ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-1678/13 от 10.06.2013 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

17 июня 2013 года     Дело № А29-1678/2013

Резолютивная часть решения объявлена июня 2013 года , полный текст решения изготовлен июня 2013 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Огородниковой Н.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Усинска (ИНН:1106012086, ОГРН:1021100899742)

к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усинске Республики Коми (ИНН: 1106008428, ОГРН: 1021100897674),

к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми (ИНН: 1101471400, ОГРН: 1021100513774)

о признании незаконными решений

при участии:

от ответчиков:Вишнев Е.Ю.- по доверенности № 13/2013 от 30.05.2013,  Пыстина Т.А. – по доверенности № ОК-09-14/3794 от 28.03.2013

установил:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Усинска  (далее — Средняя общеобразовательная школа № 2, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным (недействительным) решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усинске Республики Коми (далее - ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Усинске, фонд) № 537 от 05.12.2012 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а также решения Государственного учреждения — Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми № 3 от 23.01.2013.

Заявитель ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Ответчики заявленные требования не признают, доводы подробно изложены в отзывах на заявление.

Дело рассматривается в отсутствие представителей учреждения, должным образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства. 

В судебном заседании, назначенном на 05.06.2013, объявлялся перерыв до 16 час. 30 мин. 10.06.2013. Информация о перерыве в судебном заседании размещалась на информационном стенде в помещении суда, на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Картотеке арбитражных дел и официальном сайте Арбитражного суда Республики Коми. По окончанию перерыва судебное разбирательство продолжено.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей ответчиков, суд установил следующее.

Средняя общеобразовательная школа № 2 представила 17 августа 2012 года в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Усинске по телекоммуникационным каналам связи сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц (далее — сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета) за полугодие 2012 года.

Установив нарушение срока представления указанных сведений,  фонд  составил акт камеральной проверки  № 105 от 24.10.2012.

Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Усинске № 537 от 05.12.2012 заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной абз.3 ст.17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде взыскания штрафа в размере 256779 руб. 75 коп.

Не согласившись с решением фонда, Средняя общеобразовательная школа № 2 обжаловала его в вышестоящий орган пенсионного фонда. Решением Государственного учреждения — Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми (далее - ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по РК) № 3 от 23.01.2013 жалоба учреждения оставлена без удовлетворения.   

При обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением Средняя общеобразовательная школа № 2 указала на отсутствие умысла в своих действиях, поскольку необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведения направлены учреждением в адрес фонда 14.08.2012, но в результате сбоя программного оборудования, произошедшего в процессе передачи,  отчетность отправлена не в полном объеме. 

Заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.   

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

 В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

При этом под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 этого Федерального закона понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть заверены электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

В силу п.2 ст.11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения индивидуального (персонифицированного) учета. Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом № 27-ФЗ.

 В соответствии со ст.1 Федерального закона № 27-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.

Таким образом, срок представления сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за полугодие 2012 года установлен не позднее 15 августа 2012 года.

За непредставление указанных сведений в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в соответствии со статьей 17 этого Федерального закона к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанная сумма взыскивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (абзац 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за полугодие 2012 года представлены Средней общеобразовательной школой № 2  в ГУ  – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Усинске с нарушением установленного срока - 17 августа 2012 года.

Расчет суммы штрафа произведен фондом исходя из суммы страховых взносов, подлежащих уплате страхователем в Пенсионный фонд РФ за  полугодие 2012 года, в размере 2567787,54 руб., и отраженных в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ).

 Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона № 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.

Статьей 42 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в совершении правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения.

Обжалуя решение ГУ - Управление Пенсионного фонда в г.Усинске, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Усинска  ссылается на отсутствие умысла в действиях должностных лиц  организации, подтверждая свои доводы письмом ООО «Консультант-Север» № 72 от 31.10.2012 и квитанцией о поручении отчета ПФ (л.д.25-26 т.1).

В соответствии с Технологией обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правления ПФ РФ от 11.10.2007  190р, факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с «Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации», факт приема документов органом ПФР - соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе.

В течение 2 рабочих дней с момента отправки документа Абонент получает квитанцию о его доставке в орган ПФР и сохраняет ее.

В течение 4 рабочих дней с момента отправки сведений получает в зашифрованном виде протокол контроля сведений о застрахованных лицах, подписанный ЭЦП органа ПФР.

Отправляет в орган ПФР квитанцию о доставке протокола контроля, подписанную ЭЦП, что является подтверждением получения протокола. Протокол контроля, подписанный ЭЦП органа ПФР и ЭЦП страхователя, сохраняется в архиве.

Если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, то страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру представления сведений.

Если страхователь не получил от органа ПФР в установленное время квитанцию о доставке сведений или протокол контроля сведений, он заявляет органу ПФР о данном факте, выясняет причину отсутствия квитанции и при необходимости повторяет процедуру представления сведений.

В случае возникновения технических сбоев на стороне органа ПФР Абонент через свою организацию получит сообщение об ошибке.

Таким образом, после направления отчетности в территориальный орган ПФР и до получения положительного протокола проверки отчетности, должен действовать разумно и осуществлять просмотр входящей корреспонденции и своевременно производить корректировку отчетности в случае такой необходимости.

Из материалов дела следует, что 14.08.2012 по телекоммуникационным каналам связи Средней общеобразовательной школой № 2 в адрес фонда отправлен файл с комплектом документов (расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за полугодие 2012 г.). Факт доставки расчета в ГУ - Управление Пенсионного фонда в г.Усинске подтверждается извещением о доставке от 14.08.2012, представленным ответчиком и письмом ООО «Компания «Тензор» № 15093 от 15.01.2013, выполняющей функции доверенного удостоверяющего центра и транспортного сервера. Установив, что при отправке отчетности произошел сбой, учреждение повторило процедуру представления сведений только 17.08.2012, то есть с нарушением сроков, определенных Федеральным законом № 27-ФЗ.

Как следует из писем ООО «Консультант-Север» № 72 от 31.10.2012 и № 8 от  17.01.2013 сбой программного комплекса отправки отчетности в электронном виде произошел на компьютере бухгалтерии Средней общеобразовательной школой № 2. Причиной сбоя, по мнению общества, послужила отправка неполного комплекта документов вместе с  расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Доказательства того, что нарушение срока представления сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за полугодие 2012 года обусловлено сбоем в работе оборудования удостоверяющего центра материалы дела не содержат.

Кроме того, ООО «Компания «Тензор» сообщила, что частичная утрата (искажение) транспортного пакета с отчетностью в ходе транзакции невозможна. Все файлы с отчетностью страхователей передаются в том объеме, в котором были получены транспортным сервером.  

Судом установлено, что 01 июля 2012 г. между  ГУ - Управление Пенсионного фонда в г.Усинске (Управление ПФР) и Средней общеобразовательной школой № 2 (Абонент системы) заключено соглашение об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи (далее – Соглашение), регулирующее информационный обмен данными между сторонами Соглашения и позволяющий Абоненту системы представлять в Управление ПФР отчетность, предусмотренную законодательством об обязательном пенсионном и медицинском страховании, в электронной форме.

Согласно п.4.3.  указанного Соглашения в случае невозможности исполнения обязательств по настоящему соглашению стороны немедленно извещают друг друга о приостановлении обязательств.

Заявитель не представил доказательств уведомления ГУ - Управление Пенсионного фонда в г.Усинске  о произошедшем сбое при отправке отчетности и не предпринял мер по представлению сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за полугодие 2012 года в установленные законом сроки на бумажном носителе.

С учетом изложенных обстоятельств, суд считает доказанной вину заявителя в совершенном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена  абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

В то же время суд полагает, что при привлечении учреждения к ответственности ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Усинске не учло обстоятельства, смягчающие ответственность, на наличие которых страхователь указал в дополнениях к настоящему заявлению.

В силу пункта 4 части 6 статьи 39, части 4 статьи 44 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 при привлечении плательщика страховых взносов к ответственности органом контроля за уплатой страховых взносов или судом должны устанавливаться обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения.

Перечень обстоятельств, который содержится в статье 44 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009, не является исчерпывающим. Согласно пункту 4 части 1 указанной статьи судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность иные обстоятельства.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал (постановление № 11-П от 15.07.1999, определение № 244-О от 14.12.2000, постановления № 7-П от 27.04.2001, № 13-П от 30.07.2001, № 9-П от 14.07.2005) на то, что меры ответственности должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, не нарушать принципы справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности. Указанные меры не должны превращаться из меры воздействия (в целях обеспечения фискальных интересов государства, финансовой, в том числе налоговой, дисциплины) в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права частной собственности.

Федеральным законом № 212-ФЗ последствия установления судом или органом контроля за уплатой страховых взносов обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, прямо не установлены, однако, исходя из общих принципов законодательства, в том числе уголовного, административного и налогового, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, установление таких обстоятельств является основанием для уменьшения размера санкции. При этом максимальный размер снижения штрафа за нарушения Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» законодателем  не установлен.

В то же время в силу положений статей 41, 42, 43, 44 Федерального закона № 212-ФЗ наличие обстоятельств, смягчающих ответственность, основанием для освобождения от ответственности не является. 

Суд полагает, что при определении меры ответственности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Усинска  за допущенное правонарушение следовало учесть, что нарушение, выразившееся в несвоевременном представлении сведений совершено страхователем впервые; просрочка в представлении сведений составляет 1 рабочий день; доказательств нарушения публичных интересов несвоевременным представлением сведений не имеется.

С учетом перечисленных смягчающих обстоятельств суд считает возможным снизить размер штрафа до 50000 руб.

Согласно статье 53 Федерального закона № 212-ФЗ каждое лицо имеет право обжаловать решения и иные акты органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, действия (бездействие) его должностных лиц, если, по мнению этого лица, акты, действия (бездействие) нарушают права этого лица.

Статьей 54 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что указанные акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Подача жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Средняя общеобразовательная школа № 2 воспользовалась своим правом на обжалование решения ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Усинске Республики Коми № 537 от 05.12.2012, подав жалобу в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов -  ГУ — Отделение Пенсионного фонда РФ по РК. По результатам рассмотрения жалобы учреждения ответчиком вынесено решение об оставлении жалобы без удовлетворения.

Требования заявителя в части признания незаконным (недействительным) ГУ — Отделения Пенсионного фонда РФ по РК № 3 от 23.01.2013 удовлетворению не подлежат, поскольку данное решение само по себе не нарушает прав  Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Усинска, поскольку не содержит иных оснований для привлечения к ответственности за совершенное правонарушение, кроме изложенных в решении ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Усинске,  и не возлагает на учреждение дополнительных обязанностей.

В силу ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.  

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать недействительным (незаконным) решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усинске Республики Коми № 537 от 05.12.2012  в части привлечения к ответственности, предусмотренной ч.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в размере 206 778 руб. 75 коп.

В остальной части отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усинске Республики Коми в пользу Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Усинска судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 2000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья                                                                        Н.С. Огородникова