ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-12758/15 от 07.04.2016 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ 

  ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Сыктывкар

07 апреля 2016 года  Дело № А29-12758/2015

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Махмутова Н.Ш.,
 при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бахаевой И.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по исковому заявлению Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685)

к Министерству труда и социальной защиты Республики Коми (ИНН: 1101486283, ОГРН: 1041100439302)

о взыскании денежных средств,

при участии:

от истца: Корепанов С.Н. (по доверенности от 28 декабря 2015 № 1539),

от ответчика:  Хозяинова Я.В. (по доверенности от 11 марта 2016 года № 01-17/308),

установил:

Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением о взыскании с Министерства труда и социальной защиты Республики Коми денежных средств в сумме 101 440 рублей 19 копеек в связи с неправомерной выплатой государственных пособий Кравец Ксении Сергеевне, Желниной Наталье Константиновне, Костину Ивану Николаевичу, Кусковой Татьяне Николаевне, Васильевой Оксане Николаевне.

Министерство труда и социальной защиты Республики Коми от 01 февраля 2016 года № 02-04/1155 возражает относительно заявленных требований, ссылаясь на отсутствие вины. Доводы ответчика изложены в отзыве на исковое заявлении от 01 февраля 2016 года № 02-04/1155 (том 1, л.д. 97-107).

04 марта 2016 года в арбитражный суд от истца поступили возражения на отзыв ответчика от 26 февраля 2016 года № 11-21/1105-2087 (том 2, л.д. 35).

Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее – ГУ-РО ФСС России по РК) неоднократно уточняло исковые требования. Согласно заявлению от 04 марта 2016 года № 11-21/1105-1123 истец просит суд взыскать с Министерства труда и социальной защиты Республики Коми денежные средства в связи с неправомерной выплатой государственных пособий Кравец Ксении Сергеевне, Желниной Наталье Константиновне, Костину Ивану Николаевичу, Кусковой Татьяне Николаевне, Васильевой Оксане Николаевне, Юровой Валентине Степанове, в сумме 106 028 рублей 97 копеек (том 1, л.д. 78-80).

Уточнение искового заявления судом принято.

Судебное разбирательство в судебном заседании было отложено (протокольно) до 16 часов 45 минут 07 апреля 2016 года.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.

Согласно Положению об Агентстве Республики Коми по социальному развитию (далее – Агентство), утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2011 года № 580, к государственным функциям Агентства Республики Коми по социальному развитию были отнесены назначение, выплата государственными учреждениями Республики Коми единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях (за исключением единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренных абзацем третьим части первой статьи 4 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

В настоящее время указанная функция отнесена к полномочиям Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (далее – Министерство).

30 декабря 2011 года и 29 декабря 2012 года между Агентством Республики Коми по социальному развитию и ГУ-РО ФСС России по РК были заключены договоры о финансировании расходов на выплату пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке № 533 и № 556 соответственно.

Согласно пункту 2.1 указанных договоров ГУ-РО ФСС России по РК приняло на себя обязательство по осуществлению контроля за целевым расходованием средств, причисленных для выплаты пособий.

В 2008-2009 годах действовали договоры от 16 декабря 2007 года
 № 335 и от 23 декабря 2008 года № 525 о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в рамках которых на ответчика также была возложена обязанность обеспечить целевое использование средств, выделенных на выплату пособий, и осуществлять контроль за правомерностью назначения и выплаты пособий.

В 2013 году ГУ-РО ФСС России по РК стало известно о том, что ряд лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, получили отдельные виды государственных пособий в нарушение действующего законодательства, а именно:

- письмом Агентства от 10 сентября 2012 года № 14-08/5298 в адрес ГУ-РО ФСС России по РК был направлен отчет за август 2012 года о расходовании средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, и реестр № 2 лиц, получивших пособия в нарушение законодательства. Согласно данному реестру ГУ-РО ФСС России по РК стало известно о том, что Юрова Валентина Степановна неправомерно получила ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком Юровым Ярославом Андреевичем, 31 марта 2012 года рождения, в размере 8 373 рубля 60 копеек за период с 01 июня 2012 года по 31 августа 2012 года.

- письмом Агентства от 08 мая 2013 года № 14-08/2649 в адрес ГУ-РО ФСС России по РК был направлен отчет за апрель 2013 года о расходовании средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, и реестр № 2 лиц, получивших пособия в нарушение законодательства. Согласно данному реестру ГУ-РО ФСС России по РК стало известно о том, что Кравец Ксения Сергеевна неправомерно получила ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком Голенок Артемом Николаевичем, 05 февраля 2012 года рождения, в размере 21 983 рублей 26 копеек за период с 09 октября 2012 года по 31 марта 2013 года (по состоянию на 18 ноября 2015 года остаток задолженности составляет 17 983 рубля 26 копеек);

- письмом Агентства от 10 сентября 2013 года № 14-08/5061 в адрес ГУ-РО ФСС России по РК был направлен отчет за август 2013 года о расходовании средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, и реестр № 2 лиц, получивших пособия в нарушение законодательства. Согласно данному реестру Региональному отделению Фонда стало известно о том, что Желнина Наталья Константиновна неправомерно получила ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком Желниной Миланой Вячеславовной, 23 сентября 2011 года рождения, в размере 13 678 рублей 65 копеек за период с 01 февраля 2013 года по 23 марта 2013 года;

- письмом Агентства от 10 октября 2013 года № 14-08/5675 в адрес ГУ-РО ФСС России по РК был направлен отчет за сентябрь 2013 года о расходовании средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, и реестр № 2 лиц, получивших пособия в нарушение законодательства. Согласно данному реестру ГУ-РО ФСС России по РК стало известно о том, что 11 февраля 2013 года Костин Иван Николаевич неправомерно получил единовременное пособие при рождении ребенка в сумме 15 705 рублей 13 копеек;

- письмом Агентства от 08 ноября 2013 года № 14-08/6279 в адрес ГУ-РО ФСС России по РК был направлен отчет за октябрь 2013 года о расходовании средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, и реестр № 2 лиц, получивших пособия в нарушение законодательства. Согласно данному реестру ГУ-РО ФСС России по РК стало известно о том, что Кускова Татьяна Николаевна неправомерно получила ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком Кусковым Алексеем Дмитриевичем, 09 июня 2012 года рождения, в размере 46 501 рубль 30 копеек за период с 01 ноября 2012 года по 30 июня 2013 года (по состоянию на 18 ноября 2015 года остаток задолженности составляет 39 001 рубль 30 копеек).

Кроме того, согласно реестру № 2, направленному ответчиком в адрес ГУ-РО ФСС России по РК 08 ноября 2013 года вместе с отчетом за октябрь 2013 года (письмо № 14-08/6279), ГУ-РО ФСС России по РК стало известно, что Васильева Оксана Николаевна неправомерно получила ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком Васильевым Никтой Андреевичем, 29 ноября 2007 года рождения, в размере 15 071 рубль 85 копеек за период с 01 ноября 2008 года по 29 мая 2009 года.

Поскольку по мнению ГУ-РО ФСС России по РК Министерством за период с 01 января 2012 года по 30 сентября 2012 года было допущено использование федеральных денежных средств с нарушением требований законодательства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Исследовав представленные доказательства и оценив их в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из нижеследующего.

В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно статье 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

В пункте 2 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для наступления гражданско-правовой ответственности по статье 15 ГК РФ истцом должны быть доказаны: факт причинения ущерба и его размер; вина и противоправность действий (бездействия) ответчика; наличие причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим ущербом.

Статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее – АПК РФ) установлено, что при разрешении спора арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В силу статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ) единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом.

Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года утверждены Правила № 1162 «О порядке финансирования расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке» (действовавшие в спорном периоде и утратившие силу с 01 января 2014 года) (далее - Правила № 1162), определяющие порядок финансового обеспечения расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке.

Согласно пункту 2 Правил № 1162 за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в установленном порядке в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, осуществляется финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, перечисленным в подпунктах «в» и «г» пункта 2 Правил.

Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 года № 1012н (далее – Порядок № 1012н).

В соответствии с пунктом 5 Правил № 1162 Территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 5 рабочих дней с даты поступления средств, но не позднее 10-го числа текущего месяца, перечисляет уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации средства на финансирование расходов, связанных с выплатой, в том числе, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, на основании договора, заключенного ими.

В пункте 13 Правил № 1162 предусмотрено, что контроль за целевым использованием средств, направляемых на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Правилами № 1162, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме этого, в соответствии с пунктом 3 заключенного сторонами договора истец, в частности, проверяет отчет ответчика о расходовании средств, выделенных для выплаты пособия, осуществляет контроль за целевым использованием ответчиком средств, перечисляемых истцом для выплаты пособия.

Факт выплаты пособия Кравец Ксении Сергеевне, Желниной Наталье Константиновне, Костину Ивану Николаевичу, Кусковой Татьяне Николаевне, Васильевой Оксане Николаевне ответчиком не оспаривается.

В отзыве на исковое заявление Министерство относительно назначения и выплаты пособий вышеуказанным гражданам пояснило следующее:

1. Кравец К.С. обратилась в Государственное бюджетное учреждение Республики Коми - «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» с заявлением от 04 июля 2012 года для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в качестве лица, не подлежащего обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации.

Согласно пункту 40 Порядка № 1012н лицам, указанным в подпунктах «в» - «е» пункта 39 указанного Порядка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается в случае неполучения ими пособия по безработице.

К заявлению Кравец К.С. приложила, в том числе, справку Государственного казенного учреждения Республики Коми «Центр занятости населения г. Воркуты» от 27 июня 2012 года № 02-16/242, подтверждающую неполучение ею пособия.

Государственным бюджетным учреждением Республики Коми - «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» было принято решение о назначении и выплате пособия на период с 01 июля 2012 года по 05 августа 2013 года.

В результате выборочной проверки было выявлено, что Кравец К.С. 09 октября 2012 года встала на учет в Государственное казенное учреждение Республики Коми «Центр занятости населения г. Воркуты» и получала пособие по безработице, о чем не известила Центр, в связи с чем Центром принято решение о прекращении выплаты пособия по уходу за ребенком с 01 апреля 2013 года.

Решением мирового судьи Горного судебного участка г. Воркуты Республики Коми от 05 мая 2012 года по делу № 2-403/14, возбужденному по исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Коми - «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» о взыскании с Кравец К.С. незаконно полученных денежных средств, исковые требования удовлетворены, с Кравец К.С. подлежат взысканию денежные средства в сумме 17 983 рубля 26 копеек.

В настоящее время исполнение судебного акта осуществляется Отделом судебных приставов по г. Воркуте, что подтверждается заявлением Центра от 16 августа 2015 № 03-8/8904, постановлением Отдела судебных приставов по г. Воркуте от 22 августа 2015 года, письмом Отдела судебных приставов по г. Воркуте от 31 августа 2015 года № 11002/15/1247233.

2. Желнана Н.К. обратилась в Управление социальной защиты населения по г. Воркута с заявлением от 18 октября 2011 года для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в качестве лица, не подлежащего обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Согласно подпункту «л» пункта 54 Порядка № 1012н в случае отсутствия у лица, имеющего право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, трудовой книжки в заявлении о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком получатель указывает сведения о том, что он нигде не работал и не работает по трудовому договору, не осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, не относится к иным физическим лицам, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

К заявлению Желнина Н.К. приложила, в том числе, объяснительную от 18 октября 2011 года, подтверждающую, что она нигде не работала, не имеет трудовой книжки.

Управлением социальной защиты населения по г. Воркута было принято решение о назначении и выплате Желниной Н.К. пособия на период с 23 сентября 2011 года по 23 марта 2013 года.

31 июля 2013 года Желнина Н.К. обратилась в Управление социальной защиты населения по г. Воркута за присвоением семье статуса малоимущей, в результате чего был выявлен факт ее трудоустройства с 29 января 2013 года. Данный факт подтверждается справкой с места работы в Обществе с ограниченной ответственностью «Агат» от 26 июля 2013 года № 1.

Решением мирового судьи Северного судебного участка г. Воркуты Республики Коми от 21 мая 2012 года по делу № 2-669/2014, возбужденному по исковому заявлению Управления социальной защиты населения по г. Воркута о взыскании с Желниной Н.К. излишне выплаченных денежных средств, исковые требования удовлетворены, с Желниной Н.К. подлежат взысканию денежные средства в сумме 13 678 рублей 65 копеек.

В настоящее время исполнение судебного акта осуществляется Отделом судебных приставов по г. Воркуте, что подверждается заявлением Управления социальной защиты населения по г. Воркута от 21 сентября 2015 года № 03-08/9923, письмом от 22 октября 2015 года № 11002/15/1457217.

3. Костин И.Н. обратился в Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» с заявлением от 05 марта 2013 года о назначении и выплате единовременного пособия при рождении ребенка.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 28 Порядка № 1012н в случае отсутствия у лица, имеющего право на получение единовременного пособия при рождении ребенка трудовой книжки в заявлении о назначении единовременного пособия при рождении ребенка получатель указывает сведения о том, что он нигде не работал и не работает по трудовому договору, не осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, не относится к иным физическим лицам, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

В заявлении от 05 марта 2013 года Костин И.Н. указал, что он нигде не работает по трудовому договору, трудовую книжку не имеет.

В отношении Костина И.Н. было принято решение о назначении и выплате единовременного пособия при рождении ребенка.

10 июля 2013 года Костин И.Н. обратился в Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» с заявлением о назначении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В числе необходимых документов Костин И.Н. представил трудовую книжку, в которой имеется запись о трудоустройстве в обществе с ограниченной ответственностью Строительная компания «Омикрон» с 01 марта 2013 года по 06 июня 2013 года. Следовательно, Костин И.Н. сокрыл данные при назначении и выплате единовременного пособия при рождении ребенка.

Решением мирового судьи Выльгортского судебного участка Республики Коми от 09 декабря 2013 года по делу № 2-1826/2013, возбужденному по исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» об обязании Костина И.Н. возвратить излишне перечисленную сумму единовременного пособия при рождении ребенка исковые требования удовлетворены, с Костина И.Н. подлежат взысканию денежные средства с взысканы денежные средства в размере 15 705 рублей 13 копеек.

В настоящее время исполнение судебного акта осуществляется Отделом судебных приставов по Сыктывдинскому району. Указанное подтверждается исполнительным листом от 09 декабря 2013 года по делу
 № 2-1826/2013, заявлением Центра от 30 июня 2014 года № 2168, постановлением Отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району о возбуждении исполнительного производства от 09 июля 2014 года, письмом Отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району от 30 ноября 2015 года.

4. Кускова Т.Н. обратилась в Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» с заявлением от 18 сентября 2012 года за назначением и выплатой пособия по уходу за ребенком.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком было назначено в период с 09 июня 2012 года по 30 июня 2013 года.

21 августа 2013 года Кускова Т.Н. обратилась в Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» за признанием семьи малоимущей и оформлением ежемесячного пособия на ребенка. В составе документов Кускова Т.Н. представила справку о доходах Муниципального унитарного предприятия «Сыктывкарский банно-прачечный трест» от 06 августа 2013 года, при этом представить приказ о приеме на работу или копию трудовой книжки отказалась.

По запросу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» от 23 августа 2013 года № 01-34/9446-08 Муниципальное унитарное предприятие «Сыктывкарский банно-прачечный трест» в письме от 18 сентября 2013 года № 201 сообщило, что Кускова Т.Н. работает на предприятии с 03 октября 2012 года.

Решением мирового судьи Краснозатонского судебного участка города Сыктывкара Республики Коми от 10 ноября 2014 года по делу № 2-2166/14 по исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» о взыскании с Кусковой Т.Н. неосновательного обогащения, исковые требования удовлетворены, с Кусковой Т.Н. подлежат взысканию 39 001 рублей 30 копеек.

В настоящее время исполнение судебного акта осуществляется Отделом судебных приставов по городу Сыктывкару. Постановлением Отдела судебных приставов по городу Сыктывкару от 11 февраля 2015 года возбуждено исполнительное производство.

5. Васильева О.Н. обратилась в Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» с заявлением от 20 декабря 2007 года за назначением ежемесячного пособия по уходу за ребенком. К заявлению Васильева О.Н. приложила, в том числе, объяснительную от 20 декабря 2007 года, подтверждающую, что на момент назначения пособия нигде не работала.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком было назначено в период с 29 ноября 2007 года по 29 мая 2009 года.

02 октября 2013 года Васильева О.Н. обратилась в Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» за назначением ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предоставив трудовую книжку, в которой согласно записям № 5 и № 6 она работала в период с 01 октября 2008 года по 02 июля 2009 года в обществе с ограниченной ответственности «Автотехнология», что свидетельствует о сокрытии Васильевой О.Н. сведений при получении пособия, назначенного по заявлению от 20 декабря 2007 года.

Решением мирового судьи Лесозаводского судебного участка города Сыктывкара Республики Коми от 02 декабря 2014 года по делу № 2-1104/2014, возбужденному по исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» о взыскании с Васильевой О.Н. неосновательного обогащения, исковые требования удовлетворены, с Васильевой О.Н. подлежит взысканию излишне выплаченная сумма пособия по уходу за ребенком в размере 15 071 рублей 85 копеек.

Постановлением Отдела судебных приставов по городу Сыктывкару от 15 июня 2015 года возбуждено исполнительное производство.

6. Юрова B.C. обратилась в Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского района города Сыктывкара» с заявлением от 03 мая 2012 года на назначение и выплату пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком было назначено в период с 31 марта 2012 года по 30 сентября 2013 года.

При этом в августе 2012 года было установлено, что распоряжением Отдела опеки и попечительства по Эжвинскому району города Сыктывкара сыну Юровой B.C. назначен опекун в связи с тем, что мать Юрова B.C. оставила ребенка в медицинском учреждении, что подтверждается актом от 30 мая 2012 года № 2392, распоряжением Отдела опеки и попечительства по Эжвинскому району города Сыктывкара от 05 июня 2012 года № 156.

Решением мирового судьи Слободского судебного участка от 07 декабря 2012 года по делу № 2-1447/2012, возбужденному по исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского района города Сыктывкара» о взыскании с Юровой B.C. излишне выплаченная сумма пособия по уходу за ребенком, исковые требования удовлетворены, с Юровой В.С. подлежит взысканию излишне выплаченная сумма пособия в размере 8 373 рублей 60 копеек.

Таким образом, все суммы пособий были назначены гражданам, имевшим право на их получение, а обозначенные в исковом заявлении истца суммы излишних выплат связаны с недобросовестностью получателей пособий в связи с предоставления ими заведомо неверных сведений, сокрытия данных, влекущих изменение размера или прекращение выплаты пособий.

Следовательно, по мнению ответчика им не допущено нецелевое использование бюджетных средств, выплаты были произведены в соответствии с требованием законодательства, неправомерное начисление и выплата пособия обусловлена представлением ею недостоверных сведений, вина Министерства отсутствует.

В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что ГУ-РО ФСС России по РК не доказан факт нецелевого использования ответчиком денежных средств, поскольку они были израсходованы на цели, соответствующие условиям их получения, так и факт ненадлежащего контроля ответчиком за правомерностью назначения и выплат пособий органами социальной защиты.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Статьей 19 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ определено, что излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров). При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключения счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласно подпункту «а» пункта 45 Порядка № 1012н ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается лицам, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 39 данного Порядка, - по месту работы, службы.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 39 Порядка № 1012н право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

На основании пункта 83 Порядка № 1012н получатели пособий обязаны извещать не позднее чем в месячный срок органы социальной защиты населения, организации, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.

Обстоятельства принятия ответчиком мер по взысканию указанных денежных средств с Кравец К.С, Желниной Н.К., Костину И.Н., Кусковой Т.Н., Васильевой О.Н., Юровой B.C. в судебном порядке и частичное возмещение неправомерно полученных денежных средств подтверждаются материалами дела и истцом не оспариваются. Более того, в связи с поступлением от ответчика части взысканных сумм, истцом исковые требования уменьшены, что отражено им в соответствующих ходатайствах.

Таким образом, ответчиком предприняты действия, предусмотренные законом, для возврата излишне выплаченных сумм в материалы дела истцом не представлены доказательства, подтверждающие вину работников ответчика в выплате излишних сумм пособий.

Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Поскольку истцом заявлены требования о взыскании с ответчика убытков в виде ущерба, именно истец должен доказать, в порядке статьи 65 АПК РФ, данные обстоятельства.

Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном размере лицом, причинившим вред.

Удовлетворение исковых требований возможно при доказанности совокупности вышеуказанных условий ответственности.

Статьей 11 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» плательщики (работодатели и граждане) и банки, их должностные лица несут ответственность за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей) в соответствии с законодательством. При нарушении плательщиками и банками порядка уплаты и перечисления страховых взносов в Фонд к ним применяются финансовые санкции в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации. Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отнесения сумм, выплаченных Кравец К.С, Желниной Н.К., Костину И.Н., Кусковой Т.Н., Васильевой О.Н., Юровой B.C., к нецелевому расходованию бюджетных средств, поскольку указанные суммы были уплачены на основании предоставленных ответчику сведений.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении порядка, установленного вышеназванными правовыми актами, однако не образуют состав, необходимый для применения статьи 1064 ГК РФ, поскольку факт причинения вреда действиями ответчика, а также его вина отсутствуют.

Кроме того, истец не доказал, что при наличии и фактической реализации механизма возврата излишне выплаченных средств, установленного статьей 19 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ, им утрачена возможность возврата с получателя (Кравец К.С, Желниной Н.К., Костину И.Н., Кусковой Т.Н., Васильевой О.Н., Юровой B.C.) спорных сумм и у него вследствие этого возникли убытки, подлежащие возмещению за счет Министерства.

На основании вышеизложенного, исковые требования ГУ-РО ФСС России по РК не подлежат удовлетворению.

Поскольку Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми и Министерство труда и социальной защиты Республики Коми в порядке пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственный пошлины, вопрос о ее распределении судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167-171, 176 АПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня принятия (изготовления в полном объеме).

Судья Н.Ш. Махмутов