ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
23 сентября 2020 года Дело № А29-12984/2019
Резолютивная часть решения объявлена 21 сентября 2020 года, полный текст решения изготовлен 23 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Смагиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Микрюковой В.К., рассмотрев в судебном заседании дело по иску
общества с ограниченной ответственностью «Усинская тепловая компания» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация муниципального образования городского округа «Усинск» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
при участии:
от истца: ФИО1 – по доверенности от 10.03.2020,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Усинская тепловая компания» (далее – ООО «Усинская ТК», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис» (далее – ООО «Водоканал-Сервис», ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора № 883/19 от 01.04.2019 холодного водоснабжения и водоотведения, с учетом изменений, предусмотренных протоколом разногласий от 28.04.2019 к договору № 883/19 от 01.04.2019, в редакции абонента.
Ответчик в отзыве на исковое заявление от 30.09.2019 № 1197 указал, что 17.04.2019 в адрес истца направил договор водоснабжения и водоотведения № 883/19 от 01.04.2019, полученный истцом 18.04.2019, 12.07.2019, подписанный истцом договор был возвращен, поскольку по истечению 30 дней со дня поступления проекта договора, то есть до 19.05.2019 истец не направил в адрес ответчика ни подписанный экземпляр договора, ни протокол разногласий, то договор признается заключенный на условиях ответчика, протокол разногласий рассмотрен не был и возвращен истцу сопроводительным письмо, считает, что между сторонами заключен договор в редакции ответчика от 01.04.2019, считает, что доводы истца о том, что договор не заключен и подлежит урегулированию арбитражным судом в соответствии с протоколом разногласий необоснованны.
Ответчик письмом от 06.11.2019 представил мотивированные возражения на иск, в заявлении от 08.11.2019 просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя.
Истец в письме от 27.11.2019 указал, что не согласен с доводами ответчика, так же считает необходимым исключить из договора раздел 13 и приложения № 8,9,9.1.
Истец в сопроводительном письме от 12.12.2019 направил доказательства направления письма от 27.11.2019 в адрес ответчика.
Ответчик в сопроводительном письме от 20.12.2019 указал, что при заключении договора № 883/19 от 01.04.2019 года, руководствовался положениями действующего федерального законодательства, регулирующего сферу водоснабжения и водоотведения, о чем подробно указал в отзыве на иск от 30.09.2019 № 1197 и в ответе от 06.11.2019 года № 1357 на определение Арбитражного суда Республики Коми от 15.10.2019 года, считает, что дополнительных данных, достоверно обосновывающих позицию истца, выраженную в исковом заявлении, истец в возражениях от 27.11.2019 года № 5296 не представил, таким образом, ответчика считает, что имеющие место неточности в преамбуле, п.9 и в приложении № 2 договора № 883/19 от 01.04.2019 года холодного водоснабжения и водоотведения, безусловно, являются устранимыми посредством корректировки текста дополнительным соглашениям сторон в соответствии с п.73 названного договора.
Ответчик в заявлении от 16.01.2020 просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя.
Администрация Муниципального образования городского округа «Усинск» направила копии договоров аренды муниципального имущества.
Истец в заявлении от 19.02.2020 указал, что необходимо исключить из договора № 883/19 от 01.04.2019 приложение № 7 и все пункты, ссылающиеся на это приложение, а именно пункты 31, 32, 33, 34.
Ответчик в ответе на определение от 10.03.2020 указал, что односуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов истца составляет менее 200 куб.м. в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения, что исключает применение Постановления Правительства РФ от 18.03.2013 № 230, представил возражения относительно доводов истца.
Ответчик в письме от 10.03.2020 указал, что влияние объемов поверхностных сточных вод (неучтенного притока) абонентов в общем объеме поступающих сточных вод, принятых на очистку на канализационные очистные сооружения (КОС) приведены в расчете объема сточных вод, поступившего на очистку на КОС (в том числе неучтенный приток поверхностных сточных вод) за 2019 год.
Истец в ходатайстве от 23.03.2020 просил отложить судебное заседание, определение суда от 26.02.2020 не исполнил.
Истец в сопроводительном письме от 25.05.2020 направил акт обследования сточных вод.
Ответчик в письме от 22.06.2020 пояснил, что в договоре холодного водоснабжения и водоотведения № 883/19от 01.04.2019 года отсутствует раздел 20, что препятствуют подготовке отзыва.
Истец в письме от 25.06.2020 пояснил, что ответчик необоснованно указал в листе 4 и 6 приложения № 1 к договору № 883/2019 от 01.04.2019 года сеть ООО «Водоканал-Сервис» как «сеть с неустановленной хозяйственной принадлежностью», тем самым нарушая обязанности гарантирующего поставщика коммунальных услуг.
Ответчик в письме от 10.07.2020 пояснил, что антикоррупционная оговорка не регламентируется законом, отсутствует определение ее содержания, данные обстоятельства не позволяют оценивать ее как универсальное договорное средство борьбы с коррупционным поведением сторон договора при его исполнении, антикоррупционная оговорка не является обязательной для другой стороны.
Ответчик в письме от 22.07.2020 указал, что согласно Постановлению администрации МО ГО «Усинск от 16.07.2020 года № 881 зона централизованного водоотведения поверхностных сточных вод определяется для ООО «Водоканал-Сервис», как вся территория г. Усинска и промышленной зоны, отведение (приём) поверхностных сточных вод осуществляется без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения. Осадки, выпадающие в теплый период года, формируют дождевой сток; осадки, выпадающие в холодный период года - талый сток. Часть осадков, просочившихся в грунт и далее в системы хозяйственно-бытовой канализации, формируют неорганизованный (поверхностный) сток.В результате, поверхностный сток через негерметичные стыки ж/б колец и крышки на канализационных колодцах попадает в систему хозяйственно-бытового водоотведения, проходит весь цикл по транспортировке и очистке на городских канализационных очистных сооружениях. Зафиксировано, что централизованная система водоотведения г. Усинска обладает технической возможностью для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод.
Ответчик в письме от 30.07.2020 пояснил, что после издания соответствующего акта по установлению нормативов состава сточных вод, в приложение № 7 к договору № 883/19 от 01.04.2019 года будут внесены соответствующие изменения, форма приложения будет соответствовать типовому договору утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645 (в ред. 22.05.2020).
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 04.08.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования городского округа «Усинск».
Истец в письменных пояснениях от 15.09.2020 указал, что бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Усинск не выявлено, отметил, что, несмотря на изменение схемы водоснабжения с 16.07.2020 ООО «Водоканал-Сервис» необоснованно указало в листе 4 и приложения № 1 к договору сеть ООО «Водоканал-Сервис» как «сеть с неустановленной хозяйственной принадлежностью».
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о дате, времени и месте проведения судебного заседания, ответчик и третье лицо явку своих представителей в суд не обеспечили.
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме, просил удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялись перерывы с 14.09.2020 до 11 часов 00 минут 17.09.2020, до 12 часов 40 минут 21.09.2020 после окончания, судебное разбирательство по делу продолжено в отсутствии представителей ответчика и третьего лица.
В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
17.04.2019 ООО «Водоканал-Сервис» направило ООО «Усинская ТК» для подписания договор № 883/19 от 01.04.2019 холодного водоснабжения и водоотведения (л.д. 57, т. 1).
ООО «Водоканал-Сервис» подписало договор с протоколом разногласий от 28.04.2019, о чем имеется отметка в договоре.
Письмом от 23.07.2019 № 891 истец возвратил протокол разногласий без подписания (л.д. 59, т. 1).
Для урегулирования возникших между сторонами разногласий 31.07.2019 истец направил в адрес ответчика претензию (л.д. 24, т. 1).
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (пункт 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
При этом существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) и принятым в соответствии с ним правилами (часть 1 статьи 4 Закона № 416-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 15 Закона № 416-ФЗ установлено, что в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
Истец просит при заключении договора урегулировать следующие разногласия.
В преамбуле во втором абзаце текст: «№ 015-УСН/2018 от 02.02.2018» изменить и изложить в редакции: «№ 029-УСН/2018 от 18.12.2018», так как доверенность от 02.02.2018 действует по 31.12.2018.
Согласно материалам дела доверенность № 015-УСН/18 действовала до 31.12.2018, таким образом, требования истца правомерны.
Ответчик с данными требованиями не согласен, указал, что данный период времени действовала доверенность от 02.02.2018 № 015-УСН/2018, указал, что изменять преамбулу договора, указав доверенность от 18.12.2018 нет необходимости.
Суд считает обоснованным требования истца, в преамбуле во втором абзаце текст: «№ 015-УСН/2018 от 02.02.2018» изложить в редакции: «№ 029-УСН/2018 от 18.12.2018».
Истец просит внести изменения в пункт 9 договора, протоколом разногласий от 28.04.2019, исключив данный пункт, так как приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом или организацией осуществляющей транспортировку горячей воды, холодной воды, сточных вод, на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента, другими организациями, эксплуатирующими водопроводные и (или) канализационные сети, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются в соответствии с типовым единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645 утверждены типовые договоры в области холодного водоснабжения и водоотведения.
Пункт 9 включен в договор в соответствии с единым типовым договором, утвержденным Постановлением № 645.
Согласно части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В соответствии с Письмом Минстроя России от 24.11.2014 № 26623-ГБ/04, не включение в договор условий, содержащихся в соответствующих утвержденных типовых договорах, является неправомерным и может служить основанием для признания такового договора недействительным.
В соответствии с пунктом 1.3 Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке, утвержденных Приказом Минстроя России от 17.10.2014 № 640/пр расчет расходов и потерь горячей, питьевой, технической воды при ее транспортировке осуществляется в целях расчета объема поданной (полученной) воды в случае, если узел учета воды размещен не на границе эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, абонента и (или) транзитной организации, в целях обоснования балансов водоснабжения и определения показателей эффективности использования ресурсов.
Условия единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 закрепляют, что в случае размещения узла учета и приборов учета не на границе раздела эксплуатационной ответственности величина потерь холодной воды, возникающих на участке сети от границы раздела эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета. Указанный объем подлежит оплате в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего договора, дополнительно к оплате объема потребленной холодной воды в расчетном периоде, определенного по показаниям приборов учета (пункт 9).
Ответчик, применив сведения истца, содержащиеся в возражениях от 27.11.2019, скорректировал расчет потерь, в результате показатель потерь с 27,23 куб.м. в год снижается до 25,46 куб.м. в год.
На основании изложенного, в приложении № 2 к договору № 883/19 от 01.04.2019 в столбце «гарантированный объем подачи холодной воды» в строке «потери» указать «25,46 м3/год»; в исключении из договора пункта 9 отказать.
Истец просит в листах 4 и 6 Приложения № 1 к договору текст «сеть с неустановленной хозяйственной принадлежностью» изложить в редакции: «сеть ООО «Водоканал-Сервис».
Приложение № 1 (лист 4, лист 6) является актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности водопроводных сетей.
Согласно пункту 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (далее – Правил № 644), утвержденных Постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013, «граница балансовой принадлежности» - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.
В силу пункта 31 Правил № 644, к договору холодного водоснабжения, Договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента по объектам Централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них.
Согласно пункту 32 Правил № 644 при отсутствии акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается в соответствии с пунктами 31(1) - 31(3) настоящих Правил.
Пунктом 5 статьи 8 Закона «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пп. в) п. 34 Правил № 644, к обязанности ответчика отнесено обеспечивать в соответствии с требованиями нормативно-технических документов эксплуатацию объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации.
СогласноПостановлению Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» Республики Коми от 17 декабря 2014 г. №2844 «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования городского округа «Усинск» на период до 2024 года» бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Усинск не выявлено.
Таким образом, в листах 4 и 6 Приложения № 1 к договору текст «сеть с неустановленной хозяйственной принадлежностью» изложить в редакции: «сеть ООО «Водоканал-Сервис».
Истец просит в приложении № 2 к договору значение в графе гарантированный уровень давления технической воды для ЦВК «1,5» заменить значением «1,8» в связи с тем, что указанного давления для стабильной работы оборудования не достаточно.
Приложение № 2 содержит сведения о режиме подачи холодной воды, гарантированном объёме и уровне давления.
Согласно пункту 5.11 Свода правил СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*», утвержденных Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/14, минимальный свободный напор в сети водопровода населенного пункта при максимальном хозяйственно-питьевом водопотреблении на вводе в здание над поверхностью земли должен приниматься при одноэтажной застройке не менее 10 м.(метр водяного столба), при большей этажности на каждый этаж следует добавлять 4 м.
По объекту ЦБК договором установлен гарантированный уровень давления технической воды 1,5 атмосфер. Данный показатель установлен, исходя из объективных обстоятельств осуществления ответчиком производственной деятельности - в связи с выводом в декабре 2010 года из эксплуатации аварийного магистрального водопровода Ду800 мм, предназначенного для подачи технической воды непосредственно на ЦВК согласно акту от 28.12.2010 года
Согласно части 3 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
Принимаемое обязательство должно быть исполнимо.
В настоящее время, по утверждению ответчика, отсутствует техническая возможность гарантировать уровень давления в иных показателях. В 2018 году ООО «Водоканал-Сервис» организовано проведение инженерно-геодезических изысканий в рамках выполнения комплекса мероприятий по реконструкции напорного водовода технической воды диаметром 600мм. Весь комплект документов направлен в администрацию МО ГО «Усинск» как собственнику имущества для дальнейшего решения вопроса по данному объекту муниципальной собственности.
Документов, свидетельствующих о нарушении технологического процесса в работе ЦВК из-за уровня давления 1,5 атм. не представлено.
Истцом не приведены достоверные доказательства, с учётом которых возможно сделать вывод о нарушении интересов истца гарантированным объемом и уровнем давления, указанном ответчиком в договоре (Приложением № 2).
На основании изложенного требования не подлежат удовлетворению.
Истец просит исключить Приложение № 7 договора.
В соответствии с подпунктом д) пункта 26 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, существенным условием договора водоотведения является порядок контроля за соблюдением абонентами показателей декларации о составе и свойствах сточных вод по форме согласно приложению № 1(1) (далее - декларация), нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 110 Правил холодного водоснабжения и водоотведения отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованную бытовую систему водоотведения разрешается при наличии технической возможности для приема, транспортировки и очистки таких сточных вод.
Согласно пункту 111 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
В соответствии с пунктом 31 договора № 883/19 от 01.04.2019, сведения о нормативах допустимых сбросов абонентов (лимиты на сбросы), нормативах водоотведения по составу сточных вод и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, указываются по форме согласно приложению № 7.
Таким образом, сведения в приложении № 7 включены ответчиком в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства.
Пункт 1.1 Схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования городского округа «Усинск» на период до 2024 года, утвержденных Постановлением администрации городского округа «Усинск» от 17.12.2014 № 2844 (далее - Схема водоснабжения и водоотведения) устанавливает, что в г. Усинск имеется централизованная система хозяйственно-бытовой канализации.
Пунктом 2.2 Схем водоснабжения и водоотведения закрепляет, что ливневая канализация в МО ГО «Усинск» имеется, но сооружений очистки на территории МО ГО «Усинск» нет. В связи с этим не исключено попадание поверхностного стока через негерметичные стыки ж/б колец или крышек на канализационных колодцах системы хозяйственно-бытового водоотведения. При этом отмечается, что осадки, выпадающие в теплый период года, формируют дождевой сток; осадки, выпадающие в холодный период года – талый сток. Часть осадков, просочившихся в грунт и далее в системы коммунальной канализации, формируют неорганизованный сток.
Таким образом, выпадающие осадки проходят сквозь почву и через не плотности, не герметичности прилегания крышек колодцев, попадают в сети истца, впоследствии в местах присоединения сетей в колодцах попадают в сети водоотведения ответчика, который их впоследствии транспортирует на очистные сооружения г. Усинска.Отведение поверхностных сточных вод способствует тому, что территория истца незатапливается во время осадков.
Поверхностные сточные воды с территории истца поступают на городские очистные сооружения через систему центральной коммунальной канализации и проходят весь цикл по отчистке и транспортировке, наряду с хозяйственно-бытовыми сточными водами.
Приложение № 8 к договору № 883/19 от 01.04.2019 содержит сведения о точках приема поверхностных сточных вод абонента.
Пункт 43 Правил холодного водоснабжения и водоотведения устанавливает, что в договоре водоотведения, предусматривающем отведение (прием) поверхностных сточных вод, определяются точки приема поверхностных сточных вод.
В соответствии с требованиями Правил холодного водоснабжения и водоотведения и типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 645 от 29.07.2013, в условиях договора № 883/19 от 01.04.2019 ответчиком включен пункт 50, содержащий сведения о точках приема поверхностных вод абонента согласно приложению № 8.
На основании изложенного, в исключении из договора Приложений 7, 8 отказать.
Приложение №9, 9.1 к договору содержит подробный расчет объема поверхностных сточных вод по объектам абонента. Данные приложения не являются составной частью типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 645 от 29.07.2016, разработаны, по утверждению ответчика, исключительно для понимания абонентом порядка произведения ответчиком расчета поверхностных стоков.
Поскольку истец возражает относительно данных приложений, суд исключает их.
Раздел 13 договора содержит условия отведения (приёма) поверхностных сточных вод в систему водоотведения.
Согласно пп. 21 и 26 Правил № 644, порядок осуществления учета поданной холодной (питьевой и (или) технической) воды, порядок учета принимаемых сточных вод является существенным условием договора.
Согласно п. 44 и п. 82 Правил № 644, определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод, учёт количества поверхностных сточных вод, отводимых (принимаемых) в Централизованную систему водоотведения осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 776.
Пункт 23 Правил организации коммерческого учёта определяет, что при отсутствии у абонента прибора учета, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения. При этом учитывается объем поверхностных сточных вод, который рассчитывается в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, в случае если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен схемой водоснабжения и водоотведения или договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения.
Отдельным пунктом Методических указаний (пункт 12) предусмотрено внесение изменений в зону централизованного водоотведения поверхностных стоков абонента, при условии предоставления необходимой информации в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
Отведение атмосферных осадков в виде дождевых, талых, инфильтрационных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при отсутствии подключения дренажей, через неплотности, негерметичные соединения элементов, трещины и отверстия, образующие как в процессе эксплуатации существующих канализационных сетей, так и при строительстве новых сетей, а также дренажных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при подключении к ним дренажей является объективным процессом обусловленным текучестью воды.
Исходя из вышеизложенного, в исключении из договора Приложений 7, 8, раздела 13 отказывается.
Истец просит включить в договор раздел 20.
В соответствии с п. 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом. Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Часть 3 статьи 15 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» устанавливает, что единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются в соответствии с типовым единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 645 утверждены типовые договоры в области холодного водоснабжения и водоотведения.
В адрес истца ответчик направил договор холодного водоснабжения и водоотведения № 883/19 от 01.04.2019 года, составленный в соответствии с утверждённой типовой формой договора в данной сфере правоотношений.
В Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях, включены в полном объёме формы договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 (Приказ ФАС России от 13.07.2017 № 928/17, публикация на сайте http://fas.gov.ru).
Как следует из содержания пункта 2 ст. 426 ГК РФ, условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
Как организация водопроводно-канализационного хозяйства, ООО «Водоканал-Сервис» размещает данные об основных показателях финансово-хозяйственной и регулируемой деятельности в соответствии со стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, к которым обеспечен свободный доступ на официальных сайтах Росстата и Минстроя. Сведения об ответчике являются открытыми и доступными.
Между тем наличие или отсутствие в договоре поименованной оговорки не влияет на необходимость безусловного соблюдения обеими сторонами Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и соответствующих подзаконных актов. Основания для обязательного включения этой оговорки в договор не установлены.
Включение или не включение в договор упомянутого приложения относится к вопросам юридической техники, а не права как такового. Отсутствие данного приложения не может повлиять на заключённость и действительность сделки. Таким образом, при отсутствии обоюдного согласия на этот счёт у суда отсутствуют основания для включения спорного условия в договор. Иное противоречило бы принципу, охраняемому статьей 421 Кодекса.
В силу изложенного, предложение истца о включении в текст типового договора холодного водоснабжения и водоотведения раздела 20 «Антикоррупционная оговорка», не содержит нормативного обоснования и является не правомерным.
При наличии возражений стороны относительно определения условия договора диспозитивной нормой, выразившихся, например, в представлении иной редакции условия, суд может утвердить условие в редакции, отличной от диспозитивной нормы, указав мотивы принятия такого решения, в частности особые обстоятельства рассматриваемого спора (абзац второй пункта 4 статьи 421 ГК РФ).
Исходя из вышеизложенного, во включении раздела 20 отказывается.
Довод ответчика о пропуске срока суд отклоняет.
В случае пропуска управомоченной стороной тридцатидневного срока, установленного статьей 445 ГК РФ для передачи протокола разногласий на рассмотрение суда, суд отказывает в удовлетворении такого требования лишь при наличии соответствующего заявления другой стороны.
По смыслу пункта 2 статьи 446 ГК РФ, если разногласия возникли при заключении договора и не были переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, суд отказывает в удовлетворении требования об их урегулировании, если только ответчик по такому иску прямо не выразит согласия на рассмотрение спора судом.
Если во время рассмотрения спора о заключении договора одна сторона осуществляет предоставление, а другая сторона его принимает, то пропуск сроков на обращение в суд, установленных статьями 445 и 446 ГК РФ, не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
В пункте 4 статьи 445 ГК РФ установлено, что в случае урегулирования разногласий по договору в судебном порядке договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Поскольку с учетом приведенных положений законодательства, на соответствие которым судом проверены редакции договора, как истца, так и ответчика, договор между сторонами подлежит заключению в редакции, соответствующей требованиям закона.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика в сумме 6 000 руб. Согласно разъяснениями, данными в пункте 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», при частичном удовлетворении требования неимущественного характера расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Урегулировать разногласия, возникшие между Обществом с ограниченной ответственностью «Усинская тепловая компания» и Обществом с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис» при заключении договора № 883/19 от 01.04.2019 холодного водоснабжения и водоотведения.
В преамбуле во втором абзаце текст: «№ 015-УСН/2018 от 02.02.2018» изложить в редакции: «№ 029-УСН/2018 от 18.12.2018».
В пункте 9 договора величину потерь холодной воды, возникающих на участке сети от границы раздела эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета, технической воды установить «25,46 м3/год.».
В приложении № 2 к договору № 883/19 от 01.04.2019 в столбце «гарантированный объем подачи холодной воды» в строке «потери» указать «25,46 м3/год».
В приложении № 2 к договору № 883/19 от 01.04.2019 в изменении значения в графе гарантированный уровень давления отказать.
В исключении из договора пункта 9 отказать.
В листах 4 и 6 Приложения № 1 к договору текст «сеть с неустановленной хозяйственной принадлежностью» изложить в редакции: «сеть ООО «Водоканал-Сервис».
В исключении из договора Приложений 7, 8, раздела 13 отказать.
Исключить Приложения №9, №9.1.
Во включении в договор раздела 20 отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Усинская тепловая компания» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) 6 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу по ходатайству взыскателя.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья Ю.В. Смагина