АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
19 июля 2017 года Дело № А29-1287/2017
Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2017 года, полный текст решения изготовлен 19 июля 2017 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Князевой А.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коняевой Н.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
к Управлению Федерального казначейства по Республике Коми
о признании недействительным пункта 1 предписания
при участии:
от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 03.05.2017 №12/01/13), ФИО2 (по доверенности от 15.11.2016 №12/01/13) _____________
от ответчика:не явился____________________________________
установил:
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным (незаконным) пункта 1 предписания от 25.01.2017 (исх. №07-19-18/353), вынесенного УФК по Республике Коми.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие Управления Федерального казначейства по Республике Коми.
Ответчиком представлен письменный отзыв с возражениями.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил следующее.
В период проведения выездной ревизии финансово- хозяйственной деятельности заявителя было установлено, что мониторы (монитор Веп QG950А на сумму 9 450,00 руб., монитор LG32 CS460 на сумму 11 590,00 руб.) и системные блоки (системный блок «Модель Оficce- light» на сумму 12 490,00 руб., системный блок «Модель- Оficce» на сумму 15 990,00 руб., системный блок «эконом класс» на сумму 10 210,00 руб., системный блок DNS Home ХL на сумму 26 180,00 руб.) фактически эксплуатируются, составляют рабочие места сотрудников, но продолжают учитываться на счете 105.36 «Прочие материальные запасы».
Таким образом, по мнению ответчика, заявитель нарушил требования по отражению сведений об имуществе в бухгалтерском (бюджетном) учете, что, правомерно, по его мнению, было квалифицировано как нарушение требований ст. 264.1 БК РФ, Инструкции № 157н.
По факту выявленного нарушения заявителем порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, выразившегося в неправомерном осуществлении учета мониторов и системных блоков на счете 105.36 «Прочие материальные запасы» Управлением Федерального казначейства по Республике Коми составлен акт выездной ревизии от 28.12.2016 и вынесено предписание от 25.01.2017 (исх. №07-19-18/353), пунктом 1 которого заявителю предложено привести учет материальных ценностей в соответствии с действующим законодательством.
УФК по Республике Коми полагает, что согласно п. 38 Инструкции № 157 н, материальные объекты имущества со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий либо для управленческих нужд учреждения находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), принимаются к учету в качестве основных средств.
В соответствии с п. 41 Инструкции № 157н, объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
По его мнению, аналогичные условия учета объектов основных средств предусмотрены положениями учетной политики, утвержденной приказами заявителя от 31.12.2013 № 279 и от 31.12.2014 № 322, согласно которой, решение о движении основных средств принимается внутри проверочной комиссией. На основании ее решения составляется акт, который утверждается руководителем.
В Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (далее ОКОФ), утвержденном Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359, в подраздел 14 "Машины и оборудование" (в частности, в класс 14 3020000 "Техника электронно-вычислительная") включены не только ЭВМ в целом (виды 14 3020201 - 14 3020209), но и отдельные элементы и устройства, из которых состоит компьютер. Например, процессоры, операционные устройства и микропроцессоры (коды 14 3020261 - 14 3020263), внутренние запоминающие устройства (код 14 3020300), блоки питания (код 14 3020320), устройства отображения информации (код 14 3020350), а также ввода и вывода информации (код 14 3020360) и др. Таким образом, самостоятельным объектом согласно ОКОФ можно считать не только компьютер как единое целое, но и каждую из его составляющих. Поэтому - все они основные средства.
Не согласившись с пунктом 1 предписания от 25.01.2017 (исх. №07-19-18/353), ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми обратилось с его обжалованием в судебном порядке.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Пунктом 1 оспариваемого представления заявителю вменяется нарушение статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 6 статьи 13 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пунктов 3, 41, 45 "Инструкции по применению единого плана счетов..." утвержденной приказом Минфина от 01.12.2010 N 157н, выразившееся в том, что заявитель неправомерно отнес комплектующие части (блоки системные, мониторы), введенные в эксплуатацию и установленные на рабочих местах сотрудников на счете 105.36 «Прочие материальные запасы- иное движимое имущество учреждения», в то время как они подлежали учету на счете 101.00 "Основные средства".
Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н утверждена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее - Инструкция N 157н), в соответствии с пунктом 38 которой к основным средствам относятся материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения.
При этом объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно-сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего, каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно (пункт 41 Инструкции N 157н).
В соответствии с пунктом 45 Инструкции N 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарный объект основных средств - это объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов. В случае наличия у одного конструктивно-сочлененного объекта нескольких частей - основных средств, имеющих разные сроки полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее - ОКОФ). Согласно данному документу персональные компьютеры (в том числе системные блоки, мониторы) относятся к вычислительной технике по коду 14 3020000 ОКОФ (ЭВМ общего назначения - код 14 3020201 по ОКОФ и т.д.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" электронно-вычислительная техника (включая персональные компьютеры и печатающие устройства к ним; серверы различной производительности; сетевое оборудование локальных вычислительных сетей; системы хранения данных; модемы для локальных сетей; модемы для магистральных сетей) отнесена ко второй амортизационной группе со сроком полезного использования от двух до трех лет.
Персональный компьютер признается комплексом конструктивно-сочлененных предметов, поскольку все его приспособления и принадлежности не могут самостоятельно использоваться в качестве средств труда. Свою функцию они выполняют только тогда, когда входят в состав единого объекта основных средств - персонального компьютера.
Аналогичная позиция высказана специалистами Минфина России в Письмах от 02.06.2010 N 03-03-06/2/110, от 11.09.2012 N 02-06-10/3621.
Следовательно, бюджетному учету в составе основных средств подлежит персональный компьютер (объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, готовый к эксплуатации), а не отдельные его составные части.
Согласно пункту 99 Инструкции N 157н оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки, относится к материальным запасам. В него включается оборудование, которое может быть введено в эксплуатацию только после сборки, а также комплекты запасных частей данного оборудования.
На основании изложенных выше правовых норм, с учетом установленных по данному эпизоду фактических обстоятельств, отклоняется довод ответчика со ссылкой на пункт 45 Инструкции N 157н.
При этом ответчик пришел к ошибочному выводу о том, что заявитель неправомерно отнес комплектующие части (блоки системные, мониторы), введенные в эксплуатацию и установленные на рабочих местах сотрудников на счет 105.36 «Прочие материальные запасы- иное движимое имущество учреждения», а не на учет на счете 101.00 "Основные средства".
Во введении к Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 указано, что объектом классификации материальных основных Фондов является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно-сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Объектом классификации вычислительной техники считается каждая ЭВМ, укомплектованная всеми приспособлениями и принадлежностями, необходимыми для выполнения возложенных на нее функций, и не являющаяся составной частью какой-либо машины.
Доводы ответчика основаны на ОКОФ "приборы и оборудование, входящие в состав персонального компьютера, отнесены к группе "Машины и оборудование" и каждому присвоен свой код: системные блок - код 14 3020260, монитор - код 14 3020350". Коды классификации 14 3020260 и 14 3020350 действительно относятся к машинам и оборудованию. Вместе с тем, ссылки на то, что это приборы и оборудование, входящие в состав персонального компьютера отсутствуют.
Согласно ОКОФ к коду 14 3020260 относятся "Процессоры, устройства операционные", к коду 14 3020350 "Устройство отображение информации", при этом основные средства, учитываемые по вышеуказанным кодам, должны соответствовать общим требованиям основных средств установленных Инструкцией N 157н, а также ОКОФ - объект основных средств это объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
Фактически заявителем мониторы и системные блоки используются не в качестве отдельных основных средств, а в составе системы - персонального компьютера. Указанное обстоятельство ответчиком не опровергнуто.
Предписание в понимании части 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации - это документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Поэтому довод ответчика о том, что предписание в оспариваемой части не нарушает права и законные интересы заявителя опровергается как необоснованный.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что заявленные требования в части признания недействительным пункта 1 предписания подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным (незаконным) пункт 1 предписания Управления Федерального казначейства по Республике Коми от 25.01.2017 (исх. №07-19-18/353).
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья А.А. Князева