ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-11236/17 от 11.12.2017 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар

11 декабря 2017 года Дело № А29-11236/2017

Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2017 года, полный текст решения изготовлен 11 декабря 2017 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Гайдак И.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Колцун О.Я.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (межрайонное) (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Обществу с ограниченной ответственностью «Севергазторг» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

о взыскании 43 583 руб. 50 коп. штрафа

в отсутствие представителей сторон,

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (межрайонное) (далее – УПФР в г. Ухте Республики Коми (межрайонное), заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Севергазторг» (далее – ООО «Севергазторг», Общество, ответчик) о взыскании 43 583 руб. 50 коп. штрафа за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, начисленного на основании решения № 36 от 15.09.2016.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 16.08.2017 по делу № А29-11236/2017 заявление УПФР в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением от 10.10.2017 суд на основании части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению дела № А29-11236/2017 по общим правилам искового производства.

Ответчиком представлен отзыв и дополнения к нему (л.д. 70-71, 111-113), в которых ООО «Севергазторг» просит отказать в удовлетворении заявленных требований, указывает, что обстоятельства, выявленные УПФР в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) и указанные в заявлении о взыскании штрафа, не свидетельствуют о предоставлении страхователем недостоверных сведений о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование; неточности в сведениях о стаже не повлекли за собой занижение базы для начисления страховых взносов и исчисленных с нее страховых взносов. За представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, не влекущих за собой занижение суммы платежей, законом не предусмотрена ответственность. При предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может принять решение о корректировке этих сведений.

Пунктом 1.13 акта выездной проверки Обществу предложено представить корректирующие формы индивидуальных сведений вместе с формой РСВ-1 в отчетном периоде, в котором вступает в силу решение о привлечении к ответственности. Решение получено ООО «Севергазторг» 20.09.2016 и вступило и законную силу 30.09.2016. Срок сдачи отчетности за 9 месяцев 2016 года – 20.11.2016. Ответчиком скорректированные данные о застрахованных лицах были направлены в Управление 16.11.2016, что подтверждается протоколом входного контроля.

В решении № 36 от 15.09.2016 не содержится информации о том, за какое правонарушение Общество привлечено к ответственности и нет ссылок на документы, подтверждающие обстоятельства правонарушения, не указано какие именно из представленных сведений являются недостоверными либо неполными, в чем их недостоверность, о каких конкретно работниках представлены недостоверные сведения, в чем заключается вина ООО «Севергазторг».

Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии с требованиями статей 156, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

УПФР в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов ООО «Севергазторг» за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.

По результатам выездной проверки составлен акт № 31 от 05.08.2016 (л.д. 16-27) и вынесено решение № 36 от 15.09.2016 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (л.д. 42-57), в котором Общество, в том числе привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах в виде штрафа в размере 43 583 руб. 50 коп.

В соответствии с частью 3 статьи 19, статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 ответчику направлялось требование № 007S01160085321 от 17.10.2016 об уплате штрафа в размере 43 881 руб. 47 коп., в том числе 43 583 руб. 50 коп., в срок до 08.11.2016 (л.д. 59-60).

Так как требование не исполнено, УПФР в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) обратилось в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций.

Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке в силу прямого указания в законе.

Порядок взыскания штрафов до 01.01.2017 был установлен Федеральным законом № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ от 24.07.2009).

Согласно пункту 12 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).

На основании пункта 3 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (пункт 5 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009).

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма (пункт 7 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009).

В силу пунктов 5.5 и 5.7 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Названный закон с 01.01.2017 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Вместе с тем, согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, на правоотношения, связанные с контролем за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах (в том числе и положения статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации). В силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Как уже указывалось выше, ООО «Севергазторг» направлялось требование № 007S01160085321 от 17.10.2016 об уплате штрафа в размере 43 881 руб. 47 коп., в том числе 43 583 руб. 50 коп., в срок до 08.11.2016 (л.д. 59-60).

Арбитражным судом Республики Коми 01.03.2017 вынесен судебный приказ по делу № А29-1923/2017 о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «Севергазторг» в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (межрайонное) 43 583 руб. 50 коп. штрафа за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах на основании решения № 36 от 15.09.2016.

Определением от 15.03.2017 судебный приказ отменен.

С настоящим заявлением УПФР в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) обратилось в арбитражный суд 15.08.2017, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.

В силу статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено указанным кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Поскольку на день обращения УПФР в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) с настоящим заявлением в суд шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа не истек, суд считает возможным восстановить пропущенный срок подачи заявления на взыскание штрафных санкций.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, указанного Федерального закона, Федерального закона от 19.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» и Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки), а также сведений о детях.

На основании статьи 1 Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в редакции, действующей в спорный период, страхователь ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Как следует из статьи 15 Закона № 27-ФЗ, в редакции, действующей в спорный период, страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные указанным Федеральным законом.

Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год (статья 1 Закона № 27-ФЗ).

Частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в редакции, действующей в спорный период, устанавливалось, что за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.

В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

На основании части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам проведенной проверки полноты, правильности отражения индивидуального (персонифицированного) учета УПФР в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) было установлено представление ООО «Севергазторг» неполных (недостоверных) сведений в отношении 12 застрахованных лиц в части сведений о страховом стаже и стаже, дающем право на досрочное пенсионное обеспечение.

Так, установлены нарушения пункта 71 действующей на момент составления акта Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192п у следующих застрахованных лиц:

- у ФИО1 отражены периоды нахождения в командировках в г. Москве, г. Нижний Новгород с 13.02.2013 по 21.02.2013, с 25.02.2013 по 02.03.2013, с 23.03.2013 по 30.03.2013 с указанием территориальных условий «МКС»;

- у ФИО2 не отражен неоплачиваемый период с 21.10.2015 по 21.12.2015 с указанием параметра «НЕОПЛ», без указания территориальных условий;

- у Вилке Н.Г. не верно отражен период нахождения в служебной командировке в течение полного рабочего дня в районе Крайнего Севера (п. Чикшино Печорского района Республики Коми) с 02.10.2014 по 02.10.2014 с указанием территориальных условий «РКС»; не отражен период нахождения в командировке в течение полного рабочего дня в районе Крайнего Севера (г. Инта, Республика Коми) с 02.12.2015 по 02.12.2015 с указанием территориальных условий «РКС»;

- у ФИО3 не отражены периоды нахождения в командировке в течение полного рабочего дня в районе Крайнего Севера (г. Воркута, Республика Коми) с 18.01.2013 по 20.01.2013 с указанием территориальных условий «РКС», неверно отражен код территориальных условий в период нахождения в командировке в г. Вологда с 13.05.2013 по 17.05.2013;

- у ФИО4 неверно отражен период нахождения в командировке в течение полного рабочего дня в районе Крайнего Севера (г. Воркута, Республика Коми) с 09.04.2014 по 10.04.2014, в районе Крайнего Севера (г. Инта, Республика Коми) с 25.08.2014 по 29.08.2014; (КС-45 «Усинская», ст. ФИО5, Усинский район, Республика Коми) с 03.12.2014 по 06.12.2014, (КС-47 «Сынинская», Печорский район, Республика Коми) с 17.02.2015 по 20.02.2015, (г. Воркута, г. Инта, п. Янью (Печорский район), Республика Коми) с 24.03.2015 по 30.03.2015; не отражен период нахождения в командировке в течение полного рабочего дня в районе Крайнего Севера (ст. Сыня, Печорский район, Республика Коми) с 23.06.2014 по 23.06.2014, с 29.07.2014 по 29.07.2014, с 07.08.2014 по 07.08.2014 (п. Кожва, Печорский район, Республика Коми) с 15.07.2014 по 15.07.2014, (КС-45 «Усинская», ст. ФИО5, Усинский район, Республика Коми) с 17.09.2014 по 17.09.2014, с 25.09.2014 по 25.09.14, с 14.10.2014 по 14.10.2014, с 19.12.2014 по 19.12.2014, с 24.12.2014 по 26.12.2014, (г. Воркута, Республика Коми) с 01.10.2014 по 01.10.2014, с 06.05.2015 по 08.05.2015, с 25.05.2015 по 27.05.2015, с 18.06.2015 по 19.06.2015, (г. Инта, п. Кожва, Республика Коми) с 21.10.2014 по 22.10.2014, (г. Воркута, КС-45 «Усинская», КС-42 «Яранская» Республика Коми) с 10.07.2015 по 12.07.2015, с 29.07.2015 по 30.07.2015, с 11.09.2015 по 17.09.2015, (КС-45 «Усинская», г. Инта, п. Сыня, п. Изъяю, п. Чикшино (Печорский район) Республика Коми) с 29.10.2015 по 30.10.2015, с 17.11.2015 по 20.11.2015 с указанием территориальных условий «РКС»; не отражен период нахождения в командировке в течение полного рабочего дня в районе Крайнего Севера (г. Печора, Республика Коми) с 05.11.2014 по 06.11.2014 с указанием территориальных условий «РКСМ»; не отражен период работы Западный Соплеск (Вуктыльский район, Республика Коми) с 20.06.2015 по 30.06.2015 с указанием территориальных условий «МКС»;

- у ФИО6 неверно отражен период нахождения в командировке в течение полного рабочего дня в районе Крайнего Севера (КС-41 «Байдарацкая», Ненецкий автономный округ, Тюменская область) с 16.04.2013 по 23.04.2013, с 25.06.2014 по 25.06.2014; не отражен период нахождения в командировке в течение полного рабочего дня в районе Крайнего Севера (п. Чикшино, п. Изъяю (Печорский район) Республика Коми) с 17.01.2014 по 17.01.2014, (п. Кожва (Печорский район) Республика Коми) с 15.07.2014 по 15.07.2014, (г. Воркута, Республика Коми) с 18.02.2015 по 19.02.2015; в г. Москве с 06.10.2015 по 08.10.2015 с указанием территориальных условий «РКС», «РКСМ»;

- у ФИО7 неверно отражен оплачиваемый период получения пособия по временной нетрудоспособности с 25.03.2013 по 29.03.2013;

- у ФИО8 неверно отражен код территориальных условий в очередном оплачиваемом отпуске с 13.08.2015 по 15.09.2015 (необходимо было указать «РКС»);

- у ФИО9 неверно отражен код территориальных условий в очередном оплачиваемом отпуске с 07.08.2015 по 02.09.2015, с 27.11.2014 по 03.12.2014, с 20.12.14 по 23.12.2014, с 14.05.2015 по 09.06.2015, с 10.09.2015 по 29.09.2015 (необходимо было указать «РКС»);

- у ФИО10 не отражен период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 15.03.2013 по 15.03.2013 с указанием параметра «НЕОПЛ» (указан параметр «ВРНЕТРУД»); отражен период нахождения в командировке в г. Санкт-Петербург с 24.09.2014 по 26.09.2014 с указанием территориальных условий «МКС»;

- у ФИО11 неверно отражен код территориальных условий в очередном оплачиваемом отпуске с 01.08.2014 по 14.08.2014, с 01.07.2015 по 06.07.2015 с указанием территориальных условий «РКС» (вместо «РКСМ»); неверно отражен код территориальных условий в период получения пособия по временной нетрудоспособности с 30.10.2015 по 27.11.2015, в очередном оплачиваемом отпуске с 12.12.2015 по 31.12.2015 («МКСР» вместо «РКС»);

- у ФИО12 неверно отражен период нахождения в командировке в течение полного рабочего дня в районе Крайнего Севера (г. Воркута, Республика Коми) с 20.11.2013 по 27.11.2013.

Расчет финансовой санкции по указанным нарушениям приведен в таблице № 2 в решении № 36 от 15.09.2016 (л.д. 54, оборот.) и составляет 42 033 руб. 19 коп.

По результатам проверки наличие недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в том числе, в результате занижения базы для начисления страховых взносов, не выявлено. В то же время указано на необходимость представления корректирующих сведений индивидуального (персонифицированного) учета о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица по форме, действовавшей в том периоде, за который выявлены ошибки с учетом выявленных расхождений за отчетный период 9 месяцев 2016 года.

Указанные корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица по форме, действовавшей в том периоде, за который выявлены ошибки, с указанием отчетного периода – 9 месяцев 2016 года, на двенадцать застрахованных лиц, представлены Обществом 16.11.2016, т.е. после вынесения решения.

Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н (зарегистрирован в Минюсте России 16.02.2010 № 16440) утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция). Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 21.12.2016 № 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2017 № 45549).

Согласно пункту 34 Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета, страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.

Пунктом 41 Инструкции установлено, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.

В соответствии с пунктами 57, 58 Инструкции индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с настоящей Инструкцией и инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утверждаемой Пенсионным фондом Российской Федерации.

Индивидуальные сведения, предусмотренные настоящей Инструкцией, могут представляться в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. В этом случае юридическая сила представленных документов должна подтверждаться электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 1 «Об электронной цифровой подписи». Вопрос о возможности и порядке представления информации в электронной форме страхователем самостоятельно или через уполномоченного представителя решается территориальным органом фонда совместно с конкретными страхователями или уполномоченными представителями и оформляется соглашением об обмене электронными документами в системе электронного документооборота.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения, предусмотренные настоящим пунктом, страхователь представляет ежеквартально в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом № 212-Фз от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»: на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом; в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

В части 10 статьи 15 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в орган контроля за уплатой страховых взносов по форматам и в порядке, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Как ранее указывалось, ООО «Севергазторг» направлены заявителю по телекоммуникационным каналам связи корректирующие формы индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц, по которым Фондом были выявлены расхождения, 16.11.2016.

Квитанцией и положительным протоколом проверки подтверждается, что направленные Учреждением корректирующие формы индивидуальных сведений были приняты Фондом.

Между тем, спорные сведения представлены по истечении двухнедельного срока с момента обнаружения спорных несоответствий и после принятия решения № 36 от 15.09.2016 по результатам проверки, что свидетельствует о наличии оснований для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, доводы ответчика в этой части отклоняются судом.

УПФР в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) в решении № 36 от 15.09.2016 установлено представление ООО «Севергазторг» неполных (недостоверных) сведений в части сведений о страховом стаже и стаже, дающем право на досрочное пенсионное обеспечение:

- у ФИО1 отражены периоды нахождения в командировках в г. Москва, г. Нижний Новгород с 13.02.2013 по 21.02.2013, с 25.02.2013 по 02.03.2013, с 23.03.2013 по 30.03.2013 с указанием территориальных условий «МКС» (сумма штрафа составляет 716 руб. 34 коп.);

- у ФИО3 отражен период нахождения в командировке в г. Вологда с 13.05.2013 по 17.05.2013 с указанием территориальных условий «МКС» (сумма штрафа составляет 1 062 руб. 13 коп.);

- у ФИО6 отражен период нахождения в командировке в г. Москва с 06.10.2015 по 08.10.2015 с указанием территориальных условий «МКС» (сумма штрафа составляет 648 руб. 47 коп.);

- у ФИО10 отражен период нахождения в командировке в г. Санкт-Петербург с 24.09.2014 по 26.09.2014 с указанием территориальных условий «МКС» (сумма штрафа составляет 1 620 руб. 79 коп.).

Статьей 16 Федерального закона 01.04.1996 № 27-ФЗ на органы Пенсионного фонда Российской Федерации возложена обязанность осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным законом.

Лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Закона.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 названного Федерального закона утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в соответствии с пунктом 4 которых в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включая досрочную трудовую пенсию по старости за работу на Крайнем Севере, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (пункт 5).

Согласно пункту 11 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 330 руб. 60 коп. в месяц.

Одним из основных условий для установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в размере, предусмотренном пунктом 11 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Таким образом, основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности служит условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в проверяемом периоде заявитель направлял своих работников (ФИО1, ФИО3, ФИО6, ФИО10) в служебные командировки за пределы районов Крайнего Севера и мест, приравненных к районам Крайнего Севера. Данные командировки относятся непосредственно к профессиональной деятельности работников, являются обязательной частью их трудовой деятельности.

При этом в указанные периоды сотрудники заявителя продолжали состоять в трудовых отношениях с работодателем - ООО «Севергазторг», в эти периоды им начислялась заработная плата, исчислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации понятие «служебная командировка» предусматривает выполнение служебных поручений вне места постоянной работы.

На работников, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха тех объединений, предприятий, учреждений, организаций, в которые они командированы.

Статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации им гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с выполнением указанных поручений.

Поскольку в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности служит условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, то периоды командировок по направлению работодателя должны включаться в этот льготный стаж, поскольку за работником на этот период в соответствии с действующим законодательством сохраняется средняя заработная плата, а, следовательно, уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, поскольку период нахождения в командировке является работой по должности, то и исчисление стажа в такой период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

Положениями действующего законодательства в области социального обеспечения не предусмотрено исключение из специального стажа периодов нахождения работников в командировках за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Вместе с тем, УПФР в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) вопреки приведенным нормам материального права, сделан незаконный вывод о том, что период командировки, протекавший за пределами районов Крайнего Севера и мест, приравненных к районам Крайнего Севера, не может быть включен в подсчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии. Поскольку временное нахождение работника в период служебной командировки вне местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, не может служить основанием для признания того, что территориальные условия труда гражданина, работающего в организации, расположенной в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (код «МКС»), изменились, ООО «Севергазторг» правомерно исчисляло и уплачивало в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы с заработной платы работников находящихся в командировках вне северных районах с указанием кода «МКС».

Кроме того, заявителем установлено, что в отношении ряда работников не отражены неоплачиваемые дни, неверно отражен соответствующий период (неоплачиваемые дни).

Так, у ФИО7 неверно отражен оплачиваемый период получения пособия по временной нетрудоспособности с 25.03.2013 по 29.03.2013 (код территориальных условий проставлен верно) (сумма штрафа составляет 527 руб. 31 коп.); у ФИО10 не отражен период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 15.03.2013 по 15.03.2013 с указанием параметра «НЕОПЛ» (код территориальных условий проставлен верно) (сумма штрафа составляет 844 руб. 74 коп.).

Между тем, в соответствии со статей 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу статьи 16 Закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.

Пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 № 987н (действующей в проверяемый период), предусмотрено представление корректирующих сведений в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Следовательно, при представлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, Фонд может с соблюдением установленной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.

В данном случае отметки «НЕОПЛ» проверены УПФР в г. Ухте Республики Коми (межрайонное), соотнесены с табелями учета рабочего времени и другими документами по учету кадров, и могут быть уточнены (проставлены) в индивидуальных лицевых счетах работников.

Исследовав материалы дела, суд установил, что указанные нарушения не повлекли искажение стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение. Страховые взносы также Обществом исчислены правильно, неуплаты страховых взносов или неправильного их отражения (в отношении НЕОПЛ) не имеется.

Оценив сведения, представляемые страхователем в соответствии с требованиями статьи 11 Закона № 27-ФЗ, проанализировав данную норму права, а также вышеназванное не проставление отметок «НЕОПЛ», неверное проставление периода «НЕОПЛ», суд приходит к выводу, что ООО «Севергазторг» не допущено представление недостоверных сведений, указанных в пункте 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ. Данные неточности (ошибки) в представленных Обществом сведениях, подлежащие корректировке, не являются недостоверными сведениями.

Следовательно, Общество неправомерно привлечено к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ в указанной части.

Также по результатам выездной проверки ООО «Севергазторг» на основании справки Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Республики Коми выявлено занижение базы для начисления страховых взносов по выплатам страхового обеспечения за 2013 год на сумму 6 527 руб. 97 коп., в том числе по работникам:

- ФИО13 в сумме 937 руб. 92 коп.,

- ФИО14 в сумме 787 руб. 15 коп.,

- ФИО15 в сумме 902 руб. 40 коп.,

- ФИО16 в сумме 3 900 руб. 50 коп.;

за 2015 год на сумму 4640 руб. 16 коп. по работнику ФИО12

Расчет финансовой санкции по указанным нарушениям приведен в таблице № 2 в решении № 36 от 15.09.2016 (л.д. 54) и составляет 1 550 руб. 31 коп.

Вместе с тем часть 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.

В соответствии со статьей 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.

Другими словами, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.

Информации о том, что страхователь не представил эти сведения или представил недостоверные, не имеется.

В то же время обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон № 27-ФЗ не предусматривает.

При указанных обстоятельствах, оснований для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ у УПФР в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) также не имелось.

Указанная правовая позиция отражена Определение Верховного Суда РФ от 16.09.2015 № 304-КГ15-5008 по делу № А70-6034/2014.

Согласно пункту 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» статья 44 Закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения) признана утратившей силу.

Вместе с тем постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Закона № 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом № 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).

При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данный вывод, однако, не означает восстановление действия положений Закона № 212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы.

В силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом № 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях, соответственно: от 15.07.1999 № 11-П, от 11.03.1998 № 8-П, от 12.05.1998 № 14-П и от 30.07.2001 № 13-П, санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости, соразмерности, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.

В данном случае в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд считает возможным уменьшить размер финансовой санкции, установив наличие смягчающих вину Общества обстоятельств.

Приняв во внимание характер совершенного заявителем нарушения и степень общественной опасности совершенного деяния, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, а также принимая во внимание наличие обстоятельств, смягчающих ответственность ответчика в совершении правонарушения, а именно: совершение данного правонарушения впервые; своевременную уплату страховых взносов; соразмерность штрафа объему допущенного нарушения; отсутствие со стороны заявителя систематических нарушений законодательства Российской Федерации в сфере пенсионного страхования (иного из решения не следует).

Суд полагает, что указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о наличии смягчающих ответственность обстоятельств и считает возможным снизить размер подлежащего взысканию в оставшейся части суммы штрафа до 3 000 руб.

Обстоятельства, отягчающие ответственность страхователя судом не установлены, а ответчиком доказательства наличия таких обстоятельств в решении № 36 от 15.09.2016 не приведены.

Существенные нарушения порядка привлечения страхователя к ответственности, обстоятельств, исключающих привлечение ответчика к ответственности за совершение правонарушения, и обстоятельств, исключающих вину Общества в совершении правонарушения, судом не установлены.

На момент рассмотрения дела в суде сведения об уплате ООО «Севергазторг» взыскиваемой суммы штрафа в материалах дела отсутствуют. Требования предъявлены в пределах установленного законом срока.

На основании изложенного, требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со статьями 102,110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 180-181, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (межрайонное) удовлетворить частично.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Севергазторг», находящегося по адресу: <...>, зарегистрированного в качестве юридического лица 15.06.1999 Администрацией города Ухты, основной государственный регистрационный номер <***>, в доход бюджета 3 000 руб. штрафа, а также в доход федерального бюджета 138 руб. государственной пошлины.

Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья И.Н. Гайдак