ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-16699/18 от 02.07.2019 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

05 июля 2019 года                     Дело № А29-16699/2018

Резолютивная часть решения объявлена июля 2019 года , полный текст решения изготовлен июля 2019 года

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Василевской Ж.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Горчаковой М.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Коми (ИНН:1101486195, ОГРН:1041100424221)

к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми» (ИНН:1101486903, ОГРН:1121101010843)

о взыскании 66595,83 руб. задолженности,

и встречному исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Коми

при участии в деле в качестве соответчика по встречному исковому заявлению  Управление Федерального казначейства по Республике Коми

о возврате из бюджета 51192,46 руб. переплаты за негативное воздействие на окружающую среду,

при участии в заседании:

от заявителя: Иевлева  Т.А.- по доверенности от 17.12.2018,

от ответчика: Фролова  Н.Н. – по доверенности от 28.01.2019,

установил:

            Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Коми (далее по тексту – заявитель, Управление, Росприроднадзор) обратилось к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми» (далее – ответчик, Учреждение) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением от 02.07.2019, отраженным в протоколе судебного заседания, о взыскании 66595,83 руб. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую природную среду (далее по тексту – плата за НВОС), в том числе, за 4 квартал 2015 года в размере 65649,22 руб., за 2017 год в размере 946,61 руб. Увеличение суммы исковых требований приняты судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 Определением Арбитражного суда Республики Коми от 30.11.2018 по делу № А29-16699/2018 заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Коми принято к производству с указанием на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства.

24 декабря 2018 года от Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми» в рамках дела № А29-16699/2018 поступило встречное исковое заявление к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Коми  о взыскании 51192,46 руб. переплаты за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.

Определением суда от 01.02.2019 встречный иск принят к производству, дело назначено к рассмотрению по общим правилам искового производства.

Заявлением от 18.04.2019 (л.д.87 том 2) ответчик уточнил заявленные встречные исковые требования, просит возвратить из бюджета излишне уплаченные платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 года в размере 51192,46 руб. Уточнения требования принятии с учетом положений статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на исковых требованиях с учетом их уточнения, возражал против встречного искового заявления. При этом, в судебном заседании 02.07.2019 представитель Управления подтвердил факт наличия у ответчика переплаты за 2016 год в размере 49299,63 руб.

Представитель ответчика возражал против исковых требований, настаивал на встречном исковом заявлении.

В судебном заседании был объявлен перерыв до 16 час. 00 мин. 02 июля 2019 года.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.

На основании акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 26.10.2018 (л.д.14-16 том 1) Управлением произведено доначисление Учреждению платы за НВОС в размере 17688,23 руб.

Требованием от 29.10.2018 № 09-24/4241 Учреждению предложено уплатить доначисленную плату за НВОС в размере 17688,23 руб. в течение 10 календарных дней с момента получения требования.

            Поскольку требование в установленный срок не исполнено, Управление обратилось в суд с заявлением о взыскании 17688,23 руб. платы за НВОС. В последующем сумма исковых требований неоднократно изменялась, окончательно предъявленная ко взысканию сумма составила 66595,83 руб.

При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (часть 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

   В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 29.02.2016 № 109 Управление Росприроднадзора по Республике Коми наделено полномочиями администратора доходов федерального бюджета в отношении платежей за негативное воздействие на окружающую среду на территории Республики Коми  (пункт 20).

            В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Коми, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.08.2016 № 522, Управление осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4.4), предъявляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4.56), выполняет функции администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в установленной сфере деятельности (пункт 4.61).

   В соответствии с пунктом 44 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (далее - Правила) при проведении проверки декларации о плате в обязательном порядке рассматриваются представленные лицом, обязанным вносить плату, пояснения и дополнительные документы. Если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

   В случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней (пункт 46 Правил № 255).

   При неисполнении в течение 10 календарных дней лицом, обязанным вносить плату, требования, указанного в пункте 46 настоящих Правил, администратор платы начинает процедуру взыскания платы в судебном порядке (пункт 47 Правил № 255).

   Таким образом, Правилами предусмотрен обязательный досудебный порядок взыскания задолженности по плате за НВОС.

   В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

   Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом (абзац третий пункта 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации .

   Иные споры, возникающие из гражданских правоотношений, передаются на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора только в том случае, если такой порядок установлен федеральным законом или договором (абзац второй пункта 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В материалы дела представлено требование от 29.10.2018 № 09-24/4241 о погашении задолженности по плате за НВОС в размере 17688,23 руб., доказательства предъявления в досудебном порядке иной суммы задолженности по плате за НВОС не представлены.

   Так как необходимость обязательного досудебного порядка взыскания платы за НВОС прямо установлена Правилами, несоблюдение указанных требований влечет правовые последствия, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации.

   На основании изложенного, заявленные требования, за исключением суммы в размере 17688,23 руб., подлежат оставлению без рассмотрения.

   Согласно представленной декларации сумма платежей, подлежащая к уплате  Учреждением за 4 квартал 2015 года, составляет 16658,51 руб. (л.д.17-18 том 1). Фактически уплачено ответчиком за указанный период 17643,35 руб. (платежные поручения № 630360 от 28.12.2015 и № 541098 от 14.12.2015 – л.д.137-138 том 2).

   По результатам проверки Управлением сделан вывод об отсутствии у ответчика утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в связи с  их не переоформлением на основании произведенной реорганизации, в результате чего по результатам проверки ответчику исчислена плата за размещение отходов за 4 квартал 2015 года в пятикратном размере.

   В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды, Федеральный закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

   Негативное воздействие на окружающую среду является платным, к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов (пункты 1 и 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды).

   Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 был утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (действовавший в 4 квартале 2015 года, утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255, утвердившего новые Правила, далее – Порядок № 632), действие которого согласно пункту 1 распространялось на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

   Пунктом 2 Порядка № 632 были установлены два вида базовых норматива платы: а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

   Согласно данному пункту базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.

   По пункту 4 Порядка № 632 плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

            Пунктом 6 Порядка № 632 было предусмотрено, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка - плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

   Согласно подпункту "а" пункта 14 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 № 50 (далее - Порядок № 50) документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подлежит переоформлению в случаях изменения сведений, содержащихся в заявлении индивидуального предпринимателя и юридического лица, в соответствии с подпунктом "а" пункта 7 названного Порядка, в том числе изменения наименования юридического лица, в том числе фирменного наименования; изменения организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица и данных документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц - для юридического лица.

   Переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение допускается при условии неизменности утвержденных нормативов образования и лимитов на их размещение в конкретных объектах размещения отходов и только в период действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Срок действия переоформленного документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не должен превышать срок действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

   В соответствии с пунктом 15 Порядка № 50 переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение осуществляется территориальными органами Росприроднадзора, утвердившими нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, на основании рассмотрения представленных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами:

   а) заявления о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (с указанием причин переоформления).

   б) оригинала(-ов) выданного(-ых) ранее в установленном порядке документа(-ов) об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

   В силу пункта 16 Порядка № 50 территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты приема заявления о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документов, указанных в пункте 15 названного Порядка, принимают решение о переоформлении утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение или об отказе в переоформлении (с мотивированным обоснованием).

   Основанием для отказа в переоформлении является, в том числе наличие недостоверной информации в представленных заявлении о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документах, указанных в пункте 15 названного Порядка.

   Из материалов дела следует, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Коми утвердило нормативы образования отходов и лимитов на их размещение ОВО при УВД по г.Сыктывкару документом от 16.12.2011 г. № 423-О.  Срок  действия   нормативов  с 16.12.2011г. по 16.12.2016 г. (л.д.31 том 1).

На дату утверждения нормативов ответчик - отдел вневедомственной охраны по г. Сыктывкару относился к Управлению внутренних дел по городу Сыктывкару.

            В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2011г. № 2437-р «О реорганизации структурных подразделений вневедомственной охраны МВД», приказа МВД по Республике Коми   от 03.04.2012 № 143 «О мероприятиях по реорганизации подразделений вневедомственной охраны полиции» в 2012 году была проведена реорганизация в форме слияния отдела вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по г.Сыктывкару с Управлением вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел по Республике Коми.

В результате реорганизации 24.08.2012 г. создано Федеральное государственное казенное учреждение Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Коми (далее - ФГКУ УВО МВД по Республике Коми) и его филиалы, в том числе, филиал по городу Сыктывкару - отдел вневедомственной охраны по г. Сыктывкару - филиал ФГКУ УВО МВД по Республике Коми.

Письмом от 18.10.2012 отдел вневедомственной охраны по г.Сыктывкару - филиал ФГКУ УВО МВД по Республике Коми направил в адрес Управления уведомление о завершившейся реорганизации, правопреемником ОВО при УВД по г.Сыктывкару является ОВО по г.Сыктывкару – филиал ФГКУ УВО МВД по Республике Коми, которое получено 19.10.2012 (л.д.56 том 2).

Плату по утвержденным в 2011 году нормативам за негативное воздействие на окружающую среду ОВО по г.Сыктывкару всегда производил своевременно, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду предоставлял в законодательно установленный срок.

Представленные за период 2012-2017 годы декларации Управлением принимались, платежи учитывались за отделом вневедомственной охраны по г.Сыктывкару - филиал ФГКУ УВО МВД по Республике Коми, что подтверждается, в том числе, подписанными актами сверки за период с 01.10.2012 по 31.01.2015, с 01.06.2014 по 31.03.2016 и перепиской между Управлением и ОВО по г.Сыктывкару (л.д.62-74, 120-124 том 2).

   Согласно пункту 12 Порядка № 50 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 Порядка № 50, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - технический отчет).

   Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

   Датой представления технического отчета считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении (вручении) с указанием даты или дата почтового отправления.

   В технический отчет включаются сведения о фактически образованных количествах отходов, а также сведения за отчетный период о фактическом использовании, обезвреживании, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов, о фактической передаче отходов другим хозяйствующим субъектам.

            Таким образом, Порядком № 50 прямо предусмотрено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение действуют в течение 5 лет только при условии ежегодного представления технического отчета по обращению с отходами и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, в целях подтверждения соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшихся за отчетный период.

            Пунктом 7 приказа Минприроды России от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» также предусмотрено, что в целях подтверждения соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшихся за отчетный период, хозяйствующими субъектами (их филиалом(ами) или обособленными подразделениями) ежегодно составляется и представляется в уведомительном порядке в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора технический отчет по обращению с отходами.

   Пунктом 8 указанного приказа предусмотрено, что технический отчет по обращению с отходами составляется с целью: подтверждения заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период; подтверждения фактического использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам отходов, образовавшихся за отчетный период.

   Судом установлено, что технические отчеты за 2012-2015 годы были направлены Учреждением в адрес Управления и им приняты, что подтверждено представителем Росприроднадора в судебном заседании. Представленные технические отчеты является надлежащими документами, подтверждающим неизменность производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами.

По истечении срока действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных документом от 16.12.2011 № 423-О, нормативы были переоформлены на следующий период (утверждены документом № 269-О от 20.11.2017 г.) от имени ОВО по г. Сыктывкару -филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Коми»  (л.д.34-35 том 1).

Статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ к основным принципам охраны окружающей среды, на основе которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, относит: научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.

   В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществляется нормирование в области охраны окружающей среды, которое заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды (пункты 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).

   Исходя из положений пункта 1 и 2 статьи 22 упомянутого закона нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, являясь одним из видов нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей, должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

   Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение (пункты 1, 3 статьи 21 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).

   Из приведенных законоположений следует, что соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (в частности нормативов образования отходов и лимиты на их размещение) в совокупности должно ограничивать негативное воздействие на отдельные компоненты окружающей среды как от одного природопользователя, так и от всех природопользователей, расположенных на определенной территории, и таким образом обеспечивать нормативное состояние качества окружающей среды.

   Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 10 декабря 2002 года № 284-О, по смыслу статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.

            В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 5-П указано, что исходя из требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации надлежит внести в действующее правовое регулирование обусловленные конституционным предназначением платы за негативное воздействие на окружающую среду изменения, которые в единстве с положениями законодательства о лицензировании, нормировании и тарифном регулировании в области охраны окружающей среды обеспечивали бы стимулирующую функцию пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления.

   Впредь до внесения в правовое регулирование необходимых изменений пятикратный повышающий коэффициент при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду не должен применяться к специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, если с ее стороны не было допущено злоупотреблений, связанных с определением соответствующих лимитов на размещение отходов.

   Суд считает, что данная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации может быть распространена на рассматриваемые правоотношения.

   Кроме того, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 № 2987-О, в сфере публичной юридической ответственности принципы справедливости, соразмерности наказания и гуманизма в совокупности с требованием полноты и обоснованности судебных актов обязывают суды при вынесении соответствующих решений принимать во внимание широкий спектр фактических обстоятельств, к каковым во всяком случае относятся обстоятельства, которые могут свидетельствовать о вине или невиновности этого лица.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные в дело доказательства и доводы представителе сторон, суд считает, что поскольку вследствие реорганизации ОВО по г.Сыктывкару в 2012 на основании Постановления Правительства Российской Федерации путем слияния с Управлением вневедомственной охраны при МВД по Республике Коми не произошло изменения производственного процесса, вида деятельности, используемого сырья, вида отходов, а также объема образования отходов и лимитов на их размещение, что подтверждается, в том числе, представленными и принятыми Управлением техническими отчетами для продления срока действия лимитов на размещение отходов, в связи с наличием уведомления Управления о проведенной реорганизации и отсутствием возражений со стороны контролирующего органа в отношении представленных в последующем и проверенных деклараций и технических отчетов, в том числе, за период с 2012 по 2016 годы, суд считает, что в отсутствие доказательств  злоупотреблений со стороны ответчика, связанных с определением соответствующих нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в отсутствие доказательств представления ответчиком недостоверной информации в уведомлении о реорганизации и представленных технических отчетах и декларациях, несоблюдение Учреждением формального порядка подачи заявления на переоформление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не свидетельствует об отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов и, как следствие, возможность применения к Учреждению расчета платы за НВОС в пятикратном размере как сверхлимитное. Повышающий коэффициент при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в рассматриваемом случае применяться не должен.

   Кроме того, из совокупного толкования приведенных положений Порядка № 50 следует, что в случае переоформления ранее выданного документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение его действие не прекращается, а лишь вносятся какие-либо изменения в его содержание (в рассматриваемом случае - наименование юридического лица; государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица и данных документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц), что возможно было сделать Управлению Росприроднадзора на основании представленных Учреждением 18.10.2012 уведомления, технических отчетов и деклараций, и, по сути, было сделано путем совершению конклюдентных действий по приему, проверке и подтверждению правильности начисленных Учреждением и уплаченных сумм, в том числе, за 4 квартал 2015 года. 

            На основании изложенного, задолженность у ответчика по плате за НВОС за 4 квартал 2015 года отсутствует, с учетом фактической уплаты имеется переплата за указанный период в размере 984,84 руб.

            Также суд считает, что ответчик не является плательщиком спорной платы с 01 января 2016 года, основания для взыскания платы за НВОС в размере 946,61 руб. за 2017 год отсутствуют.

   Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа. При этом платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды.

   Согласно части 6 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается.

   Исходя из положений приведенных выше норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает у физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе № 7-ФЗ.

С 01.01.2016 вступили в законную силу изменения, внесенные Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ в Федеральный закон № 7-ФЗ.

   На основании пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

   В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

   Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

   Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

   Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

   Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

   К объектам IV категории согласно пункту 6 части IV названных Критериев относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям: наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ; отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

   Судом установлено, что объекты Учреждения не относятся к объектам I, II, III и IV категории (наносящим минимальный вред окружающей среде) и, как следствие, являются объектами, не оказывающими негативное воздействие на окружающую среду.

С учетом изложенного с 01.01.2016 Учреждение ввиду осуществления деятельности исключительно на объектах, не оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, освобождено от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления.

   Доводы Управления о необходимости внесения платы за НВОС всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы, за исключением твердых коммунальных отходов, на основании абзаца второго пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ основаны на неверном толковании норм законодательства и противоречат, в том числе, положениям частей 6 и 7 статьи 23 Федерального закона № 89-ФЗ.

Абзац 1 пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ исключает из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

   Таким образом, законодательство не предусматривает взимание платы за установленные статье 16 Федерального закона № 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

            Поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, которые не относятся к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее – Критерии),  если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

   Согласно пунктам 6 - 7 статьи 23 Закона № 89-ФЗ при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата не взимается. Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.

   Вопросы, касающиеся подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов регулируются Положением о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 467, и Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66.

   В случае если объект размещения отходов не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования принимает решение о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов, направленным в адрес лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, при заполнении разделов 3 и 3.1 декларации о плате указываются реквизиты такого решения.

            Доказательства принятия в отношении объектов ответчика каких-либо решений о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов в соответствии с действующими нормами законодательства в материалах дела отсутствуют.

   Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, что образованные в ходе осуществления деятельности у Учреждения отходы не относятся к твердым коммунальным отходам.

            Статья 1 Федерального закона № 89-ФЗ определяет отходы производства и потребления как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом; под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

            Указание Учреждением в декларациях за 2016 и 2017 годы иных кодов отходов в соответствии с ФККО не означает, что данный вид отходов в соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ не относится к твердым коммунальным отходам, поскольку Правила обращения с ТКО утверждены 12.11.2016 постановлением Правительства Российской Федерации № 1156, изменения в ФККО в части появления такой категории отходов, как ТКО, внесены лишь в мае 2017 года под номером 73000000000, а появление самого регионального оператора запланировано на 2018 год. Переходный период для введения новой системы регулирования деятельности в области обращения с ТКО и назначения региональных операторов по обращению с ТКО продлен до 01.01.2019.

            В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, в тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) включены определенные группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам.

   Приказом Росприроднадзора от 28.11.2017 № 566 «О внесении изменений в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242» выделена еще одна группа видов отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам: 7 41 119 00 00 0 Остатки сортировки твердых коммунальных отходов, отнесенные к твердым коммунальным отходам.

   Доказательства невозможности отнесения указанных в декларациях видов отходов в соответствии с ФККО с учетом действующих изменений законодательства к твердым коммунальным отходам заявителем не представлены.

   На основании изложенного, суд считает, что доказательства наличия задолженности у ответчика по плате за НВОС в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

   Встречный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

            Контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет Росприроднадзор (пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 № 780).

   Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.02.2016 № 110 за территориальными органами закреплены полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе по плате за размещение отходов производства и потребления.

   Как уже указывалось, в соответствии с Приказом Росприроднадзора от 29.02.2016 № 109 Управление Росприроднадзора по Республике Коми наделено полномочиями администратора доходов федерального бюджета в отношении платежей за негативное воздействие на окружающую среду на территории Республики Коми  (пункт 20).

   Перечень бюджетных полномочий администратора доходов бюджета в свою очередь содержит бюджетные полномочия по осуществлению начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные сумм (часть 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

   В соответствии со статьей 16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода (часть 2). Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3).

   Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

   Согласно пункту 36 указанных Правил сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления.

   Таким образом, именно лицу, уплатившему излишне платежи за негативное воздействие на окружающую среду принадлежит право на распоряжение имеющейся у него переплатой, в связи с чем, он имеет право как на зачет переплаты, так и право на ее возврат.

   Из материалов дела следует, что за 2016 год ответчиком произведена уплата в размере 50207,62 руб., что подтверждается платежными поручениями №133987 от 12.04.2016, № 563237 от 20.07.2016, № 3764 от 11.10.2016 и № 299291 от 16.12.2016 (л.д.58-61 том 1) и Управлением не оспаривается. Кроме того, представителем Росприроднадзора подтверждено наличие переплаты за 2016 год в размере 49299,63 руб.

   Учреждение обращалось в Управление Росприроднадзора с заявлениями от 13.03.2018 № 3571/2-759, от 04.10.2018 № 3571/2-2678 (л.д.88-89 том 1) о возврате излишне уплаченных сумм в размере 51192,46 руб., на основании которых и была инициирована проверка правильности исчисления и уплаты платежей за НВОС, по результатам которой вынесен акт от 26.10.2018, послуживший основанием для отказа в возврате переплаты и доначисления дополнительных платежей.

   Оценив все представленные доказательства, учитывая признаваемый Управлением факт переплаты за 2016 год в размере 49299,63 руб., отсутствие оснований для внесения платы за НВОС за 2016 год в размере 907,99 руб., а также учитывая факт переплаты за 4 квартал 2015 года в размере 984,84 руб., что также не оспаривается заявителем, и отсутствие оснований для взыскания платы за указанный период в пятикратном размере, суд считает, что переплата Учреждения за 4 квартал 2015 года и 2016 год по спорным платежам составляет 51192,46 руб.

   При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что право на распоряжение переплатой принадлежит лицу, уплатившему платежи, то есть ответчику, у Управления Росприроднадзора не имелось законных оснований для отказа в возврате излишне уплаченных сумм платежей за негативное воздействие на окружающую среду в размере 51192,46 руб.  Встречные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

            В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины судом не рассматривается ввиду освобождения участников процесса от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

            Руководствуясь статьями 167-170, 171, 176, 180-181, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования (Росприроднадзора) по Республике Коми о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в размере 49299,63 руб. оставить без рассмотрения.

В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования (Росприроднадзора) по Республике Коми о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми» платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в размере 17296,20 руб. отказать.

Встречный иск удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования (Росприроднадзора) по Республике Коми  возвратить из бюджета 51192,46 руб. излишне уплаченной суммы платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду.

Исполнительный лист на возврат излишне уплаченных сумм выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья                                                                                     Ж.А. Василевская