ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-1250/19 от 16.04.2019 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

23 апреля 2019 года     Дело № А29-1250/2019

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2019 года , полный текст решения изготовлен апреля 2019 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Тарасова Д.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тищенко О.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью  «Столичная паевая компания» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

о   признании недействительным отказа, изложенного в письме от 30.10.2018 г. № 05-43/12019, и обязании устранения нарушения,

при участии:

от заявителя: не явился;

от ответчика: ФИО1 – по доверенности от 29.12.2018 г.;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью  «Столичная паевая компания» (далее – Общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (далее – Управление) о признании недействительным отказа, изложенного в письме № 05-43/12019 от 30.10.2018, в принятии решения по возврату из бюджета излишне уплаченной по платежному поручению № 139 от 21.09.2018 суммы государственной пошлины в размере 11000 руб., а также обязании устранить нарушения прав и законных интересов Общества в течении 10 календарных дней с момента вступления решения в законную силу.

Управление возражает против удовлетворения заявленных требований, считает, что оснований для возврата уплаченной государственной пошлины в рассматриваемом случае не имеется.

Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени проведения судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, заявило ходатайство об объявлении перерыв либо рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Суд в соответствии с положениями статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ0 находит возможным рассмотреть дело в данном судебном заседании по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Суд, изучив материалы дела, заслушав представителя Управления, установил следующее.

Как следует из материалов дела, 03.09.2018 г. Обществом и Администрацией МОГО «Сыктывкар» обратились в Управление с заявлением о регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 11:05:0201005:62, приобретенный Обществом по договору купли-продажи от 07.11.2017 г. № 10, заключенному с Администрацией МОГО «Сыктывкар» (продавец).

К заявлению прилагались договор купли-продажи от 07.11.2017 г. № 10, доверенности на представление интересов сторон сделки, платежное поручение от 31.08.2018 г. № 120 об оплате государственной пошлины в сумме 11000 рублей.

21.09.2018 г. Общество платежным поручением № 139 вновь уплатил государственную пошлину в размере 11 000 руб., документ был передан вместе с заявлением о представлении дополнительных документов к заявлению от 03.09.2018 г. в Управление 21.09.2018 г..

24.09.2018 г.  по результатам рассмотрения заявления Общества и Администрации МОГО «Сыктывкар» зарегистрировано право собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 11:05:0201005:62.

02.10.2018 г. Общество обратилось в Управление с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины.

30.10.2018 г. Управление письмом № 05-43/12019 сообщило, что излишне уплаченная государственная пошлина отсутствует и не подлежит возврату.

Не согласившись с данным решением ответчика, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.

Суд, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности представленные в материалы дела доказательства, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта возлагается на орган, его принявший.

Обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд (часть 1 статьи 65 АПК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Согласно статье 4 Федерального закона № 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество установлен положениями Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).

В соответствии со статьей 17 Закона № 218-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ).

Документ об уплате государственной пошлины предъявляется вместе с заявлением о государственной регистрации прав и другими представленными для государственной регистрации прав документами (пункт 4 статьи 16 Федерального закона № 122-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 «Государственная пошлина» названного Кодекса.

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество государственная пошлина уплачивается организациями в размере 22 000 рублей.

На основании положений абзацев 2 и 3 пункта 2 статьи 333.18 НК РФ в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

В случае если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с главой 25.3 НК РФ. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) законом от уплаты государственной пошлины.

В силу части 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона.

Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе (статья 33 Закона № 218-ФЗ).

Из буквального толкования части 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ следует, что именно орган государственной власти выступает заявителем при обращении в регистрирующий орган за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество в случае, если такое право возникло на основании акта этого органа или сделки с этим органом.

Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти, или с которым совершена сделка вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующего права по собственной инициативе.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 15 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В данном случае из материалов дела следует, что заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок, возникшего у Общества на основании договора купли-продажи от 07.11.2017 г. № 10, заключенного с Администрации МОГО «Сыктывкар» подано одновременно представителями обеих сторон.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса.

Обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности к таким исключительным случаям не относится.

Таким образом, Администрация МОГО «Сыктывкар» в рассматриваемом случае освобождена от уплаты государственной пошлины.

При указанных обстоятельствах, исходя из вышеизложенных законоположений, Управление необоснованно отказало в возврате излишне уплаченной государственной пошлины на сумму 11 000 рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым обязать Управление возвратить Обществу излишне уплаченную государственную пошлину в размере 11 000 рублей.

При этом, необходимости установления для исполнения настоящего решения 10-дневного срока со дня его вступления в законную силу суд не усматривает, учитывая, что в рассматриваемом случае решение суда приводится в исполнение по общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 182 АПК РФ, то есть после вступления его в законную силу (абзац 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.07.2003 г. № 73 «О некоторых вопросах применения частей 1 и 2 статьи 182 и части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»).

Какого-либо обоснования указания 10-дневного срока Обществом не приведено, а установление судом срока исполнения решения суда, в силу положений статьи 201 АПК РФ, является прерогативой суда.

В соответствии со статьями 102, 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на Управление.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, изложенный в письме  от 30.10.2018 г. № 05-43/12019, по возврату Обществу с ограниченной ответственностью «Столичная паевая компания» 11 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Столичная паевая компания» 11 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья                                                                   Д.А. Тарасов