ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
22 ноября 2020 года Дело № А29-11138/2020
Резолютивная часть решения объявлена ноября 2020 года , полный текст решения изготовлен ноября 2020 года .
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Бебякиной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глазковой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по иску Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз»
(ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
к администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар»
(ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
о взыскании денежных средств,
при участии
от истца: ФИО1 по доверенности,
от ответчика: Помарана Ю.А. по доверенности,
установил:
Эжвинское муниципальное унитарное предприятие «Жилкомхоз» (далее – ЭМУП «Жилкомхоз», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – администрация Эжвинского района, ответчик) о взыскании 501 788 руб. 23 коп. денежных средств в виде разницы между платой за ГВС и ХВС по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента и начисленной нанимателям платой за ГВС и ХВС по нормативу потребления за период с августа по декабрь 2017 года.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 24.09.2020 исковое заявление принято к производству, назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 18.11.2020, с возможным переходом к рассмотрению дела по существу 18.11.2020 (при отсутствии возражений сторон).
В отзыве от 15.10.2020 № 223-ю ответчик указал, что в отношении муниципальных жилых помещений, расположенных на территории Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар», полномочия собственника осуществляет администрация Эжвинского района; все жилые помещения, в отношении которых заявлены требования, находились в спорный период в собственности МО ГО «Сыктывкар»; указывает на отсутствие у управляющей организации актов обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в жилых помещениях многоквартирного дома; просил также исключить из расчета исковых требований сумму повышающего коэффициента, начисленную нанимателям муниципальных жилых помещений (квартир).
На основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие возражений сторон, суд завершил предварительное судебное заседание по делу и открыл судебное заседание в первой инстанции 18.11.2020.
Как видно из дела, в спорный период
времени ЭМУП «Жилкомхоз» являлось управляющей организацией многоквартирных домов (далее – МКД), расположенных по адресам в Эжвинском районе г. Сыктывкара:
- ул. Мира, д. №№ 2/1, 4, 6, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 26, 28, 30, 31, 32, 34, 36, 37, 38, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 52, 53, 54, 56, 58, 62, 66, 70;
- ул. Космонавтов, д. №№ 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 17;
- ул. Комарова, д. №№ 5, 8, 10, 11, 14, 15, 16, 24/2;
- ул. Борисова, д. №№ 3, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12;
- пр. Бумажников, д. №№ 9, 11, 13, 19, 21, 24, 25, 27, 28, 29, 32, 33, 35, 36, 38, 39, 40, 41/12, 42, 45, 47, 51, 53д, 55;
- ул. Маяковского, д. №№ 2, 3, 5, 6, 9, 10, 11, 14/30;
- пер. Школьный, д. №№ 5, 8, 11, 13;
- ул. Славы, д. №№ 4, 6, 8, 14, 18, 26, 29, 31, 32;
- ул. Емвальская, д. №№ 5, 7, 9, 13, 17;
- Набережный проезд, д. №№ 2, 3, 6, 7, 8, 9;
- ул. Слободская, д. №№ 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 23;
- ул. Менделеева, д. №№ 3, 5, 7, 9, 11, 15;
- ул. Новоселов, д. №№ 1, 3, 5, 7, 9;
- ул. Островского, д. №№ 3, 5а, 11, 12а;
- ул. Боровая, д. № 11;
- ул. Молодежная, д. №№ 3, 8,
- ул. Эжвинская, д. №№ 1, 2, 3, 6, 8, 14;
- ул. Весенняя, д. №№ 1, 3, 6, 8;
- Радиоцентр, д. № 4.
В указанных многоквартирных домах имеются жилые помещения, не оборудованные индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения (далее – ХВС) и горячего водоснабжения (далее – ГВС), находящиеся в муниципальной собственности.
Поскольку собственником не исполнена обязанность по оснащению индивидуальными приборами учета находящихся в многоквартирных домах муниципальных жилых помещений, за период с августа по декабрь 2017 года в отношении данных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности МО ГО «Сыктывкар», начислена плата в размере 501 788 руб. 23 коп., являющаяся суммой повышающего коэффициента ввиду отсутствия приборов учета.
Претензией от 16.07.2020 № 3425 истец предложил Администрации Эжвинского района уплатить сумму повышающего коэффициента по ХВС и ГВС за отсутствие индивидуальных приборов учета в муниципальных квартирах в течение месяца с момента получения претензии.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения истца с исковым заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603, от 26.12.2016 №1498) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Согласно пункту 81 Правил № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе, на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В соответствии с пунктом 9 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ) собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
В силу пункта 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета, когда имеется техническая возможность их установки. При этом отсутствие такой технической возможности доказывает собственник помещения.
Законодательством не предусмотрено возложение неблагоприятных имущественных последствий (применение повышающего коэффициента) за несовершение действий по оборудованию жилых помещений приборами учета потребляемых ресурсов на лиц (нанимателей), не управомоченных в силу закона на самостоятельное решение вопроса об оснащении этих помещений приборами учета и не несущих обязанности по их установке.
Соответственно, надлежащим лицом, к которому могут быть предъявлены требования об оплате повышающего коэффициента, выступает собственник помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета.
Согласно части 1 статьи 54 Устава МО ГО «Сыктывкар» администрация Эжвинского района является органом местного самоуправления городского округа в Эжвинском районе, наделенным в соответствии с Уставом исполнительно-распорядительными полномочиями на территории Эжвинского района.
В соответствии с частью 2 статьи 58 Устава МО ГО «Сыктывкар» администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» осуществляет в порядке, установленном Советом городского округа и муниципальными правовыми актами, полномочия собственника в сферах управления объектами муниципальной собственности городского округа, расположенными на территории Эжвинского района и подведомственными администрации Эжвинского района, в том числе в отношении муниципального жилищного фонда, расположенного на территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар».
Таким образом, функции и полномочия собственника от имени муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в отношении муниципальных жилых помещений, расположенных на территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», исполняет администрация Эжвинского района.
Следовательно, на администрацию Эжвинского района возлагается обязанность по оснащению муниципальных помещений, расположенных на территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», индивидуальными приборами учета.
Согласно уточненному расчету истца, сумма повышающего коэффициента по ХВС и ГВС за отсутствие индивидуальных приборов учета в муниципальных квартирах за период с августа по декабрь 2017 года составляет 501 788 руб. 23 коп.
Судом расчет суммы повышающего коэффициента по ХВС и ГВС проверен и признан верным.
По правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании пункта 1 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Арбитражный суд, руководствуясь требованиями части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании представленных сторонами документов устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Ответчиком доказательств оплаты долга не представлены. Возражения относительно включения в расчет исковых требований суммы повышающего коэффициента, начисленной нанимателям муниципальных жилых помещений (квартир), судом отклонены, поскольку истец представил доказательства произведенного перерасчета нанимателям муниципальных жилых помещений (квартир).
При изложенных обстоятельствах, поскольку законодательство обязанность по оснащению жилых помещений в многоквартирных домах индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов возлагает на их собственника, а ответчик, как представитель собственника спорных жилых помещений, не ссылается на отсутствие технической возможности установки ИПУ в этих помещениях (и соответствующих доказательств не представил), с ответчика в пользу истца подлежит взысканию долг в размере 501 788 руб. 23 коп., составляющий сумму повышающего коэффициента по ХВС и ГВС за отсутствие индивидуальных приборов учета в муниципальных квартирах за период с августа по декабрь 2017 года.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 49, 110, 167-171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в пользу Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) 501 788 руб. 23 коп. долга, 13 036 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Выдать исполнительный лист после вступления решения суда в законную силу по ходатайству взыскателя.
Возвратить Эжвинскому муниципальному унитарному предприятию «Жилкомхоз» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) из федерального бюджета 632 руб. государственной пошлины.
Выдать справку на возврат после вступления решения суда в законную силу.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы (в том числе в электронном виде) через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.