АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
08 апреля 2015 года Дело № А29-11196/2014
Резолютивная часть решения объявлена 07 апреля 2015 года, полный текст решения изготовлен 08 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Гайдак И.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Колцун О.Я.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Открытому акционерному обществу «Коми республиканский телевизионный канал» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о взыскании 19 687 руб. 50 коп. платы за использование радиочастотного спектра
при участии:
от заявителя: ФИО1 (представитель по доверенности № 14ф от 14.01.2015), ФИО2 (представитель по доверенности № 10ф от 14.01.2015),
от ответчика: ФИО3 (представитель по доверенности от 10.11.2014), ФИО4 (представитель по доверенности от 17.03.2015),
установил:
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор, заявитель) обратилось в арбитражный суд к Открытому акционерному обществу «Коми республиканский телевизионный канал» (далее – ОАО «КРТК», Общество, ответчик) с заявлением о взыскании 19 687 руб. 50 коп. платы за использование радиочастотного спектра в период с 01.01.2012 по 31.03.2013.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 30.12.2014 по делу № А29-11196/2014 заявление Роскомнадзора было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 25.02.2015 суд на основании пункта 4 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению дела № А29-11196/2015 по общим правилам искового производства.
Ответчиком представлены отзыв и дополнения к нему, в которых Общество просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд установил следующее.
Государственное унитарное предприятие Республики Коми «Коми республиканский телевизионный канал» зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией муниципального образования «Город Сыктывкар» 13.07.2000.
19.05.2011 ГУП РК «КРТК» прекратило деятельность путем реорганизации в форме преобразования в ОАО «КРТК».
ОАО «КРТК» статус юридического лица не утратило, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 06.04.2015.
Как следует из материалов дела, ГУП РК «КРТК» выданы разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов 31.05.2006 № 06-006340 и № 06-006351, 28.06.2006 – № 06-006880 (л.д. 40-48 том 1).
Ежегодная плата за использование каждого радиочастотного спектра по указанным разрешениям с 01.01.2012 составила 5 250 руб. (л.д. 64 том 1).
Приказом Роскомнадзора № 282 от 18.03.2013 действие разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов № 06-006340, № 06-006351 и № 06-006880 прекращено на основании пункта 11 статьи 24 Федерального закона № 126-ФЗ от 07.07.2003 «О связи» в связи с невнесением пользователем радиочастотным спектром платы за его использование в течение тридцати дней со дня установленного срока (л.д. 49-51 том 1).
По данным истца, за период с 01.01.2012 по 31.03.2013 у ответчика образовалась задолженность по ежегодной плате за использование радиочастотного спектра в размере 19 687 руб. 50 коп.
Уведомление Роскомнадзора № 11-2-0-1/1016 от 17.11.2014 о необходимости погашения имеющейся задолженности (л.д. 53-55 том 1) оставлено ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с настоящим исковым заявлением.
Согласно статье 2 Федерального закона № 126-ФЗ от 07.07.2003 «О связи» (далее – Федеральный закон № 126-ФЗ от 07.07.2003) использование радиочастотного спектра - это обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других не запрещенных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации целей.
Согласно пункту 4 статьи 22 Федерального закона № 126-ФЗ от 07.07.2003 о связи использование в Российской Федерации радиочастотного спектра является платным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона № 126-ФЗ от 07.07.2003 для пользователей радиочастотным спектром устанавливается разовая плата и ежегодная плата за его использование в целях обеспечения системы контроля радиочастот, конверсии радиочастотного спектра и финансирование мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие полосы радиочастот.
Порядок установления размеров разовой платы и ежегодной платы, взимания такой платы, ее распределения и использования определяется Правительством Российской Федерации исходя из того, что размеры разовой платы и ежегодной платы должны устанавливаться дифференцированно в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества радиочастот и применяемых технологий.
С 01.01.2012 вступили в действие Правила установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 171 от 16.03.2011 (далее - Правила).
В силу пункта 1 Правил установлен порядок определения размера разовой платы и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра, и взимания ее с лиц, осуществляющих использование радиочастотного спектра на основании выданных в установленном порядке разрешений на использование радиочастот и радиочастотных каналов.
В соответствии с пунктом 3 Правил размеры разовой платы и ежегодной платы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, принимающим решение о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала (далее - решение) применительно к каждому выдаваемому разрешению и в соответствии с методикой расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра, которая утверждается Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации России № 164 от 30.06.2011 утверждена Методика расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра.
Согласно пунктам 5, 6 Правил (в редакции, действующей в спорный период) разовая плата взимается однократно за предоставление пользователю права использовать в Российской Федерации радиочастотный спектр и подлежит перечислению в установленном порядке в федеральный бюджет одним платежом в срок, не превышающий 30 дней со дня принятия решения.
Ежегодная плата подлежит перечислению в доход федерального бюджета ежеквартально равными долями в срок не позднее 5-го числа 1-го месяца оплачиваемого квартала.
По данным Роскомнадзора, сумма ежегодной платы, подлежащая к уплате за период с 01.01.2012 по 31.03.2013 пользователем в бюджет не внесена.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 228 от 16.03.2009 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю и надзору за соблюдением пользователями радиочастотного спектра порядка, требований и условий, относящихся к использованию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, включая надзор с учетом сообщений (данных), полученных в процессе проведения радиочастотной службой радиоконтроля (пункт 5.1.1.2.6. Положения); организует деятельность радиочастотной службы (пункт 5.3.2. Положения); осуществляет полномочия главного администратора и администратора доходов федерального бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета (пункт 5.8. Положения).
Статьей 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона № 126-ФЗ от 07.07.2003 предусмотрено, что право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Использование радиочастотного спектра возникает исключительно на основании разрешения на пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой.
В 2007 году ГУП РК «КРТК» были получены протоколы измерений технических параметров радиоэлектронных средств (л.д. 80-83 том 1). Поскольку измеренные координаты не совпадали с указанными в разрешениях на использование радиочастот или радиочастотных каналов (н.п. Усть-Цильма и г. Воркута), а также по результатам проведения работ по модернизации своих объектов связи (г. Печора) Предприятие обратилось в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия за переоформлением разрешений на использование радиочастот № 06-006880 от 28.06.2006 (н.п. Усть-Цильма) (л.д. 103 том 1), № 06-006351 от 31.05.2006 (г. Воркута) (л.д. 123 том 1), № 06-006340 от 31.05.2006 (г. Печора) (л.д. 129 том 1).
В результате чего ответчику были выданы разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов № 391-08-1205 от 02.06.2008 (н.п. Усть-Цильма) (л.д. 104-106 том 1), № 306-08-112 от 29.04.2008 (г. Воркута) (л.д. 124-126 том 1) и № 306-08-1055 от 29.04.2008 (г. Печора (Миша Яг)) (л.д. 131-133 том 1).
В рассматриваемом случае речь идет о переоформлении выданных ранее разрешений.
18.10.2011 в адрес Ответчика поступил предварительный расчет размера ежегодной платы за использование радиочастотного спектра в 2012 году, в котором требования об уплате за пользование радиочастотами по разрешениям № 06-006880 от 28.06.2006, № 06-006340 от 31.05.2006, № 06-006351 от 31.05.2006, не предъявлялись (л.д. 148-154 том 1).
Письмом исх. № 11-2-0-2/1515 от 06.12.2011 Филиал ФГУП «РЧЦ СЗФО» по РК уведомил о необходимости перечисления 10.01.2012 обязательной платы за 1 квартал 2012 года. К указанному письму был приложен расчет от 06.12.2011 № 233 размера ежегодной платы за пользование радиочастотным спектром за период с 01.01.2012 по 31.03.2012, в котором разрешения № 06-006880 от 28.06.2006, № 06-006340 от 31.05.2006, № 06-006351 от 31.05.2006 также не были указаны (л.д. 161-163 том 1). В последующем заявитель, уведомляя ответчика о необходимости ежеквартального перечисления платы за использование радиочастотного спектра (за второй, третий и четвертый кварталы), плату за спорные разрешения в расчетах не предъявлял (л.д. 164-176 том 1).
По мнению ОАО «КРТК», действие спорных разрешений должно было быть прекращено в момент их переоформления, поскольку разница между координатами старого разрешения и нового в г. Воркуте составляет 5,57 км., в с.Усть-Цильма - 7,14 км. При этом все остальные параметры в старых разрешениях и новых совпадают.
Работа двух технических средств на одной частоте в непосредственной близости друг от друга невозможна. Данные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Как установлено пунктом 8 Правил, исчисление размеров разовой платы и ежегодной платы для пользователей, которым разрешено использовать радиочастотный спектр с применением радиоэлектронных средств гражданского назначения, осуществляется радиочастотной службой. Направление уведомлений о необходимости внесения ежегодной платы и ее размере пользователям, которым разрешено использовать радиочастотный спектр с применением радиоэлектронных средств гражданского назначения, доведение информации о внесении разовой платы и (или) ежегодной платы до Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляется радиочастотной службой в порядке, устанавливаемом Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Роскомнадзор до ноября 2014 года не уведомлял ОАО «КРТК» о необходимости внесения платы за пользование радиочастотным спектром по разрешениям № 06-006880 от 28.06.2006, № 06-006340 от 31.05.2006, № 06-006351 от 31.05.2006 за период с 01.01.2012 по 31.03.2012.
Таким образом, ответчик в 2007 году обращался в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия за переоформлением спорных разрешений и обоснованно полагал, что в момент выдачи разрешений № 391-08-1205 от 02.06.2008 (н.п. Усть-Цильма), № 306-08-112 от 29.04.2008 (г. Воркута) и № 306-08-1055 от 29.04.2008 (г. Печора (Миша Яг)) разрешения № 06-006880 от 28.06.2006, № 06-006340 от 31.05.2006, № 06-006351 от 31.05.2006 прекратили свое действие. Данные обстоятельства не опровергались заявителем (путем уведомлений о необходимости внесения платы за пользование радиочастотным спектром по спорным разрешениям) до ноября 2014 года.
Письма филиала ФГУП «РЧЦ СЗФО» по Республике Коми от 27.09.2012 № 11-02-0-3/1293, от 01.10.2012 № 11-2-2-3/1315 (л.д. 177-178 том 1) не могут служить такими уведомлениями, поскольку Обществом на них дан ответ о переоформлении спорных разрешений (л.д. 179-180 том 1); а в впоследствии составленном филиалом ФГУП «РЧЦ СЗФО» по Республике Коми расчете размера ежегодной платы от 19.12.2012 № 53 данные разрешения не отражены (л.д. 182-184 том 1).
Доказательств фактического использования Обществом радиочастот и радиочастотных каналов по разрешениям № 06-006880 от 28.06.2006 (н.п. Усть-Цильма), № 06-006351 от 31.05.2006 (г. Воркута), № 06-006340 от 31.05.2006 (г. Печора), а также возможности их одновременной работы при использовании радиочастот или радиочастотных каналов по разрешениям № 391-08-1205 от 02.06.2008 (н.п. Усть-Цильма), № 306-08-112 от 29.04.2008 (г. Воркута) и № 306-08-1055 от 29.04.2008 (г. Печора (Миша Яг), заявителем в материалы дела не представлено.
Кроме того, разрешениями № 06-006880 от 28.06.2006 (н.п. Усть-Цильма), № 06-006351 от 31.05.2006 (г. Воркута), № 06-006340 от 31.05.2006 (г. Печора) и разрешениями № 391-08-1205 от 02.06.2008 (н.п. Усть-Цильма), № 306-08-112 от 29.04.2008 (г. Воркута) и № 306-08-1055 от 29.04.2008 (г. Печора (Миша Яг) ответчику были предоставлены одни и те же радиочастоты. Обществом плата за использование радиочастот или радиочастотных каналов по разрешениям № 391-08-1205 от 02.06.2008 (н.п. Усть-Цильма), № 306-08-112 от 29.04.2008 (г. Воркута) и № 306-08-1055 от 29.04.2008 (г. Печора (Миша Яг) вносится своевременно и в полном объеме. Доказательств обратного заявителем не представлено.
При переоформлении разрешения на использование частот, действовавший до 01.01.2012 порядок исключал одновременное действие и старого и нового разрешения для одного и того же частотного назначения и соответственно двойную оплату.
С 01.01.2012 Постановлением Правительства Российской Федерации № 171 от 16.03.2011 был установлен новый порядок оплаты пользователями выделенного радиочастотного ресурса.
В соответствии с пунктом 2 Правил новый порядок распространяется на все действующие разрешения на использование частот независимо от даты их выдачи.
Для обеспечения нового порядка в 2011 году были внесены необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» и в соответствующие подзаконные нормативно-правовые акты. В частности, для исключения двойной платы за частоты при переоформлении разрешения на использование частот:
- в статью 24 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ введен пункт 16, в соответствии с которым срок действия старого разрешения ограничен датой выдачи нового разрешения;
- в Правила введен дополнительный пункт 12, в соответствии с которым плата по старому разрешению взимается до даты выдачи нового разрешения.
Полномочия по установлению размеров платы по каждому разрешению на использование частот были переданы Роскомнадзору. До 01.12.2012 этими полномочиями была наделена радиочастотная служба - группа подведомственных Роскомнадзору предприятий (ФГУП) - радиочастотные центры (РЧЦ) федеральных округов.
За радиочастотной службой сохранены полномочия учета действующих частотных назначений, исчисления размеров платы за использование этих назначений, учета внесенных платежей и информирования Роскомнадзора о нарушениях оплаты (пункт 8 Правил).
Решение о внесении очередной квартальной платы за использование радиочастот оформляется приказом Роскомнадзора. Приложением к приказу идет подготовленный радиочастотной службой перечень всех действующих разрешений с указанием для каждого разрешения суммы платежа. Ответственность за правильность представленной в приложении сведений несет радиочастотная служба - в каждой графе приложения указано «Ответственное структурное подразделение РЧС», на территории Республики Коми – это филиал ФГУП «РЧЦ СЗФО» по Республике Коми.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в приказе Роскомнадзора № 1440 от 27.12.2012, устанавливающем размер платы за использование радиочастот с 01.01.2012 ошибочно включены разрешения ГУП РК «КРТК» № 06-006880 от 28.06.2006 (н.п. Усть-Цильма), № 06-006351 от 31.05.2006 (г. Воркута), № 06-006340 от 31.05.2006 (г. Печора) как действующее разрешение.
Необоснованное действие разрешений № 06-006880 от 28.06.2006 (н.п. Усть-Цильма), № 06-006351 от 31.05.2006 (г. Воркута), № 06-006340 от 31.05.2006 (г. Печора) при их переоформлении ГУП РК «КРТК» не указывает на предоставление Обществу нескольких радиочастот или обязанности внесении платы за один номинал радиочастоты дважды.
Соответственно, основания для повторного внесения платы за пользование радиочастот или радиочастотных каналов отсутствуют.
Кроме того, согласно пункту 11 статьи 24 Федерального закона № 126-ФЗ от 07.07.2003 разрешение на использование радиочастотного спектра прекращается во внесудебном порядке или срок действия такого разрешения не продлевается, в том числе, по основаниям невнесения пользователем радиочастотным спектром платы за его использование в течение тридцати дней со дня установленного срока платежа; невыполнения правопреемником реорганизованного юридического лица установленного пунктами 15 и 16 указанной статьи требования о переоформлении решения о выделении полос радиочастот и разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов.
Названные нормы являются императивными и не предусматривают издания каких-либо дополнительных актов, в частности приказов заявителя или обращений ответчика для прекращения действия таких разрешений.
Следовательно, разрешение на использование радиочастот прекращается в случае не переоформления разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов при реорганизации юридического лица, а также в случае невнесения пользователем радиочастотным спектром платы за его использование в течение тридцати дней со дня установленного срока платежа.
Так, в случае реорганизации юридического лица его правопреемник обязан подать в течение сорока пяти дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц заявление о переоформлении решения о выделении полос радиочастот в государственную комиссию по радиочастотам; разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов в федеральный орган исполнительной власти в области связи (пункт 15 Федерального закона № 126-ФЗ от 07.07.2003).
Заявителем в материалы дела не представлены доказательства того, что ответчик как правопреемник ГУП РК «КРТК» после 19.05.2011 подавал в Роскомнадзор заявление о переоформлении разрешений № 06-006880 от 28.06.2006, № 06-006340 от 31.05.2006, № 06-006351 от 31.05.2006.
Суд полагает необходимым отметить, что Роскомнадзор, являясь контролирующим органом, располагая сведениями о допущенных ответчиком нарушениях требований Федерального закона «О связи», имел возможность принять решение о прекращении действия выданных разрешений во внесудебном порядке, в том числе вправе был издать приказ о прекращении действий спорных разрешений на использование радиочастотного спектра по истечении 30 дней со дня установленного срока платежа, а не по истечении более одного года со дня указанного срока.
Принимая во внимание те обстоятельства, что ОАО «КРТК» не обладало разрешением на пользование радиочастотным спектром ввиду его непереоформления на себя, в отсутствие доказательств фактического использования ответчиком радиочастот и радиочастотных каналов по разрешениям № 06-006880 от 28.06.2006 (н.п. Усть-Цильма), № 06-006351 от 31.05.2006 (г. Воркута), № 06-006340 от 31.05.2006 (г. Печора) в спорный период, а также в отсутствие доказательств предоставления Обществу нескольких радиочастот или обязанности внесении платы за один номинал радиочастоты дважды (необходимости повторного внесения платы за пользование одних и тех же радиочастот или радиочастотных каналов), оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя, но взысканию не подлежат ввиду освобождения последнего от ее уплаты на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 216, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) отказать.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья И.Н. Гайдак