ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-12829/20 от 03.09.2021 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru,  е-mail: info@komi.arbitr.ru    


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар

03 сентября 2021 года              Дело № А29-12829/2020

(дата изготовления решения в полном объёме)

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Босова А. Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Саух А. Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании

дело по иску некоммерческой организации Республики Коми

«Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов»

(ИНН: 1101991230, ОГРН: 1141100000018)

к Комитету по управлению муниципальным имуществом

Администрации муниципального образования городского округа «Воркута»

(ИНН: 1103007560, ОГРН: 1131103000214)

о взыскании задолженности

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований

относительно предмета спора:

(1) Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов

Республики Коми (ИНН: 1101160250, ОГРН: 1181101000190),

(2) Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (ИНН: 1101056523, ОГРН: 1161101050439),

(3) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Республики Коми (ИНН: 1101160228, ОГРН: 1181101000134),

и установил:

некоммерческая организация Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (Фонд) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (Комитет) о взыскании 39 813 812 рублей 47 копеек задолженности по взносам
на капитальный ремонт за период с 01.04.2019 по 31.12.2019.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми
(Министерство-1), Служба Республики Коми строительного, жилищного
и технического надзора (контроля) (Служба) и Министерство строительства
и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (Министерство-2).

Фонд также ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Прокуратуры Республики Коми, однако определением от 15.12.2020 суд, не усмотрев оснований, отказал истцу в удовлетворении этого ходатайства.

В отзыве от 03.02.2021 Комитет в целом признал правомерность предъявленных к нему требований, за исключением той части задолженности, которая приходится на не принадлежащие муниципальному образованию жилых (294) и нежилых (12) помещений, а также на квартиры, которые были отключены от всех инженерных коммуникаций (16 домов). Комитет также отметил, что
в расчёте задолженности учтены 23 нежилых помещения, идентифицировать которые не представляется возможным из-за отсутствия указаний на этаж и номер на поэтажном плане.

В кратких отзывах Служба и Министерство-2 поддержали требование Фонда.

16.03.2021 Фонд уменьшил требования и просил взыскать с Комитета 39 319 643 рубля 43 копейки задолженности. Истец согласился с тем, что 290 объектов недвижимости (как жилых, так и нежилых) выбыли из муниципальной собственности, поэтому часть первоначально заявленного долга (494 169 рублей
04 копейки) исключена из нового расчёта. Уточнение принято к рассмотрению.

Комитет в ответ на уточнённый расчёт вновь отметил, что настаивает
на исключении из расчёта долга помещений, которые в спорны период отсутствовали в составе казны муниципального образования; ул. Энтузиастов, д. 22/3, кв. 63 (собственник Соболев В. В.), ул. Суворова, д. 21, кв. 6 (собственник Черкашина В. В.), Шахтёрская набережная, д. 4а, площадью 1432,2 кв.м. (часть помещения площадью 666,3 кв.м. передана в хозяйственное ведение МУП УК «Центральное»). Комитет также продолжает настаивать на невозможности идентифицировать 20 помещений, а также на том, что Фондом не уточнены требования по нежилым помещениям, расположенным в доме 8а по ул. Дончука: Н-1 (623,2 кв.м.), Н-4 (378,6 кв.м.) и площадью 176,5 кв.м., общая площадь которых превышает 893 кв.м., которая заявлена в первоначальных исковых требованиях. Ответчик также отметил, что в связи с проведением кадастровых работ
в отношении объекта в доме 5а по ул. Гагарина площадью 188,6 кв.м. образовалась два объекта с площадью 102,1 кв.м. и 84,7 кв.м. (всего 186,8 кв.м.).

Заявлением от 24.05.2021 Фонд вновь уменьшил цену иска на 465 666 рублей 72 копейки и просил взыскать с Комитета 38 853 976 рублей 71 копейку. Уточнения также приняты судом.

Из уточнений видно, что истец принял возражения ответчика и полностью исключил из расчёта задолженность по следующим объектам: ул. Энтузиастов, д. 22/3, кв. 63, ул. Гагарина, д. 5а (нежилое помещение площадью 188,6 кв.м.), пер. Юбилейный, д. 7 (нежилое помещение площадью 999,5 кв.м.), ул. Димитрова, д.7 (нежилое помещение площадью 641,3 кв.м.), ул. Дорожная, д. 1 (нежилое помещение площадью 707,1 кв.м.), ул. Ленина, д.5 (нежилое помещение площадью 173,4 кв.м.), ул. Ленина, д. 26 (нежилое помещение площадью 315,8 кв.м.), ул. Ленина, д. 66В (нежилое помещение площадью 87 кв.м.), ул. Ленинградская, д. 47а (нежилое помещение площадью 620,9 кв.м.), ул. Тиманская, д. 12А (нежилое помещение площадью 525,4 кв.м.), ул. Энгельса, д. 2 (нежилое помещение площадью 734,9 кв.м.), ул. Энгельса, д.2А (нежилое помещение площадью 611,6 кв.м.).

В отношении части помещений произведён перерасчёт ул. Суворова, д. 21, кв. 6 (исключён период с 04.07.2019 по 31.12.2019), Шахтёрская набережная, д. 4а (исключён расчёт в части помещения площадью 666,3 кв.м.), пер. Юбилейный, д. 4 (уменьшение в части 7 кв.м.), ул. Димитрова, д. 4 (уменьшение в части 12,1 кв.м.), ул. Дончука, д. 8А (в отношении площади 893,9 кв.м. долг снят, по иным нежилым помещениям (Н-1 площадью 623,2 кв.м., Н-4 площадью 378,6 кв.м., Н-5 площадью 525,2 кв.м.начисления произведены верно, право муниципальной собственности подтверждено выписками из ЕГРН), ул. Дорожная д.3 (требования уменьшены
в части площади 308,6 кв.м.), ул. Комарова, д. 2А (требования уменьшены в части площади 11,8 кв.м.), ул. Ленина, д. 58В (уменьшение в части 207 кв.м.).

При рассмотрении дела суд исходил из следующего.

В соответствии с постановлениями Администрации МО ГО «Воркута от 21.10.2014 № 1858 «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городского округа «Воркута» и от 14.03.2016 № 447 «О внесении изменения в постановление Администрации МО ГО «Воркута» от 21.10.2014 № 1858 «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городского округа «Воркута» принято решение о формировании фонда капитального ремонта
многоквартирных домов на счёте регионального оператора.

На основании постановления Правительства Республики Коми
от 04.10.2013 № 380 «О создании некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов»
региональным оператором на территории Республики Коми является Фонд.

По общему правилу обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статьи 309
и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 210 того же кодекса собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьями 36 и 37 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) определено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

В статье 39 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений
в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества
в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несёт собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

В части 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения
в многоквартирном доме входит плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения
в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества
в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

На основании части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений
в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Решением Совета МО ГО «Воркута» от 06.06.2018 полномочия по несению расходов на содержание и коммунальные услуги муниципального фонда переданы Комитету, который с 07.06.2018 является финансово-распорядительным органом
в отношении бюджетных средств, предусмотренных на цели возмещения затрат на жилищно-коммунальные услуги организациям, осуществляющим содержание пустующего муниципального фонда и выступает как представитель публично-правового образования. Следовательно, Комитет является надлежащим ответчиком по иску (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 125 Кодекса, пункт 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»).

Кроме того, на основании статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, учёт муниципального жилищного фонда и осуществление муниципального жилищного контроля, а в соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа
и организация содержания муниципального жилищного фонда, из чего следует,
что именно Комитет обладает всей полнотой необходимой информации
о пустующих жилых и нежилых помещениях, являющихся муниципальной собственностью.

Бремя содержания муниципальных нежилых и пустующих жилых помещений лежит на муниципальном образовании, которое и обязано уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.

Таким образом, именно Комитет, как лицо, осуществляющее полномочия собственника, обязан нести расходы по содержанию и обслуживанию принадлежащих муниципалитету помещений, независимо от того, заложены
в бюджете муниципального образования средства на содержание общего имущества в многоквартирных домах или нет.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства,
на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. 

В силу части 31 статьи 70 названного кодекса обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие
с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований. 

В соответствии с частью 1 статьи 9 того же кодекса судопроизводство
в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, непредставление доказательств должно квалифицироваться исключительно
как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно,
со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несёт риск наступления последствий такого своего поведения (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.10.2012 № 8127/13
и от 06.03.2012 № 12505/11).

Разбирательство по делу неоднократно откладывалось, при этом суд предлагал стороне ответчика проверить уточнённый расчёт истца. Финальная калькуляция не оспорена.

Согласно данным Росреестра, нежилые помещения 1432,2 м2 (Шахтёрская набережная, 4а), 623,2 м2, 378,9 м2, 525,2 м2 (Дончука, 8а, Н-1, Н-4, Н-5), 176,5 м2, 63,2 м2 (Ленина, 58в) отнесены к муниципальной собственности, поэтому иск
в данной части правомерен. Начисления по нежилым помещениям дома 58В
по улице Ленина (176,5 кв.м.и 63,2 кв.м.) произведены верно, так как они, согласно данным Росреестра, являются муниципальными.

Требования по объектам «Энтузиастов, 21/3-52», «Пищевиков, 19-47», «Пищевиков, 33-16», «Димитрова, 13б-81», «1-я Линейная, 1/3-11», «1-я Линейная, 3-12», «Матвеева, 11а-29», «Некрасова, 37-1», «Цементнозаводская, 5-27», а также по нежилым помещениям 197,5 м2 (Тиманская, 4) и 66,6 м2 (Энтузиастов, 13/4)
не предъявлялись, поэтому соответствующие возражения ответчика неотносимы.

При рассмотрении аналогичных дел А29-13458/2017, А29-16371/2017,
А29-9128/2018 и А29-6105/2019 ответчик не оспаривал право собственности
(и оно подтверждено) в отношении 16 нежилых помещений: 108,8 м2 (Юбилейный, 4), 999,5 м2 (Юбилейный, 7), 188,6 м2 (Гагарина, 5а), 254,7 м2 (Димитрова, 4), 641,3 м2 (Димитрова, 7), 893,9 м2 (Дончука, 8а), 707,1 м2 (Дорожная, 1), 703,1 м2 (Дорожная, 3), 347,7 м2 (Комарова, 2а), 173,4 м2 (Ленина, 5), 994,2 м2 (Ленина, 58в), 87 м2 (Ленина, 66в), 620,9 м2 (Ленинградская, 47а), 525,4 м2 (Тиманская, 12а), 734,9 м2 (Энгельса, 2), 611,6 м2 (Энгельса, 2а). Возражения Комитета в данной части, таким образом, не принимаются, как опровергнутые преюдициально (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд также принял аргументы истца и в том, что признание помещения непригодным для проживания (в отличие от признания его аварийным) не является основанием для отказа собственника от уплаты взносов на капитальный ремонт (статья 169 ЖК РФ). Принятые в 2020 году Администрацией постановления
о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу не имеют обратной силы и не могут применяться к спорному периоду.

Вместе с тем суд не может согласиться с расчётом Фонда в части применённого тарифа.

Постановлениями Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 575
и от 02.10.2017 № 519 (в редакции, действовавшей до 31.12.2018) установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества
в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми,
на 2014 — 2021 годы. Минимальные размеры взноса на территории муниципального образования установлены в следующем размере:
на 2014, 2015 годы — 2,52 рубля, в 2016 году — 2,69 рублей, в 2017 году — 2,80 рублей, в 2018 году — 2,95 рублей. Согласно постановлению Правительства Республики Коми от 27.11.2018 № 508 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 02 октября 2017 года № 519 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми на 2018 — 2020 годы»
с января 2019 года установлен тариф в 8,85 рубля в месяц за один квадратный метр.

Из материалов дела и объяснений истца и ответчика следует, что вступившим в законную силу 20.09.2019 Верховного суда Республики Коми от 15.08.2019 по делу № 3А-205/2019 (Решение) поименованное постановление № 508 признано недействующим со дня вступления Решения в законную силу.

Согласно пункту 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел
об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», указанные
в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие
с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределённого круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 2, 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Признание нормативного акта недействующим с момента вступления
в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 № 6171/10).

Таким образом, тариф, установленный в постановлении № 508, является недействующим и не может применяться при расчёте задолженности независимо от периода её возникновения и даты обращения Фонда в арбитражный суд за её взысканием. Иной подход приводил бы к нарушению прав неопределённого круга лиц и возложению на собственников обязанности по внесению платы
за капитальный ремонт исходя из незаконно установленного завышенного тарифа.

При таких изложенных обстоятельствах задолженность надлежит рассчитывать по тарифу 2,95 рубля в месяц за один квадратный метр (постановление Правительства Республики Коми от 02.10.2017 № 519
«Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми на 2018 — 2020 годы»).

Осуществив перерасчёт (прилагается к настоящему решению в виде загруженного в Картотеку арбитражных дел файла), суд определил, что взысканию подлежат 17 196 837 рублей 35 копеек задолженности (исходя из подлежащего применению тарифа — 2,95 рубля). В удовлетворении требований в остальной части суд отказывает.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167 — 171 и 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1.      Исковые требования удовлетворить частично.

2.      Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН: 1103007560, ОГРН: 1131103000214) в пользу некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (ИНН: 1101991230, ОГРН: 1141100000018) 17 196 837 рублей 35 копеек задолженности и 88 520 рублей судебных расходов по государственной пошлине.
В удовлетворении требований в остальной части отказать. Исполнительный лист выдать по ходатайству взыскателя после вступления решения в законную силу.

3.      Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объёме.

Кассационная жалоба на решение может быть подана в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения
в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                               А. Е. Босов