения о лицензировании предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, соблюдение установленных статьёй 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно примечанию к данной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно пункту 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006г. N 637 определено, что грубым нарушением лицензиатом лицензионных требований и условий является нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшие человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек и использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.

В статье 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе:

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

Согласно лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек № АСС-11-003943 от 24.05.2004г., выданной Обществу, владелец лицензии обязан выполнять Устав автомобильного транспорта, правил перевозок, правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом.

В соответствии с Обязательными реквизитами и порядком заполнения путевых листов, утверждённых Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 152 от 18.09.2008г. путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе. Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день - даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован. Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают:

1) для юридического лица - наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона; 2) для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона. Сведения о транспортном средстве включают: 1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того - модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа; 2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса; 3) показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); 4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку. Сведения о водителе включают: 1) фамилию, имя, отчество водителя; 2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и после рейсового медицинского осмотра водителя. На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях. Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца. Если в течение срока действия путевого листа транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то допускается оформление на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя.

Согласно п.п.17, 18 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов. Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.

Как следует из материалов дела, Обществом заполнение реквизитов путевого листа осуществляется с нарушением действующего законодательства, не в соответствии с Порядком заполнения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности Общества.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в том числе, организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Пунктом 2.2 Положения о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997г. № 2 установлены основные требования по обеспечению надёжности водителей в процессе их профессиональной деятельности: приём на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы; организация стажировки водителей; организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей; проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей; регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте; организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.

В соответствии с п.2.2 Положения о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённого Приказом Минтранса Российской Федерации № 2 от 08.01.1997г., к основным требованиям по обеспечению надёжности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится в том числе, регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте.

Вина предпринимателя в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 ч.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по фактам поименованным выше, подтверждается исследованными судом доказательствами.

Суд считает установленной вину Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.1 ч.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При определении вида и размера административного наказания Обществу суд учитывает степень тяжести совершенного ответчиком административного правонарушения, его характер и обстоятельства, признание ответчиком обстоятельств совершенного правонарушения, отсутствие сведений о привлечении предпринимателя к административной ответственности ранее и считает возможным назначить ответчику административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей в соответствии с ч.4 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений, влекущих невозможность привлечения Общества к административной ответственности, судом не установлено, и ответчиком о наличии таковых не заявлено.

Дорожное движение – источник повышенной опасности, и соблюдение требований безопасности дорожного движения, направленных на охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, не может расцениваться как незначительные требования. Следовательно, отсутствуют основания для применения в отношении предпринимателя положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьёй 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления (решения) о наложении административного штрафа в законную силу.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлечённое к административной ответственности, в те же сроки направляет судье, вынесшему постановление (решение).

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу, судья направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В данном случае штраф в размере 40 000 рублей подлежит уплате по следующим реквизитам получателя административного штрафа – УФК по Республике Коми (УГАДН по Республике Коми)

ИНН 1101486364

КПП 110101001

Р/Сч 40101810000000010004 Банк получателя: ГРКЦ НБ Республика Коми Банка России

БИК 048702001

КБК 10611690040040000140 (для городских округов)

ОКАТО 87410000000

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Севертранс» (ИНН: 1103028786, ОГРН: 1031100675110), расположенное по адресу: Республика Коми, г. Воркута, б-р Пищевиков, д.4-б, к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде наложения штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) рублей.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Н.Ш. Махмутов