ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-1569/09 от 28.07.2009 АС Республики Коми

Арбитражный суд Республики Коми

  167983 Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 49а,

E-mail: info@komi.arbitr.ru тел. 30-08-00, факс 30-08-10

Именем Российской Федерации

Решение

  г. Сыктывкар Дело № А29-1569/2009

28 июля 2009 года

(дата объявления резолютивной части решения)

04 августа 2009 года

(дата изготовления решения в полном объеме)

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Князевой А.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тороповым В.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Евро – Азия+»

к администрации муниципального образования муниципального района «Печора»

о признании незаконными действий

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1

от ответчика: не явился

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Евро – Азия+» обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации МО МР «Печора», выразившегося в непроведении процедуры, предусмотренной законодательством в связи с заявлением Общества о выделении земельного участка и об обязании администрации МО МР «Печора» провести торги (конкурс, аукцион) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо предоставить земельный участок в аренду без проведения торгов.

Администрация МО МР «Печора» в отзыве заявленные требования не признала.

Администрация МО МР «Печора», надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчика.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 28.07.2009 до 14 часов.

После перерыва судебное заседание продолжено.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Евро – Азия +» обратилось с заявлением в администрацию МО МР «Печора» о выделении земельного участка под строительство понтонно – мостовой переправы через реку Печора и о выдаче разрешения на строительство понтонно – мостовой переправы.

Письмами от 09.12.2008 № 01-30-12731 и от 29.01.2009 № 01-10-13749 Обществу отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на нецелесообразность строительства указанной переправы.

Не согласившись с отказом в предоставлении земельного участка для строительства понтонно – мостовой переправы Общество обратилось за защитой нарушенных прав в судебном порядке.

Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Порядок предоставления земельного участка без предварительного согласования мест размещения объектов установлен пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, а предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 этой же статьи.

Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Как следует из материалов дела, Общество в заявлении от 29.10.2008 просило разрешить отвод земельных участков общей площадью 2 га из земель поселений, расположенных на правом берегу реки Печора (876-877 км.) и 1 га из земель поселений, расположенных на левом берегу реки Печора (876-877 км) под объект «Рабочий проект наплавного моста через реку «Печора». 25.11.2008 Общество обратилось с письмом за № 66, где просило выделить земельный участок под строительство понтонно – мостовой переправы через реку Печора и выдать разрешение на строительство моста. Как следует из материалов дела, в заявлениях, поданных в адрес ответчика, Обществом не указано испрашиваемое право на земельный участок.

Таким образом, при обращении с заявлением в администрацию МО МР «Печора» Обществом не были соблюдены требования пункта 1 статьи 31 Кодекса.

Как следует из материалов дела, в том числе из заявления Общество полагает, что поскольку на основании постановления № 158 данный земельный участок предоставлен ООО «Фантазия» для строительства понтонно – мостовой переправы, Общество имеет право на получение данного земельного участка как правопреемник.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Кодекса предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Кодекса предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:1) проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В соответствии с пунктом 6 статьи 30 Кодекса в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.

Статья 38 Кодекса предусматривает основания приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах).

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Кодекса предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.

В соответствии со статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ является основанием для установления за счет заявителя границ земельного участка на местности и проведения кадастрового учета земельного участка, то есть проведения работ по формированию земельного участка. Только сформированный земельный участок может являться объектом каких-либо прав на него, установленных земельным законодательством.

Поэтому в рассматриваемом случае под формированием земельного участка следует понимать установление границ земельного участка на местности (межевание земельного участка), что предусмотрено пунктом 1 статьи 32 ЗК РФ.

Как следует из материалов дела, спорный земельный участок был предоставлен предпринимателю ФИО2 в аренду под объект «Рабочие площадки наплавного моста через реку Печора» на основании постановления администрации муниципального района «Печора» от 28.02.2006 № 158. На основании указанного постановления между предпринимателем и администрацией района «Печора» был заключен договор аренды земельного участка от 10.05.2006 № 148-01ф/06, согласно которому арендодатель предоставил арендатору земельный участок на срок с 01.03.2006 до 01.02.2007. К моменту обращения заявителя в администрацию МО МР «Печора» срок действия договора истек.

Как следует, из кадастровой выписки о земельном участке № 1112/201/09-2252, имеющего кадастровый номер 11:12:1801001:35, граница земельного участка не установлена в установленном порядке (в соответствии с требованиями земельного законодательства). Из кадастровой выписки на этот же земельный участок, имеющий кадастровый номер 11:12:1701011:279 также следует, что граница земельного участка не установлена; сведения о регистрации прав на земельный участок отсутствуют.

Следовательно, данный земельный участок не был сформирован в порядке, установленном статьей 32 Земельного кодекса РФ (индивидуализирован). Поэтому основания для его передачи в порядке конкурса (аукциона) отсутствуют.

Таким образом, поскольку заявление об обеспечении выбора земельного участка не соответствовало требованиям статьи 31 Земельного кодекса РФ и, кроме того, у Общества отсутствовали основания для предоставления ему земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта, основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина подлежит отнесению на заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия.

Судья Арбитражного суда

Республики Коми А.А. Князева