ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
11 марта 2024 года Дело № А29-14313/2023
Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2024 года, полный текст решения изготовлен 11 марта 2024 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Басманова П.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Злобиной К.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Авиакомпания Парма» (ИНН: 1101173058, ОГРН: 1211100005214) к Межрегиональному территориальному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Западному Федеральному округу (ИНН: 7838116246, ОГРН: 1237800096170) и Коми территориальному отделу государственного авиационного надзора по Республике Коми Межрегионального территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Западному Федеральному округу о признании недействительным предписания,
соответчик: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта,
при участии:
от заявителя: Сазонов И.В. (по доверенности от 07.04.2023),
от ответчика: Ковальский В.П. (по доверенности от 06.02.2023),
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Авиакомпания Парма» (далее – ООО «АК «Парма») обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, в котором просит признать недействительным предписание об устранении выявленных нарушений от 11.08.2023 №6.7.3-75, утвержденное государственным инспектором отдела надзора за подготовкой авиационного персонала Управления государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации Федеральной службы в сфере транспорта.
Определением суда от 10.11.2023 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание проведено 05.12.2023, судебное разбирательство назначено на 18.01.2024, которое отложено до 12.02.2024, 11.03.2024.
К участию в деле в качестве соответчика с согласия заявителя привлечена Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, поскольку оспариваемое предписание вынесено сотрудником данной организации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о дате и времени судебного заседания, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело с учетом положений, предусмотренных статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без участия представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Западному Федеральному округу.
К судебному заседанию от руководителя ООО «АК «Парма» поступило заявление об отказе от заявления в части признания недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 11.08.2023 №6.7.3-75, касающегося нарушения, изложенного в подпункте 2 пункта 2 описательной части предписания.
Частью 2 статьи 49 АПК РФ установлено, что истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно части 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
В рассматриваемой ситуации данный отказ от требований, заявленных к ответчику (отказ от иска), судом принимается, так как такой отказ не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ отказ от иска является основанием для прекращения производства по делу.
При таких обстоятельствах производство по заявлению в данной части подлежит прекращению, исходя из положений пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Исходя из изложенного, судом рассматривается заявление о признании недействительным предписания от 11.08.2023 №6.7.3-75 в части нарушения, касающегося необходимости прохождения персоналом подготовки по перевозке опасных грузов.
Суд, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, установил следующее.
В связи с авиационным происшествием с самолетом АН-2 RA-02241 ООО «АК «Парма» 06.07.2023, повлекшей причинение вреда здоровью, в соответствии с решением исполняющего обязанности начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 11.07.2023 № 545 проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения ООО «АК «Парма» требований воздушного законодательства.
Установлено, что ООО «АК «Парма» не обеспечено прохождение членами летных экипажей (Баранов М.Д., Норин В.Л., Коршунов О.Н., Мурзин А.И., Яркин В.А., Кроха К.Э., Станпаков В.А., Албахтин Н.Л., Тимофеев В.Г., Карелин А.А., Рабинович А.В., Закарлюка С.Г., Баруткин А.В.) подготовки (курсов) для эксплуатантов, не перевозящих в качестве опасного авиагруза и почты (подпункт 1 пункта 2 описательной части предписания).
Кроме того, ООО «АК «Парма» не представлены документы на Станпакова В.А., принятого на должность второго пилота АН-2 приказом от 17.06.2022, подтверждающие прохождение подготовки по программам в области человеческого фактора и управления ресурсами экипажа и авиационной безопасности (подпункт 2 пункта 2 описательной части предписания).
В целях устранения данных нарушений в адрес Общества направлено предписание от 11.08.2023.
Не согласившись с предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми.
ООО «АК «Парма» со ссылкой на разъяснения пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми.
Возражений со стороны участвующих в деле лиц относительно подсудности спора иному суду не представлено.
С учетом конкретных обстоятельств дела суд считает возможным рассмотреть по существу заявление ООО «АК «Парма». Суд при этом учитывает осуществление деятельности заявителя на территории Республики Коми, необходимость исполнения оспариваемого предписания на территории Республики Коми, наличие территориальных подразделений ответчика на территории Республики Коми, отсутствие возражений со стороны ответчиков относительно рассмотрения дела в Арбитражном суде Республики Коми.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 54 ВК РФ предусмотрено, что требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Пунктом 4 статьи 54 ВК РФ определено, что подготовка специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Согласно статье 68 ВК РФ полету воздушного судна должна предшествовать подготовка воздушного судна и его экипажа.
Приказом Минтранса России от 19.11.2020 № 494 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта» (далее – ФАП № 494).
Согласно пункту 2.4 ФАП № 494 эксплуатант должен обеспечить поддержание летной годности, соблюдение требований по наземному и техническому обслуживанию гражданских воздушных судов, а также должен осуществлять подготовку и выполнение полетов воздушных судов в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 68 ВК РФ.
В соответствии с пунктом 2.8 ФАП № 494 эксплуатант должен организовать подготовку и контроль квалификации принятого (привлеченного) на работу авиационного персонала и лиц, осуществляющих управление БВС с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, а также исполнение ими нормативных правовых актов, регулирующих выполнение авиационных работ, и иных правил и процедур, необходимых для обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности, установленных воздушным законодательством Российской Федерации, а также государств, в воздушном пространстве которых выполняются полеты, и государства регистрации (учета) воздушного судна.
Порядок подготовки к полету воздушного судна и его экипажа, порядок осуществления контроля за их готовностью и порядок выполнения полета устанавливаются приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (далее - ФАП № 128), которые согласно пункту 1.1 устанавливают правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационного обслуживания полетов в Российской Федерации.
В силу пункта 2.3 ФАП № 128 эксплуатант воздушного судна, в случае осуществления воздушных перевозок пассажиров, багажа, груза, почты, предоставляемых за плату на основании договоров воздушной перевозки пассажиров, грузов или почты или авиационных работ, или КВС авиации общего назначения обеспечивает знание и исполнение членами летного экипажа воздушного судна законов, правил и процедур, касающихся исполнения их обязанностей.
Приказом Минтранса России от 05.09.2008 № 141 утверждены Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации (далее – ФАП № 141).
В силу пункта 1 ФАП № 141 данные правила распространяются на полеты воздушных судов гражданской авиации в воздушном пространстве Российской Федерации, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов и (или) эксплуатируемых эксплуатантами, имеющими сертификат (свидетельство) эксплуатанта Российской Федерации, а также на наземное обслуживание воздушных судов в гражданских аэропортах (аэродромах) Российской Федерации.
Согласно пункта 2 ФАП № 141 уполномоченный орган в области гражданской авиации на основании решения может предоставить освобождение от выполнения настоящих Правил при условии, что будет сделано все возможное для достижения равнозначного уровня безопасности перевозки опасного груза воздушным судном, обеспечиваемого соблюдением настоящих Правил и Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905 ИКАО) (далее - Технические инструкции).
Таким образом, по общему правилу ФАП № 141 распространяются на всех эксплуатантов, имеющих сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Материалами дела подтверждается, что ООО «АК «Парма» получен сертификат эксплуатанта №АР-73 от 25.03.2022 (т. 1 л.д. 53).
Реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации (пункт 1 статьи 24.1 ВК РФ).
Правила, необходимые для безопасной перевозки опасных грузов по воздуху, содержатся в утвержденном Советом Международной организации гражданской авиации документе «Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» (Doc 9284 AN/905), которые в силу пункта 2 ФАП № 141 обязательны для применения.
Пунктом 4.2.7. Части 1 Главы 4 Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху Doc 9284 AN/905 (в редакции 2021-2022 годов) установлено, что сотрудники эксплуатантов, не перевозящих в качестве авиагруза или почты опасные грузы, должны проходить подготовку в соответствии с выполняемыми ими обязанностями. Изучаемые предметы, с которыми должны быть ознакомлены различные категории сотрудников, приводятся в таблице 1-5.
Пунктами 4.1.1, 4.1.2 Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» (Doc 9284 AN/905) (в редакции 2021-2022 годов) установлено, что программы первоначальной и периодической подготовки персонала, касающиеся перевозки опасных грузов, должны разрабатываться и осуществляться в том числе эксплуатантами. При этом указанные программы должны быть утверждены полномочным органом гражданской авиации.
В силу пунктов 4.2.1-4.2.4 Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» (Doc 9284 AN/905) (в редакции 2021-2022 годов) сотрудники должны быть подготовлены в объеме, соответствующем их должностным обязанностям. В целях обеспечения соответствия знания сотрудников текущим требованиям периодическая подготовка (переподготовка) должна проводиться не позднее 24 месяцев после прохождения ими последней подготовки. После прохождения подготовки должен быть проведен тест на предмет проверки понимания пройденного материала. Требуется подтверждение успешного прохождения теста.
Таким образом, указанными правовыми актами предусмотрена безусловная обязанность для всех эксплуататантов проходить программу подготовки, предусмотренную Техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905) вне зависимости от фактической перевозки опасных грузов.
Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905) в редакции 2021-2022 годов приведены ответчиком правомерно с учетом начала действия сертификата эксплуатанта (с 25.03.2022) и соответственно обязанности по соблюдению указанных требований.
Пунктами 4.1.2 и 4.2.1 Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905) в редакции 2023-2024 годов также предусмотрено, что все эксплуатанты должны разработать программу подготовки персонала в области опасных грузов вне зависимости от того, имеют ли они разрешение на перевозку опасных грузов в качестве авиагруза. Работодатель должен обеспечить, чтобы персонал получил необходимые компетенции для выполнения любой функции, за которую персонал несет ответственность, до того как он приступит к выполнению функций.
Таким образом, обязанность по прохождению соответствующей подготовки была предусмотрена на момент выдачи ООО «АК «Парма» сертификата эксплуатанта, такая обязанность содержится и в действующей редакции Технический инструкций.
Как обоснованно указал представитель ответчика, программа подготовки, предусмотренная Техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905), предусматривает для лиц, не осуществляющих перевозку опасных грузов, учебные курсы, направленные на выявление таких опасных грузов.
Доводы заявителя об отсутствии необходимости прохождения сотрудниками авиакомпании соответствующей подготовки, поскольку Общество не осуществляет перевозку опасных грузов, противоречат приведенному правовому регулированию.
Однако данные о прохождении подготовки, в том числе периодической, наличии у эксплуатанта программы по подготовке и ее утверждении Росациацией не представлены.
Сама по себе выдача свидетельства коммерческого пилота не свидетельствует об отсутствии необходимости соблюдать вышеуказанные требования, касающиеся специальной подготовки членов экипажа воздушного судна. В ходе проверки ответчиком установлено, что в удостоверениях о повышении квалификации сотрудников авиакомпании в наименованиях дисциплин не содержатся темы, касающиеся перевозки опасных грузов.
Дополнительная профессиональная программа курсов повышения квалификации «Подготовка членов экипажей ВС по обеспечению авиационной безопасности в аэропортах» ФГАУ ДПО «Уральский учебно-тренировочный центр гражданской авиации» и программа повышения квалификации «Периодическая подготовка членов летных экипажей по авиационной безопасности» ФГАУ ДПО «Коми региональный центр подготовки авиационного персонала» также не содержат тем по эксплуатационным правила перевозки грузов, потенциальных рисков перевозки опасных грузов.
При этом согласно разрешенным видам авиационных работ, указанным в спецификациях сертификата эксплуатанта АР-73 от 25.03.2022, члены летных экипажей ООО «АК «Парма» выполняют, в том числе транспортирование грузов заказчика.
То обстоятельство, что в пункте 4.23 ФАП № 128 не указано о необходимости прохождения подобной подготовки не входит в противоречие с иными правовыми актами, носящими взаимодополняющий характер.
Отсутствие замечаний со стороны Росавиации при выдаче сертификата эксплуатанта не препятствует выявлению нарушений норм действующего законодательства в ходе проведения проверок Ространснадзором.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчиком доказаны нарушения, допущенные в ходе осуществления деятельности ООО «АК «Парма». Предписание является мотивированным, направлено на устранение выявленных нарушений, оснований для его отмены не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Изучив доводы ООО «АК «Парма», суд не находит оснований для признания оспариваемого предписания незаконным. С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 150, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Принять отказ Общества с ограниченной ответственностью «Авиакомпания Парма» от заявления в части признания недействительным предписания Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 11.08.2023 №6.7.3-75, касающегося нарушения, изложенного в подпункте 2 пункта 2 описательной части предписания. Производство по заявлению в данной части прекратить.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.