ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
03 июня 2016 года Дело № А29-10958/2015
Резолютивная часть решения объявлена мая 2016 года , полный текст решения изготовлен июня 2016 года
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Василевской Ж.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкреба Л.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального казенного предприятия муниципального образования городского округа «Сыктывкар» «Жилкомсервис» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в лице Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»
о признании недействительными решений ИФНС России по г. Сыктывкару № 57138 от 25.06.2015 и № 2795 от 25.06.2015 в части,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – по доверенности от 12.01.2015, ФИО2 – по доверенности от 12.01.2015,
от ответчика: ФИО3 – по доверенности № 04-05/7 от 25.04.2016, ФИО4 – по доверенности № 04-05/48 от 20.10.2015,
от третьего лица: ФИО5 – по доверенности № 01/1-19/25 от 14.01.2016, установил:
Муниципальное казенное предприятие муниципального образования городского округа «Сыктывкар» «Жилкомсервис» (далее по тексту – МКП «Жилкомсервис», Предприятие, заявитель, налогоплательщик) обратилось в суд с заявлением, уточненным заявлением от 30.05.2016, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару (далее по тексту – Инспекция, ответчик, налоговый орган) о признании недействительным решения Инспекции № 2795 от 25.06.2015 от отказе в возмещении суммы НДС, предъявленной к возмещению суммы НДС, предъявленной к возмещению в полном объеме, и решения Инспекции № 57138 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.06.2015 в редакции решения Управления ФНС России по Республике Коми № 3-К от 20.05.2016 в части доначисления неуплаченного НДС в сумме 2233558 руб., привлечения МКП «Жилкомсервис» к налоговой ответственности в виде штрафа в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога в сумме 7445,17 руб., начисления пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) в сумме 133082,82 руб., предложения уменьшить сумму НДС, излишне заявленного к возмещению из бюджета в размере 1431247 руб., предложения уплатить доначисленные суммы недоимки, пени и штрафа.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару Республики Коми с предъявленными требованиями не согласна, просит в удовлетворении требований отказать, считает, что оспариваемое решение в редакции решения Управления ФНС России по Республики Коми № 3-К от 20.05.2016 вынесено в соответствии с действующим законодательством, оснований для его отмены нет. Подробно доводы изложены в отзыве (л.д.1-16 том 3).
Администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар», представив письменный отзыв по существу спора (л.д.5-7 том 6), поддерживает позицию заявителя.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
20.10.2014 года МКП «Жилкомсервис» в налоговый орган представлена первоначальная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2014 года (л.д.18-22 том 3), согласно которой сумма налога к возмещению из бюджета составила 1 544 473 рублей.
28.10.2014 года МКП «Жилкомсервис» представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2014 года (л.д.23-27 том 3), согласно которой сумма налога к возмещению из бюджета составила 1 529 219 руб. Согласно представленным пояснениям налогоплательщика причиной представления уточненной налоговой декларации явилось отражение выручки от реализации работ (услуг) по муниципальным контрактам в размере 99 998,78 руб., в т.ч. НДС 15 254,05 руб.
20.01.2015 года МКП «Жилкомсервис» представлена вторая уточненная декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2014 года (л.д.28-32 том 3), согласно которой сумма налога к возмещению из бюджета составила 1 431 247 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка на основе вышеуказанной налоговой декларации и документов, представленных налогоплательщиком, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 06.05.2015 № 64954 (л.д.69-84 том 5) и вынесены решения от 25.06.2015 № 57138о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д.38-58 том 1) и № 2795 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в размере 1 431 247 руб. (л.д.62-65 том 1).
Согласно оспариваемым решениям, налогоплательщику было отказано в возмещении НДС в размере 1 431 247 руб., доначислен НДС – 2 241 056 руб., начислены пени – 133 529,57 руб., кроме того, заявитель привлечен к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 7 470,18 руб.
Основанием для вынесения оспариваемых решений послужил, в том числе, вывод налогового органа о том, что предприятием в нарушение статей 146, 153, 154, 164, 166 НК РФ не включена в налоговую базу по НДС стоимость выполненных работ (оказанных услуг):
- по содержанию и обслуживанию сетей наружного освещения по соглашению № 5 от 31.12.2013 (занижение налоговой базы по НДС в размере 4 804 490,47 руб., и суммы НДС 864 808,28 руб.);
- по содержанию и ремонту памятников, городских парков, скверов, отдельных городских территорий по соглашению № 3 от 31.12.2013 (занижение налоговой базы по НДС в размере 8 430 364,77 руб., и суммы НДС 1 517 465,66 руб.);
- по содержанию и ремонту понтонно-мостового парка ПМП-60 по соглашению № 7 от 18.02.2014 (занижение налоговой базы по НДС в размере 88 422,99 руб., и суммы НДС 15 916,14 руб.),
- по содержанию и ремонту объектов ливневой канализации по соглашению № 9 от 24.02.2014 (занижение налоговой базы по НДС в размере 2 563 726,50 руб., и суммы НДС 461 470,77 руб.),
- по содержанию фонтанов на территории МО ГО "Сыктывкар" по соглашению № 11 от 01.04.2014 (занижение налоговой базы по НДС в размере 904 326,67 руб., и суммы НДС 162 778,80 руб.),
- субсидия на частичное возмещение затрат по содержанию и обслуживанию цветников на территории МО ГО "Сыктывкар" по соглашению № 10 от 14.03.2014 (занижение налоговой базы по НДС в размере 1 029 337,21 руб., и суммы НДС 185 280,70 руб.)
- субсидия на частичное возмещение затрат по содержанию и ремонту речного пассажирского транспорта МО ГО "Сыктывкар" по соглашению № 12 от 29.04.2014 (занижение налоговой базы по НДС в размере 2 539 360,79 руб., и суммы НДС 457 084,94 руб.),
которые выполнялись по заказу МО ГО «Сыктывкар» в лице Управления ЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар» для муниципальных нужд.
Решением Управления ФНС России по Республике Коми № 235-А от 30.09.2015 (л.д.79-82 том 1) апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, решение Инспекции оставлено без изменений.
Решением Управления ФНС России по Республике Коми № 3-К от 20.05.2016 в порядке пункта 3 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации решение Инспекции № 57138 от 25.06.2015 изменено, указанное решение в части доначисления НДС в сумме 7498 руб., пени в размере 446,45 руб. и штрафа в размере 25,01 руб. отменено (по эпизоду, связанному с налогообложением реализации на территории Российской Федерации услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования).
Не согласившись с вынесенными Инспекцией решениями, налогоплательщик обжаловал их в судебном порядке, с учетом изменений, внесенных решением Управления ФНС Росси по Республики Коми № 3-К от 20.05.2016. По мнению налогоплательщика, предметом соглашений № 3,5 от 31.12.13, №7 от 18.02.14, № 9 от 24.02.14, № 11 от 11.04.14, № 12 от 29.04.14, № 10 от 14.03.14 года согласно пункту 1.1. является предоставление субсидии на частичное возмещение затрат предприятия, возникших в результате содержания и ремонта общегородских объектов внешнего благоустройства муниципального образования городского округа «Сыктывкар», переданных из казны МО ГО «Сыктывкар» в оперативное управление. Следовательно, получаемые денежные средства не связаны с реализацией (выполнением работ) и не являются выручкой от выполнения работ и налоговой базой по НДС.
Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
При этом реализацией товаров, работ, услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (пункт 1 статьи 39 Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются только те субсидии, которые предоставляются налогоплательщику бюджетом в связи с применением таким лицом государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия соответствующего убытка.
Согласно Уставу Предприятия, основными целями его деятельности являются эффективное управление муниципальным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, решение социальных задач населения города Сыктывкар, решение социально-экономических задач муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее - МОГО «Сыктывкар»), получение прибыли. Предприятие осуществляет деятельность по операциям с имуществом, уборкой территорий, эксплуатацией дорожных сооружений, содержание и ремонт объектов внешнего благоустройства, предоставление услуг по закладке, обработке и содержанию садов, парков и других зеленых насаждений, монтаж прочего инженерного оборудования.
Финансирование деятельности МКП «Жилкомсервис» по выполнению вышеперечисленных работ (услуг) осуществляется за счет средств местного бюджета с оформлением бюджетного финансирования в виде бюджетных субсидий.
Из документов, представленных МКП «Жилкомсервис» следует, что между Управлением ЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар (далее - УЖКХ) и МКП «Жилкомсервис» заключены соглашения: № 3 от 31.12.2013, № 5 от 31.12.2013, № 7 от 18.02.2014, № 9 от 24.02.2014, № 10 от 14.03.2014, № 11 от 01.04.2014, № 12 от 29.04.2014 (л.д.34-133 том 3, далее - Соглашения) на предоставление субсидий на частичное возмещение затрат предприятия, возникших в результате содержания, обслуживания и ремонта общегородских объектов внешнего благоустройства, содержанию и ремонту речного пассажирского транспорта МО ГО «Сыктывкар», переданных из казны в оперативное управление, за счет средств МО ГО «Сыктывкар» на основании и в соответствии с постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» № 12/4792 от 13.12.2013 года.
Разделом 2 Соглашений установлено, что субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе в целях частичного возмещения затрат, возникающих в результате осуществления предприятием надлежащего содержания и ремонта объектов, перечисленных в Приложениях к Соглашениям, при условии обеспечения заявителем надлежащего содержания и ремонта объектов в соответствии со стандартами качества муниципальных услуг в сфере благоустройства, утвержденными постановление главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от 27.06.2008 № 6/2477.
Из пункта 1.1. Стандартов качества муниципальных услуг в сфере благоустройства, утвержденных постановлением главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от 27.06.2008 № 6/2477, следует, что вопросы местного значения в сфере благоустройства, установленные в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», призваны реализовать обязательства муниципального образования по созданию условий для организации благоустройства и озеленения территории города; организации освещения улиц, содержанию средств безопасности дорожного движения, содержанию автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений на территории города, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
Стандарты качества муниципальных услуг в сфере благоустройства (далее - стандарты качества) определяют минимальный уровень качества оказания муниципальных услуг в области санитарной очистки городской территории, содержания зеленых насаждений, организации уличного освещения, содержания средств безопасности дорожного движения, эксплуатации городских дорог (п. 1.2. Стандартов качества муниципальных услуг).
В соответствии с Соглашениями предоставление субсидий на частичное возмещение затрат (фактически недополученных доходов) предприятия производится путем перечисления денежных средств с лицевого счета УЖКХ на расчетный счет заявителя в пределах утверждения лимитов бюджетных обязательств на 2014 год на эти цели ежемесячно, на основании следующих документов, которые должными быть предоставлены предприятием в УЖКХ: - счет-фактура (счет) на частичное возмещение затрат, возникающих в результате содержания и ремонта общегородских объектов внешнего благоустройства МО ГО «Сыктывкар», переданных из казны МО ГО «Сыктывкар» в оперативное управление предприятию (счет-фактура (счет) на сумму фактически недополученных доходов и затрат); - расчет субсидии на частичное возмещение затрат с приложением документов, подтверждающие затраты по содержанию и ремонту объектов, переданных предприятию в оперативное управление (расчет суммы фактических затрат, возникающих вследствие осуществления пассажирских речных перевозок); - отчет о выполненных работах.
Согласно пункту 4.3.1. представленных Соглашений Управление ЖКХ обязано назначить ответственное лицо для осуществления контроля и приемки выполненных работ по настоящим Соглашениям. Пунктом 4.3.4 Соглашений предусмотрено, что Управление обязано организовать и произвести приемку выполненных работ «Предприятием» в течение 4 рабочих дней с момента получения отчета о выполненных работах. При отказе приемки выполненных работ «Управление» направляет мотивированный акт об отказе от приемки выполненных работ.
Таким образом, фактически Соглашениями предусмотрено: - выполнение МКП «Жилкомсервис» определенных работ (услуг) по электроснабжению, техническому обслуживанию и текущему ремонту линий наружного освещения; по содержанию и ремонту объектов ливневой канализации; по содержанию и ремонту понтонно-мостового парка ПМП-60; по содержанию и обслуживанию памятников и памятных мест, городских парков, скверов, отдельных городских территорий; по содержанию фонтанов; по содержанию и ремонту речного пассажирского транспорта; по содержанию и обслуживанию цветников; - приемка этих работ Управлением ЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар» и оплата за счет средств МО ГО «Сыктывкар».
Факт выполнения МКП «Жилкомсервис» в 3 квартале 2014 года определенных вышеназванными Соглашениями видов работ (услуг) подтверждается выставленными МКП «Жилкомсервис» в адрес Управления ЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» счетами-фактурами, актами, отчетами о выполненных работах и другими документами (л.д.134-188 том 3, л.д.1-52 том 4).
Отчеты о выполненных работах (о выполнении работ) за конкретный период времени содержат подробное описание наименования работ, единицы измерения, объем и кратность выполнения работ, то есть полную информацию, подтверждающую факт выполнения работ (в том числе, по содержанию и ремонту памятников, памятных мест, городских парков, скверов и т.п.), которые сданы МКП «Жилкомсервис» и приняты УЖКХ, утверждены начальником УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» и согласованы директором МКП «Жилкомсервис».
На основании указанных отчетов о выполнении работ составлены акты, предусматривающие сумму стоимости оказания услуг, подписанные Заказчиком (УЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар») и Исполнителем (МКП «Жилкомсервис»), в которых указано, что услуги выполнены полностью и в срок, заказчик претензий по объем, качеству и срокам оказания услуг не имеет.
Таким образом, доводы предприятия о том, что оформления документов, отражающих переход права собственности на работы, их реализацию не производится, противоречат доказательствам и фактическим обстоятельствам настоящего дела, поскольку указанная первичная документация служит основанием для приемки выполненных работ (пункты 4.3.1, 4.3.4, 4.4.2 Соглашений с Управлением ЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар о предоставлении субсидии), а также для расчета их стоимости (затрат, возникших в результате содержания и ремонтах объектов) и оплаты в виде субсидии (пункты 4.1.4, 4.1.5. Соглашений о предоставлении субсидии).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд считает, что спорные денежные средства (в виде субсидий) фактически получены Предприятием в качестве оплаты за выполненные работы (оказанные услуги) по содержанию, обслуживанию и ремонту объектов уличного освещения (сетей наружного освещения) для нужд МОГО «Сыктывкар» и являются его выручкой от реализации.
Оказанные Предприятием услуги по содержанию, текущему и капитальному ремонту муниципального имущества, переданного ему в оперативное управление, не входят в утвержденные Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Перечни товаров (работ, услуг), на которые распространяется государственное регулирование цен. Следовательно, цены на указанный вид деятельности не относятся к государственным регулируемым ценам.
При таких обстоятельствах суд считает, что у Предприятия не имелось оснований для применения пункта 2 статьи 154 Кодекса и исключения из налоговой базы по налогу на добавленную стоимость денежных средств, полученных в качестве оплаты работ и услуг.
Оспариваемые решения соответствуют нормам налогового законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем, оснований для признания их недействительными отсутствуют, в удовлетворении требований следует отказать.
Нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые могли бы быть основанием для отмены решений налогового органа, налогоплательщиком не заявлено, судом не установлено.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
Определением от 23.10.2015 по делу судом приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решения Инспекции ФНС России по г.Сыктывкару № 57138 от 25.06.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: доначисления суммы неуплаченного НДС в общей сумме 2241056 руб.; привлечения МКП «Жилкомсервис» к налоговой ответственности в виде штрафа в соответствии с п.1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога в общей сумме 7470,18 руб.; начисления пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) на 25.06.2015 в сумме 133529,57 руб.; предложения уменьшить суммы НДС, излишне заявленного к возмещению из бюджета в размере 1431247 руб.; предложения уплатить доначисленные суммы налогов, пени, штрафов; предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, которые подлежат отмене по вступлении решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
По вступлении решения в законную силу подлежат отмене обеспечительные меры в виде приостановления действие решения Инспекции ФНС России по г.Сыктывкару № 57138 от 25.06.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: доначисления суммы неуплаченного НДС в общей сумме 2241056 руб.; привлечения МКП «Жилкомсервис» к налоговой ответственности в виде штрафа в соответствии с п.1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога в общей сумме 7470,18 руб.; начисления пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) на 25.06.2015 в сумме 133529,57 руб.; предложения уменьшить суммы НДС, излишне заявленного к возмещению из бюджета в размере 1431247 руб.; предложения уплатить доначисленные суммы налогов, пени, штрафов; предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, принятые судом на основании определения от 23.10.2015.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме во Второй арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.