ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-12432/2021 от 19.01.2022 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар

26 января 2022 года Дело № А29-12432/2021

Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2022 года, полный текст решения изготовлен 26 января 2022 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Индейкиной Ю.А.,

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания помощником судьи Чуркиным А.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя Гасояна Кярама Шириновича (ИНН: 667803664430, ОГРНИП: 320665800173345),

к обществу с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» (ИНН: 1102055018, ОГРН: ОГРН: 1071102001695),

об обязании заключить договор,

при участии представителей до объявления перерыва в судебном заседании:

от истца: не явился;

от ответчика: Грищенко Ю.А. по доверенности от 10.01.2022 № 1/2022,

установил:

индивидуальный предприниматель Гасоян Кярам Ширинович (далее - Предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» (далее - Общество, ответчик) об обязании заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО, пункт 12 которого, изложив в следующей редакции: «Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03 июня 2016 года № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО», следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов – 1 контейнер в неделю».

Истец надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте проведения судебного заседания до перерыва, явку своего представителя не обеспечил. От истца поступило ходатайство о рассмотрения дела без участия его представления.

От ответчика поступил отзыв на исковое заявление, доводы которого поддержал в ходе судебного заседания. Возражает против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на недостаточность контейнеров, необходимых для накопления ТКО. По расчетам регионального оператора, исходя из нормативного объема ТКО, в день требуется 9 контейнеров объемом 0,75 куб.м. Кроме того, ответчик указывает на то, что периодичность вывоза ТКО региональным оператором должна соответствовать срокам временного накопления несортируемых ТКО, установленным санитарными правилами и нормами.

Истцом в материалы дела представлены возражения на отзыв ответчика, в которых на удовлетворении исковых требований настаивает. Ответчик предлагает истцу увеличить количество или объем установленного контейнера в виду того, что нормативный объем образования ТКО, применительно к объекту истца больше, чем расчетный объем исходя из зарегистрированного контейнера. Однако, деятельность истца не предусматривает сверхнормативного образования ТКО. На объекте ИП Гасоян К.Ш. образуется три вида отходов в соответствии с классификацией по ФККО это: отходы производства бумаги и бумажных изделий (отходы упаковки и упаковочных материалов из бумаги и картона незагрязненные); отходы продукции из пластмасс, не содержащих галогены, незагрязненные; отходы пищевой продукции, органические остатки (отходы пищевые), других видов отходов, входящие в другие разделы ФККО, на объекте не образуется. Картон и пластик истец в соответствии с заключенными договорами передает на переработку. Таким образом, в силу пунктов 5 и 8 Правил коммерческого учета, учет ТКО на площадке истца с учетом избранного способа расчета и указанного в заявке на заключение договора должен вестись исходя из количества и объема контейнера для накопления ТКО. В силу закона выбор способа определения стоимости услуг по обращению с ТКО оставлен на усмотрение потребителя и требование ответчика о нормативном методе определения объема ТКО противоречит закону и интересам истца и является злоупотреблением ответчиком монопольным положением на рынке данных услуг.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 12.01.2022 объявлялся перерыв до 19.01.2022 до 16 час. 00 мин.

Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Коми в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей: от истца – не явился, от ответчика Грищенко Ю.А. по доверенности от 10.01.2022 № 1/2022.

От истца поступило заявление об уточнении в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковых требований. Просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» заключить с индивидуальным предпринимателем Гасояном Кярамом Шириновичем договор на оказание услуг по обращению с ТКО, изложив пункт 12 его в следующей редакции: «Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03 июня 2016 года № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО», следующим способом: исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов».

В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Заявление судом рассмотрено и удовлетворено. На основании данной нормы права уточнения судом приняты, поскольку их принятие не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

Изучив материалы дела, исследовав все имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к следующим выводам.

ООО «Региональный оператор севера» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми (соглашение от 22.06.2018, заключенное с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми).

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости Предприниматель является собственником нежилых помещений общей площадью 11 033,9 кв.м., расположенных по адресу: Республика Коми, город Воркута, бульвар Пищевиков, дом 17б (этаж № 1 кадастровый номер 11:16:1704005:4190 площадью 2 450,8 кв.м., этаж № 2 кадастровый номер 11:16:1704005:4189 площадью 2 145 кв.м., этаж № 3 кадастровый номер 11:16:1704005:4188 площадью – 2 191,9 кв.м., этаж № 4 кадастровый номер 11:16:1704005:4191 площадью 2 159,9 кв.м., этаж № 5 кадастровый номер 11:16:1704005:4187 площадью 2 086,3 кв.м.).

Истцом заключены договоры аренды с ООО «Альбион-2002» (площадь помещения – 140 кв.м.), ООО «Воркутинская швейная фабрика» (площадь помещения – 2 071,5 кв.м.), ООО «ДНС Ритейл» (площадь помещения – 755,7 кв.м.). После заключения договоров аренды, и в связи с тем, что арендаторы истца самостоятельно заключили с ответчиком договоры на вывоз ТКО, за истцом осталась общая площадь объектов оптово-розничной торговли 8 066,07 кв.м. В отношении указанной площади и направлен для заключения договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 18.05.2021 № 481/РО-ПФ.

Предпринимателем в реестр накопления ТКО внесены сведения о месте (площадке) накопления ТКО по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Б. Пищевиков, д. 17-Б.

О данных обстоятельствах свидетельствует акт ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» от 15.06.2021 № 1383/2021/20302, в котором зафиксировано, что контейнерная площадка накопления ТКО, расположенная по адресу: г. Воркута, бул. Пищевиков, д. 17б (географические координаты 67.500129 сев.ш., 64.068204 вост.д.) расположена на огражденной территории торгового центра по адресу г. Воркута, булл. Пищевиков, д. 17б и предназначена для сбора ТКО, в том числе раздельного, от осуществления деятельности объектов торговли в торговом центре по адресу г. Воркута, булл. Пищевиков, д. 17б: торговый центр «Максима» (ИП Гасоян К.Ш.); ООО «Альбион 2002». Площадь площадки 20,8 кв.м., на площадке планируется установка одного бункера по КГО объемом 8 куб.м., пяти контейнеров объемом 0,75 куб.м. каждый: три контейнера (цвет зеленый) для сбора ТКО, один контейнер (цвет синий) для сбора бумаги и картона, один контейнер (цвет желтый) для сбора пластика (полиэтиленовая пленка). Заявленная площадка соответствует требованиям п. 4, п. 6 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Из письма Управления городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута» от 21.06.2021 № 05-03/4-3429 следует, что принято решение о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО по адресу Республика Коми, г. Воркута, ул. Бульвар Пищевиков, д. 17б (географические координаты 67.500129 сев.ш., 64.068204 вост.д.) в реестр мест (площадок) накопления ТКО.

Общество в адрес Предпринимателя направило проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 18.05.2021 № 481/РО-ПФ, по условиям пункта 12 которого предложило производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 г. № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО», следующим способом: п.п. 1 (приложение № 2) исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

При этом, согласно приложению № 1 к договору от 18.05.2021 № 481/РО-ПФ объем принимаемых ТКО за год составляет 2258,35332 куб.м. Оплата за оказание услуг производится на основании норматива по объекту «ТЦ «Максима»» (169900 Коми Республика, г. Воркута, б-р. Пищевиков, д. 17б) в размере 0,28 куб.м./год в отношении общей площади помещения 8 066,7 кв.м. (приложение № 2 к договору).

Не согласившись с предложенной ответчиком редакцией пункта 12 договора, истец направил в адрес ответчика протокол разногласий от 31.05.2021, в котором настаивал на учете объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО и фактически вывезенных ООО «Региональный оператор Север» твердых коммунальных отходов.

При этом, письмами от 22.06.2021 № 4 и от 15.09.2021 № 46, в которых указывал на организацию контейнерного раздельного сбора мусора, разъяснял о том, что с места накопления следует вывозить ТКО 1 контейнер объемом 0,75 куб.м.

Поскольку ответчик в протоколе урегулирования разногласий настаивал на своей редакции пункта 12 договора и между сторонами возникли разногласия относительно порядка определения объема ТКО, то в целях их урегулирования Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В силу пункта 4 указанной статьи условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее - Правила коммерческого учета, Правила № 505), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила обращения с ТКО, Правила № 1156).

Правила обращения с ТКО устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 8(1) Правил обращения с ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся в нежилых помещениях с лицами, владеющими такими нежилыми помещениями на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(4) Правил обращения с ТКО).

Названными Правилами определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов является способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов (пункт 25).

На основании изложенного, юридические лица, в деятельности которых помимо отходов производства образуются ТКО, обязаны заключить договор с региональным оператором, в котором определяется способ учета количества ТКО.

Подпунктом «а» пункта 5 Правил коммерческого учета предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

При этом, согласно пункту 6 Правил обращения с ТКО в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил, то есть расчетным путем.

При раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 настоящих Правил, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов (пункт 8 названных Правил).

Возражая против удовлетворения требования, Общество настаивает на определении объема ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, поскольку, по мнению последнего, истцом не соблюден количественный объем контейнеров при организации раздельного сбора.

Таким образом, ответчик настаивал на возможности определения его объема при заключении договора в силу подпункта «а» пункта 5 Правил коммерческого учета только расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и площади принадлежащих Предпринимателю помещений.

Изучив материалы дела, исследовав все имеющиеся в деле доказательства, суд признает требования истца подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Пунктом 25 Правил № 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по обращению с ТКО является способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов и нормативы их накопления.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется, в том числе расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема либо количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления.

Таким образом, владельцы нежилых помещений обязаны заключить договор с региональным оператором, в котором определяется способ учета количества ТКО.

Согласно пункту 8 Правил № 505 при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 Правил № 505, то есть по количеству и объему контейнеров.

Указанная норма права предусматривает коммерческий учет твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, или из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов. Отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления твердых коммунальных отходов позволяет собственнику твердых коммунальных отходов осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 одним из альтернативных способов расчета.

Изложенные выводы подтверждаются решением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17.02.2021 № АКПИ20-956.

Как указано в данном решении, предусмотренный пунктом 8 Правил № 505 порядок направлен на стимулирование собственников ТКО осуществлять раздельное накопление ТКО, образованных на территории субъектов Российской Федерации, организовавших деятельность по раздельному накоплению отходов. Раздельное накопление и сбор ТКО является необходимым условием достижения данных стратегических целей и задач и не может рассматриваться как установление избыточных требований в области обращения с отходами. Отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления ТКО позволяет собственнику ТКО осуществлять коммерческий учёт ТКО в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 одним из альтернативных способов расчёта. Таким образом, даже в случае отсутствия раздельного накопления ТКО на территории регионального оператора в целях осуществления расчётов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учёт ТКО осуществляется расчётным путём либо исходя из фактического количества и объёма контейнеров для накопления ТКО, либо в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.

Как следует из материалов дела, на территории истца с июня 2021 года организовано и согласовано место накопления твердых коммунальных отходов, то есть оборудована собственная контейнерная площадка по адресу: Республика Коми, г. Воркута, Б. Пищевиков, д. 17б, с географическими координатами 67.500129, 64.068204. На данной площадке размещено: 1 бункер под КГО объемом 8 куб. м., 3 контейнера (цвет зеленый) под ТКО, 1 контейнер (цвет синий) – отходы бумаги и картона, 1 контейнер (цвет желтый) – отходы пластика (полиэтиленовая пленка), все контейнеры объемом 0,75 куб. м. Из перечисленных контейнеров и бункера, ООО «Альбион 2002» использует для накопления 2 контейнера зеленого цвета под ТКО.

Данные обстоятельства Обществом не оспариваются.

Более того, Обществом в материалы дела представлен составленный им акт о техническом состоянии контейнерной площадки и контейнеров от 25.11.2021, расположенной по адресу: г. Воркута, бульвар Пищевиков, д.17б, и принадлежащей истцу. Указанным актом вышеуказанные обстоятельства подтверждаются.

Следовательно, у истца организован в установленном действующим законодательством порядке контейнерный сбор мусора. Кроме того, Предприниматель организовал на площадке накопления ТКО контейнера для раздельного сбора мусора и заключил 16.06.2021 договор № 74-06/21 с ООО «Унивекс-Север» по приему/сбору и вывозу (транспортировке) отходов производства ?-?V класса опасности, а именно отсортированный пластик (полиэтиленовая пленка) и отходы бумаг и картона. Так же истцом заключен договор на вывоз КГО с ООО «Топ офис».

Источниками образования ТКО, которые складируются в месте (площадке) накопления ТКО, являются ИП Гасоян К.Ш. (торговый центр «Максима») и ООО «Альбион 2002». Истец использует для накопления ТКО - 1 бункер для накопления крупногабаритных отходов объемом 8 куб.м., 1 контейнер зеленого цвета объемом 0,75 куб.м., 1 контейнер для накопления отходов бумаги и картона синего цвета объемом 0,75 куб.м., 1 контейнер для отходов пластика, полиэтиленовой пленки объемом 0,75 куб.м.

Таким образом, учитывая представленные сторонами доказательства организации Предпринимателем раздельного сбора ТКО на своей площадке, что следует из материалов дела, то учет объема ТКО при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО надлежит производить исходя из установленных у потребителя количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов.

При изложенных обстоятельствах пункт 12 договора от 18 мая 2021 года № 481/РО-ПФ на оказание услуг по обращению с ТКО следует урегулировать в следующей редакции: «Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03 июня 2016 года № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО», следующим способом: пункты 1, 2 (приложение № 1) исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов».

Достаточных и допустимых доказательств необходимости установки Предпринимателем более одного контейнера для ТКО при организации раздельного сбора, в материалы дела Обществом не представлено.

Кроме того, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что два другие контейнера зеленого цвета объемом 0,75 куб.м., расположенные на контейнерной площадке, используются также для складирования ТКО, образующихся на территории торгового центра «Максима», арендатором истца ООО «Альбион-2002».

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы истца по уплате государственной пошлины относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу истца.

Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170, 171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» (ИНН: 1102055018, ОГРН: 1071102001695) заключить с индивидуальным предпринимателем Гасояном Кярамом Шириновичем (ИНН: 667803664430, ОГРНИП: 320665800173345) договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 18.05.2021 № 481/РО-ПФ, изложив пункт 12 договора в следующей редакции: «Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03 июня 2016 года № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО», следующим способом: пункты 1, 2 (приложение № 1) исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов».

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» (ИНН: 1102055018, ОГРН: 1071102001695) в пользу индивидуального предпринимателя Гасояна Кярама Шириновича (ИНН: 667803664430, ОГРНИП: 320665800173345) 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Выдать исполнительный лист по заявлению истца после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объёме. Кассационная жалоба на решение может быть подана в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Ю.А. Индейкина