АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru , е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
20 апреля 2011 года Дело № А29-1394/2011
Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2011 года, полный текст решения изготовлен 20 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Войнова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Трофимовой Н.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Севергазторг»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Коми
об обязании возвратить сумму излишне уплаченного налога и взыскании процентов,
при участии:
от ответчика: ФИО1 по доверенности от 05.05.2008г.,
установил:
ООО «Севергазторг» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Коми об обязании возвратить сумму излишне уплаченного единого налога на вмененный доход в размере 102 313 руб. (1 квартал 2006 года – 2 квартал 2007 года) и взыскании процентов за нарушение срока возврата указанной суммы в размере 3127 руб. 65 коп. (рассчитаны за период с 15.10.2010г. по 05.03.2011г.).
В письменном пояснении к заявлению ООО «Севергазторг» на требованиях настаивает, представило подробный расчет взыскиваемых сумм, при этом указывает, что требование о взыскании с ответчика излишне уплаченной суммы налога за 2 квартал 2007г. также поддерживает, поскольку в возврате данной суммы было отказано.
Ответчик с доводами заявителя не согласился, при этом указал, что в силу пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 15 час. 30 мин. 20.04.2011 года. После окончания перерыва судебное заседание было продолжено.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы ответчика, суд установил следующее.
В период с 17.08.2009г. по 16.04.2010г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми проведена выездная налоговая проверка ООО «Севергазторг» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов (сборов) за период с 1 квартала 2006 г. по 2 квартал 2007г. По результатам проведенной проверки составлен акт выездной налоговой проверки № 12-14/5 от 16.06.2010г.
Из акта выездной налоговой проверки (л.д. 16-42, том 1) следует, что ООО «Севергазторг» неверно применяло систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) по объектам общественного питания - столовые №№ 3,6,7,13,14, площадь залов обслуживания посетителей в которых превышает 150 кв.м. ЕНВД за 1-4 кварталы 2006, 2007, 2008г.г. исчислен в завышенном размере в части деятельности указанных объектов общественного питания (л.д. 35, том 1).
30.08.2010г. ООО «Севергазторг» представило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 уточненные декларации по единому налогу на вмененный доход к уменьшению за 1,2,3,4 кварталы 2006г., 1,2,3,4 кварталы 2007г., 1,2,3,4 кварталы 2008г.
10 сентября 2010г. ООО «Севергазторг» направило в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Коми заявление о возврате излишне уплаченных сумм ЕНВД в размере 102313 руб., в том числе: за 1 квартал 2006 г. – 17811 руб., за 2 квартал 2006 г. – 17570 руб., за 3 квартал 2006 г. – 17570 руб., за 4 квартал 2006 г. – 17570 руб., за 1 квартал 2007 г. – 15214 руб., за 2 квартал 2007 г. – 16579 руб. (л.д. 10, том 1).
Решением налогового органа от 21.09.2010г. № 294 обществу было отказано в возврате излишне уплаченных сумм налога за период с 1 квартала 2006г. по 2 квартал 2007г. по причине пропуска срока исковой давности, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации (л.д. 11, том 1) .
ООО «Севергазторг» не согласилось с вышеуказанным решением, обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с требованием об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 возвратить сумму излишне уплаченного налога, в обоснование своих доводов ссылается на правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в определении № 173-О от 21.06.2001г., и указывает на то, что заявителю стало известно о переплате налога только после ознакомления с актом выездной налоговой проверки №12-14/5 от 16.06.2010г.
Возражая против заявленных требований, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 ссылается на то, что заявление о возврате излишне уплаченного налога было подано налогоплательщиком по истечении трехлетнего срока со дня уплаты налога; факт излишней уплаты ЕНВД и размер переплаты налоговым органом не оспариваются.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налогов установлен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006г. «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и статьей 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу пункта 10 статьи 7 Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006г. со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 7 вышеуказанного закона установлено, что настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления в силу.
Поскольку ЕНВД был излишне уплачен ООО «Севергазторг» в период с 25.04.2006г. по 25.07.2007г., то согласно вышеуказанным нормам Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006г. «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» возврат излишне уплаченных сумм за период с 25.04.2006г. по 19.10.2006г. (платежные поручения об уплате ЕНВД – л.д. 23-28, том 2) должен производиться в порядке, действовавшем до вступления в силу Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006г., возврат излишне уплаченных сумм ЕНВД после 01.01.2007г. (л.д. 29-33, том 2) должен производиться за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации
В силу статей 30, 89 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 1, 6 Закона РФ № 943-1 от 21.03.1991г. «О налоговых органах Российской Федерации» задачей налоговых органов, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, является контроль за правильностью исчисления налогов, а не только выявление фактов занижения доходов и завышения расходов.
Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным Кодексом (пункт 9).
Вместе с тем, указанная норма не препятствует налогоплательщику обратиться непосредственно в суд с требованием о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации № 173-О от 21.06.2001г., норма пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствует в случае пропуска срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
В постановлении № 6219/06 от 08.11.2006г. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Таким образом, трехлетний срок исчисляется: при обращении в налоговый орган – в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, в суд – в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.
Вопрос определения момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит разрешению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.
При этом излишне уплаченной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные периоды.
Сумма ЕНВД, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет, определяется налогоплательщиком в поданной им налоговый орган в соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговой декларации. Вместе с тем, эта сумма налога может корректироваться (в большую или меньшую сторону) налоговым органом по результатам налоговых проверок, предметом которых выступает в числе прочего, правильность исчисления налогоплательщиком суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
Таким образом, именно налоговый орган устанавливает сумму налога, которая соответствует фактической обязанности налогоплательщика по ее уплате.
Более того, в силу пункта 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Как следует из материалов дела, заявитель узнал о факте излишней уплаты налога из акта №12-14/5 от 16.06.2010г., то есть после проведения налоговым органом выездной налоговой проверки.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001г. № 173-О из содержания указанных положений в их взаимосвязи следует, что статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК Российской Федерации).
В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
Поскольку ООО «Севергазторг» обратилось в арбитражный суд с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм ЕНВД, то действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общий срок исковой давности в силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен в пределах трех лет.
Излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды.
Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Указанная позиция подтверждается существующей судебной практикой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006г. № 11074/05).
В качестве доказательств уплаты сумм налога за период с 1 квартала 2006 года по 2 квартал 2007 года заявителем представлены соответствующие платежные поручения (л.д.23-33, том 2).
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает, что трехлетний срок для обращения в суд с настоящим заявлением следует исчислять с момента ознакомления налогоплательщика с актом выездной налоговой проверки № 12-14/5 от 16.06.2010г., поскольку до составления должностными лицами налогового органа акта выездной налоговой проверки налогоплательщик не мог знать о переплате по налогу.
Таким образом, срок для обращения в суд с заявлением о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога обществом не пропущен.
Доказательств того, что с момента, когда ООО «Севергазторг» узнало или должно было узнать об уплате налога на прибыль в завышенных размерах, прошло более трех лет, налоговым органом не представлено.
Факт уплаты ЕНВД за заявленный ООО «Севергазторг» период подтвержден материалами дела, доказательства наличия у заявителя задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что и ЕНВД, налоговым органом не представлены, сумма ЕНВД, определенная налогоплательщиком как излишне уплаченная и подлежащая возврату, ответчиком не оспаривается.
Учитывая вышеизложенное, требования заявителя в части обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Коми возвратить сумму излишне уплаченного единого налога на вмененный доход в размере 102 313 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Кроме того, заявитель, ссылаясь на статью 78 Налогового кодекса Российской Федерации, также просит взыскать с ответчика сумму процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных сумм налогов, начисленных за период с 15.10.2010г. по 05.03.2011г. в размере 3127,65 руб.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно пункту 6 указанной статьи, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В пункте 8 указано, что решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (пункт 10 статьи 78 Кодекса).
Из анализа положений пунктов 6,7,8,10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что начисление процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога производится в случае нарушения налоговым органом сроков возврата переплаты по заявлению налогоплательщика, поданного в пределах трехлетнего срока с момента уплаты налога.
Вышеуказанная гарантия на получение процентов, предусмотренных пунктом 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации применяется ко всем случаям незаконного отказа от возврата сумм налога, исчисленных и уплаченных в бюджет.
В рассматриваемом случае, заявление о возврате излишне уплаченного налога было подано в налоговый орган по истечении установленного Налоговым кодексом Российской Федерации срока.
Таким образом, начисление процентов в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации за период, предшествующий вынесению судом решения по заявлению налогоплательщика о возврате переплаты, не может быть произведено, следовательно, требование заявителя в части взыскания 3127,65 руб. процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога удовлетворению не подлежит.
ООО «Севергазторг» заявлено требование о возмещении судебных расходов в размере 4363,22 руб., из которых 200 руб. судебных расходов, составляющих стоимость полученной им выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ответчика, 4163,22 руб. сумма уплаченной государственной пошлины при подаче заявления в суд.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Расходы по уплате государственной пошлины и получению выписки из Единого государственного реестра юридических лиц понесены заявителем в связи с рассмотрением настоящего дела в арбитражном суде.
Принимая во внимание результаты рассмотрения настоящего дела, а также то, что законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае принятия решения не в их пользу, суд в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит судебные расходы на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление общества с ограниченной ответственностью «Севергазторг» удовлетворить частично.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №4 по Республике Коми возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Севергазторг» из бюджета сумму излишне уплаченного единого налога на вмененный доход в размере 102313 руб.
Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Коми в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Севергазторг» 4239 руб. 73 коп. судебных расходов.
В остальной части требований отказать.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья С.А. Войнов