ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-11924/2021 от 30.11.2021 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар

30 ноября 2021 года Дело № А29-11924/2021

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Басманова П.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Злобиной К.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества «Боксит тимана» (ИНН:1117000011, ОГРН:1021101067085) к Печорскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН:1103001093, ОГРН:1021100813799) о признании незаконным и отмене постановления,

в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,

установил:

Акционерное общество «Боксит тимана» (далее – АО «Боксит тимана», заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Печорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Печорское управление Ростехнадзора, административный орган) от 22.09.2021 №25-06-116/2021 по делу об административном правонарушении, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 230 000 руб.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 01.11.2021 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 26.11.2021.

Поскольку возражений от сторон против перехода из предварительного в судебное заседание по первой инстанции в суд не поступило, суд в порядке пункта 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) завершил предварительное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции, о чем сделана отметка в протоколе судебного заседания. В судебном заседании объявлен перерыв до 30.11.2021.

Печорское управление Ростехнадзора по Республике Коми с заявленными требованиями не согласилось, полагает, что оспариваемое постановление является законным, оснований для его отмены не имеется. Подробно доводы изложены в отзыве.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства. Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд рассматривает дело без участия представителей сторон.

Суд, изучив материалы дела, установил следующее.

В соответствии с решениями руководителя Печорского управления Ростехнадзора от 29.07.2021 № Р-250-29, № Р-250-32, № Р-250-33 в отношении АО «Боксит тимана» 16.08.2021 проведена выездная плановая проверка соблюдения пользователем недр обязательных требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, соблюдения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов «Средне-Тиманский бокситовый рудник АО «Боксит тимана» (регистрационный номер № А25-00292-0017, II класс опасности) и «Склад взрывчатых материалов» (регистрационный номер № А25-00292-0006, III класс опасности) по месту осуществления деятельности: 169200, Республика Коми, Княжпогостский район, Средне-Тиманский бокситовый рудник, 140 км Северо-Западнее г. Ухты.

В ходе проверки административный орган установил нарушения Обществом пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пункта 1 статьи 9, статья 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ), пунктов 972, 1039, 1064, 1170-1174 Правил безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому и технологическому надзору от 08.12.2020 №505 (далее – Правила №505), пунктов 26, 26.9, 28, 408, 410, 416, 435, 437, 561 Правил безопасности при производстве, хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому и технологическому надзору от 03.12.2020 №494 (далее – Правила № 494), которые выразили в следующем.

На участках ведения горных работ не обеспечено регулирование движения автомобильного транспорта дорожными знаками, регулирующими скорость и порядок движения автомобилей, технологических дорогах карьера устанавливаются техническим руководителем организации. Отсутствуют схемы движения автомобильного транспорта на участках погрузки и транспортирования полезного ископаемого. Допускается эксплуатация автомобильного транспорта укомплектованного упорами (башмаками) для подкладывания под колеса, изготовленными из древесного материала и имеющими расколы и трещины, что не обеспечивает безопасность работ, предусмотренных технологией применения автотранспорта. Работы с использованием горных, транспортных и дорожных машин ведутся по проекту производства работ (паспорту), утвержденному в 2020 году. Паспорт загрузки находящийся в кабине автосамосвала, не подписан техническим руководителем предприятия.

В проектах на бурение отсутствует сведения об ознакомлении с порядком ведения буровых работ (машинист бурового станка, инженерно-технический состав участка буровзрывных работ).

Должностная инструкция главного геолога, старшего горного мастера, горного мастера АО «Боксит Тимана» разработана на основе не действующей нормативной правовой документации, не переработана в связи со вступлением в силу с 01.01.2021 Федеральных норм и Правил № 505, № 494.

Должностная инструкция главного маркшейдера, заместителя главного маркшейдера, маркшейдера АО «Боксит Тимана» разработана на основе по действующей нормативной правовой документацией, не переработана в связи со вступлением в силу с 01.01.2021 Федеральных норм и Правил № 505, № 494, а также «Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1467.

Не переработан Приказ № БТ-19-П361 от 31.05.2019 и регламент технологического производственного процесса «Обращение со взрывчатыми материалами промышленного назначения» в связи с изменениями в законодательстве.

Нет ознакомления работников с регламентом технологического производственного процесса «Обращение со взрывчатыми материалами».

Не переработана должностная инструкция заведующего складом взрывчатого материала, в связи с тем, что склад перерегистрирован из временного в постоянный.

Полы на складе неровные с щелями, плохо прокрашены. Головки железных гвоздей и болтов, применяемых для укрепления полок в хранилищах взрывчатых материалов, не на всех стеллажах утоплены полностью.

Не представлены наряд-путевки на производство взрывных работ для отпуска взрывчатых материалов взрывникам, ведомость состояния заземлителей молниезащиты на складе взрывчатых материалов, подтверждающие документы о наличии резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварии в 2021 году, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Результаты проверки отражены в акте от 16.08.2021 № 25-06-60, №25-06-62. Постановлением от 22.09.2021 №25-06-116/2021 Печорское управление Ростехнадзора привлекло Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Объективная сторона указанного административного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

Понятие промышленной безопасности опасных производственных объектов дано в статье 1 Закона № 116-ФЗ как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 116-ФЗ требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Таким образом, по смыслу вышеуказанных правовых норм обязанность соблюдения положений Закона № 116-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности, возлагается на организацию, осуществляющую эксплуатацию опасного производственного объекта по целевому назначению.

В соответствии с пунктом 972 Правил №505 горные работы по проведению траншей, разработке уступов, дражных полигонов, отсыпке отвалов должны вестись в соответствии с проектом и локальными проектами (паспортами) с учетом инженерно-геологических условий, утвержденными техническим руководителем объекта. В паспорте указываются размеры рабочих площадок, берм, углы откоса, высота уступа, призма обрушения, расстояния от горного и транспортного оборудования до бровок уступа или отвала. При изменении горно-геологических условий ведение горных работ должно быть приостановлено до пересмотра паспорта. С паспортом должны быть ознакомлены под подпись все работники, осуществляющие контроль и выполняющие работы. Запрещается ведение горных работ без утвержденного паспорта, а также с отступлением от него.

Согласно пункту 1039 Правил №505 работы с использованием горных, транспортных и дорожных машин должны вестись по проекту производства работ (паспорту). Паспорта должны находиться в кабинах машин. Запрещается ведение горных работ без утвержденного паспорта, а также с отступлениями от него. Транспортирование (буксировка) самоходных горных машин и вспомогательного оборудования, включая комплектные трансформаторные подстанции, комплектные распределительные устройства, приключательные пункты, на территории объекта горных работ разрешается только с применением жесткой сцепки и при осуществлении специально разработанных организацией мероприятий, обеспечивающих безопасность транспортирования. Транспортирование машин и оборудования с применением других видов сцепки, использованием двух и более тягачей должно осуществляться по мероприятиям с оформлением наряда-допуска.

В случае внезапного прекращения подачи электроэнергии персонал, обслуживающий механизмы, обязан перевести пусковые устройства электродвигателей и рычаги управления в положение «Стоп» (нулевое). Запрещается присутствие посторонних лиц в кабине и на наружных площадках машин и механизмов при их работе, кроме лиц технического надзора и лиц, имеющих разрешение технического руководителя организации. Конструктивные элементы оборудования, трапы и площадки должны ежесменно очищаться от горной массы и грязи.

Ответственное лицо за выпуск горнотранспортного оборудования на линию, после проверки его технического состояния, выдает водителям (операторам) путевые листы с указанием мер безопасного производства работ с занесением записи в бортовой журнал (пункт 1064 Правил №505)

В соответствии с пунктом 1170 Правил №505 каждый автомобиль должен иметь технический паспорт, содержащий его основные технические и эксплуатационные характеристики. Находящиеся в эксплуатации карьерные автомобили должны быть укомплектованы: средствами пожаротушения; знаками аварийной остановки; медицинскими аптечками; упорами (башмаками) для подкладывания под колеса; звуковым прерывистым сигналом при движении задним ходом; устройством блокировки (сигнализатором) поднятия кузова под воздушной линией для самосвалов грузоподъемностью 30 т и более; двумя зеркалами заднего вида; средствами связи. На линию автомобили должны выпускаться при условии, если все их агрегаты и узлы, обеспечивающие безопасность движения, а также безопасность других работ, предусмотренных технологией применения автотранспорта, находятся в технически исправном состоянии. Они должны также иметь необходимый запас горючего и комплект инструмента, предусмотренный заводом-изготовителем. Запрещается использование открытого огня (паяльных ламп, факелов) для разогревания масел и воды. Объекты открытых горных работ для этих целей должны быть обеспечены стационарными пунктами пароподогрева (электроподогрева) в местах стоянки машин. Водители должны иметь при себе документы на право управления соответствующим автомобилем. Водители, управляющие автомобилями с дизель-электрической трансмиссией, должны иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже II.

В силу пункта 1171 Правил № 505 при проведении капитальных ремонтов и в процессе последующей эксплуатации в сроки, предусмотренные заводом-изготовителем (по перечню), должна производиться дефектоскопия узлов, деталей и агрегатов большегрузных самосвалов, влияющих на безопасность движения.

Согласно пункту 1172 Правил № 505 движение автомобилей должно регулироваться дорожными знаками. Скорость и порядок движения автомобилей, автомобильных и тракторных поездов на технологических дорогах карьера устанавливаются техническим руководителем организации. Буксировка неисправных самосвалов грузоподъемностью 27 т и более должна осуществляться специальными тягачами. Запрещается оставлять на проезжей части дороги неисправные самосвалы.

В соответствии с пунктом 1173 Правил № 505 работа на объекте открытых горных работ водителей транспортных средств должна производиться после инструктирования по мерам безопасности, практического ознакомления с маршрутами движения и выдачи удостоверения на право работы на объекте открытых горных работ. Водителям автомобилей и самоходного горнотранспортного оборудования должны выдаваться путевые листы. Въезд на территорию объекта ведения горных работ (горного отвода) автомобилей, тракторов, тягачей, погрузочных, грузоподъемных машин, принадлежащих другим организациям, должен осуществляться с разрешения руководства организации, эксплуатирующей объект, после инструктажа водителя (машиниста) с записью в специальном журнале.

Контроль за техническим состоянием самосвалов, соблюдением правил дорожного движения должен обеспечиваться должностными лицами объекта организации, а при эксплуатации автотранспорта - подрядной организацией, работающей на основании договора, должностными лицами подрядной организации. При выпуске на линию и возврате в гараж должен обеспечиваться предрейсовый и послерейсовый контроль водителями и должностными лицами технического состояния автотранспортных средств в порядке и в объемах, утвержденных техническим руководителем организации (пункт 1174 Правил № 505).

Согласно пункту 26 Правил № 505 на каждый производственный процесс в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты ведения горных работ, обогащения полезных ископаемых, должны разрабатываться регламенты технологических производственных процессов в соответствии с требованиями, содержащимися в настоящем пункте. Отклонения от требований и параметров, установленных регламентами технологических производственных процессов, не допускаются. Регламенты технологических производственных процессов должны разрабатываться на каждый производственный процесс, определенный Правилами, и должны содержать: специфику и особенности организации выполнения основных и вспомогательных производственных процессов в каждом структурном подразделении объекта; требования к порядку эксплуатации и ремонту технических устройств, применяемых в конкретном технологическом производственном процессе; порядок и последовательность выполнения конкретных технологических операций (работ); мероприятия по обеспечению контроля за производственными процессами, промышленной и пожарной безопасностью, недопущению и предотвращению аварий, инцидентов, случаев травматизма и утрат взрывчатых материалов, установленного режима вентиляции.

Пункт 26.9 Правил № 505 содержит перечень обязательных сведений, которые должны содержаться в регламенте технологических производственных процессов.

Прием взрывчатых материалов, их погрузка (выгрузка) должны выполняться на складе взрывчатых материалов или в специально отведенном охраняемом месте (на погрузочно-разгрузочной площадке) и под наблюдением назначенного лица, имеющего право руководства взрывными работами, или заведующего складом взрывчатых материалов. К операциям по погрузке (выгрузке) взрывчатых материалов могут привлекаться работники, ознакомленные под подпись с мерами безопасности при обращении с взрывчатыми материалами. Погрузочно-разгрузочная площадка, за исключением площадок, расположенных на территории складов взрывчатых материалов, в околоствольных дворах шахт, рудников, штолен и надшахтных зданиях, должна оборудоваться в соответствии с проектом. К местам погрузки (выгрузки) взрывчатых материалов не должны допускаться лица, не имеющие отношения к погрузке (выгрузке) взрывчатых материалов. Место погрузки (выгрузки), меры безопасности, а также порядок погрузки (выгрузки) взрывчатых материалов в околоствольных дворах шахт, рудников, штолен и надшахтных зданиях должны определяться распорядительным документом шахты (рудника) (пункт 28 Правил №494).

В соответствии с пунктом 408 Правил №494 на основе типового проекта разрабатывается проект буровзрывных (взрывных) работ (проект массового взрыва) для конкретных условий, состоящий из: а) технического расчета со схемой расположения скважин и графическими материалами (рекомендуемый образец приведен в приложении № 10 к настоящим Правилам); б) таблицы параметров взрывных работ (рекомендуемый образец приведен в приложении № 11 к настоящим Правилам); в) распорядка проведения массового взрыва (рекомендуемый образец приведен в приложении № 12 к настоящим Правилам).

Согласно пункту 410 Правил №494 в каждой организации, ведущей взрывные работы, должен быть разработан документ, определяющий порядок подготовки и проведения массовых взрывов, который утверждает технический руководитель организации, ведущей взрывные работы, или лицо, его замещающее. Порядок подготовки и проведения массовых взрывов с привлечением подрядной организации должен определяться совместным документом заказчика и подрядчика. В порядке подготовки и проведения массовых взрывов должны быть предусмотрены меры оповещения о массовых взрывах работников организации, ведущей взрывные работы, и организаций, расположенных вблизи мест проведения взрывных работ, органов местного самоуправления (в необходимых случаях) и населения.

Ответственный руководитель массового взрыва обязан организовать ознакомление работников с документацией по взрыву, довести до них порядок его подготовки и проведения, необходимые меры безопасности (пункт 416 Правил №494).

В соответствии с пунктом 435 Правил №494 в помещениях для хранения взрывчатых материалов полы должны быть без щелей, ровные, а стены - побелены или покрашены.

На стеллажах ящики, мешки и другие места с взрывчатыми материалами должны размещаться не более чем по два в высоту и в штабелях (стропконтейнерах) - в соответствии с требованиями стандартов (технических условий). Вскрытые места с взрывчатыми материалами групп B и C должны размещаться только в один ряд по высоте. Высота верхних полок стеллажей для указанных взрывчатых материалов не должна превышать 1,7 м и для прочих - 2 м. Расстояние между каждыми двумя полками должно быть таким, чтобы между ящиками (мешками) с взрывчатыми материалами и полками над ними оставались зазоры не менее 4 см. По ширине полки запрещается ставить ящики более чем в два ряда, а при размещении возле стен при отсутствии прохода - более чем в один ряд. Головки железных гвоздей и болтов, применяемых для укрепления полок в хранилищах взрывчатых материалов, необходимо утапливать полностью. Доски полок стеллажей должны настилаться с промежутками до 3 см. Нижняя полка должна быть сплошной (пункт 437 Правил №494).

Согласно пункту 561 Правил №494 наряд-путевка на производство взрывных работ (рекомендуемый образец приведен в приложении № 18 к настоящим Правилам) служит для отпуска взрывчатых материалов взрывникам. В наряд-путевке указывается: фамилия, имя, отчество (при наличии) взрывника, дата и место производства взрывных работ (наименование выработок, уступов, иных объектов), количество подлежащих взрыванию зарядов в шпурах (скважинах), массу зарядов в шпурах (скважинах), количество выписанных взрывчатых веществ и средств инициирования с указанием номеров изделий, количество выданных взрывчатых веществ и средств инициирования с указанием номеров изделий; количество взорванных зарядов в шпурах (скважинах) с указанием массы зарядов; количество израсходованных взрывчатых веществ и средств инициирования с указанием номеров изделий; общий расход взрывчатых материалов; остаток взрывчатых материалов, удостоенные подписью заведующего складом или раздатчика; фамилии и инициалы рабочих, привлекаемых к доставке взрывчатых материалов. Допускается вносить в бланк наряд-путевки дополнения, обеспечивающие полноту учета взрывчатых материалов. Наряд-путевка должна подписываться руководителем взрывных работ, назначенным распорядительным документом организации, ведущей взрывные работы. На шахтах и рудниках, опасных по газу или пыли, кроме того, наряд-путевка должна подписываться руководителем службы вентиляции или лицом, его замещающим и утверждаться техническим руководителем шахты (рудника) или лицом, его замещающим. После взрывных работ взрывник, на имя которого выписана наряд-путевка, и руководитель взрывных работ в смене должны подтвердить своими подписями в наряд-путевке фактический расход взрывчатых материалов по назначению. Остатки взрывчатых материалов по окончании взрывных работ должны быть сданы взрывниками лично лицу, ответственному за выдачу и приемку взрывчатых материалов (раздатчику, заведующему складом взрывчатых материалов). Заполненная наряд-путевка по окончании взрывных работ должна быть сдана взрывниками лично лицу, ответственному за выдачу и приемку взрывчатых материалов (раздатчику, заведующему складом взрывчатых материалов). Передача наряда-путевки другим лицам и необоснованная задержка ее сдачи являются нарушением установленного порядка. Взрывчатые материалы не должны выдаваться взрывникам, не отчитавшимся в израсходовании ранее полученных взрывчатых материалов. Наряд-путевка является на складе основанием для записи выданных взрывчатых материалов в Книгу учета выдачи и возврата взрывчатых материалов, а заполненная после окончания работы - для списания их в Книге учета прихода и расхода взрывчатых материалов.

В силу пункта 9.3 Приложения № 494 к Правилам № 494 результаты наружного осмотра молниезащиты оформляются актом, а результаты измерения сопротивления заземлителей заносятся в ведомость состояния заземлителей молниезащиты по прилагаемой форме.

В соответствии со статьей 15 Закона № 116-ФЗ обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Нарушения нашли свое подтверждение, в связи с чем в действиях Общества имеются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ. В этой связи оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.

Оснований для применения положений статьи 2.9, 4.1.1 КоАП РФ суд не усматривает. Невыполнение требований законодательства в области промышленной безопасности, имеющих место в данном случае при эксплуатации опасного производственного объекта, может привести к его неправильной эксплуатации, невозможности своевременного и достаточного устранения его неисправности, а в результате и к негативным последствиям, в том числе к угрозе жизни и здоровью людей, причинения существенного ущерба чужому имуществу.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае в деле не имеется достаточных и надлежащих доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.

Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено, а равно обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.

Надлежащее извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, постановления о привлечении к административной ответственности подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.

Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, применительно к обстоятельствам настоящего дела, суд считает возможным уменьшить размер административного штрафа.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении юридическому лицу административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Судом установлено, что оспариваемое постановление не содержит сведений об установлении отягчающих обстоятельств и какого-либо правового обоснования назначения наказания в виде штрафа в размере 230 000 руб. При этом санкция статьи части 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа от 200 000 руб.

В соответствии с положениями статей 1.2, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ суд считает возможным снизить размер назначенного Обществу административного наказания в виде штрафа в размере 230 000 рублей до 200 000 руб., учитывая, что размер штрафа в указанном размере в данной ситуации согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

В соответствии с правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце втором пункта 19 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом таких обстоятельств.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным и изменить в части назначенного наказания постановление Печорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.09.2021 №25-06-116/2021, согласно которому Акционерное общество «Боксит тимана» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снизив размер штрафа до 200 000 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его изготовления во Второй арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья П.Н. Басманов