АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
21 декабря 2015 года Дело № А29-10844/2015
Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2015 года, полный текст решения изготовлен 21 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Тарасова Д.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тищенко О.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Республике Коми
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Общество с ограниченной ответственностью «РК-Центр»
о признание недействительными решения и предписания от 25.09.2015 г.
при участии:
от заявителя: Ефимова О.М. – по доверенности от 26.12.2014 г. № 1247;
от ответчика: Пашнина А.Д. – по доверенности от 13.10.2015 г. № 04-06/9048;
от третьего лица: Кишкунова Е.А. – по доверенности от 12.08.2015 г.;
установил:
Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее – Учреждение) обратилось с заявлением о признании недействительными решения № 04-02/8607 и предписания № 04-02/8607, вынесенных 25.09.2015 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Республике Коми (далее – Управление).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Общество с ограниченной ответственностью «РК-Центр» (далее – Общество).
Учреждение на требованиях настаивает.
Управление представил отзыв на заявление, в котором указал, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Общество также представило отзыв на заявление, в котором поддерживает правовую позицию ответчика.
В судебном заседании 16.12.2015 г. в соответствии со статьей 166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) после исследования доказательств по делу в судебном заседании суд объявил о рассмотрение дела по существу законченным и удалился для принятия решения.
Признав при принятии решения необходимым продолжить выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, суд в порядке части 3 статьи 168 АПК РФ возобновил судебное разбирательство.
Суд, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующее.
Из материалов дела следует, что Учреждением принято решение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка комплектующих материалов, запасных частей и расходных материалов для вычислительной техники Ф № 4», извещение № 0207100000615000288.
На официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru, на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» 01.09.2015 г. размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе. Заказчиком закупки явилось Учреждение, источник финансирования закупки - средства Фонда социального страхования РФ. Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 122 896,73 руб.
Судом установлено, что Обществом подана заявка на участие в данном электронном аукционе.
14.09.2015 г. аукционной комиссией по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе Обществу было отказано в допуске к участию в электронном аукционе в связи с несоответствием требованиям документации электронного аукциона, а именно: в заявке не указана информация, что неисправный, несоответствующий настоящему техническому заданию поврежденный в ходе поставки товар подлежит замене по адресу, на который осуществлялась поставка товара, силами и за счет поставщика в срок не более 30 календарных дней.
Общество, не согласившись с действиями аукционной комиссии Учреждения ввиде принятия решения об отказе в допуске к участию в электронном аукционе, обжаловало их в Управление.
25.09.2015 г. Управлением по результатам рассмотрения жалобы Общества вынесено решение № 04-02/8607, в соответствии с которым жалоба Общества была признана обоснованной, действия аукционной комиссии Учреждения – противоречащими требованиям части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе. По результатам рассмотрения жалобы Учреждению выдано предписание № 04-02/8607 от 25.09.2015 г. об устранении выявленного нарушения.
Учреждение, считая принятые Управлением решение и предписание от 25.09.2015 г., обжаловало их в судебном порядке.
При этом Учреждение указывает на то, что в заявке Обществом перечислены четыре из пяти условий, предусмотренных техническим заданием. По мнению Учреждения, требование о том, что неисправный, поврежденный в ходе поставки товар подлежит замене по адресу, на который осуществлялась поставка товара, силами и за счет поставщика в срок не более 30 календарных дней, является требованиям к качеству поставляемого товара, а не относится к этапу исполнения контракта.
Управление считает оспариваемые решение и предписание законными и обоснованными, вынесенными в установленном порядке, отмечая, что Закон о контрактной системе содержит закрытый перечень той информации, которая должна содержать первая часть заявки на участие в электронном аукционе; заявка Общества на участие в электронном аукционе соответствовала требованиям Закона о контрактной системе.
Общество поддерживает правовую позицию ответчика.
Суд, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности имеющиеся в деле доказательства, считает, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, при этом исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял соответствующий акт.
Тем не менее, исходя из положений статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Требования к документации электронного аукциона установлены статьей 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, информацию о наименовании и описании объекта закупки и условиях контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Приложением № 2 к документации электронного аукциона является техническое задание, которое содержит описание объекта закупки, в том числе требования к качеству поставляемого товара.
Судом установлено, что согласно техническому заданию к поставке требуются комплектующие материалы, запасные части, расходные материалы для вычислительной техники: материнская плата системного блока персонального компьютера, процессор, память, кулер на процессор, блок питания АТХ, мышь проводная, клавиатура, аккумуляторная батарея к ИБП АРС Back UPS 500, веб-камера.
Пунктом 5 «Требования к качеству поставляемого товара» технического задания Учреждением установлено, что неисправный, не соответствующий настоящему техническому заданию поврежденный в ходе поставки товар подлежит замене по адресу, на который осуществлялась поставка товара, силами и за счет поставщика в срок не более 30 календарный дней.
Согласно пункту 2 статьи 1 части 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В силу пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Управление указывает на то, что аналогичные пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара определены подпунктом 1 пункта 5.6 части 5 раздела 1 «Инструкция по подготовке заявок на участие в электронном аукционе» документации электронного аукциона, пунктом 16 раздела II «Информационная карта аукционных заявок» документации электронного аукциона.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В силу частей 1, 3-6 статьи 67 закона о контрактной системе Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
При этом участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: - непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации; - несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию: - о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе; - о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем; - о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что первая часть заявки Общества содержит согласие участника закупки произвести поставку товара в соответствии с аукционной документацией; таблицу с характеристиками предлагаемого к поставке товара, с указанием конкретных значений по соответствующим показателям. Также заявка содержит требования к качеству поставляемого товара, за исключением пункта 5.
Как пояснил представитель Общества, инструкция по заполнению аукционной заявки и другие положения аукционной документации не содержат указания на то, что сведения о предлагаемом к поставке товаре должны содержать срок замены неисправного, не соответствующего техническому заданию, поврежденного в ходе поставки товара, выраженный конкретным показателем. Общество в первой части заявки на участие в электронном аукционе выразило согласие на осуществление поставки в соответствии с условиями аукционной документации, следовательно, по мнению Общества, сведения, содержащиеся в заявке о поставляемом товаре, и заявка в целом соответствуют требованиям документации электронного аукциона.
Управление при вынесении оспариваемого решения пришло к выводу о том, что участника электронного аукциона следует руководствоваться требованиями Закона о контрактной системе, а именно: пунктом 1 части 3 статьи 66, учитывая, что ни раздел 1 «Инструкция по подготовке заявок на участие в электронном аукционе», ни раздел II «Информационная карта аукционных заявок» документации электронного аукциона не содержат отсылочных норм на техническое задание настоящему документации, в соответствии с которым участникам закупки необходимо заполнять заявку на участие в электронном аукционе.
Частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе, приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом.
В соответствии с подпунктом 8.1 пункта 8 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации электронного аукциона, контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до 31.1.22015 г., в части гарантии – до истечения срока гарантии.
Таким образом, суд считает обоснованными выводы Управления о том, что требование о замене неисправного, не соответствующего настоящему техническому заданию поврежденного в ходе поставки товара относится к этапу исполнения контракта, поскольку товар подлежит поставке только после заключения контракта.
На основании вышеизложенного, суд считает, что действия аукционной комиссии Учреждения в части отказа Обществу в допуске к участию в электронном аукционе, заявка которого соответствует требованиям закона о контрактной системе и документации электронного аукциона, противоречит требованиям части 5 статьи 67 Закон о контрактной системе и установленным Законом о контрактной системе принципам обеспечения равной конкуренции, профессионализма заказчика, ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективности осуществления закупок. Указанное нарушение требований Закона о контрактной системе повлияло на результаты осуществления закупки, что свидетельствует о существенности допущенного нарушения.
При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и предписание вынесены Управлением обоснованно, доводы Учреждения не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.
Судья Д.А. Тарасов