Арбитражный суд Республики Коми
Именем Российской Федерации
Решение
г. Сыктывкар
«07» апреля 2008 года Дело № А29-1137/2008
(дата оглашения резолютивной части решения)
«14» апреля 2008 года
(дата изготовления мотивированного решения)
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Шипиловой Э.В., при ведении протокола судьей Шипиловой Э.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого Акционерного общества «Фирменные магазины Сыктывкарского ЛВЗ»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
о признании недействительным п. 1 решения № 02-39-348 от 01.02.2008 года,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1;
от ответчика: ФИО2;
установил:
Закрытое Акционерное Общество «Фирменные магазины «Сыктывкарского ЛВЗ» (далее - Общество) обратилось с заявлением о признании недействительным п. 1 решения № 02-39-348 от 01.02.2008 года Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее –Управление).
Управление с заявленными требованиями не согласно, доводы изложены в отзыве на заявление.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, судом установлено следующее.
В адрес Управления поступило заявление № 27-рек/а от 17.10.2007 года от Коми региональной общественной организации «Комиссия по защите прав человека «Мемориал» о распространении на входной двери, оконном стекле фасада, внутри торгового зала магазина № 704, на входной двери магазина № 711(магазины находятся по адресу: <...>) при помощи постеров (исполнены в различной цветовой гамме) рекламы следующего содержания: «Сыктывкарский ликеро-водочный завод и фирменные магазины СЛВЗ объявляют весенний месяц скидок с 4 по 31 мая- 7% на серию «Таежный романс» и бальзам. Спешите попробовать!» с изображением товарного знака «СЛВЗ» и словесным обозначением «Таежный романс» на красном фоне.
По мнению заявителя, размер предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции в названной рекламе составляет менее 10% рекламной площади, в связи с чем нарушены требования ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О рекламе», а также в нарушение п. 6 ч. 2 ст. 21 указанного закона реклама алкогольной продукции распространена на расстоянии менее 100 метров до МДОУ Детский сад № 80.
Управлением проведена проверка, в ходе которой установлено следующее:
Модуль «Весенний месяц скидок «Таежный романс» является рекламой исходя из следующих признаков: распространен при помощи постеров, размещенных на входной двери, в оконном стекле фасада, внутри торгового зала магазина № 704, на входной двери магазина № 711; адресован неопределенному кругу лиц; направлен на привлечение внимания к объектам рекламирования: серии алкогольной продукции «Таежный романс» и бальзаму, формирование или поддержание интереса к ним, их продвижение на рынке, посредством использования в рекламе, в частности следующих выражений «Сыктывкарский ликеро-водочный завод и фирменные магазины «СЛВЗ» объявляют весенний месяц скидок с 4 по 31 мая-7% на серию «Таежный романс» и бальзам. Спешите попробовать!» с изображением товарного знака «СЛВЗ» и словесным обозначением «Таежный романс» на красном фоне.
Из материалов проверки следует, что настойка сладкая «Рябиновая на коньяке» , «Клюквенная» относятся к серии «Таежный романс» и являются алкогольной продукцией. Согласно письму Общества № 347 от 08.10.2007 года в период с 04.05.2007 по 31.05.2007 года реализации со скидкой подлежали: алкогольная продукция (настойки) и кондитерские изделия (пряники) серии «Таежный романс»; бальзам «Олом вын» ( «Сила жизни»).
Управлением сделан вывод о том, что реклама «Весенний месяц скидок «Таежный романс», распространенная на входной двери, в оконном стекле фасада, внутри торгового зала магазина № 704, на входной двери магазина № 711, является рекламой алкогольной продукции.
В силу ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В представленном письме Общества № 347 от 08.10.2007 года копии постера с рассматриваемой рекламой содержится предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции.
Площадь рекламного модуля «Весенний месяц скидок «Таежный романс» составила 546 кв.см., а площадь предупреждения составила 15,73 кв.см., что составило 2,8% от площади рекламного модуля.
Согласно п. 6 ч. 2 ст.21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
Из представленного Администрацией МОГО «Сыктывкар» информационно-графического материала, из цифровой карты города Сыктывкара, следует, что расстояние от здания магазина № 711 (Сыктывкар, ул. Коммунистическая,31) до здания детского сада № 80 составляет 41 м.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 12 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1119 года «Об образовании» дошкольные учреждения относятся к образовательным.
01.02.2008 года Управлением принято решение № 02-39-348, п. 1 которого реклама алкогольной продукции «Сыктывкарский ликеро- водочный завод и фирменные магазины» СЛВЗ» объявляют весенний месяц скидок с 4 по 31 мая-7% на серию «Таежный романс» и бальзам» Спешите попробовать!», распространенная на входной двери, оконном стекле фасада, внутри торгового зала магазина № 704, на входной двери магазина № 711, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.ч. 2,3 ст. 21 Федерального закона «О рекламе».
Общество не согласилось с указанным пунктом решения и обжаловало его в судебном порядке.
В своих доводах заявитель указал на то, что предупредительная надпись на рекламном модуле о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции составляет 10%, а расстояние от образовательного учреждения до магазина, на котором размещалась реклама, составляет более ста метров.
Заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Частью 3 статьи 21 указанного закона предусмотрено, что реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).
Управлением установлено, что площадь рекламы «Весенний месяц скидок «Таежный романс», составила 546 кв.см., а площадь содержащегося в ней предупреждения составила 15,73 кв. см., что составило 2,8% рекламной площади.
В соответствии п.4 статья 3 38 Закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В решении Управления указано на нарушение Обществом п.6 ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с п.6 ч. 2 ст. 21 Закона « О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться: в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
Управление сделало вывод о том, что расстояние от здания магазина № 711 до здания детского сада № 80 составило 41 м. исходя из информационно-графического материала из цифровой карты города Сыктывкара.
Обществом в материалы дела представлен акт от 30.01.2008 года, утвержденный начальником управления по земельным ресурсам и землеустройству АМО ГО «Сыктывкар», которым в результате проведенных замеров установлено, что расстояние от входа в магазин до входа на территорию детского сада по сложившемуся пути следования пешеходов составляет 103,5 м., до центрального входа в здание детского сада 120,2 м.
Управлением это довод в ходе проверки не опровергнут.
06 февраля 2008 года составлен акт, утвержденный начальником управления по земельным ресурсам и землеустройству АМО ГО «Сыктывкар»,составленный помощником прокурора г. Сыктывкара, начальником отдела геодезии ООО «ГеоКом», в присутствии главного специалиста управления по земельным ресурсам и землеустройству АМО ГО «Сыктывкар»о том, что по маршруту, указанному представителем прокуратуры проведены работы по определению расстояний от входа в магазин № 711 до входа на территорию детского сада по пути следования пешеходов, расстояние составило 92,2 м., до центрального входа в здание детского сада 112 м.
20 марта 2008 года заместитель главы администрации г. Сыктывкара в адрес руководителя Управления направил сообщение № 01-08/1885, в котором указал, что акт от 30 января 2008 года недействителен, т.к. Управление по земельным ресурсам и землеустройству письмом от 06.02.2008 года отозвало свои подписи в нем на основании решения Верховного суда Республики Коми.
Указанные документы получены после принятия Управлением решения.
В ходе проверки Управлением не установлено фактическое расстояние между входом в магазин до входа на территорию детского сада № 80, тогда как при определении 100-метровой зоны от границ территорий образовательных организаций следует руководствоваться кадастровым планом, который (если таковой имелся) не был истребован Ответчиком у соответствующего органа.
На основании изложенного, мотивированное решение в части нарушения Обществом п. 6 ч. 2 ст. 21 Закона « Рекламе» при определении 100-метровой зоны Управлением принято неправомерно.
Решение № 02-39-348 от 01.02.2008 года о признании рекламы алкогольной продукции ненадлежащей, принято Управлением правомерно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
На решение в течение месяца со дня принятия (изготовления) может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Арбитражного суда Республики Коми Э.В. Шипилова