ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
11 июня 2021 года Дело № А29-1683/2021
Резолютивная часть решения объявлена июня 2021 года , полный текст решения изготовлен июня 2021 года .
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Суслова М.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каневой Е.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по иску общества с ограниченной ответственностью «ЖИЛРЕМОНТ» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
об урегулировании разногласий при заключении договора,
при участии:
от истца: представитель ФИО1 по доверенности от 01.06.2020 (до перерыва), после перерыва не явились;
от ответчика: не явились (до и после перерыва);
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ЖИЛРЕМОНТ» (далее –Общество) обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» (далее –Региональный оператор) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора №3395/РО-П/2021 от 11 января 2021 года на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении офисного помещения, расположенного по адресу: <...>, в части данных об объеме ТКО, указанных в приложениях № 1 и №2 к договору.
Ответчик в отзыве возражает против предложенных истцом данных об объеме ТКО, рассчитанных на основании фактического количества сотрудников, работающих в офисе, поскольку документов, объективно подтверждающих количество сотрудников истца, не было представлено Обществом, в том числе и по запросу регионального оператора. При изложенных обстоятельствах, объем ТКО рассчитан исходя из площади принадлежащего ответчику помещения и норматива накопления ТКО, утвержденного Приказом № 37/1-Т от 05.10.2018 для объектов категории «офисные и бытовые помещения предприятий и организаций» в размере 0,1 куб.м./год на 1 кв. м. площади помещения.
В возражениях на отзыв истец настаивает на требованиях, указывая, что по ранее заключенному договору Региональным оператором было принято фактическое количество работающих сотрудников в офисе, количество которых не изменилось и с учетом того, что деятельностью истца является оказание услуг по обслуживанию многоквартирных домов, работники ООО «Жилремонт» выполняющие работы на многоквартирных домах (слесари, сантехники, уборщицы лестничных клеток, уборщики мусоропроводов, дворники, иной обслуживающий персонал), получая наряды-задания, осуществляют свою деятельность в многоквартирных домах, где находится не только их место работы но и инвентарь, таким образом, работники непосредственно осуществляющие работы в офисе ОООО «Жилремонт» не находятся, обеденный перерыв работники используют по своему усмотрению, в офисе в обеденный перерыв сотрудники не проводят. Кроме того истец просит учесть, что в офисе расположена аварийная служба, количество сотрудников осуществляющих деятельность в аварийной службе 8 человек, однако на работе постоянно находится два дежурных слесаря-сантехника, а в офисе ООО «Жилремонт» постоянно находится 10 человек, к числу которых относится директор, заместитель директора по производству, мастер службы ремонта сантехнических сетей, мастер службы ремонта и санитарного содержания домов, офис-менеджер, мастер службы ремонта электросетей водитель автомобиля, уборщица офисных помещений, два слесаря-сантехника.
Так же истец возражает относительно применённой ответчиком площади помещений 210,9 кв.м., так как в свидетельстве о праве собственности площадь помещения указана 209,4 кв.м.
Определением суда от 05.05.2021 судебное разбирательство отложено на 02.06.2021, копия данного определения размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 11.05.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании истец наставал на применении при расчете объемов накопления твердых коммунальных отходов исходя из фактического количества работающих в офисе сотрудников, представив в качестве документов, подтверждающих отсутствие в офисе иных сотрудников, обслуживающих многоквартирные дома: должностные инструкции электромонтеров и уборщика (цы) лестничных клеток, слесаря-сантехника, дворника, уборщика мусоропровода, рабочего общестроительных работ; приказы о введении норм по уборке мусоропроводов, о мерах по соблюдению производственной дисциплины; распоряжения о порядке организации работ по закрепленных за сотрудниками многоквартирными домами обслуживаемого фонда; графики уборщиц с закрепленными уборочными площадями; фотографии рабочего времени сотрудников ООО «Жилремонт», которые обслуживают многоквартирные дома и подтверждают нахождение данных сотрудников в офисе только на планерках в период с 08.00 по 08.05, после обеда в период 13.01 при отметке (планерке) (л.д. 101-110 том 2).
Для предоставления сторонами данных о площади принадлежащих истцу нежилых помещений на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 час. 30 мин. до 04.06.2021.
Информация о перерыве своевременно размещена в сети «Интернет» в официальном источнике «Картотека арбитражных дел».
После перерыва судебное заседание продолжено без участия представителей сторон, ответчиком представлена выписка из ЕГРН, согласно которой площадь помещения составила 210,9 кв.м., а истец в дополнительных пояснениях указал, что в 2017 году в связи с перепланировкой была изменена площадь помещения и составила 210,9 кв.м.
Учитывая изложенное, после перерыва на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено судом без участия представителя ответчика, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Судом установлено, что Обществу на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 210,9 кв.м., расположенное по адресу: <...>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 17.09.2013 11АБ №027020 (л.д. 11 том 2) и справочной информацией из ЕГРН (л.д. 126 том 2).
ООО «Ухтажилфонд», изменившее наименование на ООО «Региональный оператор Севера», является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми (соглашение от 22.06.2018, заключенное с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми).
Письмом от 14.12.2020 Региональный оператор в адрес Общества направил проект нового договора на оказание услуг по обращению с ТКО №3395/РО-П/2021 от 11.01.2021, по условиям приложения №1 и №2 к которому объем и стоимость принимаемых ТКО в отношении офисного помещения рассчитаны исходя из его площади и составили: 21,08160 м3 в год (12 мес.*1,75680 м3), (1,75680 м3*773,22 руб.), стоимостью 1 358,39 руб. ежемесячно (л.д. 62-67 том 1).
Не согласившись с предложенным ответчиком расчетом объема и, соответственно, редакцией приложения №1 и №2 к договору, истец направил 30.12.2020 (л.д. 69 том 1) в адрес Регионального оператора протокол разногласий, в котором настаивал на расчете объема принимаемых ТКО исходя из фактически работающих сотрудников в помещении, количество которых составляет 10 человек (директор, заместитель директора по производству, мастер службы ремонта сантехнических сетей, мастер службы ремонта и санитарного содержания домов, офис-менеджер, мастер службы ремонта электросетей водитель автомобиля, уборщица офисных помещений, два слесаря-сантехника).
Отказ ответчика от заключения договора на предложенных истцом условиях послужил основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ, Кодекс) граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 4 указанной статьи условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее – Правила коммерческого учета, Правила № 505), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила обращения с ТКО, Правила № 1156).
Правила обращения с ТКО устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 8(1) Правил обращения с ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся в нежилых помещениях с лицами, владеющими такими нежилыми помещениями на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(4) Правил обращения с ТКО).
Названными Правилами определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов является планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов (пункт 25).
На основании изложенного, юридические лица, в деятельности которых помимо отходов производства образуются ТКО, обязаны заключить договор с региональным оператором, в котором определяется способ учета количества ТКО и планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил коммерческого учета коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
В силу пункта 2 статьи 24.10 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 4 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 (далее - Правила № 269), нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц.
Пунктами 5 и 6 Правил № 269 установлено, что категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.
На территории Республики Коми нормативы накопления ТКО установлены приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 30.12.2016 №20/24-Т.
Годовой норматив накопления твердых коммунальных отходов в отношении категории «офисные и бытовые помещения предприятий и организаций» определен в отношении двух возможных расчетных единиц и составляет на 1 сотрудника – 0,87 куб.м./год (0,07250 куб.м./месяц), на 1 кв.м. метр площади помещения – 0,1 куб.м./год (0,00833 куб.м./месяц).
По расчету истца объем принимаемых ТКО за год, исходя из 10 постоянно находящихся сотрудников в офисе, составит 8,70 куб.м. в год (10 * 0,87), стоимостью 6 727,01 руб. в год или 0,725 куб.м. в месяц (10 * 0,07250), стоимостью 560,58 руб. в месяц.
По расчету ответчика объем принимаемых ТКО за год, исходя из площади офиса 210,9 кв.м., составит 21,08160 куб.м. в год (210,9 * 0,1), стоимостью 16 300 руб. в год или 1,75680 куб.м. в месяц (210,9 * 0,00833), стоимостью 1 358,39 руб. в месяц.
Исследовав представленные истцом доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу о необходимости определения объема ТКО для истца исходя из площади помещения, позволяющего применить минимально возможную стоимость услуг, поскольку согласно выписке из штанного расписания от 12.04.2021 количество работников Общества составляет 55,8, что при расчете объема ТКО составит 48,546 куб.м./год (55,8 * 0,87).
Фактическое количество сотрудников истца, которые работают только в офисе, не может быть принято в качестве расчетной единицы, поскольку нахождение или отсутствие сотрудника Общества в офисе не влияет на общий объем образуемых ТКО всеми работниками истца при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами и необходимости обращения с данными ТКО региональным оператором.
На основании изложенного суд отказывает истцу в удовлетворении требований и принимает приложения №1 и №2 к договору в редакции Регионального оператора.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Отказать в удовлетворении требований.
2. Урегулировать разногласия, возникшие между обществом с ограниченной ответственностью «ЖИЛРЕМОНТ» и обществом с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» при заключении договора №3395/РО-П/2021 от 11 января 2021 года на оказание услуг по обращению с ТКО, в части приложений №1 и №2, приняв их в редакции ответчика.
Приложение №1
к Договору 3395/РО-П/2021 от 11.01.2021
на оказание услуг по обращению с ТКО
ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ДОГОВОРА
I. Объем и место накопления TKO
№ п/п | Наименование объекта | Объем принимаемых TKO м год | Место накопленияTKO | Место накопленияКТО | Периодичность вывоза ТКО |
1 | Офис Жилкомремонт, 167005, Коми, Респ, Городской округ Сыктывкар, Сыктывкар г, Тентюковская ул, дом 85 | 21,08160м3 | (МП МКМКД) 167005, Коми, Респ, Городской округ Сыктывкар, Сыктывкар г, Тентюковская ул, дом 85 | - | Согласно СянПиНам |
21,08160м3 |
Приложение №2
к Договору № 3395/РО-П/2021 от 11.01.2021 г.
на оказание услуг по обращению с ТКО
ПРИЛОЖЕНИЕ-РАСЧЕТ ЗА 2021 год
Норматив по объекту «Офис Жилремонт» (167005, Коми Респ, Городской округ Сыктывкар, Сыктывкар г., Тентюковская ул., дом 85) | |||||||||||
Период | С | По | Норматив | Количество дней/мес. | Количество расчетных единиц | Объем | Тариф, руб. без НДС | Ставка НДС | Сумма, руб. без НДС | Сумма НДС | Сумма, руб. с НДС |
01.01.2021 | 1 | 31 | 0,10000 | 1 | 210,9 | 1,75680 | 773,22 | Без НДС | 1 358,39 | 0.00 | 1 358,39 |
01.02.2021 | 1 | 28 | 0,10000 | 1 | 210,9 | 1,75680 | 773,22 | Без НДС | 1 358,39 | 0.00 | 1 358,39 |
01.03.2021 | 1 | 31 | 0,10000 | 1 | 210,9 | 1,75680 | 773,22 | Без НДС | 1 358,39 | 0.00 | 1 358,39 |
01.04.2021 | 1 | 30 | 0,10000 | 1 | 210,9 | 1,75680 | 773,22 | Без НДС | 1 358,39 | 0.00 | 1 358,39 |
01.05.2021 | 1 | 31 | 0,10000 | 1 | 210,9 | 1,75680 | 773,22 | Без НДС | 1 358,39 | 0.00 | 1 358,39 |
01.06.2021 | 1 | 30 | 0,10000 | 1 | 210,9 | 1,75680 | 773.22 | Без НДС | 1 358,39 | 0.00 | 1 358,39 |
01.07.2021 | 1 | 31 | 0,10000 | 1 | 210,9 | 1,75680 | 773,22 | Без НДС | 1 356,39 | 0.00 | 1 358,39 |
01.08.2021 | 1 | 31 | 0,10000 | 1 | 210,9 | 1,75680 | 773,22 | Без НДС | 1 358,39 | 0.00 | 1 358,39 |
01.09.2021 | 1 | 30 | 0,10000 | 1 | 210,9 | 1,75680 | 773,22 | Без НДС | 1 353,39 | 0.00 | 1 358,39 |
01.10.2021 | 1 | 31 | 0,10000 | 1 | 210,9 | 1,75680 | 773,22 | Без НДС | 1 358,39 | 0.00 | 1 358,39 |
01.11.2021 | 1 | 30 | 0,10000 | 1 | 210,9 | 1,75680 | 773,22 | Без НДС | 1 358,39 | 0.00 | 1 358,39 |
01.12.2021 | 1 | 31 | 0,10000 | 1 | 210,9 | 1,75680 | 773,22 | Без НДС | 1 358,39 | 0.00 | 1 358,39 |
Итого по объекту «Офис Жилкомремонт» (167005, Коми Респ, Городской округ Сыктывкар, Сыктывкар г, Тентюковская ул, дом 85) в 2021 году: | 16 300,68 | 0.00 | 16 300,68 |
3. Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.