АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
25 июня 2014 года Дело № А29-1246/2014
Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2014 года, полный текст решения изготовлен 25 июня 2014 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Войнова С.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества «Коми энергосбытовая компания»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
(ИИН: 1101481197, ОГРН: <***>)
при участии третьего лица: Службы Республики Коми по тарифам
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: ФИО2 – по доверенности №90/14 от 14.03.2014, Удовенко С.В. – по доверенности №10/14 от 27.12.2013,
от Коми УФАС России: ФИО3 – по доверенности от 15.01.2014,
от третьего лица: ФИО4 – по доверенности №4 от 10.01.2014 (до перерыва),
свидетеля: ФИО5 – паспорт (до перерыва),
установил:
Открытое акционерное общество «Коми энергосбытовая компания» (далее ОАО «Коми энергосбытовая компания») обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее Коми УФАС России) об оспаривании постановления от 05.02.2014 №02-17/1003 о привлечении к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 25.03.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Служба Республики Коми по тарифам.
В отзыве на заявление от 25.03.2014 (л.д. 33-35, т. 1) административный орган просит отказать в удовлетворении заявления, поскольку заявителем, как субъектом розничного рынка электроэнергии, в нарушение Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 №24, не раскрыта полная информация о ценах (тарифах) в установленный срок, при этом заявитель не предпринимал каких-либо действий для получения необходимых для формирования предложений данных.
Служба Республики Коми по тарифам в письме от 14.04.2014 (л.д. 4, т. 2) сообщила, что изначально отказала заявителю в открытии дела по установлению тарифов на электрическую энергию, ввиду не опубликования последним предложений о размере цен (тарифов), предложило заявителю воспользоваться действующими в 2013 году ценами (тарифами) в сфере электроэнергетики, а также параметрами Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годы. Впоследствии заявитель опубликовал необходимые данные на своем официальном сайте, в связи с чем Служба Республики Коми по тарифам приняла решение об открытии дела.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали требование о признании постановления незаконным.
Представители административного органа и третьего лица с позицией заявителя не согласны.
Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснил, что применение параметров прогнозов предусмотрено Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 №20-э/2, предельные уровни цен на электрическую энергию устанавливаются для субъектов Российской Федерации, а цены (тарифы) на электрическую энергию, поставляемую населению, устанавливаются не для заявителя конкретно, а для всех субъектов рынка.
Ходатайство заявителя об истребовании у Федеральной службы по тарифам разъяснений суд отклонил, поскольку оно направлено на разрешение по существу спора, подлежащего рассмотрению судом.
В судебном заседании судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 12 часов 00 минут 24.06.2014, после окончания которого судебное разбирательство по делу продолжено.
После перерыва представители заявителя и административного органа поддержали свои доводы и возражения, выступив в прениях.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
23.05.2013 в Коми УФАС России поступило заявление Службы Республики Коми по тарифам от 21.05.2013 исх. №03-02/2242 (л.д. 150, т. 1) о нарушении ОАО «Коми энергосбытовая компания» положений статьи 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Из заявления Службы Республики Коми по тарифам следует, что ОАО «Коми энергосбытовая компания» не раскрыло предложения о размерах следующих цен (тарифов) на 2014 год:
- предложений о ценах (тарифах) и предельных (минимального и (или) максимального) уровнях цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей;
- предложений о ценах (тарифах) и предельных (минимального и (или) максимального) уровнях цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей;
- предложений о сбытовых надбавках для прочих потребителей.
Коми УФАС России с целью проверки доводов Службы Республики Коми по тарифам 17.06.2013 произвело осмотр интернет-сайта ОАО «Коми энергосбытовая компания» (л.д. 135, 136 , т. 1), о чем составило акт (л.д. 145, 147, т. 1).
Из содержания вышеуказанного акта следует, что информация, содержащаяся на официальном сайте ОАО «Коми энергосбытовая компания», свидетельствует об отсутствии следующих сведений:
- предложений о ценах (тарифах) и предельных (минимального и (или) максимального) уровнях цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей;
- предложений о ценах (тарифах) и предельных (минимального и (или) максимального) уровнях цеп (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в неновые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей;
- предложений о сбытовых надбавках для прочих потребителей.
В письме от 24.06.2013 исх. №02-20/5301 (л.д. 146, т. 1) Коми УФАС России сообщило Службе Республики Коми по тарифам о продлении срока рассмотрения заявления до 23.08.2013 и запросило у ОАО «Коми энергосбытовая компания» письмом от 20.06.2013 исх. №02-07/5193 (л.д. 144, т. 1) копии документов, подтверждающих опубликование необходимой информации.
Письмом от 05.12.2013 исх. №02-17/10403 (л.д. 141, т. 1) Коми УФАС России просило ОАО «Коми энергосбытовая компания» обеспечить явку законного представителя 27.12.2013 для составления протокола об административном правонарушении. Данное письмо вручено заявителю, согласно уведомлению о вручении, 06.12.2013 (л.д. 142, т. 1).
Протокол об административном правонарушении №АШ-39-12/13 от 27.12.2013 (л.д. 55-58, т. 1) составлен Коми УФАС России в присутствии защитника ОАО «Коми энергосбытовая компания» ФИО6
Определением от 31.12.2013 (л.д. 54, т. 1) рассмотрение дела №АШ-39-12/13 назначено на 14.01.2014.
Названные протокол об административном правонарушении и определение направлены заявителю письмом от 31.12.2013 исх. №02-17/11378 и вручены последнему, согласно уведомлению о вручении, 09.01.2014 (л.д. 53, т. 1).
Определением от 14.01.2014 (л.д. 51, т. 1) срок рассмотрения дела продлен до 14.02.2014, рассмотрение дела отложено на 05.02.2014, в связи с необходимостью представления дополнительных документов. Указанное определение вручено ответчику, согласно уведомлению о вручении, 23.01.2014 (л.д. 49, т. 1).
На рассмотрение дела 05.02.2014 законный представитель заявителя не явился, присутствовали защитники Щеголев Е.Н., Удовенко С.В., действующие на основании общей доверенности.
Постановлением Коми УФАС России от 05.02.2014 №02-17/1003 (л.д. 40-45, т. 1) ОАО «Коми энергосбытовая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ; заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Из содержания материалов административного и настоящего дел следует, что ОАО «Коми энергосбытовая компания» письмом от 30.04.2013 исх. №101/2195 (л.д. 21, т. 1) обратилось в Службу Республики Коми по тарифам об открытии дела по установлению тарифов на электрическую энергию на 2014 год.
Служба Республики Коми по тарифам письмом от 21.05.2013 исх. №03-02/2241 (л.д. 151, т. 1) отказала в открытии дела, сообщив ОАО «Коми энергосбытовая компания» об отсутствии на официальном сайте последнего предложений о размерах цен (тарифов) на 2014 год, подлежащих регулированию в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178.
В письмах от 29.05.2013 исх. №101-2/2634 (л.д. 23-24, т. 1), от 01.07.2013 исх. №101/3241 (л.д. 120. т. 1), адресованных Службе Республики Коми по тарифам и Коми УФАС России соответственно, ОАО «Коми энергосбытовая компания» указало, что не является субъектом оптового и розничного рынков, для которого утверждаются тарифы па выработку электрической энергии (мощности), тарифы на услуги по передаче электрической энергии (мощности), а также тарифы на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией. Заявитель не обладает информацией, содержащей предложения по ценам (тарифам) производителей электрической энергии, организаций, оказывающих услуги по её передаче, а также инфраструктурных организаций, на 2014 год. Пункт 17 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденных Приказом ФСТ России от 30.10.2012 №703-э, определяет, что при расчете сбытовых надбавок по группе «прочие потребители» должны использовался установленные регулирующими органами тарифы на средневзвешенную стоимость электрической энергии и (или) мощности, которые на момент подготовки писем не утверждены. ОАО «Коми энергосбытовая компания» просило Службу Республики Коми по тарифам направить утвержденные тарифы на средневзвешенную стоимость электрической энергии и (или) мощности на 2 полугодие 2014 года.
Служба Республики Коми по тарифам в письме от 31.05.2013 исх. №01-02/2471 (л.д. 22, т. 1) предложило воспользоваться заявителю для определения на 2014 год составляющих конечных тарифов, не относящихся к сбытовой надбавке, действующими в 2013 году ценами (тарифами) в сфере электроэнергетики, а также параметрами Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годы.
В дополнение к письму от 31.05.2013 исх. №01-02/2471 Служба Республики Коми по тарифам в письме от 24.10.2013 исх. №01-02/4768 (л.д. 10, т. 2) сообщила заявителю, что параметрами Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015-2016 годы, а также параметрами, учтенными при разработке проекта предельных уровней тарифов на электрическую энергию по Республике Коми на 2014 год, предусмотрено:
- в части тарифом на электрическую энергию для населения - рост с 01.07.2014 на 4,2%;
- в части составляющих конечных тарифов для прочих потребителей — сохранение индикативных цен на покупку электрической энергии (мощности) с ОРЭМ, тарифов компании розничной генерации, тарифов на услуги по передаче электрической энергии и мощности (ОАО «ФСК ЕЭС» и единых (котловых) тарифов), в течение всего 2014 года на уровне 2-го полугодия 2013 года; рост инфраструктурных платежей – на 4,2% с 01.07.2014.
В письме от 28.11.2013 исх. №109/6249 (л.д. 11, т. 2) заявитель сообщил третьему лицу о размещении требуемой информации на официальном сайте ОАО «Коми энергосбытовая компания», указал на использование им для определения составляющих конечных тарифов, не относящихся к сбытовой надбавке, параметров, указанных в письме Службы Республики Коми по тарифам от 24.10.2013 исх. №01-02/4768.
В свою очередь, Служба Республики Коми по тарифам в письме от 09.12.2013 исх. №03-02/5549 (л.д. 140, т. 1) уведомила Коми УФАС России об урегулировании вопроса, отсутствии в действиях ОАО «Коми энергосбытовая компания» состава правонарушения, просило рассмотреть вопрос о прекращении административного производства.
Письмом от 23.12.2013 исх. №119/б/н (л.д. 59-60, т. 1) ОАО «Коми энергосбытовая компания» сообщило Коми УФАС России о раскрытии предложения в требуемом объеме и направило запрошенные административным органом документы, а в письме от 30.01.2014 исх. №119/469 (л.д. 137-138, т. 1) изложило причины невозможности опубликования предложения в части величины сбытовой надбавки по группе «прочие потребители» в установленный срок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 №24 утверждены Стандарты раскрытия информация субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии (далее Стандарты).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 №24 Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы, Федеральная служба по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках своих полномочий осуществляют государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Стандартов под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
В силу пункта 3 Стандартов субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем:
1) опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с
федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее официальные печатные издания):
2) опубликования в электронных средствах массовой информации;
3) предоставления но письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.
В соответствии с пунктом 3(1) Стандартов субъекты рынков электрической энергии направляют сведения о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим документом, в органы государственной власти, осуществляющие контроль за раскрытием соответствующей информации, в срок, не превышающий 15 дней со дня ее опубликования.
Согласно пунктам 2, 3 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации oт 04.05.2011 №442:
- «субъекты розничных рынков» - участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии (далее розничные рынки), а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;
- субъектами розничных рынков являются: потребители; исполнители коммунальной услуги; гарантирующие поставщики; энергосбытовые, энергоснабжающие организации; производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках; сетевые организации; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление на розничных рынках (системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах).
В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
В соответствии с Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 05.10.2006 №56/1 ОАО «Коми энергосбытовая компания» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Коми.
Таким образом, ОАО «Коми энергосбытовая компания» является субъектом розничного рынка электроэнергии, следовательно, на заявителя распространяются требования Стандартов.
С учетом подпункта «г» пункта 9 Стандартов субъекты рынков электрической энергии раскрывают предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178.
В силу пункта 10(2) Стандартов указанная в подпункте «г» пункта 9 Стандартов информация подлежит раскрытию на официальных сайтах регулируемых организаций или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в периодическом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, - за 10 дней до представления в регулирующий орган предложения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, содержащего такую информацию.
Пунктом 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
В соответствии с пунктом 8 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178, установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.
Принимая во внимание положения подпункта «г» пункта 9 Стандартов, пункта 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178, с учетом пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», суд считает, что поскольку заявитель является одним из субъектов розничных рынков, на него, как на гарантирующего поставщика, возложена обязанность представлять предложения только в части сбытовой надбавки, обязанность за иных субъектов розничных рынков (производителей электрической энергии, сетевых организаций и т.д.) представлять предложения о ценах (тарифах) и предельных уровнях цен на электрическую энергию (мощность) законом на гарантирующего поставщика не возложена.
В судебном заседании свидетель ФИО5, являющийся должностным лицом Службы Республики Коми по тарифам и привлеченный в качестве свидетеля при рассмотрении административного дела №АШ-39-12/13, на вопросы заявителя пояснил, что предельные уровни цен на электрическую энергию устанавливаются для субъектов Российской Федерации, а цены (тарифы) на электрическую энергию, поставляемую населению, устанавливаются не для заявителя конкретно, а для всех субъектов рынка.
Кроме того, на дату подачи заявления об открытии тарифного дела отсутствовали утвержденные тарифы на составляющие, необходимые для расчета цен (тарифов) на электрическую энергию и указанные в пункте 10 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 №20-э/2, в число которых входит:
средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой организацией, к числу потребителей которой относится население, на оптовом и розничном рынках по регулируемым тарифам (ценам). Затраты гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций на приобретение электрической энергии включают расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке;
сумма тарифов на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию, за исключением услуг по передаче электрической энергии;
сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;
стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) - в случае, если электрическая энергия (мощность) поставляется на основании договора энергоснабжения.
На основании изложенного, суд считает, что в действиях заявителя в части не раскрытия предложений о ценах (тарифах) и предельных уровнях цен на электрическую энергию отсутствует событие административного правонарушения.
В силу пункта 17 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков (далее Методические указания), утвержденных Приказом ФСТ России от 30.10.2012 №703-э, сбытовые надбавки для потребителей группы «прочие потребители» на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, рассчитываются в рублях за киловатт-час и (или) рублях за киловатт по формулам (5) и (6), дифференцированно по подгруппам группы "прочие потребители", и учитываются при установлении регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Величину сбытовой надбавки k-го ГП для i-ой подгруппы группы «прочие потребители", соответствующую j-му виду цены (тарифа) на электрическую энергию и (или) мощность, региональный орган рассчитывает в руб./кВтч и (или) руб./кВт отдельно для первого и второго полугодия расчетного периода регулирования ( и ) по формулам:
(5), (6).
В связи тем, что на дату обращения с заявлением об открытии дела по установлению тарифов на электрическую энергию на 2014 год тариф на средневзвешенную стоимость электрической энергии и (или) мощности () не был утвержден, у заявителя отсутствовала возможность произвести расчет сбытовой надбавки по группе «прочие потребители» в соответствии с пунктом 17 Методических указаний.
Как следует из заявления ОАО «Коми энергосбытовая компания», распечаток с официального сайта заявителя (л.д. 121, 136, т. 1), при этом административным органом и третьим лицом не оспаривается, изначально заявителем произведен расчет по величинам сбытовых надбавок по группам «население» и «сетевые организации» в руб. за кВтч, по группе «прочие потребители» осуществлен расчет коэффициентов параметров деятельности гарантирующих поставщиков, а также величины доходности продаж в процентах. Данная информация размещена на официальном сайте ОАО «Коми энергосбытовая компания» 19.04.2013.
Доводы административного органа и третьего лица о необходимости применения заявителем действующих в 2013 году цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а также параметров Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годы суд отклоняет, поскольку законом не вменяется в обязанность субъектов розничных рынков применять их при осуществлении расчетов и представлении предложений, напротив, законом предусмотрено применение утвержденных цен (тарифов).
Согласно статье 9.15. КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Отсутствие события, состава или хотя бы одного из признаков состава административного правонарушения согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Как следует из материалов административного дела, заявитель привлечен к административной ответственности за не раскрытие в установленный срок предложений о ценах (тарифах) и предельных уровнях цен на электрическую энергию, а также предложений о сбытовой надбавки по группе «прочие потребители», и непринятие заявителем мер к получения необходимых для расчета исходных данных.
Между тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что заявитель, как гарантирующий поставщик, регулируемым видом деятельности которого является перепродажа электрической энергии потребителям, обязан осуществлять раскрытие информации лишь в части величины сбытовой надбавки, что он и сделал, опубликовав предложение по сбытовой надбавке по группам «население» и «сетевые организации» в руб. за кВтч, а по группе «прочие потребители» опубликованы коэффициент параметров деятельности гарантирующих поставщиков и величины доходности продаж в процентах, поскольку заявитель не имел возможности представить информацию иначе, ввиду отсутствия утвержденных тарифов, необходимых для расчета. Принимая во внимание изложенное, суд считает раскрытие информации в данном объеме правомерным.
Что касается не опубликования предложений о ценах (тарифах) и предельных уровнях цен на электрическую энергию, то, как указано выше, в обязанности заявителя, как гарантирующего поставщика, раскрывать данную информацию законом не вменяется, также как и применять при этом параметры Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015-2016 годы и иные параметры, учитываемые при разработке проекта предельных уровней тарифов на электрическую энергию по Республике Коми на 2014 год.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание обстоятельства дела, суд считает, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по соблюдению подпункта «г» пункта 9 Стандартов и разместил предусмотренную законом информацию (предложение о сбытовых надбавках) с учетом необходимых и фактически имеющихся показателей, то есть факт виновного бездействия заявителя судом не установлен, ввиду чего в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
На основании изложенного, суд признает постановление от 05.02.2014 №02-17/1003 о назначении административного наказания незаконным и отменяет его.
Вопрос о взыскании государственной пошлине не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 05.02.2014 №02-17/1003 о назначении административного наказания удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 05.02.2014 №02-17/1003 о назначении открытому акционерному обществу «Коми энергосбытовая компания» административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в срок, не превышающий десять дней со дня изготовления текста решения в полном объеме.
Судья С.А. Войнов