ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-14747/18 от 12.12.2018 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

19 декабря 2018 года     Дело № А29-14747/2018

Резолютивная часть решения объявлена декабря 2018 года , полный текст решения изготовлен декабря 2018 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Митиной О.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бгарашвили Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада»

(ИНН:7802312751, ОГРН:1047855175785)

к муниципальному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации муниципального образования городского округа «Ухта»

(ИНН:1102046630, ОГРН:1041100607460)

о взыскании неосновательного обогащения, расходов по уплате государственной пошлины,

при участии (до перерыва в Ухтинском городском суде Республики Коми посредством видеоконференц-связи):

от истца: Чернеева О.В. по доверенности от 31.07.2018, Федосеева Г.Ф. по доверенности № 140 от 15.11.2018,

установил:

Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее – ПАО «МРСК Северо-Запада», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к муниципальному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации МОГО «Ухта» (далее – МУ «УЖКХ», ответчик) о взыскании 877 678 руб. 17 коп. неосновательного обогащения по бездоговорному потреблению электрической энергии, 20 553 руб. 56 коп. расходов по уплате государственной пошлины.

Определением от 30.10.2018 исковое заявление принято к производству, на 05.12.2018 назначено предварительное судебное заседание и судебное разбирательство по делу со ссылкой на положения части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

По запросу суда комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» представлены пояснения от 10.12.2018, согласно которым последний сообщил, что отдельным объектом наружное освещение пгт. Веселый Кут в реестре муниципальной собственности не числится, наружное освещение входит в состав объекта – автомобильная дорога «Подъезд к п. Веселый Кут», протяженностью 2011,0 п.м, автомобильная дорога является собственностью муниципального образования городского округа «Ухта» и передана в оперативное управление МУ «УХКЖ» на основании приказа № 796 от 27.12.2010. К пояснениям приложены технический паспорт и выписка из реестра муниципальной собственности.

Стороны надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства, ответчик явку в суд своего представителя не обеспечил.

В предварительном судебном заседании представители истца исковые требования поддержали.

Изучив материалы дела, суд считает дело подготовленным к судебному разбирательству.

Согласно части 4 статьи 137 АПК РФ, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.

В соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 65 от 20.12.2006 «О подготовке дела к судебному разбирательству», если лица, участвующие в деле,  извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.

Признав дело подготовленным к судебному разбирательству, суд, в отсутствии возражений надлежащим образом извещенного ответчика о рассмотрении дела в отсутствии его представителя, с учетом мнения представителей истца, завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению спора по существу 05.12.2018 в суде первой инстанции в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 137 АПК РФ.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 12 часов 30 минут 12.12.2018, после окончания которого судебное заседание по делу продолжено в отсутствии представителей участвующих в деле лиц. Сведения об объявлении перерыва опубликованы на официальном сайте арбитражного суда в разделе картотека арбитражных дел в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (http://kad.arbitr.ru).

С учетом статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствии представителей сторон.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 10.05.2017 ПАО «МРСК Северо-Запада» обнаружило факт потребления электрической энергии без заключения соответствующего договора энергоснабжения на линии наружного освещения в районе п. Веселый Кут, о чем представителями истца составлен соответствующий акт № ЦЭС-15027 (л.д. 14-15).

Из содержания акта следует, что в результате осмотра линии наружного освещения п. Веселый Кут, находящейся в ведении МУ «УЖКХ», выявлен факт бездоговорного потребления посредством присоединения спорного объекта к ПС 35/6 кВ, «Герд-Ель» яч. 15 ТП-430 ф. 4. Указанный акт подписан со стороны ответчика, которому предписано заключить договор энергоснабжения в срок до 15.05.2017.

Между тем в последующем в отношении этого же объекта, как пояснил истец, представителями ПАО «МРСК Северо-Запада» 21.11.2017 вновь зафиксирован факт потребления электрической энергии без заключения соответствующего договора энергоснабжения. По результатам осмотра составлен акт о бездоговорном потреблении № ЦЭС-15082 в отношении МУ «УЖКХ», в сетях которого было произведено подключение к ПС 35/6 кВ, «Герд-Ель» яч. 15 ТП-430 ф. 4. Указанный акт подписан представителем ответчика.

Согласно представленным в дело документам наружное освещение                  п. Веселый Кут, присоединенное к ПС 35/6 кВ, «Герд-Ель» яч. 15 ТП-430 ф. 4, входит в состав объекта – автомобильная дорога «Подъезд к п. Веселый Кут» и предано в оперативное управление МУ «УЖКХ» на основании приказа № 796 от 27.12.2010, в подтверждение чего комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» представлены выписка из реестра муниципальной собственности и копия технического паспорта.

Из пояснений истца следует, что 01.01.2017 между истцом и ответчиком заключен муниципальный контракт аренды имущества, по условиям которого истец предоставляет ответчику для использования в целях размещения светильников уличного освещения на платной основе места на опорах ВЛ                   п. Веселый Кут, в последующем ответчик обратился к истцу с заявкой на технологическое присоединение линии наружного освещения п. Веселый Кут от 25.05.2017, без указания на принадлежность присоединяемой сети. 18.07.2017 между сторонами заключен договор об осуществлении технологического присоединения, 12.01.2018 ответчик заключил с АО «Коми энергосбытовая компания» договор энергоснабжения, в том числе в отношении спорной линии освещения (дополнительное соглашение № 1 от 26.01.2018). В обоснование своих доводов истцом представлены в материалы дела соответствующие документы.

Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены.

По факту установленного бездоговорного потребления электроэнергии истец направил в адрес ответчика претензии от 11.07.2018, от 13.07.2018, которые получены последним, согласно уведомлениям о вручении, 16.07.2018, 17.07.2018 (л.д. 25-28).

Неисполнение ответчиком требований истца послужило основанием для обращения ПАО «МРСК Северо-Запада» в Арбитражный суд Республики Коми с настоящим иском.

Гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)).

Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с пунктом 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), устанавливающим правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в статье 37 определено, что на розничном рынке отношения между поставщиками электрической энергии (энергосбытовыми организациями, гарантирующими поставщиками) и покупателями электрической энергии регулируются на основании договора.

Приведенные нормы действующего законодательства предусматривают возникновение права у потребителя электрической энергии на потребление электрической энергии, в том числе право на осуществление расчетов за объемы потребленной электрической энергии по показаниям приборов учета электрической энергии, в случае заключения им договора электроснабжения и не предоставляют потребителю электрической энергии право бездоговорного потребления электрической энергии.

В соответствии с абзацем 9 пункта 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 442 от 04.05.2012 (далее - Основные положения № 442), бездоговорное потребление электрической энергии - это самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.

Согласно пункту 84 Основных положений № 442 стоимость объема бездоговорного потребления рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X Основных положений.

Согласно пункту 167 Основных положений № 442 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с разделом Х указанных Основных положений проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований названного документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии. Обязанность сетевой организации заранее уведомить лицо, осуществляющее потребление электрической энергии, о проведении такой проверки законодательством не предусмотрена.

С учетом пункта 196 Основных положений № 442 объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения № 3 к настоящему документу, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии в виде самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где позже был выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии, до даты выявления факта бездоговорного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии. Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с настоящим пунктом объеме бездоговорного потребления определяется исходя из цен (тарифов), указанных в разделе IV настоящего документа.

Исходя из изложенного, бездоговорное потребление электрической энергии является фактическим основанием для возникновения обязательства из неосновательного обогащения, которое состоит в неосновательном приобретении электрической энергии потребителем у сетевой организации путем самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) в отсутствие соответствующего юридического основания - договора энергоснабжения.

На момент установления факта бездоговорного потребления электрической энергии наружное освещение п. Веселый Кут находилось в оперативном управлении МУ «УЖКХ».

В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.

В силу пункта 1 статьи 216 и статьи 296 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками имущества.

Оперативное управление - это имущественное право, в соответствии с которым учреждение или казенное предприятие владеет и пользуется переданным ему имуществом в пределах, определяемых собственником в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).

Передача и закрепление имущества в оперативное управление учреждению или казенному предприятию осуществляются на основании акта собственника (органа государственной власти, муниципального образования или иного юридического лица) (пункт 1 статьи 299 ГК РФ).

В данном случае таким актом является приказ комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» № 796 от 27.12.2010, закрепивший на праве оперативного управления за ответчиком объект – автомобильная дорога «Подъезд к п. Веселый Кут», в состав которого входит наружное освещение                п. Веселый Кут, то есть спорный объект.

Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и вправе распоряжаться этим имуществом с согласия собственника (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).

С учетом статьи 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом (за установленными исключениями).

Сам по себе факт бездоговорного потребления электрической энергии, правильности расчета его объема и стоимости ответчик в ходе рассмотрения дела не оспорил. Доказательства возврата неосновательного обогащения в заявленной сумме в материалах дела отсутствуют.

Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

С учетом приведенных обстоятельств, подтверждающих факт бездоговорного потребления, суд считает, что рассчитанная истцом задолженность за бездоговорное потребление электроэнергии подлежит взысканию с МУ «УЖКХ» в полном объеме.

На основании изложенного с ответчика в пользу истца взыскивается 877 678 руб. 17 коп. неосновательного обогащения, составляющего стоимость потребленной электрической энергии на участке наружного освещения п. Веселый Кут в отсутствии заключенного договора энергоснабжения.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы возлагаются на ответчика.

В пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» разъяснено, что законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

 В данном случае подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уплаченная истцом государственная пошлина за подачу искового заявления подлежит взысканию в его пользу с МУ «УЖКХ», независимо от того, что в данном случае последнее является органом местного самоуправления, освобожденным от уплаты госпошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (ИНН:1102046630, ОГРН:1041100607460) в пользу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ИНН:7802312751, ОГРН:1047855175785) 898 231 руб. 73 коп., в том числе: 877 678 руб. 17 коп. неосновательного обогащения по бездоговорному потреблению электрической энергии, 20 553 руб. 56 коп. расходов по уплате государственной пошлины.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) путем подачи жалобы (в том числе в электронном виде) через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления текста решения в полном объеме.

Судья                                                                   О.П. Митина