ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-14694/19 от 19.06.2020 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

20 июня 2020 года     Дело № А29-14694/2019

Резолютивная часть решения объявлена июня 2020 года , полный текст решения изготовлен июня 2020 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Гайдак И.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Колцун О.Я.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Коми» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому Автономному округу (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

о признании недействительным требования от 23.07.2019 № 09-24/2708,

при участии:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 01.01.2020 № ЛК-427,

от ответчика:ФИО2 по доверенности от  18.11.2019,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Лукойл-Коми» (далее - заявитель, Общество, ООО «Лукойл-Коми») обратилось с заявлением к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому Автономному округу (далее - ответчик, Управление, Росприроднадзор) о признании недействительным требования от 23.07.2019 об уплате доначисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2018 года в размере 629 026 133 руб. 75 коп. № 09-24/2708.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что требование ответчика является незаконным и подлежащим отмене поскольку нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.

Заявитель считает, что вывод Росприроднадзора об отнесении всей массы отходов Предприятия вида «скальные породы в смеси при проходке подземных горных выработок, не содержащие полезные ископаемые» к IV классу опасности является незаконным.

Кроме того, Управлением неправомерно определен размер суммы доначисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее по тексту - НВОС), а расчет произведен с грубейшими нарушениями требований законодательства.

Вывод Росприроднадзора об отнесении всей массы отходов Предприятия вида «скальные породы в смеси при проходке подземных горных выработок, не содержащие полезные ископаемые» к IV классу опасности является незаконным.

Ответчик с заявленными требованиями не согласился подробно основания изложены в представленном отзыве и дополнительных пояснениях по делу.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, судом  установлено следующее.

Как следует из материалов дела, Росприроднадзор,  в адрес ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» 23.07.2019 выставил требование № 09-24/2708 об уплате доначисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2018 года в размере 629 026 133 руб. 75 коп. (т. 1, л.д. 19).

Общество не согласившись указанным требованием  обжаловало его в арбитражный суд.

Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению и руководствуется следующим.

Судом установлено и следует из материалов дела, Общество осуществляет пользование недрами Ярегского нефтяного и нефтетитанового месторождений на основании лицензий СЫК 15078 НЭ и СЫК 15079 НЭ от 28.12.2010 (т. 1, л.д. 25-30, 36-42).

В процессе деятельности предприятия НШПП «Яреганефть» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» образуется отход производства и потребления «скальные породы в смеси при проходке подземных горных выработок, не содержащие полезные ископаемые», а также сопутствующий отход горной породы - нефтенасыщенный песчаник.

В связи с этим, приказом Управления № 1297 от 30.12.2013 для ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР) по НШПП «Яреганефть» и выдан документ об утверждении НООЛР от 30.12.2013 № 458-0 (т. 1, л.д. 62-67). Согласно указанному документу установлены лимиты для отхода вида «скальные породы в смеси при проходке подземных горных выработок, не содержащие полезные ископаемые», отнесенного к V классу опасности.

В целях соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами, Обществом была представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год (т. 1, л.д. 69-93).

В октябре 2018 года Росприроднадзором в отношении Общества был проведен контроль за исчислением платы за НВОС. В рамках данной проверки 23.10.2018 госорганом осуществлен осмотр территории НШПП «Яреганефть», составлен протокол от 23.10.2018 (т. 1, л.д. 98-101).

В ходе осмотра произведен отбор проб отходов, размещенных на горизонтальных отвалах нефтешахт № № 1,2,3, в целях определения их класса опасности (т. 1, л.д. 102-112).

Экспертным заключением филиала ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» - «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Республике Коми» (далее - ЦЛАТИ) от 21.11.2018 № 39-Э-18 установлено, что из 9-ти отобранных проб отходов 7 - относятся к IV классу опасности, 1 - к III классу опасности и 1 - к V классу опасности (т. 1, л.д. 141-146).

Таким образом Управлением установлено, что помимо отходов V класса опасности, на вышеуказанных горизонтальных отвалах нефтешахт размещаются отходы III и IVклассов за пределами установленных лимитов на их размещение.

С учетом установленных обстоятельств проверяющими Росприроднадзора сделан вывод, что отходы, размещенные на горизонтальных отвалах, в совокупности имеют IV класс опасности, в то время как Обществу утверждены лимиты образования и размещения отходов только V класса опасности. Соответственно, по мнению ответчика, Общество допустило сверхлимитное размещение отходов IV класса опасности.

Данный вывод отражен в Акте проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 23.07.2019 (т. 1, л.д. 21-24) и послужило основанием для вынесения оспариваемое Требования о доначислении платы за НВОС за 2018 год в размере 629 026 133 руб. 75 коп. в связи со сверхлимитным размещением отходов IV класса опасности.

Оспаривая выводы проверяющих заявитель указывает на нарушения допущенные ответчиком при произведении расчета и отборе проб, что по его мнению привело к  неправомерному определению размера НВОС и необоснованным выводам.

Суд с доводами заявителя согласиться не может по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ).

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

Согласно подпункту «б» пункта 1 указанных Критериев к объектам Iкатегории, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду, относятся объекты, на которых осуществляется деятельность по добыче сырой нефти и природного газа, включая переработку природного газа.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Как следует из пунктов 1- 4 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ, платежной базой для исчисления названной платы является масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления, которая определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля с учетом лимитов на размещение отходов производства и потребления и их превышения, при этом платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого класса опасности отходов производства и потребления.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункты 1, 2, 4 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (далее - Постановление № 913) утверждены ставки платы за НВОС.

В соответствии с пунктом 4 раздела III «Ставки платы за размещение отходов» для отходы IV класса опасности (малоопасные) (за исключением твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) на 2018 год установлена ставка 663,2 руб. за тонну.

В то время как согласно пункту 5 раздела III «Ставки платы за размещение отходов» для отходов V класса опасности (практически неопасные) добывающей промышленности на 2018 год установлена ставка 1,1 руб. за тонну.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила № 255).

В соответствии с пунктом 8 Правил № 255 (в редакции действующей в 2018 году) плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные Постановлением № 913, с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных Постановлением № 913 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 № 1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа», и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).

Пунктом 4 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (далее - Порядок № 721), предусмотрено, что учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров.

На основании изложенного, действующим законодательством обязанность по учету количества образовавшихся отходов, а также по расчету платы за НВОС для отходов каждого класса опасности возложена на юридическое лицо, в процессе деятельности которого образуются отходы.

Как следует из  декларации о плате за НВОС, представленной Обществом, на горизонтальных отвалах нефтешахт НШПП «Яреганефть» образуются отходы V класса опасности - скальные породы в смеси при проходке подземных горных  выработок, не содержащие полезные ископаемые (т. 3, л.д. 4-123).

Из проекта «Обустройство  (реконструкция) и эксплуатация горизонтальных отвалов горных пород нефтешахт № 1, 2, 3 на Ярегском нефтяном месторождении» следует, что на горизонтальных отвалах складируется также нефтенасыщенный песчаник, относящийся к III классу опасности, и замазученный грунт (т. 4, л.д. 26-29).

В рассматриваемом случае Обществом при расчете платы за размещение отходов за 2018 год применен понижающий коэффициент 0,3.

В соответствии с пунктом 6 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ коэффициент 0,3 применяется при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями.

Согласно Приказу Минприроды РФ от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» стимулирующий коэффициент Кпо, равный 0,3, применяется к ставке платы за размещение отходов, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями. Во всех остальных случаях указывается значение равное, 1.

В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 01.03.2017 № 113 горизонтальные отвалы горных пород нефтешахт № 1, 2, 3 НШПП «Яреганефть» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов полномерами 11-00049-Х-00113-010317, 11-00050-Х-00113-010317, 11-00051-Х-ООПЗ-010317 соответственно.

Согласно поименованному Приказу Росприроднадзора на данных объектах разрешены для размещения отходы 5 класса опасности - скальные породы в смеси при проходке подземных горных выработок, не содержащие полезные ископаемые (код по Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО) 29910199205).

В то же время в ходе проведенного административного расследования было выявлено, что указанные отходы производства по степени негативного воздействия на окружающую среду относятся к иному классу опасности.

На указанных горизонтальных отвалах нефтешахт № 1,2,3 Филиалом ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» - «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Республике Коми» (далее – «ЦЛАТИ по Республике Коми») были отобраны пробы отходов (9 проб) на определение класса опасности.

Результаты проведенного исследования подтверждены Экспертным заключением от 21.11.2018 № 39-Э-18 (т. 1, л.д. 141-146), по результатам проведенного исследования установлено, что 7 проб относятся к IV классу опасности, 1 проба - к III классу опасности, 1 - к V классу опасности.

Заявитель ставит под сомнение полномочия «ЦЛАТИ» по Республике Коми по определению класса опасности отходов, а также примененную методологию отбора проб для выполнения экспертизы.  

В то же время заявитель не учитывает, что приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.12.2014 № 541 утвержден Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности (далее – Порядок № 541), устанавливающий процедуру подготовки индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, документов и материалов отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

При установлении класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности на окружающую среду природпользователь прикладывает к пакету документов, направляемых в территориальный орган Росприроднадзора, копии акта отбора проб отхода, проведенного аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра) (подпункт «д» пункта 6 Порядка № 541).

На основании пункта 14 Порядка для принятия решения о соответствии отнесения вида отходов к конкретному классу опасности территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней с даты поступления материалов хозяйствующего субъекта направляет материалы хозяйствующего субъекта в ФГБУ «ФЦАО», которое, с участием федерального государственного бюджетного учреждения «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» (далее - ФГБУ «УралНИИЭкология»), осуществляет проверку материалов хозяйствующего субъекта.

Приказ Росприроднадзора от 09.03.2016 № 123 предписывает ФГБУ «ФЦАО»: - осуществлять в установленном порядке проверку обоснованности отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности в отношении отходов, не включенных в ФККО (п. 2.2. Приказа); - осуществлять проверку правильности отнесения отходов к аналогичным видам отходов, включенным в ФККО, по запросам территориальных органов Росприроднадзора, при осуществлении ими федерального государственного экологического надзора (п. 2.3. Приказа).

Поскольку пробы были отобраны в рамках административного расследования с целью подтверждения или опровержения поступившей информации о размещении на горизонтальных отвалах нефтешахт №№ 1, 2, 3 НШПП «Яреганефть» отходов III класса опасности, отбор проб, а также их дальнейшее исследование могла произвести любая аккредитованная лаборатория.

Филиал ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» - «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Республике Коми» является аккредитованной  Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация) организацией на соответствие требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 и включен в реестр аккредитованных лиц с уникальным номером записи об аккредитации РОСС RU.0001.21АИ03. Реестр аккредитованных лиц и полная информация об аккредитации, области аккредитации, а также о подтверждении компетентности в 2019 году «ЦЛАТИ по Республике Коми» размещена на сайте Росаккредитации (реестр расположен по адресу https://pub.fsa.gov.ru/ral).

Аккредитация является официальным свидетельством компетентности лица осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.

В соответствии с областью аккредитации (далее – Область)  «ЦЛАТИ по Республике Коми» обладает полномочиями на проведение отбора проб отходов в соответствии с ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03 и ПНД Ф 12.4.2.1-99 (стр.17 Области), а также на определение токсичности отходов методом биотестирования в соответствии с ПНД Ф Т 14.1:2:3:4.12-06, Т 16.1:2:2.3:3.9-06 «Методика измерений количества Daphnia magna Straus для определения токсичности питьевых, пресных природных и сточных вод, водных вытяжек из грунтов, почв, осадков сточных вод, отходов производства и потребления методом прямого счета», ПНД Ф Т 14.1:2:3:4.10-04, Т 16.1:2:2.3:3.7-04 «Методика измерений оптической плотности культуры водоросли хлорелла (Chlorella vulgaris Beijer) для определения токсичности питьевых, пресных природных и сточных вод, водных вытяжек из грунтов, почв, осадков сточных вод, отходов производства и потребления» (стр. 2 Области).

Таким образом, заявитель необоснованно оспаривает полномочия «ЦЛАТИ» по Республике Коми.

Отбор проб произведен 23.10.2018 на территории горизонтальных отвалов нефтешахт №№ 1, 2, 3 НШПП «Яреганефть» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» с целью определения класса опасности отходов (т.1, л.д. 102-112).

Взятие проб произведено в присутствии представителя Общества - инженера 1 категории по охране окружающей среды по доверенности от 01.01.2018 № ЛК-447 ФИО3 При отборе проб представитель Общества каких-либо возражений по поводу процедуры отбора проб не заявлял, протокол отбора проб на класс опасности подписан без возражений.

Как установлено судом и следует из рабочего проекта «Обустройство (реконструкция) и эксплуатация горизонтальных отвалов горных пород нефтешахт № 1, 2, 3 на Ярегском нефтяном месторождении», способ отвалообразования горных пород бульдозерный. Отходы завозятся на отвалы автотранспортом и разравниваются с использованием бульдозера, то есть складирование производится без разделения на нефтенасыщенный песчаник и горную породу - фактически перемешивание. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.

Согласно пункту 7.2.5. методики ПНД Ф Т 14.1:2:3:4.12-06; Т 16.1:2:2.3:3.9-06 точечные пробы отбираются на пробных площадках из одного или нескольких слоев или горизонтов методом конверта, по диагонали или любым другим способом с таким расчетом, чтобы в каждом случае проба представляла собой типичную часть отхода.

Фактически отбор проб был произведен путем неоднократного отбора небольшого  количества отхода на расстоянии  нескольких  шагов в  одну тару до наступления  момента,  когда масса пробы достигла около   1   кг,  поэтому каждая отобранная проба фактически представляет собой объединенную пробу.

Кроме того, согласно ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03 масса точечной пробы доли  быть не менее 200 г. Согласно ПНД Ф Т 14.1:2:3:4.12-06; Т 16.1:2:2.3:3.9-06 объединенная проба отхода при отсутствии специальных требований должна составлять не менее 1 кг. Таким образом, учитывая тот факт, что отбор каждой пробы производился в нескольких различных точках (в пределах 3-4 шагов), и общая масса отобранных проб составляла около 1 кг можно говорить, что общая проба фактически представляла собой объединенную пробу.

Таким образом, отобранные пробы представляли собой типичную смесь скальных пород, включающую в себя все возможные фракции отхода.

При определении класса опасности отходов применяются методы, общим принципом которых является реакция микроорганизмов и водорослей в присутствии анализируемого образца, загрязненного токсичными веществами, в результате чего определяется токсичность образца на основании полученных результатов.

Экспертным заключением филиала ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» - «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Республике Коми» (далее также ЦЛАТИ по Республике Коми) от 21.11.2018 № 39-Э-18 установлено, что из девяти проб отходов семь относятся к IV классу опасности, одна - к III классу опасности и одна - к V классу опасности.

Таким образом, анализ отобранных проб подтверждает факт размещения на горизонтальных отвалах нефтешахт отходов преимущественно IV класса опасности образованных результате складирования и перемешивания отходов III и V классов опасности.

Исходя из изложенного, доводы Общества о недопустимости использования результатов отбора проб в качестве основания для подтверждения размещения отходов иного класса опасности, нежели разрешен к размещению, и доначислению платы за НВОС, являются необоснованными.

При этом суд обращает внимание на тот факт, что заявитель оспаривая полномочия экспертного учреждения и примененную методику отбора проб, фактически не оспаривает установленный  факт наличия в горных отвалах отходов относящихся к IIIи IV классу опасности, и не представляет в опровержение установленных фактов доказательства отсутствия таких отходов, что само по себе  по мнению суда свидетельствует, что Общество допускает наличие таких отходов.

В рассматриваемом случае установлено, что нефтенасыщенный песчаник располагается на горизонтальных отвалах не по собственной воле, а извлекается Обществом из недр в процессе разработки нефтяной залежи и складируется Обществом на горизонтальных отвалах горных пород нефтешахт № 1, 2, 3 НШПП «Яреганефть».

При этом в ходе проведения проверки административным органом не выявлено специально оборудованных мест накопления отходов или складов сырья на горизонтальных отвалах, контакт нефтенасыщенного песчаника с компонентами окружающей среды может привести к его загрязнению. Кроме того вопреки доводам заявителя размещение скальной породы на отвалах навалом и послойно не позволяет произвести деятельность по извлечению и переработке нефтесодержащих отходов, равно как и разделить в рассматриваемых отвалах какая часть  отходов относится к III, IVили Vклассу опасности.

На основании изложенного, суд считает, что химический и компонентный состав вида отходов, размещенных Обществом на горизонтальных отвалах, установленный по результатам количественных химических анализов, не соответствует виду отходов «скальные породы в смеси при проходке подземных горных выработок, не содержащие полезные ископаемые», относящемуся к V классу опасности.

Так как у Общества отсутствуют утверждённые лимиты на размещение отходов III и IV класса опасности, то вся масса отходов рассчитывается как сверхлимитная. Следовательно, при расчёте платы за НВОС недопустимо применение понижающего коэффициента 0,3.

Пунктом 40 постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 установлено, что в случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы,  и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.

Судом отклоняются аргументы заявителя о неправомерности применения Управлением общего порядка расчета платы за размещение отходов, установленного Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Правилами № 255, полагая, что в расчете платы необходимо применять ставку платы, установленную для отходов V класса опасности, вне зависимости от фактического класса опасности, исключительно в силу того, что отходы образовались в деятельности добывающей промышленности. 

Согласно пункту 16 Правил № 255 для отходов, образованных при добыче полезных ископаемых, в том числе при дроблении, измельчении, просушке, сортировке, очистке и обогащении руд (для урановой и ториевой руд - при первичном обогащении таких руд), включая выщелачивание металлических руд, очистку и обогащение руд и песков драгоценных металлов, очистке и обогащении угля, агломерации железных руд и твердого топлива, при исчислении платы за размещение отходов производства и потребления применяются ставки платы, установленные Постановлением № 913 для отходов V класса опасности (практически неопасные) добывающей промышленности.

Постановлением № 913 ставки платы за размещение отходов V класса опасности дифференцированы в зависимости от вида деятельности, в процессе которой они образовались.

Обществом в первичной и уточненной декларациях о плате за НВОС за 2018 год в разделе 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов» при расчёте платы за размещение отходов V класса опасности, размещённых на горизонтальных отвалах, применена ставка платы, равная 1,1 руб./т. согласно Постановлению № 913.

Управлением произведено доначисление платы исходя из ставки платы за размещение отходов IV класса опасности, равной 663,2 руб./т.

Заявитель не учитывает, что положения пункта 16 Правил № 255 применяются исключительно для отходов V класса опасности добывающей промышленности. Для отходов IV класса опасности независимо от того, в каком производстве они образованы, применяется единая ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Суд также учитывает правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 12.05.2020 г. № 303-ЭС20-5103 по делу № А73-6762/2019 в котором суды пришли к выводу о законности применения Департаментом Росприроднадзора при исчислении платы за НВОС ставки платы в размере 663,2 руб. за тонну, установленной при размещении отходов IV класса опасности.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ все доводы сторон и представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи суд пришел к  выводу о правомерности произведенного ответчиком расчета платы за размещение спорных  отходов за 2018 год как сверхлимитная.  

В связи с этим суд считает, что оспариваемое требование соответствует  действующему законодательству, а  основания для признания нарушенными права и законные интересы заявителя отсутствуют.  

В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со ст.ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины, относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 201, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Обществу с ограниченной ответственностью «Лукойл-Коми» отказать.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья                                                                       И.Н. Гайдак