ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
30 января 2022 года Дело № А29-15230/2021
Резолютивная часть решения объявлена января 2022 года , полный текст решения изготовлен января 2022 года .
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Воронецкой С.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Размысловой Е.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН:<***>, ОГРНИП:<***>)
о взыскании субсидии,
при участии:
от истца: ФИО2 – по доверенности № 05-54/7 от 12.01.2022,
от ответчика: предприниматель ФИО1 (паспорт),
установил:
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми (далее – Минобрнауки Республики Коми, Министерство, истец) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель ФИО1, предприниматель, ответчик) излишне перечисленной субсидии по Соглашению № 30-2020-00493 от 15.07.2020 в общем размере 1 603 930 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 10.12.2021 по делу № А29-15230/2021 исковое заявление принято к производству, на 27.01.2022 назначено предварительное судебное заседание и судебное заседание первой инстанции (при отсутствии возражений сторон).
Истец на требованиях настаивает.
Ответчик заявленные требования не признает, при этом указывает, что достижение значений результата предоставления гранта в соответствии с пунктом 4.1.3 Соглашения № 30-2020-00493 от 15.07.2020 обеспечено предпринимателем 27.12.2021 (выписки из реестра лицензий по состоянию на 06.04.2021, на 27.12.2021). Более подробно основания изложены в отзыве.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
С учетом мнения представителей сторон, суд завершил подготовку к судебному разбирательству и открыл судебное заседание в первой инстанции.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании, назначенном на 10 час. 35 мин. 27 января 2022 года, в течение рабочего дня объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. Информация о перерыве размещалась на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в Картотеке арбитражных дел. После окончания перерыва судебное заседание возобновлено.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Постановлением Правительства Республики Коми от 31.10.2019 № 522 утверждена Государственная программа Республики Коми «Развитие образования» (вместе с «Правилами предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Коми бюджетам муниципальных образований на строительство (реконструкцию) организаций дошкольного, общего и дополнительного образования и (или) приобретение в муниципальную собственность объектов дошкольного, общего и дополнительного образования», «Правилами предоставления субсидии из республиканского бюджета Республики Коми бюджетам муниципальных образований на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях», «Правилами предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Коми бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», «Правилами предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Коми бюджетам муниципальных образований на укрепление материально-технической базы и создание безопасных условий в организациях в сфере образования в Республике Коми», «Правилами предоставления из республиканского бюджета Республики Коми субсидий бюджетам муниципальных образований на мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей», «Правилами предоставления из республиканского бюджета Республики Коми субвенций бюджетам муниципальных районов, городских округов, муниципальных округов на реализацию муниципальными дошкольными и муниципальными общеобразовательными организациями в Республике Коми образовательных программ», «Правилами предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Коми бюджетам муниципальных образований на реализацию народных проектов в сфере образования, прошедших отбор в рамках проекта «Народный бюджет», «Правилами предоставления из республиканского бюджета Республики Коми субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств органов местного самоуправления, связанных с повышением оплаты труда отдельных категорий работников в сфере образования», «Правилами предоставления из республиканского бюджета Республики Коми грантов в форме субсидий организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в целях возмещения затрат, связанных с обучением государственных гражданских служащих Республики Коми на основании государственных образовательных сертификатов на дополнительное профессиональное образование», «Порядком предоставления грантов в форме субсидий из республиканского бюджета Республики Коми частным дошкольным организациям на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных и муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми», «Порядком предоставления гранта в форме субсидии из средств республиканского бюджета Республики Коми некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, по итогам проведения конкурсного отбора проектов, направленных на обеспечение функционирования ключевого центра развития детей, созданного в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» в Республике Коми», «Порядком предоставления грантов в форме субсидий на финансовое обеспечение получения образования лицами, принятыми на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования», «Порядком предоставления субсидии из республиканского бюджета Республики Коми частным дошкольным образовательным организациям и частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования на территории Республики Коми», «Правилами предоставления из республиканского бюджета Республики Коми иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций», «Перечнем постановлений Правительства Республики Коми, признаваемых утратившими силу») (далее – Государственная программа Республики Коми «Развитие образования»).
В рамках реализации основного мероприятия «Реализация отдельных мероприятий регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» в части создания дополнительных мест для детей до 3 лет в школьных образовательных организациях, в соответствии с Порядком предоставления грантов в форме субсидий из республиканского бюджета Республики Коми частным дошкольным организациям на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных и муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми (приложение 10-1 к Государственной программе Республики Коми «Развитие образования») (далее – Порядок предоставления грантов), по результатам конкурсного отбора между Минобрнауки Республики Коми (предоставитель) и предпринимателем ФИО1 (получатель) заключено соглашение о предоставлении грантов в форме субсидий из республиканского бюджета Республики Коми частным дошкольным организациям на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных и муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми № 30-2020-00493 от 15.07.2020 (далее – Соглашение).
В соответствии с названным Соглашением из республиканского бюджета Республики Коми предпринимателю ФИО1 предоставлен грант в форме субсидии в размере 4 811 776 руб., перечисленный платежным поручением № 794504 от 22.07.2020.
Согласно пункту 4.3.4 Соглашения получатель принял на себя обязательство по обеспечению достижения значений результата предоставления гранта – создание 39 дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных и муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми.
В пункте 4.3.10 Соглашения стороны предусмотрели срок получения лицензии на осуществление образовательной деятельности на созданные дополнительные места для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности = не позднее 10 февраля 2021 года.
В силу пункта 34 Порядка предоставления грантов получатель гранта не позднее 10 февраля года, следующего за годом, в котором предоставлен грант, предоставляет в Министерство по формам согласно приложению к Соглашению: отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является грант; отчет о достижении значений результата и показателя.
Как указано в исковом заявлении, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком, из представленного предпринимателем отчета о достижении значений результатов предоставления гранта следует, что на отчетную дату (10.02.2021) получателем создано 0 дополнительных мест.
25 марта 2021 года предпринимателем ФИО1 получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии помещений и иного имущества, которое соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности (1 группа на 26 детей с 1 года до 3 лет), на основании которого 06.04.2021 внесены соответствующие изменения в лицензию ответчика на осуществление образовательной деятельности.
Таким образом, по состоянию на указанную дату получателем вместо предусмотренных Соглашением 39 дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет создано 26 дополнительных мест, отклонение по значению результата составило 13 дополнительных мест.
В силу пункта 35 Порядка предоставления грантов в случаях недостижения результатов использования гранта, установленных Соглашением, невыполнения получателем гранта обязательства о получении лицензии на осуществление образовательной деятельности на созданные дополнительные места для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в срок не позднее 10 февраля финансового года, следующего за годом, в котором представлен грант, гранты подлежат возврату в республиканский бюджет Республики Коми.
С учетом изложенного Министерством в соответствии с формулой, предусмотренной пунктом 35.1 Порядка предоставления грантов, произведен расчет суммы гранта, подлежащей возврату в республиканский бюджет Республики Коми, размер которого составил 1 603 930 руб.
Уведомление предоставителя гранта № 19-02-17/1833 от 10.03.2021 о необходимости возврата названной суммы оставлено ответчиком без ответа и без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя, в частности, финансовую поддержку таких субъектов и организаций (часть 1).
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) (часть 2 статьи 16 Закона № 209-ФЗ).
Отношения по предоставлению субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг урегулированы Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно статьям 28, 38 Бюджетного кодекса РФ к принципам бюджетной системы Российской Федерации относится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 Бюджетного кодекса РФ).
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
При этом пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
По смыслу приведенных норм права любые действия, приводящие к направлению бюджетных средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Обязанность получателя возвратить полученную из бюджета субсидию возникает в случаях: нарушения условий предоставления субсидии; неисполнения (ненадлежащего исполнения) получателем условий предоставления субсидии.
В силу подпунктов 1, 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований (часть 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Судом установлено, что по состоянию на дату судебного заседания значения показателей результата предоставления гранта, предусмотренного в приложении № 2 к Соглашению от 15.07.2020, ответчиком достигнуто, что, в свою очередь, подтверждается экспертным заключением по результатам проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы № 639/2-2021/202/07 от 04.02.2021, санитарно-эпидемиологическими заключениями № 11.РЦ.09.000.М.000052.03.21 от 25.03.2021, № 11.РЦ.09.000.М.000404.12.21 от 21.12.2021, выписками из реестра лицензий по состоянию на 14:52 06.04.2021, на 10:37 27.12.2021 к лицензии № 1901-И от 15.12.2020, фотоматериалами, и истцом не опровергнуто.
Таким образом, поскольку субсидии, предоставляются получателям на безвозмездной и безвозвратной основе, факт целевого использования средств Министерством не оспорен, заявленный для целей получения субсидии проект реализован ответчиком, нарушение иных условий предоставления субсидии истцом не заявлено, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возврата предъявленных к взысканию бюджетных средств.
При таких обстоятельствах требование Минобрнауки Республики Коми о взыскании средств субсидии в размере 1 603 930 руб. является незаконным и необоснованным, в связи с чем подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по делу подлежат отнесению на истца. Вместе с тем, поскольку истец в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, вопрос о ее взыскании судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска отказать.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.