ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-11861/15 от 26.04.2016 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

05 мая 2016 года     Дело № А29-11861/2015

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2016 года , полный текст решения изготовлен мая 2016 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Князевой А.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козыревой Е.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в городе Сыктывкаре Республики Коми (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «ЭНЕРГОСЕРВИС-НЕВА» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

о взыскании штрафных санкций,

при участии:

от заявителя: не явился;

от ответчика:не явился;

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «ЭНЕРГОСЕРВИС-НЕВА» штрафных санкций за предоставление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в размере 23 693 рублей 28 копеек.

Определением суда от 12.11.2015 года заявление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с нормами статей 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 24.08.2015 осуществлён переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства.

Ответчик в установленные сроки, отзыв на заявление не представил.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «ЭНЕРГОСЕРВИС-НЕВА» в соответствии со статьей 6 Федерального Закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и зарегистрирован в качестве страхователя по месту осуществления деятельности в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (далее – Управление ПФР).

В период с 23.04.2015 по 11.06.2015 года Управлением ПФР в отношении Общества проведена выездная проверка полноты (достоверности) предоставления необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений страхователя, что отражено в Акте камеральной проверки от 24.06.2015 № 35.

При проведении проверки должностным лицом Управления ПФР были выявлены факты представления недостоверных сведений в отношении застрахованных лиц.

В ходе проведения выездной проверки на основании статьи 37 Федеральный закон от 24 июля 2009 № 212-ФЗ плательщику страховых взносов вручено требование о представлении документов № 2 от 15.05.2015 г., которое было получено руководителем ФИО1 лично 15.05.2015 г., что подтверждается подписью на требовании.

Требование о представлении документов № 2 от 15.05.2015 г. исполнено частично. Страхователем не были представлены документы в количестве 18 шт.:

- должностные инструкции работников за период работы 01.01.2012 г. по 31.12.2014г.: ФИО2, ФИО3, ФИО4;

- личные карточки формы Т-2 работников: ФИО2, ФИО3, ФИО4;

- справки о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ) за период с 01.01.2012 г. по 31.12.2014 г. : ФИО2, ФИО3, ФИО4;

- карты аттестации рабочих мест по условиям труда: производитель работ - 1 шт., электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке - 1 шт., мастер строительных и монтажных работ;

- отчет о проведении специальной оценки условий труда;

- договоры подряда (субподряда) с заказчиками за период с 01.01.2012 г. по 31.12.2014г.;

- акты о приемке выполненных работ (форма КС-2) за период с 01.01.2012 г.  по 31.12.2014 г.;

- приказы о назначении ответственных лиц по объектам строительства за период с 01.01.2012 г. по 31.12.2014 г.

- выписки из общего журнала работ за период с 01.01.2012 г. по 31.12.2014 г.

По результатам указанной проверки Управление ПФР вынесено Решение от 23.07.2015 года № 59 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в виде штрафа в размере 23693 рубля 28 копеек за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений за 2012, 2013, 2014 года.

С целью досудебного урегулирования спора ответчику направлено Требование от 21 августа 2015 года № 59 об уплате штрафа в размере 23693,28 руб. в срок до 10.08.2015 года.

Поскольку сумма штрафа в установленный срок ответчиком не уплачена, Управление ПФР обратилось в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании указанной суммы штрафа.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ настоящий федеральный закон является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

При этом под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ответчиком были представлены не достоверные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2012, 2013, 2014 года.

Непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах влечет финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (часть 3 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ).

Расчет суммы штрафа произведен Управлением ПФР исходя суммы страховых взносов, подлежащих уплате страхователем и отраженных в декларации (расчете) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2012, 2013, 2014 года в размере 23693,28 руб.

Ответчик контррасчет суммы начисленного штрафа в суд не предоставил, возражений против удовлетворения требований Управления ПФР не заявил.

Решение от 23 июля 2015 года № 59 Обществом не было оспорено в установленном порядке, в том числе - в судебном, а доказательства, подтверждающие отсутствие события правонарушения, ответчиком суду не были представлены.

Сведения о добровольной уплате взыскиваемой суммы штрафа в материалах дела отсутствуют.

Нарушения процедуры привлечения ответчика к ответственности судом не были установлены.

В силу части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Статьей 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, Решением Управления ПФР к Обществу обоснованно применены финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ.

Судом установлено, что существенных нарушений порядка рассмотрения материалов проверки, органом пенсионного фонда не допущено, возражений относительно порядка привлечения к ответственности со стороны Учреждением не заявлено, требования предъявлены в пределах установленного срока. Сведения о добровольной уплате взыскиваемой суммы штрафа в материалах дела отсутствуют.

Суд считает, что имеются основания для снижения штрафа.

Так,  Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19.01.2016 N 2-П признал подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" не соответствующими Конституции Российской Федерации, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов.

Также в названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.

Суд, исследовав обстоятельства совершенного Обществом правонарушения и степень его вины, а также оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, считает, что имеются смягчающие ответственность обстоятельства, а именно, факт принятия к рассмотрению Арбитражным судом Республики Коми заявления о банкротстве ООО «ЭНЕРГОСЕРВИС-НЕВА».

Принимая во внимание формальный характер состава правонарушения, приведенные обстоятельства, а также действия принципа соразмерности, выражающего требования справедливости и предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (постановление 11-П от 15.07.1999 Конституционного Суда Российской Федерации), суд считает возможным снизить размер штрафа до 10 000 рублей.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаченной истцом  государственной пошлины распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЭНЕРГОСЕРВИС-НЕВА» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации  10000 руб. штрафных санкций.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЭНЕРГОСЕРВИС-НЕВА» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>) в доход федерального бюджета 844 руб. государственной пошлины.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья                                                                                  А.А. Князева