ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-15947/2021 от 31.01.2022 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

31 января 2022 года     Дело № А29-15947/2021

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Басманова П.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матвеевой Е.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Печорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН:<***>, ОГРН:<***>) к генеральному директору Общества с ограниченной ответственностью «Тэк-Печора» ФИО1 о привлечении к административной ответственности,

потерпевший: Акционерное общество  «Коми энергосбытовая компания»,

в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,

установил:

Печорское  управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Печорское управление Ростехнадзора, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Тэк-Печора» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 27.12.2021 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 31.01.2022.

К участию в деле в качестве потерпевшего привлечено Акционерное общество «Коми энергосбытовая компания».

Потерпевший отзыв на заявление Печорского управления Ростехнадзора не представил.

ФИО1 в письменном отзыве полагает, что оснований для удовлетворения требований не имеется. Подробно доводы изложены в отзыве.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о дате и времени судебного заседания, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело с учетом положений, предусмотренных статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без участия представителей сторон и потерпевшего.

Поскольку возражений от сторон против перехода из предварительного в судебное заседание по первой инстанции в суд не поступило, суд в порядке пункта 4 статьи 137 АПК РФ завершил предварительное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

18.10.2021 в Печорское управление Ростехнадзора поступило заявление АО «Коми энергосбытовая компания» от 13.10.2021 № 119/9845 о привлечении ООО «Тэк-Печора», а также должностного лица к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ в связи с неисполнением обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате поставленной электроэнергии.

Установлено, что 21.08.2006 между АО «Коми энергосбытовая компания» (гарантирующий поставщик) и ООО «Тэк-Печора» (потребитель) заключен договор энергоснабжения № 873, предметом которого является продажа гарантирующим поставщиком потребителю электрической энергии (мощности), прием и оплата потребителем приобретаемой электрической энергии (мощности).

В нарушение принятых на себя обязательств ООО «Тэк-Печора» не произведена оплата полученной электроэнергии за март-апрель 2021 года по вышеуказанному договору в сумме 9 483 183 руб. 57 коп.

АО «Коми энергосбытовая компания» 15.06.2021 направило ООО «Тэк-Печора» уведомление о необходимости предоставления обеспечения в сумме 9 483 183 руб. 57 коп., которое получено 22.06.2021. АО «Коми энергосбытовая компания» установило в уведомлении срок для предоставления обеспечения - не позднее 60 дней с момента получения уведомления.

Оплата задолженности, послужившей основанием для направления требования о предоставлении обеспечения, в установленный срок не погашена, обеспечение не предоставлено.

Изложенные обстоятельства позволили административному органу прийти к выводу о наличии в деянии генерального директора ООО «Тэк-Печора» ФИО1 признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 КоАП РФ, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 20.12.2021 № 25-05-396/2021.

В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ Печорское управление Ростехнадзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении генерального директора ООО «Тэк-Печора» ФИО1 к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Статьей 14.61 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области энергопотребления, в том числе установленный законодательством порядок и режим потребления электрической энергии потребителями, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

Объективной стороной правонарушения является неисполнение таким потребителем установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Перечень сведений, которые должны быть указаны в протоколе, предусмотрен в части 2 названной статьи. При составлении протокола законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ); предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ), после чего протокол им подписывается, а в случае отказа - делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ); вручается под расписку копия протокола (часть 6 статьи 28.2 КоАП РФ).

В силу части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Выполнение указанных требований при составлении протокола об административном правонарушении направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.

Согласно пунктам 10 и 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10) при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

В пункте 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 разъяснено, что при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи). Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).

Из названных разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации можно сделать вывод, что положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Несоблюдение такого порядка органами, уполномоченными привлекать к административной ответственности, нарушает право привлекаемого лица на защиту. Протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, в силу статьи 64 АПК РФ, статьи 26.2 КоАП РФ не может быть признан надлежащим доказательством по делу.

Частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ установлено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

При этом важно различать такие самостоятельные факты, как направление и получение того документа, в котором говорится о совершении соответствующего процессуального действия в определенном месте и в определенное время. О соблюдении процедуры привлечения лица к административной ответственности в смысле положений КоАП РФ можно говорить лишь в случае наличия доказательств получения лицом, в отношении которого имеются основания для привлечения к административной ответственности, соответствующего уведомления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, протокол об административном правонарушении от 20.12.2021 составлен в отсутствие ФИО1

В материалах дела имеются сведения о направлении уведомления о составлении 20.12.2021 протокола об административном правонарушении по месту жительства ФИО1

Извещение о составлении протокола об административном правонарушении от 02.12.2021 № 250-14997 передано в отделение почтовой связи 03.12.2021, почтовому отправлению присвоен идентификатор 80081267751375.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте АО «Почта России», данное почтовое извещение возвращено в связи с истечением срока хранения 08.01.2022.

В соответствии с пунктом 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (далее - Правила № 234), адресат считается извещенным надлежащим образом по истечении 7-дневного срока хранения почтового отправления разряда «административное».

Названная норма Правил № 234 устанавливает права и обязанности органов почтовой связи по извещению адресата о поступивших почтовых отправлениях и сроках хранения почтовых отправлений различных разрядов.

Между тем установленные данной нормой правила не подменяют обязанности административного органа по заблаговременному уведомлению лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения материалов дела в порядке, установленном вышеуказанными нормами законодательства об административных правонарушений, то есть с обязательным наличием доказательств получения уведомления (извещения) соответствующим лицом.

На представленном Печорским управлением Ростехнадзора почтовом конверте отсутствуют отметки административного органа о необходимости направления данного извещения по делу об административном правонарушении (присвоение почтовому отправлению разряда «административное»). Соответственно АО «Почта России» сроки хранения данного извещения определены на основании общих правил.

Тем самым возврат названного почтового отправления отправителю осуществлен органом почтовой связи 08.01.2022, то есть после составления протокола об административном правонарушении (20.12.2021). На дату составления протокола об административном правонарушении срок хранения почтового отправления в органе почтовой связи не истек.

Кроме того, извещение о составлении протокола об административном правонарушении направлено по адресу: <...>. Почтовому извещению присвоен № 16960664068475. Возврат отправления осуществлен 16.12.2021.

В силу части 2 статьи 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. Норма, изложенная в части 2 статьи 25.15 КоАП РФ, является императивной и подлежит безусловному соблюдению.

При направлении сообщения по адресу нахождения юридического лица Печорское управление Ростехнадзора не убедилось в том, что данное уведомление получено лично ФИО1 либо лицом, уполномоченным получать корреспонденцию, адресованную непосредственно ФИО1 В данном случае такое почтовое извещение кем-либо не получено. Направление извещений по месту работы при условии неполучения почтовых отправлений не является надлежащим доказательством извещения гражданина.

Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении должностное лицо административного органа объективно не располагало сведениями о надлежащем извещении ответчика о времени и месте совершения названного процессуального действия, а также информацией о соблюдении органом почтовой связи Правил № 234.

При решении вопроса о возможности составления протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, административный орган должен располагать неоспоримыми и безусловными доказательствами надлежащего извещения субъекта административного правонарушения для обеспечения соблюдения положений статьи 28.2 КоАП РФ, представляющей ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.

Несоблюдение порядка извещения органами, уполномоченными привлекать к административной ответственности, нарушает право привлекаемого лица на защиту. Протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, в силу статьи 64 АПК РФ, статьи 26.2 КоАП РФ, не может быть признан надлежащим доказательством по делу.

Каких-либо иных доказательств того, что ответчик уведомлялся о месте и времени составления протокола иными способами, административным органом в нарушение процессуальной обязанности доказывания, не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что имеет место ненадлежащее извещение ФИО1 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО1 при производстве по делу об административном правонарушении был лишен возможности реализовать свои процессуальные права, предусмотренные статьями 25.1, 28.2 КоАП РФ.

Допущенное Печорским управлением Ростехнадзора процессуальное нарушение, касающееся обеспечения процессуальных гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности, носит существенный характер и служит основанием для отказа в привлечении ответчика к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ.

С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия путем подачи жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья                                                                   П.Н. Басманов