256/2023-132375(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2023 года, полный текст решения изготовлен 08 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Басманова П.Н., при ведении
протокола судебного заседания помощником судьи Завадской К.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Акционерного общества «Почта
России» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к Управлению Федеральной службы
войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о признании незаконным и отмене
постановления,
при участии:
от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 29.08.2023),
от административного органа: ФИО2 (по доверенности от 20.03.2023),
ФИО3 (по доверенности от 10.01.2023),
.
установил:
Акционерное общество «Почта России» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела лицензионно - разрешительной работы по г. Печоре Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми по делу об административном правонарушении от 22.09.2023, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением суда от 03.11.2023 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 08.12.2023.
Поскольку возражений от сторон против перехода из предварительного в судебное заседание по первой инстанции в суд не поступило, суд в порядке пункта 4 статьи 137 АПК РФ завершил предварительное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Суд, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, установил следующее.
В соответствии с распоряжением Управления Росгвардии по Республике Коми от 16.08.2023 № 14-р в отношении АО «Почта России» проведена плановая выездная
проверка с целью установления соблюдения подразделением охраны обязательных требований.
Результаты проверки отражены в акте от 20.09.2023.
Постановлением Управления от 22.09.2023 АО «Почта России» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением Управления от 17.10.2023 постановление от 22.09.2023 изменено в части размера назначенного штрафа, который снижен до 150 000 руб.
Не согласившись с постановлением Управления от 22.09.2023 в части назначенного наказания, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми.
В силу пункта 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (пункт 7 статьи 210 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Правоотношения, возникающие при обороте оружия, боеприпасов и патронов к оружию на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии), положения которого, как следует из его преамбулы, направлены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
Согласно статьям 24, 25 Закона об оружии требования к условиям хранения, правила учета оружия определяются Правительством Российской Федерации.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».
В силу пункта 51 указанных Правил субъекты, имеющие право на приобретение оружия, указанные в пунктах 2 - 7 статьи 10 Закона об оружии, и юридические лица, занимающиеся для выполнения своих уставных задач исследованием, разработкой, испытанием, изготовлением и художественной отделкой оружия и патронов к нему, а также испытанием изделий на пулестойкость, осуществляют учет оружия и патронов, обеспечение их сохранности, безопасности хранения и использования на основании настоящих Правил и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за оборотом оружия.
Указанные юридические лица обязаны осуществлять все операции по перемещению и использованию оружия и патронов при наличии разрешающих документов, а также вести учет оружия и патронов в книгах учета, форма и порядок ведения которых устанавливаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» закреплено, что федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности возложен на войска национальной гвардии.
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 утверждена Инструкция по работе органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, главой 19 которой определен Порядок проведения инвентаризации оружия и патронов юридическими лицами (пункты 147 - 161).
В пункте 147 Инструкции № 288 определено, что инвентаризацией является полная проверка наличия оружия и патронов на соответствие учетным данным, порядка ведения их учета и обеспечения сохранности - проводится в организациях и учреждениях на основании приказа руководителя юридического лица либо в соответствии с указаниями руководителей соответствующих органов внутренних дел. Приказом руководителя юридического лица за 10 дней до начала инвентаризации назначаются председатель и члены инвентаризационной комиссии, определяются сроки ее работы и порядок представления акта инвентаризации, сличительных ведомостей о проведении инвентаризации. Инвентаризация оружия и патронов, выданных органами внутренних дел во временное пользование, производится в соответствии с порядком, установленным МВД России для данной категории оружия и патронов.
Согласно пункту 149 Инструкции № 288 для проведения инвентаризации в течение одного года в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия не менее трех человек. В инвентаризационную комиссию включаются один из руководителей юридического лица, работники бухгалтерской службы и другие специалисты, изучившие устройство и номенклатуру проверяемого оружия, а также меры безопасности при обращении с ним. Состав инвентаризационной комиссии, как правило, не должен изменяться до окончания срока действия комиссии. В исключительных случаях замена членов комиссии производится на основании приказа руководителя юридического лица. Руководитель организации должен создать условия для проведения инвентаризации оружия и патронов, освободить членов комиссии на время ее проведения от исполнения ими других обязанностей, а также выделить необходимое количество технических работников, допущенных к работам с оружием и патронами.
В силу пункта 153 Инструкции № 288 наличие оружия устанавливается путем обязательного его штучного, комплектного и номерного пересчета, а также проверки соответствия оружия технической документации (паспортам, формулярам либо их дубликатам) в присутствии лица, ответственного за его сохранность. Проверки патронов, упакованных в герметичные упаковки или металлические цинки, осуществляются путем осмотра целостности тары согласно нанесенной маркировке, о чем в инвентаризационной описи делается соответствующая отметка. При отсутствии маркировки (в том числе частичном) указанные упаковки подлежат вскрытию, а патроны - поштучному пересчету. В проверенные сейфы, шкафы, пирамиды, ящики и укупорки комиссией вкладываются ярлычки, заверенные председателем комиссии, с указанием даты проверки.
В соответствии с пунктом 178 Инструкции № 288 в юридических лицах с особыми уставными задачами первый комплект ключей от места хранения оружия, сейфов, шкафов, пирамид и ящиков должен храниться у лица, ответственного за сохранность оружия, а второй - у руководителя юридического лица. В случае возложения приказом руководителя организации обязанностей по выдаче оружия на начальника караула или смены, дежурного в подразделении охраны второй комплект ключей хранится у указанных лиц и передается по окончании дежурства под роспись в книге приема и сдачи дежурства. Порядок хранения и использования второго комплекта ключей в других
организациях определяется приказом руководителя юридического лица по согласованию с органом внутренних дел.
Кроме того, пунктом 127 Инструкции № 288 установлено, что лицами, ответственными за сохранность оружия, при размещении оружия и патронов в отдельной комнате ведется список лиц, допущенных к производству работ с оружием и патронами.
В ходе проверки установлены следующие нарушения:
- на входной двери места хранения оружия и патронов прикреплена бирка с указанием фамилии и инициалов лица, не являющегося ответственным за сохранность помещения;
- в сейфах отсутствовали ярлычки инвентаризации оружия и патронов, заверенные председателем комиссии, с указанием даты проверки;
- приказы о проведении инвентаризации служебного оружия и патронов к нему от 10.03.2023 и от 07.04.2023 изданы с нарушением 10-дневного срока до начала проведения инвентаризации;
- не соблюден порядок хранения ключей страховых печатей от комнаты хранения оружия: первый комплект ключей хранился у ФИО4, уволенной 10.03.2023, второй комплект ключей хранился у операторов главной кассы (вместо руководителя организации);
- в приказ о создании комиссии по инвентаризации оружия и боеприпасов не внесены изменения в связи с увольнением начальника почтамта ФИО4;
- список закрепления оружия, список лиц, допущенных к производству оружия и патронами подписаны лицом, которое не является сотрудником организации.
Факт допущенных нарушений подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 20.09.2023.
Суд считает, что материалами дела подтверждается (и не оспаривается заявителем) факт совершения последним административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.
Срок привлечения к административной ответственности не был пропущен.
Процессуальных нарушений в ходе проведения проверки административным органом не допущено. АО «Почта России» признает вину в совершении вменяемого ему административного правонарушения и не оспаривает постановления по существу.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности деяния, посягающего на установленный и охраняемый государством порядок управления, с учетом конкретных обстоятельств дела и характера деяния заявителя, суд приходит к выводу о невозможности освобождения Общества от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ и выразившееся в нарушении правил хранения и учета оружия, посягает на общественный порядок и общественную безопасность. Данное правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом, что предполагает существенность угрозы для охраняемых отношений в самом факте посягательства на них и не требует наступления общественно-опасных последствий или последствий для непосредственного объекта посягательства.
При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям в рассматриваемом случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей (в том числе, в связи с отсутствием надлежащего контроля ответственных лиц), соблюдение которых влияет на обеспечение общественной безопасности, что исключает возможность оценки совершенного Обществом деяния как малозначительного.
По убеждению суда, назначенное заявителю оспариваемым постановлением с учетом изменений, внесенных решением Управления от 17.10.2023, административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей, определенного ответчиком в соответствии с положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ (менее минимального размера, установленного санкцией вменяемой заявителю нормы части 1 статьи 20.8 КоАП РФ), в рассматриваемом случае, вопреки мнению Общества, согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести. Правовые основания для дальнейшего снижения размера назначенного административного штрафа отсутствуют, поскольку действующее законодательство, не предоставляет суду права на назначение (снижение) размера административного штрафа более чем в два раза от минимального размера, предусмотренного санкцией соответствующей нормы КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Из материалов дела не следует наличие совокупности условий для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Напротив, из Картотеки арбитражных дел следует, что правонарушение совершено не впервые, что подтверждается решением Арбитражного суда Псковской области от 19.07.2023 по делу № А52-1987/2023, а также иными судебными актами.
Кроме того, рассматриваемым нарушением создается угроза причинения вреда жизни и здоровью людей.
Оборот оружия как технических средств, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели и, следовательно, способных причинить существенный вред жизни и здоровью людей, имуществу и природе, требует соблюдения механизма их защиты в рамках особого правового режима оборота оружия.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Руководствуясь статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 10-
дневный срок путем подачи жалобы во Второй арбитражный апелляционный суд через
Арбитражный суд Республики Коми.
Судья П.Н. Басманов